Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.11.2007 ПО ДЕЛУ N А62-2642/2007

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2007 г. по делу N А62-2642/2007


Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Тиминской О.А.
Судей Игнашиной Г.Д., Тимашковой Е.Н.
по докладу судьи Тиминской О.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Тиминской О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Смоленска
на решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.09.2007
по делу N А62-2642/07 (судья В.В. Яковенкова), принятое
по заявлению Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области
к Администрации г. Смоленска
3-е лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Смоленской области
о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления
при участии:
- от заявителя: Кощеев А.А. - главный специалист (доверенность N 27 от 09.04.2007, постоянная); Аниськин С.В. - начальник отдела (доверенность N 89 от 29.12.2006, постоянная);
- от ответчика: Петросян Н.А. - главный специалист (доверенность N 1-1309 от 18.04.2007, постоянная);
- от третьего лица: Терновых С.А. - специалист (доверенность N 131 от 17.07.2007, постоянная); Зюлючкина А.И. - начальник отдела (доверенность N 50 от 02.04.2007, постоянная);

- установил:

Департамент земельных и имущественных отношений Смоленской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Администрации города Смоленска (далее - Администрация) о признании недействительными пунктов 2, 3 постановления Главы города Смоленска от 29.01.2007 N 131 "О внесении изменений в Постановление Главы города Смоленска от 21.02.2006 N 478 и предоставлении Администрации города Смоленска в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка по Краснинскому шоссе".
Определением Арбитражного суда Смоленской области от 05.07.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной регистрационной службы по Смоленской области.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 04.09.2007 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, Администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что постановлением Главы Администрации города Смоленска от 29.01.2007 N 131 Администрации в постоянное бессрочное пользование для градостроительного развития территории города предоставлен земельный участок площадью 205 014 кв. м, кадастровый номер 67:27:000 00 00:0077, расположенный по Краснинскому шоссе в г. Смоленске.
Полагая, что при вынесении данного постановления Главой Администрации города Смоленска нарушена предусмотренная ст. 20, 32, 36 Земельного кодекса РФ процедура предоставления в постоянное бессрочное пользование земельных участков, на которые право собственности не разграничено, Департамент обратился в суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 20 ст. 14, п. 15 ст. 15 Федерального закона от 06.10.03 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территорий, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.
При этом п. 3 ст. 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено предоставление земельных участков для строительства лицам, указанным в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, в постоянное (бессрочное) пользование с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из смысла приведенных норм, а также других положений земельного законодательства вытекает, что земельный участок, являющийся незастроенным, мог быть предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование только для целей строительства.
В нарушение вышеуказанной нормы земельный участок, расположенный по Краснинскому шоссе в г. Смоленске, был передан Администрации в постоянное (бессрочное) пользование в целях, не предусмотренных действующим земельным законодательством - для градостроительного развития территории города.
П. 4 ст. 30 ЗК РФ определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который включает в себя:
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Оформление результатов выбора земельного участка осуществляется путем составления акта о выборе земельного участка для строительства.
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.03 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, другим нормативным правовым актам РФ и субъектов РФ.
Между тем, как установлено судом, предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование Администрации проходило с нарушением порядка его предоставления с предварительным согласованием места размещения объекта. В материалах дела отсутствуют достаточные доказательства, свидетельствующие о составлении акта о выборе земельного участка, проведении работ по формированию земельного участка, принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Кроме того, согласно ст. 3.1. ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления муниципальных образований в целях разграничения государственной собственности на землю, относятся к собственности муниципальных образований.
Следовательно, предоставление спорного земельного участка Администрации города Смоленска в постоянное бессрочное пользование при несоблюдении целей, для которых он выделен, влечет за собой возникновение права муниципальной собственности и нарушает права субъекта РФ - Смоленской области, поскольку в областной бюджет могут не поступить средства от реализации последним своих полномочий по распоряжению собственностью, в частности, от продажи права на заключение договоров аренды, купли-продажи, арендная плата, а также нарушаются права неопределенного круга лиц на приобретение земельных участков, формирование которых возможно в границах спорного земельного участка.
Таким образом, вывод суда о несоответствии оспариваемого постановления требованиям Земельного кодекса РФ правомерен и обоснован.
Ссылка заявителя на то, что Департамент не представил доказательств нарушения оспариваемым Постановлением его прав и охраняемых законом интересов отклоняется как ошибочная. Как следует из разъяснений, содержащихся в Определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 N 419-О, для признания судом обжалуемых действий и решений (включая издание нормативных и ненормативных актов) недействительными или незаконными необходимо и достаточно их несоответствия законам и подзаконным актам, поскольку основным доказательством нарушения прав и охраняемых законом интересов лица, которое обжалует соответствующее решение или действие (в том числе издание нормативного или ненормативного акта) государственного органа или органа местного самоуправления, является само по себе нарушение изданным актом закона или иного нормативного правового акта.
Поскольку обжалуемое постановление Главы Администрации города Смоленска противоречит нормам Земельного кодекса РФ, устанавливающим порядок предоставления земельного участка в постоянное бессрочное пользование органам государственной власти и местного самоуправления, оно правомерно признано недействительным в обжалуемой Департаментом части.
Также не может быть принят во внимание и довод заявителя жалобы о том, что в решениях Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-1619/07 и N А62-1620/07 содержится вывод о неправомерности отказа регистрирующего органа в совершении действий по государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования Администрации города Смоленска на земельный участок, расположенный по Краснинскому шоссе г. Смоленска, и права муниципальной собственности на данный земельный участок, а также дана оценка оспариваемому постановлению. При рассмотрении указанных дел суд по существу исследовал только те обстоятельства, которые послужили основанием для совершения действий регистрирующим органом с точки зрения порядка и процедуры их совершения, установленных законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Проверка оспариваемого постановления на соответствие требованиям, предъявляемым земельным и градостроительным законодательством, в предмет исследования в рамках этих дел по правилам ст. 68, 69 АПК РФ не входила, поэтому вывод о его несоответствии закону можно сделать лишь при рассмотрении иска о признании этого постановления недействительным.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.09.2007 следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.09.2007 по делу N А62-2642/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ

Судьи
Г.Д.ИГНАШИНА
Е.Н.ТИМАШКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)