Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3664

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июня 2013 г. по делу N 33-3664


Судья: Степанова О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Захарова В.Н.,
судей Пантелеева В.М., Совкича А.П.,
с участием прокурора Анашкина А.В.,
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Советского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Советского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия по очистке дорожного покрытия улиц р.п. Степное Степновского муниципального образования Советского муниципального района от снега и льда, возложении обязанности произвести очистку дорожного покрытия улиц от снега и льда по апелляционной жалобе администрации Советского муниципального района Саратовской области на решение Советского районного суда Саратовской области от 03 апреля 2013 года, которым признано незаконным бездействие администрации Советского муниципального района Саратовской области по очистке дорожного покрытия улиц р.п. Степное Степновского муниципального образования Советского муниципального района от снега и льда и возложена обязанность произвести очистку дорожного покрытия улиц от снега и льда.
Заслушав доклад судьи Захарова В.Н., объяснения прокурору Анашкину А.В., полагавшего, что оснований для отмены постановленного по делу решения не имеется, изучив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы гражданского дела, судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора Советского района Саратовской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Советского муниципального района Саратовской области, просил признать незаконным бездействие по очистке дорожного покрытия улиц р.п. Степное Степновского муниципального образования Советского муниципального района от снега и льда, возложить обязанность произвести очистку дорожного покрытия улиц от снега и льда.
Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки были выявлены нарушения Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", а именно было установлено, что по истечении более чем 5 суток после снегопада на улице Набережной (от дома N 1 до дома N 54) в р.п. Степное Степновского муниципального образования Советского муниципального района наблюдается зимняя скользкость, снежный пласт, колейность дорожного полотна (в то время как норматив очистки от снега дорог с интенсивностью автомобильного потока менее 1000 автомобилей в сутки составляет 6 часов). Поскольку надлежащее содержание автомобильной дороги общего пользования входит в обязанности органа исполнительной власти, в ведении которого находится такая дорога, прокурор обратился с соответствующими требования к администрации муниципального района.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Советского муниципального района Саратовской области выражает свое несогласие с состоявшимся решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение, согласно которому в удовлетворении заявленного требования отказать.
В обоснование жалобы ответчик указывает, что оспариваемым решением признается незаконным бездействие по очистке всех дорог р.п. Степное и возлагается обязанность по очистке всех дорог р.п. Степное, в то время как прокурорская проверка проводилась лишь относительно улицы Набережной. Кроме того, автор жалобы обращает внимание на представленный муниципальный контракт N 21 от 19.02.2013 г., заключенный с ООО "Жилищник" относительно содержания улично-дорожной сети поселка.
На заседание судебной коллегии представитель ответчика не явился, ответчик извещен о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представлено, о причинах неявки не сообщено. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность состоявшегося решения, исходя из доводов жалобы (в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Невыполнением требований федерального закона "О безопасности дорожного движения", государственных стандартов нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, общества и государства по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, в числе прочего, относится содержание автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
В уставе Советского муниципального района закреплено, что к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения (л.д. 14 - 15).
Решением Совета депутатов Степновского муниципального образования N 271 от 19 октября 2012 года, заключено соглашение о передаче органам местного самоуправления Советского муниципального района некоторых вопросов местного значения, отнесенных к компетенции Степновского муниципального образования. В частности, вопросов формирования, исполнения бюджета поселения, дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, осуществления муниципального контроля за сохранностью дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательство РФ (л.д. 35).
31 октября 2012 года между Степновским муниципальным образованием и Советским муниципальным районом заключено соглашение о передаче на исполнение Советскому муниципальному району полномочий, отнесенных к компетенции муниципального образования, утвержденное решением Муниципального Собрания Советского муниципального района N 224 от 31 октября 2012 года.
Согласно указанному соглашению, администрации Советского муниципального района были переданы полномочия в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательство РФ (л.д. 37 - 40).
Во исполнение указанных соглашений 19 февраля 2013 года между администрацией Советского муниципального района и ООО "Жилищник" был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по зимнему содержанию улично-дорожной сети р.п. Степное, определено техническое задание, график производства работ и смета выполнения работ (л.д. 22 - 28).
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Органом исполнительной власти Советского муниципального района является администрация Советского муниципального района (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
В соответствии с п. 3 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", принятого постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221, проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
В пункте 3.1.6 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 установлен шестичасовой срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с интенсивностью автомобильного потока менее 1000 автомобилей в сутки.
Вместе с тем в результате прокурорской проверки было установлено, что, несмотря на окончание снегопада, улицы п. Степное покрыты снегом, их уборка и очистка от снежной массы не проведена. На всем протяжении улиц наблюдается скользкость, колейность, тогда как нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения и до полной ликвидации, окончание снегоочистки с момента окончания снегопада до момента завершения работ. Таким образом, срок устранения зимней скользкости нарушен. Данные обстоятельства подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами и никем не опровергнуты.
Поскольку дороги находятся в границах р.п. Степное, обязанность по их содержанию лежит на администрации Советского муниципального района, независимо от того, с кем последней заключен контракт на уборку улиц. Следовательно, районный суд обоснованно пришел к выводу о бездействии администрации Советского муниципального района и необходимости возложения обязанности по устранению допущенных нарушений закона.
Для отмены постановленного решения довод жалобы о том, что прокурорская проверка проводилась лишь относительно улицы Набережной, коллегия находит несостоятельным. Согласно находящегося в деле акта от 27.02.2013 г. аналогичные недостатки были выявлены при проверке по ул. Советской, от дома N 7 до дома N 56 (л.д. 6).
Кроме того, ответчиком не представлено доказательств надлежащего содержания иных улиц населенного пункта в указанный зимний период.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда находит выводы суда первой инстанции обоснованными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым была дана правильная оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, аналогичные доводы исследовались судом первой инстанции, и им была дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не допущено.
С учетом изложенного постановленное по делу решение районного суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда Саратовской области от 03 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Советского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)