Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.04.2013 ПО ДЕЛУ N А33-10826/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2013 г. по делу N А33-10826/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисова Г.Н.,
судей: Колесниковой Г.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалухиной Ж.В.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "РГМ-Инвест"): Хабарова Е.Б., представителя по доверенности от 01.06.2012,
от ответчика (Департамента градостроительства Администрации города Красноярска): Лузаковой Ю.В., представителя по доверенности от 15.08.2012 N 01/3617-дг,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Департамента градостроительства Администрации города Красноярска (ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476), Администрации г. Красноярска (ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "27" декабря 2012 года по делу N А33-10826/2012, принятое судьей Куликовой Д.С.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "РГМ-Инвест", ОГРН 1022402480385, ИНН 2465004788 (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации города Красноярска, ОГРН 1022402655758, ИНН 2451000840 (далее - администрация) о признании незаконным решения об отказе в размещении объекта недвижимости на земельном участке, расположенном по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Водопьянова - 9 Мая, с кадастровым номером 24:50:0400067:0032, выраженное в письме Департамента градостроительства Администрации г. Красноярска от 24.04.2012 N 10/1766-дог "О рассмотрении обращения", и обязании администрации принять решение о предварительном согласовании заявителю места размещения торгового комплекса с инженерным обеспечением на испрашиваемом земельном участке.
Определением от 13.07.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент градостроительства Администрации города Красноярска, Управление архитектуры Администрации города Красноярска. Определением от 12.09.2012 для участия в деле в качестве второго ответчика привлечен Департамент градостроительства Администрации города Красноярска (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 декабря 2012 года заявление удовлетворено частично. Признан незаконным отказ в размещении объекта недвижимости - торгового комплекса с инженерным обеспечением на земельном участке, расположенном по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Водопьянова - 9 Мая, с кадастровым номером 24:50:0400067:0032, выраженный в письме департамента от 24.04.2012 N 10/1766-дог "О рассмотрении обращения". Суд обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Администрация и департамент обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Из апелляционных жалоб следует, что предоставление заявителю испрашиваемого земельного участка нарушит права и законные интересы муниципального образования г. Красноярск, обществом не представлены документы, подтверждающие право собственности на расположенный на земельном участке объект недвижимости - свайное поле. Ссылка суда на разрешение инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации от 29.10.1998 N 845 несостоятельна, поскольку свайное поле находится не в границах сооружения, возводимого на основании данного разрешения. Администрация полагает, что суд первой инстанции незаконно возложил на нее обязанность устранить допущенное департаментом нарушение прав и законных интересов заявителя.
Общество в представленном отзыве не согласилось с доводами апелляционных жалоб, просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Администрация и Управление архитектуры Администрации города Красноярска о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как определения о принятии апелляционных жалоб от 11.02.2012, 27.02.2013 им направлены, публичное извещение о назначении рассмотрения апелляционных жалоб, отложении судебного разбирательства размещено на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)).
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы рассматриваются в отсутствие представителей администрации и Управления архитектуры Администрации города Красноярска.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации по г. Красноярску 29.10.1998 выдано обществу разрешение N 845 на выполнение строительно-монтажных работ по 1 очереди промышленно-продовольственного рынка, расположенного по адресу: Советский район, общественный центр жилого массива "Северный" (срок действия разрешения до 01.01.1999).
Постановлением администрации от 17.11.1998 N 1990 признано утратившим силу постановление администрации от 28.05.1997 N 614 "О предоставлении ООО "РГМ-ИНВЕСТ" земельного участка"; обществу предоставлен земельный участок (24:50:04000:0196) площадью 28015,38 кв. м, расположенный по ул. 9 Мая в Советском районе, для размещения торгово-промышленного комплекса "Северный Казачий" в аренду сроком на 25 лет, в том числе, в течение первых трех лет предусматривается аренда земельного участка для проектирования и строительства; на период проектирования и строительства торгово-промышленного комплекса обществу разрешено размещение временных сооружений при условии наличия согласований контролирующих организаций города.
Распоряжением администрации от 11.09.2000 N 846-арх в связи с добровольным отказом общества от земельного участка признано утратившим силу постановление администрации от 17.11.1998 N 1990; земельный участок с кадастровым номером 24:50:04000:0196; оценочная зона N 86 площадью 28015,38 кв. м, расположенный по ул. 9 Мая в Советском районе, для размещения торгово-промышленного комплекса "Северный Казачий" представлен краевому государственному унитарному предприятию "Краевые рынки" в аренду сроком на три года.
Распоряжением администрации от 29.07.2002 N 975-арх признано утратившим силу распоряжение администрации от 11.09.2000 N 846-арх; обществу разрешено устройство временного рынка на земельном участке, расположенном по адресу: пр. 9 Мая - ул. Водопьянова в Советском районе.
В соответствии с распоряжением администрации от 25.07.2003 N 2069-арх обществу разрешено устройство временного рынка на земельном участке площадью 25 807,12 кв. м, расположенном по адресу: ул. 9 Мая - ул. Водопьянова в Советском районе, сроком до 29.07.2005.
Распоряжением администрации от 22.04.2005 N 954-арх обществу предварительно согласовано место размещения торгового комплекса на земельном участке из земель поселений, оценочная зона N 86, площадью 25 836,08 кв. м, расположенном по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 Мая - ул. Водопьянова; утвержден акт о выборе вышеназванного земельного участка от 22.06.2004; передан в аренду на один год обществу земельный участок из земель поселений, оценочная зона N 86, площадью 25 836,08 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 Мая - ул. Водопьянова, для проведения проектно-изыскательских работ.
Указанный земельный участок, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. 9 Мая - ул. Водопьянова, площадью 25 836,08 кв. м, поставлен на государственный кадастровый учет 19.11.2005 с присвоением кадастрового номера 24:50:0400067:32, что подтверждается кадастровым паспортом от 24.09.2012 N 24/12-284913.
Распоряжением администрации от 21.12.2006 N 3250 срок размещения временного рынка на земельном участке из земель поселений, общей площадью 25 807,12 кв. м, установленный распоряжением администрации от 25.07.2003 N 2069-арх., продлен до 29.07.2007.
Распоряжением администрации от 01.11.2007 N 238-ж обществу предоставлен в аренду на три года земельный участок из земель населенных пунктов, кадастровый номер 24:50:04 00 067:0032, площадью 25 836,08 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 Мая - ул. Водопьянова, для строительства торгового комплекса с инженерным обеспечением; признано утратившим силу распоряжение администрации от 22.04.2005 N 954-арх "О предварительном согласовании ООО "РГМ-инвест" места размещения объекта".
Обществом (заказчик) и ООО "Сибстройизыскания+" (подрядчик) 10.12.2007 подписан договор N 87-12/07-01, по условиям которого подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить инженерно-геологические работы по объекту "Торгово-офисные здания с подземными гаражами по ул. 9 Мая - Водопьянова", а заказчик - принять и оплатить стоимость выполненных работ в размерах и формах, предусмотренных договором (пункт 1.1 договора).
В письме Управления архитектуры Администрации города Красноярска от 04.03.2008 N 4238 указано, что управлением рассмотрен откорректированный в соответствии с замечаниями Градостроительного совета от 07.12.2007 эскизный проект торгового комплекса; предоставленное проектное решение согласовано для дальнейшей работы; рабочий проект выполнить в соответствии с требованиями архитектурно-планировочного задания от 27.09.2006 N 19516 в границах земельного участка, определенных распоряжением администрации от 22.04.2005 N 954-арх и от 22.03.2005 N 1184-арх.
Согласно акту обследования земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Водопьянова - ул. 9 Мая, составленному специалистами Управления архитектуры Администрации города Красноярска 05.07.2011, по результатам осмотра площадки, ранее предоставленной обществу распоряжением первого заместителя Главы города от 01.11.2007 N 238-ж для строительства торгового комплекса с инженерным обеспечением установлено, что на указанном земельном участке расположен временный рынок в составе навесов и торговых павильонов, временной автостоянки, капитального одноэтажного здания в кирпичном исполнении, капитального двухэтажного строения, выполненного из бруса; в северо-восточной части участка расположен котлован со свайным полем; по периметру участка установлено сквозное металлическое ограждение.
Общество 21.03.2012 обратилось к первому заместителю Главы города Красноярска с заявлением о возможности размещения торгового комплекса с инженерным обеспечением по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 Мая - ул. Водопьянова на земельном участке с кадастровым номером 24:50:04 00 067:0032, площадью 25 836,08 кв. м, и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно письму департамента от 24.04.2012 N 10/1766-дог заявителю отказано в размещении объекта в связи с тем, что при сопоставлении представленной схемы заявленного земельного участка с материалами информационных систем градостроительной деятельности, а также визуальном обследовании территории установлен факт наличия на земельном участке объектов недвижимого имущества; поскольку разрешения на размещение данных сооружений заявителю не выдавались, объекты не признаны в судебном порядке самовольно размещенными и подлежащими сносу, документы, свидетельствующие о принадлежности данных объектов, заявителем не представлены, размещение заявленного объекта нарушит права и законные интересы физических и юридических лиц - собственников строений, расположенных на заявленном земельном участке.
Заявитель оспорил выраженный в письме департамента от 24.04.2012 N 10/1766-дог отказ в размещении объекта на заявленном земельном участке, полагая, что основания для отказа в размещении объекта отсутствовали.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей заявителя и департамента и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Обществом соблюден установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок обжалования в арбитражный суд изложенного в письме департамента от 24.04.2012 N 10/1766-дог решения об отказе в размещении объекта недвижимости на земельном участке.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, действий (бездействия), решения незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из пунктов 2.2, 3.1.1, 3.1.3, 3.1.14 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 22.03.2011 N 218-ж (далее - Административный регламент N 218-ж), части 1 статьи 58 Устава города Красноярска, принятого решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-62, пункта 5.9 приложения N 22 к распоряжению администрации города Красноярска от 22.12.2006 N 270-р "Об утверждении должностных обязанностей заместителей Главы города Красноярска", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение от 24.04.2012 N 10/1766-дог подписано заместителем главы города - руководителем департамента градостроительства в пределах предоставленных полномочий.
Как следует из письма департамента от 24.04.2012 N 10/1766-дог, заявителю отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка на основании пункта 2.9 Административного регламента N 218-ж в связи с тем, что предполагаемым размещением объекта капитального строительства будут нарушены права и законные интересы физических, юридических лиц, являющихся собственниками расположенных на земельном участке объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 2.9 Административного регламента N 218-ж основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является нарушение предполагаемым размещением объекта капитального строительства прав и законных интересов физических, юридических лиц.
Наличие указанного в письме департамента от 24.04.2012 N 10/1766-дог основания отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка документально не подтверждено. В нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрацией и департаментом не представлены доказательства нарушения предполагаемым размещением объекта прав и законных интересов физических и юридических лиц. Ответчиками не устанавливалась принадлежность расположенных на земельном участке объектов недвижимости конкретным физическим и юридическим лицам, поэтому их утверждение о нарушении прав и законных интересов собственников расположенных на земельном участке строений бездоказательно.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что департамент не доказал законность оспариваемого решения, изложенного в письме от 24.04.2012 N 10/1766-дог, является правильным. Вместе с тем, суд апелляционной инстанции установил, что оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы заявителя, что является в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Судом первой инстанции не исследован вопрос о порядке предоставления спорного земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, вывод о нарушении оспариваемым отказом прав и законных интересов заявителя сделан без учета того обстоятельства, что испрашиваемый обществом земельный участок является сформированным и в силу пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации не может быть предоставлен с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- 1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
- 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений Земельного кодекса и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта установлен пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и состоит в проведении работ по формированию земельного участка (подпункт 1); проведении торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды или предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии земельных участков, если имеется только одна заявка (подпункт 3); подписании протокола о результатах торгов или подписании договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (подпункт 4).
При этом формирование земельного участка в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации включает в себя выполнение кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за такое подключение, принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельных участков без проведения торгов, публикация сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов.
Как усматривается из материалов дела, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 19.11.2005 с присвоением кадастрового номера 24:50:0400067:0032, право собственности на него зарегистрировано за муниципальным образованием город Красноярск. С момента постановки на кадастровый учет площадь земельного участка и его кадастровый номер не изменялись, земельный участок с кадастрового учета не снимался.
Учитывая, что спорный земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, не закреплен за гражданином или юридическим лицом, такой участок в соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации не может быть предоставлен обществу с предварительным согласованием места размещения объекта. Следовательно, оспариваемое решение об отказе в размещении объекта недвижимости на спорном земельном участке не нарушает права и законные интересы заявителя, поэтому заявленное обществом требование о признании незаконным отказа в размещении объекта недвижимости, выраженного в письме департамента от 24.04.2012 N 10/1766-дог, не подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о соблюдении заявителем условий предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, непредставлении департаментом доказательств нарушения предполагаемым размещением объекта капитального строительства прав и законных интересов физических, юридических лиц, основаны на неправильном применении статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение суда первой инстанции следует отменить на основании части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент и администрация освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "27" декабря 2012 года по делу N А33-10826/2012 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ

Судьи
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
Г.А.КОЛЕСНИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)