Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2823

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 мая 2013 г. по делу N 33-2823


Судья Набенюк А.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Елкановой И.А.,
судей Ефимовой И.В., Петровой Н.А.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску К. к администрации муниципального образования "Город Саратов" об отмене постановления,
по апелляционной жалобе К. на решение Волжского районного суда города Саратова от 24 декабря 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:

К. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" об отмене постановления от 05 августа 2011 года N 1579 об отказе в предоставлении земельного участка на праве аренды.
В обоснование заявленных требований истец указала, что решением исполкома Саратовского городского Совета народных депутатов от <дата> N исполкому <адрес> Совета народных депутатов закреплен земельный участок площадью 6,0 га, фактически занимаемый садоводческим товариществом на Соколовой горе в <адрес>. <дата> составлен акт об отводе в натуре красных линий и границ участка.
<дата> истец обратилась в Волжский райисполком по вопросу выделения ей садового участка в садоводческом товариществе "Лето". По мнению истца, она начала освоение земельного участка площадью 1399 кв. м с ведома и согласия правления садоводческого товарищества "Лето", а также администрации района и города. В августе 1991 года истцу было отказано во включении ее в члены садоводческого товарищества "Лето", поскольку она не являлась сотрудником предприятия и на момент ее обращения отсутствовали свободные земельные участки.
В декабре 1991 года решен вопрос о закреплении за садоводческим товариществом "Лето" дополнительного земельного участка, в 1993 году администрацией г. Саратова издано постановление о предоставлении садоводческому товариществу "Лето" фактически занимаемого земельного участка площадью 8,7897 га, при этом часть земель передана членам товарищества в пожизненное наследуемое владение, а часть - на праве постоянного (бессрочного) пользования. В 1993 году истец не вошла в списочный состав членов садоводческого товарищества "Лето", равно как и занимаемый ею земельный участок не вошел в земли отвода товарищества.
В последующем истец неоднократно обращалась в администрацию муниципального образования "Город Саратов" по вопросу утверждения и выдачи схемы занимаемого ею земельного участка, а также по вопросу предоставления ей земельного участка на праве аренды. Однако ответчик отказывал ей в удовлетворении заявлений, поскольку участок находится в территориальной зоне Р-2 (зоне земельных насаждений общего пользования). Кроме того, орган местного самоуправления указывал в ответах на обращения, что земельный участок находится на территории комплекса "Парк Победы", земельный участок, на котором расположен "Парк Победы", в 2000 году предоставлена на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному учреждению "Дирекция по благоустройству Саратовского мемориального комплекса "Парк Победы", в последующем переименованного в муниципальное учреждение "Культурное наследие".
<дата> администрацией муниципального образования "<адрес>" издано постановление N об отказе в предоставлении истцу испрашиваемого земельного участка на праве аренды, поскольку земельный участок находится в пользовании другого лица.
Истец полагает постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" подлежащим отмене, поскольку она с 1991 года использует спорный земельный участок под огород, кустарник с согласия органов власти, в связи с чем земельный участок утратил статус земель общего пользования. Основным видом использования земель рекреационного назначения является размещение парков культуры и отдыха, городских садов, в связи с чем истец полагает, что использует земельный участок по целевому назначению - для ведения садоводства. Истец считает, что штрих-пунктирная линия, обозначающая на топографо-геодезическом плане границу отвода земельного участка садоводческому товариществу "Лето" и границы "Парка Победы", не является достаточным доказательством границ на местности.
Решением Волжского районного суда города Саратова от 24 декабря 2012 года истцу отказано в удовлетворении заявленных требований.
К., не согласившись с решением суда, подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Автор жалобы полагает, что в решении суда не дана оценка обоснованности отказа администрации муниципального образования "Город Саратов" в предоставлении земельного участка, выводы, содержащиеся в мотивировочной части решения, не соответствуют существу заявленных требований, судом не установлены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения возникшего спора. Судом не учтено, что согласно исследованным в судебном заседании документам право постоянного (бессрочного) пользования у муниципального учреждения "Культурное наследие" зарегистрировано только на земельные участки, входящие в единое землепользование общей площадью 33475 кв. м. Испрашиваемый земельный участок не входит в границы данного землепользования и расположен на земельном участке, составляющем территорию парка в территориальной зоне Р-2. Автор жалобы считает, что ее право на приобретение земельного участка гарантировано Конституцией Российской Федерации и ЗК РФ. При несогласии с предоставлением истцу земельного участка муниципальное учреждение "Культурное наследие" вправе защищать свои права в порядке, предусмотренном ст. 305 ЗК РФ. Отсутствие заявления землепользователя о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемый земельный участок, по мнению автора жалобы, не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
В судебном заседании К. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно статье 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для разрешения спора, являются: несоответствие ненормативного акта закону и нарушение принятым ненормативным актом прав и охраняемых законом интересов истца.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Статья 29 ЗК РФ предусматривает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, регламентирован ст. 34 ЗК РФ.
Как следует из положений статьи 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент издания постановления) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Как следует из текста оспариваемого истцом постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от <дата> N "Об отказе К. в предоставлении в аренду земельного участка в Волжском районе для целей, не связанных со строительством", истцу отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование иному лицу, заявление о прекращении права пользования земельным участком не представлено.
В ответах, направленных К. администрацией муниципального образования "Город Саратов" на ее обращения в 2012 году, истцу сообщено, что земельные участки, занимаемые территорией комплекса "Парк Победы" и территорией музея "Боевой Славы" на Соколовой горе предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному учреждению "Дирекция по благоустройству Саратовского мемориального комплекса "Парк Победы" на основании постановлений мэра <адрес> от <дата> N и от <дата> N (л.д. 29 - 32).
В материалах гражданского дела N по иску К. к комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "<адрес>" о признании права собственности на земельный участок, которое исследовалось в ходе судебного разбирательства, имеется архивная копия постановления мэра <адрес> от <дата> N. В соответствии с данным постановлением муниципальному учреждению "Дирекция по благоустройству Саратовского мемориального комплекса "Парк Победы" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 98,8399 га, занимаемый территорией комплекса на Соколовой горе в <адрес> (т. 1 л.д. 85).
Согласно схеме расположения испрашиваемого истцом земельного участка земельный участок находится на границах земельного участка с кадастровым номером N, на котором расположен мемориальный комплекс "Парк Победы" (л.д. 22).
Факт нахождения испрашиваемого истцом земельного участка в границах земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному учреждению "Дирекция по благоустройству Саратовского мемориального комплекса "Парк Победы", подтверждается также кадастровым планом территории на кадастровый квартал N (материалы гражданского дела N, т. 1 л.д. 159 - 201).
В материалах настоящего дела имеется выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата>, согласно которой право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок зарегистрировано с <дата> за муниципальным казенным учреждением "Культурное наследие" (до переименования - муниципальное учреждение "Дирекция по благоустройству Саратовского мемориального комплекса "Парк Победы").
Исходя из изложенного, отказ в предоставлении К. земельного участка является законным и обоснованным, поскольку истцом заявлено о предоставлении ей в аренду земельного участка, не свободного от прав третьих лиц, при отсутствии согласия землепользователя на предоставление ей спорного земельного участка и при отсутствии сведений об отказе землепользователя от права постоянного (бессрочного) пользовании в порядке, предусмотренном ст. 53 ЗК РФ.
Кроме того, по смыслу положений ст. 34 ЗК РФ рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, должно осуществляться с учетом зонирования территории.
Пункт 6 ст. 1 ГрК РФ устанавливает, что градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Градостроительным регламентом является устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Территориальные зоны и градостроительные регламенты регламентированы правилами землепользования и застройки, которые утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. п. 7, 8, 9 ст. 1 ГрК РФ).
В силу п. 4 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", которыми в муниципальном образовании "Город Саратов" введена система регулирования землепользования и застройки, основанная на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования "Город Саратов" на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон с целью защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам; для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования (пункт 2.1 Правил).
Как следует из карты градостроительного зонирования, имеющейся в материалах гражданского дела N по иску К. к комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании права собственности на земельный участок, испрашиваемый истцом земельный участок расположен в зоне Р-2 - зоне зеленых насаждений общего пользования.
Пункт 11 ст. 35 ГрК РФ предусматривает, что в состав зон рекреационного назначения могут включаться, в том числе зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами и т.д. Данные зоны в составе рекреационных зон используются исключительно для отдыха граждан и туризма (п. 9 ст. 85, п. 1 ст. 98 ЗК РФ).
Согласно таблице 5.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" основными видами разрешенного использования для зоны Р-2 являются размещение парков культуры и отдыха, городских садов, размещении зоны земельных насаждений общего пользования (скверов, аллей, бульваров, площадей, набережных). Ведение индивидуального садоводства в качестве разрешенного вида использования для земель, расположенных в зоне Р-2, Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" не предусмотрено.
При данных обстоятельствах предоставление истцу земельного участка на праве аренды для ведения индивидуального садоводства в зоне Р-2 противоречило бы целевому назначению земель, что также является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Исходя из изложенного, отказ суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований является законным и обоснованным.
К доводам истца о том, что спорный земельный участок используется ею с 1991 года по согласованию с органом местного самоуправления, судебная коллегия относится критически, поскольку доказательства предоставления истцу в установленном порядке земельного участка отсутствуют. В материалах дела имеется переписка истца с садоводческим товариществом "Лето" и органами исполнительной власти, из которой видно, что истцу неоднократно отказывали в предоставлении земельного участка, поскольку он расположен на территории комплекса "Парк Победы".
Вопрос о предоставлении истцу спорного земельного участка являлся также предметом судебных разбирательств, в ходе которых установлено, что земельный участок занят истцом самовольно при отсутствии решения органа исполнительной власти о выделении земельного участка (решение суда от <дата> по гражданскому делу N по иску К. к комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании права собственности на земельный участок; решение суда от <дата> по гражданскому делу N по иску К. к городскому комитету по земельной реформе и земельным ресурсам, администрации Волжского района г. Саратова, садоводческому товариществу "Лето", муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Волжского района о закреплении земельного участка и присоединении его к садоводческому товариществу "Лето", о возмещении материального и морального вреда).
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Волжского районного суда города Саратова от 24 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)