Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.08.2013 ПО ДЕЛУ N А41-47411/12

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2013 г. по делу N А41-47411/12


Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Бархатова В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Кузнецова И.С., по доверенности от 10.10.2012,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области (ОГРН 1027700485757; ИНН 7705401340) на решение Арбитражного суда Московской области от 04 апреля 2013 года по делу N А41-47411/12, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Жегалово" (ОГРН 1115050001824; ИНН 5050090168) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области о признании решения незаконным,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Жегалово" (далее - ООО "Жегалово", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, заинтересованное лицо) с требованиями:
- 1) о признании незаконным решения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области от 20 июля 2012 года N МО-12/РКФ-237140 об отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N 50:14:040110:329, расположенного: Московская область, Щелковский района, юго-западнее микрорайона Жегалово г. Щелково, на поле N 38;
- 2) об обязании Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области произвести кадастровый учет объектов недвижимости, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:14:040110:329, расположенного: Московская область, Щелковский район, юго-западнее микрорайона Жегалово г. Щелково, на поле N 38.
Решением от 04 апреля 2013 года Арбитражный суд Московской области удовлетворил заявленные требования общества.
Не согласившись с указанным судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным с неправильным применением норм материального права. Просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заинтересованное лицо ссылается на то обстоятельство, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:14:040110:329 был образован после вступления в законную силу Закона Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области", следовательно, пункт 3 статьи 6 данного Закона на земельный участок не распространяется, площади сформированных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в соответствии со статьей 6 указанного Закона не должны быть менее 2 га.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества возражал против доводов жалобы, ссылался на представленные письменные пояснения. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, протоколом Общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок площадью 506 000 кв. м с кадастровым номером 50:14:00 00 00:0052 от 07.09.2009 (далее - Протокол от 07.09.2009) в счет земельных долей, принадлежащий СПК "Жегалово", был выделен, среди прочего, земельный участок площадью 9 472 кв. м (п. 3.1.7 Протокола).
Соглашением от 06.05.2010 (л.д. 20-40) были внесены изменения в Протокол от 07.09.2009 в связи с уточнением при межевании площади и границ земельных участков.
Согласно изменениям, внесенным п. 3.1.7 Протокола от 07.09.2009 в счет земельных долей, принадлежащих СПК "Жегалово", был выделен, среди прочего, земельный участок с кадастровым номером 50:14:040110:329, площадью 9 472 кв. м.
На основании Передаточного акта от 09.03.2011, утвержденного Протоколом внеочередного общего собрания членов Сельскохозяйственного производственного кооператива "Жегалово" от 09.03.2011 N 2 (л.д. 41-60) земельный участок с кадастровым номером 50:14:040110:329 был передан в собственность ООО "Жегалово" (Свидетельство о государственной регистрации права от 07.09.2011 50 АВ N 262386, л.д. 68).
Решением внеочередного общего собрания участников ООО "Жегалово" было принято решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:14:040110:329 площадью 9 472 кв. м на два самостоятельных земельных участка площадью 7 565 кв. м и площадью 1 907 кв. м.
29.06.2012 общество обратилось в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет сформированных земельных участков в соответствии с прилагаемым межевым планом от 29.06.2012 (л.д. 63).
Решением заинтересованного лица от 20.07.2012 N МО-12/РКФ-237140 (л.д. 64) в осуществлении кадастрового учета заявителю было отказано.
Считая данный отказ незаконным и нарушающим его права, ООО "Жегалово" обратилось с заявлением в суд.
Апелляционный суд признает ошибочным вывод суда первой инстанции о незаконности отказа заинтересованного лица в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Одним из принципов ведения государственного земельного кадастра, закрепленного в ст. 4 Закон о кадастре недвижимости является обеспечение общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно п. 2 ст. 16 Закона о кадастре постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа в кадастровом учете земельных участков послужил тот факт, что площадь данных участков в нарушение требований п. 1 ст. 6 Закона Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" составляет менее 2,0 га.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 2,0 гектара, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Пунктом 3 ст. 6 данного Закона предусмотрено, что нормы минимальных размеров земельных участков, установленные настоящей статьей, не применяются к земельным участкам: предоставленным для ведения сельского хозяйства либо сформированным в счет долей в праве общей собственности на земельный участок до вступления в силу настоящего Закона; в случае выдела земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 4 Федерального закона; если земельный участок меньшей площади находится в пределах естественных границ на местности; в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Закон Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" вступил в законную силу 27.06.2004.
В рассматриваемом случае земельный участок с кадастровым номером 50:14:040110:329 площадью 9472 кв. м был сформирован по решению участников долевой собственности в счет принадлежащих СПК "Жегалово" долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:14:00 00 00: 0052 и поставлен на кадастровый учет (27.08.2008), после вступления в силу Закона Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области".
На вопрос апелляционного суда о том, при каких условиях был осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка кадастровым номером 50:14:040110:329 площадью 9472 кв. м - менее 2 га, сформированного после вступления вышеуказанного закона в силу, представитель общества пояснил, что причиной послужило исключение, предоставленное Законом Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ для таких земельных участков (меньшей 2 га площади) - как находящихся в пределах естественных границ на местности.
При таких обстоятельствах, земельный участок общества кадастровым номером 50:14:040110:329 площадью 9472 кв. м - менее 2 га был сформирован в его естественных границах и после вступления в силу Законом Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ, соответственно, положения пункта 3 статьи 6 данного Закона на земельный участок не распространяется.
То обстоятельство, что земельный участок с КН 50:14:00 00 00: 0052 (из которого в связи с выделом долей был сформирован земельный участок с КН 50:14:040110:329) образован до вступления в силу Закона Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ, не свидетельствует о том, что при его разделе после вступления закона в силу в связи с выделом в счет долей можно формировать земельные участки площадью менее 2 га, а также при разделе сформированных из него впоследствии земельных участков (за установленными законом исключениями).
На вопрос апелляционного суда об основаниях раздела земельного участка КН 50:14:040110:329 представитель заявителя указал, что разделяемый земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, по целевому назначению в настоящее время не используется, граничит с землями г. Щелково и асфальтированной дорогой муниципального значения, для сельскохозяйственного производства использован быть не может, так как его часть долгое время использовалась как объездная грунтовая дорога, а другая часть участка использовалась для производственных нужд, что послужило основанием для принятия обществом решения о его разделе. Согласно проекту генерального плана городского поселения Щелково земельный участок площадью 1907 кв. м уже отражен с разрешенным видом использования: производственный, коммунально-складских объектов.
Вместе с тем, данные обстоятельства не могут быть приняты во внимание апелляционным судом, поскольку в настоящем деле предметом разбирательства является законность решения органа кадастрового учета об отказе в постановке на кадастровый учет образованных с нарушением закона земельных участков.
Вышеуказанные сведения и документы органу кадастрового учета не представлялись.
Кроме того, ссылка на проект не утвержденного генерального плана не может быть принята судом в качестве основания для признания незаконным решения кадастровой палаты.
Вид разрешенного использования и категория земельного участка в настоящее время не изменены в установленном порядке, в связи с чем доводы общества о невозможности использовать земельный участок с КН 50:14:040110:329 по целевому назначению также отклоняется апелляционным судом, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для распространения на него исключений, установленных Законом Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области".
При этом документы в подтверждение всех вышеуказанных обстоятельств не представлены и апелляционному суду.
Доказательств, что на земельном участке имеются объекты недвижимости, апелляционному суду не представлено, так же как и доказательств расположения двух образованных в результате раздела земельных участков в пределах их естественных границ на местности.
Кроме того, такие обстоятельства не сообщались и органу кадастрового учета при подаче документов для осуществления кадастрового учета образованных в результате раздела земельных участков.
На основании изложенного апелляционный суд считает соответствующим закону решение Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 20 июля 2012 года N МО-12/РКФ-237140 об отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N 50:14:040110:329.
Решения суда первой инстанции подлежит отмене. В удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы заинтересованного лица и отказом в удовлетворении заявления ООО "Жегалово", в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина в сумме 1 000 рублей за подачу апелляционной жалобы (от уплаты которой освобождена кадастровая палата) относится на заявителя и подлежит взысканию с ООО "Жегалово" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 04.04.2013 по делу N А41-47411/12 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с ООО "Жегалово" в доход федерального бюджета 1000 руб. - госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы.

Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.А.МИЩЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)