Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 07.10.2013 ПО ДЕЛУ N А11-6453/2010

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2013 г. по делу N А11-6453/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.10.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чернышова Д.В.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.,
при участии представителя
от третьего лица - открытого акционерного общества "Владимирский завод "Электроприбор": Яковец Ю.И. (доверенность от 20.02.2013).
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.12.2012,
принятое судьей Киселевой М.Ф., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013,
принятое судьями Малышкиной Е.Л., Богуновой Е.А., Соловьевой М.В.,
по делу N А11-6453/2010
по иску администрации города Владимира
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области
о признании права Российской Федерации на земельный участок отсутствующим и
о признании права муниципальной собственности на земельный участок,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, -
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Владимирской области и
открытое акционерное общество "Владимирский завод "Электроприбор",
и
установил:

администрация города Владимира (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области (далее - Теруправление) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объекты общего пользования, площадью 9730,67 квадратного метра, с кадастровым номером 33:22:024088:2, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Владимирская область, г. Владимир, ул. Батурина, д. 28 (дело N А11-6453/2010).
Одновременно Администрация обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с иском к Теруправлению о признании права собственности муниципального образования город Владимир на земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объекты общего пользования, площадью 9730,67 квадратного метра с кадастровым номером 33:22:024088:2, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Владимирская область, г. Владимир, ул. Батурина, д. 28 (дело N А11-8112/2010).
Арбитражный суд Владимирской области определением от 16.01.2012 объединил названные дела в одно производство с присвоением делу N А11-6453/2010.
Исковые требования основаны на статьях 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 3.1 Федерального закона от 25.01.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и мотивированы принадлежностью спорного участка муниципальному образованию "Город Владимир".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, открытое акционерное общество "Владимирский завод "Электроприбор" (далее - Общество).
Арбитражный суд Владимирской области решением от 24.12.2012, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013, удовлетворил исковые требования частично: признал право собственности муниципального образования город Владимир на земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объекты общего пользования, площадью 9730,67 квадратного метра с кадастровым номером 33:22:024088:2, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Владимирская область, г. Владимир, ул. Батурина, д. 28, отказал в удовлетворении требований о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объекты общего пользования, площадью 9730,67 квадратного метра с кадастровым номером 33:22:024088:2, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Владимирская область, г. Владимир, ул. Батурина, д. 28, отказал.
Руководствуясь статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 18, 19, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества", статьями 2 и 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статьей 3.1 Федерального закона от 25.01.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьями 3, 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257 "Об автомобильных дорогах", суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания права собственности муниципального образования город Владимир на спорный земельный участок и отсутствии оснований для удовлетворения требования Администрации о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на него.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Теруправление обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции в части признания права собственности муниципального образования на спорный земельный участок в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель считает, что вывод суда о том, что на момент государственной регистрации права собственности Российской Федерации (17.12.2003) земельный участок с кадастровым номером 33:22:2 4 088:0001 прекратил свое существование в связи с внесением в государственный кадастр недвижимости сведений об образованных из него земельных участков, является ошибочным, поскольку противоречит представленным в материалы дела доказательствам.
Теруправление указывает, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрация доказательно не обосновала право собственности муниципального образования город Владимир на спорный земельный участок, поэтому суд неправомерно удовлетворил ее требование о признании права собственности на него.
Заявитель полагает, что вывод суда о нераспространении срока исковой давности на требование Администрации о признании права собственности на спорный земельный участок со ссылкой на статью 208 Гражданского кодекса Российской неверен.
В судебном заседании Общество поддержало доводы кассационной жалобы и просило частично отменить оспариваемые судебные акты.
При надлежащем извещении участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства стороны и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области не обеспечили явку представителей в третью инстанцию.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанции норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области от 24.12.2012 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и заслушав представителя Общества, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, в соответствии с генеральным планом города Владимира, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 07.08.1985 N 345, магистраль районного значения, проходившая по улице Северной, относилась к дорогам общего пользования.
На основании постановления главы администрации Владимирской области от 06.10.1997 N 634 "О принятии в государственную собственность Владимирской области и передаче в муниципальную собственность города Владимира объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся в ведении не подлежащего приватизации государственного предприятия ПО "Точмаш", автодорога по улице Северной города Владимира (автотранспортное сообщение) передана в муниципальную собственность (выписка из реестра муниципальных объектов инженерной инфраструктуры города Владимира).
Согласно генеральному плану муниципального образования город Владимир, утвержденному решением Совета народных депутатов города Владимира от 05.11.2009 N 223, дорога, проходящая по улице Северной, значится как автодорога районного значения.
Право собственности на проезжую часть улицы Северной протяженностью 3067,68 погонного метра, инвентарный номер 860:33, расположенной по адресу: город Владимир, улица Северная, зарегистрировано за муниципальным образованием "Город Владимир" (свидетельство о государственной регистрации права от 12.10.2010 серии 33 АЛ N 089166).
Арбитражный суд Владимирской области решением от 26.04.2011 по делу N А11-9258/2010 отказал в удовлетворении требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области к администрации города Владимира о признании отсутствующим права муниципальной собственности на объект - проезжая часть улицы Северной протяженностью 3067,68 погонного метра, инвентарный номер 860:33, расположенной по адресу: город Владимир, улица Северная. Решение вступило в законную силу (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.03.2012). Суды трех инстанций пришли к выводу, что проезжая часть улицы Северной с инвентарным номером 860:33, протяженностью 3067,68 погонного метра относится к объектам недвижимости, является магистралью районного значения и относится к дорогам общего пользования.
С учетом изложенных обстоятельств, Администрация, посчитав спорный объект муниципальной собственностью, обратилась в суд с настоящим иском.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
В пункте 59 Постановления от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Из материалов дела усматривается, что исполнительный комитет Владимирского городского Совета народных депутатов письмом от 13.09.1989 N 79-ОГА разрешил заводу "Электроприбор" временное закрытие улицы Северной для производства технологических и ремонтных работ.
На основании распоряжения главы администрации города Владимира от 13.11.1992 N 1295 за заводом закреплен земельный участок площадью 27,3 гектара в существующих границах, в том числе: земельный участок площадью 15,8 гектара по ул. Мира, земельный участок площадью 11,5 гектара по улице Северной (участок предоставлен с освобождением створа улицы Северной, как магистрали районного значения) и выданы государственный акт на право пользования землей N 182-ю на земельный участок площадью 11,5 гектара - в постоянное (бессрочное) пользование в границах, указанных на чертеже и государственный акт N 181-ю на земельный участок площадью 15,8 гектара - в постоянное (бессрочное) пользование в границах, указанных на чертеже.
В государственном акте на право пользования землей N 182-ю прямо указано на то, что земельный участок предоставляется с освобождением створа улицы Северной, как магистрали районного значения.
Председатель Комитета по управлению государственным имуществом Владимирской области распоряжением от 24.03.2003 N 431 утвердил проекты границ земельных участков, выполненных МП землеустройства "Гея" по государственному контракту на выполнение работ по землеустройству при разграничении государственной собственности на землю от 11.09.2002 N 1, в том числе земельного участка, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Батурина, д. 28, площадью 281 219 квадратных метров (кадастровый номер участка 33:22:24088:0001).
На основании заявления Общества "Владимирский завод Электроприбор" в связи с прохождением улицы Северной в пределах красных линий был выполнен проект границ по разделу земельного участка с кадастровым номером 33:22:24088:0001 на семь земельных участков, в том числе участок площадью 9730,67 квадратного метра, с кадастровым номером 33:22:024088:2.
Глава города Владимира распоряжением от 25.07.2003 N 1835-р утвердил проект границ земельных участков в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 33:22:24088:0001, в том числе земельного участка с кадастровым номером 33:22:024088:2, площадью 9730,67 квадратного метра, с разрешенным использованием - территория общего пользования, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Батурина, д. 28. Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 281 219 квадратного метра, с кадастровым номером 33:22:24088:0001 произведена 17.12.2003 (свидетельство о государственной регистрации права серии 33АВ N 182528).
Земельный участок площадью 281 219 квадратного метра, с кадастровым номером 33:22:24088:0001 разделен на семь земельных участков (земельный участок площадью 9730,67 квадратного метра, с кадастровым номером 33:22:024088:2; земельный участок площадью 149 987 квадратных метров, с кадастровым номером 33:22:24088:0006; земельный участок площадью 119 341 квадратный метр, с кадастровым номером 33:22:24088:0007; земельный участок площадью 2123 квадратных метра, с кадастровым номером 33:22:24088:0008; земельный участок площадью 1 квадратный метр, с кадастровым номером 33:22:24088:0003; земельный участок площадью 8 квадратных метров, с кадастровым номером 33:22:24088:0005; земельный участок площадью 24 квадратных метра, с кадастровым номером 33:22:24088:0004).
Указанные земельные участки, как самостоятельные объекты недвижимости, поставлены на кадастровый учет в ноябре 2003 года, в частности, земельный участок площадью 9730,67 квадратного метра, с кадастровым номером 33:22:024088:2, согласно кадастровому паспорту и выписке из реестра объектов недвижимости от 06.07.2010 N 33/201/10-31443, поставлен на государственный кадастровый учет 06.11.2003.
С учетом указанного, суд пришел к правильному выводу, что на момент государственной регистрации права собственности Российской Федерации (17.12.2003) на земельный участок с кадастровым номером 33:22:24088:0001 указанный земельный участок как объект права перестал существовать, поскольку в ноябре 2003 года на кадастровый учет поставлены семь вновь образованных земельных участков. Суд также верно отметил, что на момент издания распоряжения председателя Комитета по управлению государственным имуществом Владимирской области от 06.11.2003 N 1656, явившимся основанием для регистрации права Российской Федерации на названный участок, последний как объект права отсутствовал.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено понятие красных линий - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В силу статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (улица, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие).
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Из материалов дела усматривается, что магистраль районного значения, проходившая по улице Северной, относилась к дорогам общего пользования (генеральный план города Владимира, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 07.08.1985 N 345) и была передана в муниципальную собственность (выписка из реестра муниципальных объектов инженерной инфраструктуры города Владимира). Согласно генеральному плану муниципального образования города Владимира, утвержденному решением Совета народных депутатов города Владимира от 05.11.2009 N 223, дорога, проходящая по улице Северной, значится как автодорога районного значения. Право собственности на проезжую часть улицы Северной протяженностью 3067,68 погонного метра, инвентарный номер 860:33, расположенной по адресу: город Владимир, улица Северная, зарегистрировано за муниципальным образованием "Город Владимир", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.10.2010 серии 33 АЛ N 089166. Согласно положениям Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (статья 3 Закона).
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения (часть 9 статьи 5 Закона).
Правовой анализ приведенных норм указывает на то, что автомобильная дорога представляет собой неразрывно связанные земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними дорожное полотно.
Из материалов дела видно, что земельный участок, находящейся под дорогой районного значения, незаконно включен в состав земельного участка с кадастровым номером 33:22:24088:0001, который в 2003 году размежеван на семь земельных участков, один из которых сформирован под объектами общего пользования, под автодорогой (кадастровый номер 33:22:024088:2). Правовых оснований для регистрации права собственности на него за Российской Федерации не имелось, поэтому суд пришел к обоснованному выводу и об отсутствии правовых оснований для регистрации за указанным субъектом права собственности на спорный земельный участок общей площадью 9 730,67 квадратного метра.
Приобретение права собственности на земельные участки субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления возможно при разграничении государственной собственности на землю (пункт 1 статьи 18 и пункт 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пунктах 2 и 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.01.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлены критерии принадлежности земельных участков к собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности. В частности, к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 2 названной статьи).
Основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 33:22:024088:2 (свидетельство о государственной регистрации права от 15.07.2010 серии 33 АК N 976510) указаны распоряжение главы города Владимира от 25.07.2003 N 1835-р, распоряжение председателя комитета по управлению государственным имуществом администрации Владимирской области от 06.11.2003 N 1656, постановление главы города Владимира от 13.03.2008 N 947. Однако распоряжение главы города Владимира от 25.07.2003 N 1835-р не может являться основанием для регистрации права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 33:22:024088:2, так как данным распоряжением утвержден проект границ земельных участков в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 33:22:24088:0001.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть вступившие в законную силу судебные акты (статья 17 Закона).
Из анализа данных положений закона следует, что настоящее решение суда является основанием регистрации прекращения права Российской Федерации на спорный земельный участок, и, следовательно, самостоятельного удовлетворения требования Администрации о признании отсутствующим права данного субъекта на указанный земельный участок не требуется.
Доводы заявителя об ошибочности вывода суда о том, что на момент государственной регистрации права собственности Российской Федерации (17.12.2003) земельный участок с кадастровым номером 33:22:2 4 088:0001 прекратил свое существование в связи с внесением в государственный кадастр недвижимости сведений об образованных из него земельных участков и доказательственной необоснованности права собственности муниципального образования "Город Владимир" на спорный участок сводятся к переоценки представленных в материалы дела доказательств, что по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Указание заявителя на нераспространение срока исковой давности на требование Администрации о признании права собственности на спорный земельный участок судом округа во внимание не принимается, поскольку оно основано на неправильном понимании статьи 208 Гражданского кодекса Российской.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Расходы по кассационной жалобе судом не распределялись, поскольку в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.12.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 по делу N А11-6453/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Д.В.ЧЕРНЫШОВ
Судьи
С.В.БАБАЕВ
В.Ю.ПАВЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)