Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Верховный Суд Республики Тыва в лице председательствующего Болат-оол А.В., при секретаре С.А.О., с участием представителя прокурора Республики Тыва О.У.М., представителя Правительства Республики Тыва О.Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кызыле 24 апреля 2013 года гражданское дело по заявлению прокурора Республики Тыва о признании недействующим постановления Правительства Республики Тыва от 24 ноября 2011 года N 698 "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов",
Прокурор Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Республики Тыва от 24 ноября 2011 года N 698 "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов", указывая на то, что данное постановление не соответствует ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Оспариваемым постановлением произведен перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов в отсутствие законных оснований, предусмотренных действующим законодательством.
Прокурор просит признать оспариваемое постановление Правительства Республики Тыва недействующим полностью и обязать заинтересованное лицо после вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о нем в средствах массовой информации.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Тыва О.У.М. заявление прокурора по изложенным в нем основаниям поддержала.
Представитель Правительства Республики Тыва О.Т.П. с заявлением прокурора не согласился и пояснил, что оспариваемое прокурором постановление не является нормативным правовым актом; прокурором пропущен срок обращения в суд с заявлением об оспаривании данного постановления. Кроме того, перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов произведен на законном основании, так как имело место изменение черты населенных пунктов. Просил в удовлетворении заявления прокурора отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 24 ноября 2011 года N 698 "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов" переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов земельные участки:
- - площадью 10000 кв. м с кадастровым номером 17:18:0103004:39, расположенный (адресные ориентиры): Республика Тыва, Пий-Хемский кожуун, местечко Вавилинский затон, 6 км трассы Кызыл - Кара-Хаак, участок N 1, согласно приложению N 1;
- - площадью 160000 кв. м с кадастровым номером 17:18:0103004:38, расположенный (адресные ориентиры): Республика Тыва, Пий-Хемский кожуун, местечко Вавилинский затон, 6 км трассы Кызыл - Кара-Хаак, участок N 2, согласно приложению N 2;
- - площадью 100000 кв. м с кадастровым номером 17:18:0103004:83, расположенный (адресные ориентиры): Республика Тыва, Пий-Хемский кожуун, местечко Вавилинский затон, 6 км трассы Кызыл - Кара-Хаак, участок N 3, согласно приложению N 3.
Пунктом 2 постановления установлен вид разрешенного использования указанных земельных участков - для жилищного строительства с сопутствующим строительством инженерной и социальной инфраструктур.
Доводы представителя Правительства Республики Тыва О.Т.П. о том, что данное постановление Правительства Республики Тыва не является нормативным правовым актом, прокурором пропущен срок обращения в суд с заявлением об оспаривании данного постановления, являются необоснованными.
В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемое прокурором постановление Правительства Республики Тыва издано в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на изменение существующих отношений, так как этим постановлением произведен перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов, а также установлен вид разрешенного использования указанных земельных участков - для жилищного строительства с сопутствующим строительством инженерной и социальной инфраструктур.
Соответственно, норма ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающая трехмесячный срок обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта, в данном случае не подлежит применению.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных: 1) с консервацией земель; 2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; 3) с установлением или изменением черты населенных пунктов; 4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи; 5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса; 6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов; 7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов; 8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель; 9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Согласно п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, устанавливаемым Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях) (подп. 1 п. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из ответа председателя администрации Пий-Хемского района прокурору Пий-Хемского района от 30 ноября 2012 года следует, что по состоянию на 24 ноября 2011 года генеральный план и правила землепользования и застройки сумона Сесерлигский и схема территориального планирования Пий-Хемского района разработаны и утверждены не были.
В силу ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 вышеуказанного Федерального закона законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 6 Конституционного закона Республики Тыва от 19.03.2008 N 627 ВХ-2 (ред. от 25.04.2011) "Об административно-территориальном устройстве Республики Тыва", действовавшего на момент принятия Правительством Республики Тыва оспариваемого постановления, изменение границ муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений производится Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва путем принятия конституционных законов Республики Тыва.
В п. 3 ст. 5 Конституционного закона Республики Тыва от 12.12.2011 N 1054 ВХ-1 "Об административно-территориальном устройстве Республики Тыва", вступившего в силу 20 декабря 2011 года, сказано, что к полномочиям Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва относится установление и изменение границ административно-территориальных единиц в Республике Тыва путем принятия закона Республики Тыва.
В связи с переводом земельных участков, указанных в оспариваемом постановлении Правительства Республики Тыва, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов изменения в Закон Республики Тыва от 24.12.2010 N 268 ВХ-1 "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" (в редакции Закона Республики Тыва от 10.10.2011 N 837 ВХ-1) Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва не вносились. Данное обстоятельство представителем Правительства Республики Тыва О.Т.П. не оспаривается.
Довод представителя Правительства Республики Тыва О.Т.П. о том, что перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов произведен на законном основании, так как имело место изменение черты населенных пунктов, также является необоснованным.
В силу ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Из содержания данной нормы следует, что черта поселения - это внешняя граница земель, используемых и предназначенных для застройки и развития поселения,
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Таким образом, оспариваемым постановлением Правительства Республики Тыва перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов произведен с нарушением установленного федеральным законодательством порядка.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного названным кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
При таких обстоятельствах заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.
Поскольку до настоящего времени оспариваемое постановление Правительства Республики Тыва применялось и являлось основанием для реализации прав граждан и организаций, то суд считает необходимым признать это постановление недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Заявление прокурора Республики Тыва удовлетворить.
Признать постановление Правительства Республики Тыва от 24 ноября 2011 года N 698 "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов" недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 26 апреля 2013 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА (ВС) РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ОТ 24.04.2013 N 3-7/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 апреля 2013 г. N 3-7/2013
Верховный Суд Республики Тыва в лице председательствующего Болат-оол А.В., при секретаре С.А.О., с участием представителя прокурора Республики Тыва О.У.М., представителя Правительства Республики Тыва О.Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кызыле 24 апреля 2013 года гражданское дело по заявлению прокурора Республики Тыва о признании недействующим постановления Правительства Республики Тыва от 24 ноября 2011 года N 698 "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов",
установил:
Прокурор Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Республики Тыва от 24 ноября 2011 года N 698 "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов", указывая на то, что данное постановление не соответствует ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Оспариваемым постановлением произведен перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов в отсутствие законных оснований, предусмотренных действующим законодательством.
Прокурор просит признать оспариваемое постановление Правительства Республики Тыва недействующим полностью и обязать заинтересованное лицо после вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о нем в средствах массовой информации.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Тыва О.У.М. заявление прокурора по изложенным в нем основаниям поддержала.
Представитель Правительства Республики Тыва О.Т.П. с заявлением прокурора не согласился и пояснил, что оспариваемое прокурором постановление не является нормативным правовым актом; прокурором пропущен срок обращения в суд с заявлением об оспаривании данного постановления. Кроме того, перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов произведен на законном основании, так как имело место изменение черты населенных пунктов. Просил в удовлетворении заявления прокурора отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 24 ноября 2011 года N 698 "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов" переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов земельные участки:
- - площадью 10000 кв. м с кадастровым номером 17:18:0103004:39, расположенный (адресные ориентиры): Республика Тыва, Пий-Хемский кожуун, местечко Вавилинский затон, 6 км трассы Кызыл - Кара-Хаак, участок N 1, согласно приложению N 1;
- - площадью 160000 кв. м с кадастровым номером 17:18:0103004:38, расположенный (адресные ориентиры): Республика Тыва, Пий-Хемский кожуун, местечко Вавилинский затон, 6 км трассы Кызыл - Кара-Хаак, участок N 2, согласно приложению N 2;
- - площадью 100000 кв. м с кадастровым номером 17:18:0103004:83, расположенный (адресные ориентиры): Республика Тыва, Пий-Хемский кожуун, местечко Вавилинский затон, 6 км трассы Кызыл - Кара-Хаак, участок N 3, согласно приложению N 3.
Пунктом 2 постановления установлен вид разрешенного использования указанных земельных участков - для жилищного строительства с сопутствующим строительством инженерной и социальной инфраструктур.
Доводы представителя Правительства Республики Тыва О.Т.П. о том, что данное постановление Правительства Республики Тыва не является нормативным правовым актом, прокурором пропущен срок обращения в суд с заявлением об оспаривании данного постановления, являются необоснованными.
В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемое прокурором постановление Правительства Республики Тыва издано в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на изменение существующих отношений, так как этим постановлением произведен перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов, а также установлен вид разрешенного использования указанных земельных участков - для жилищного строительства с сопутствующим строительством инженерной и социальной инфраструктур.
Соответственно, норма ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающая трехмесячный срок обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта, в данном случае не подлежит применению.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных: 1) с консервацией земель; 2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; 3) с установлением или изменением черты населенных пунктов; 4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи; 5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса; 6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов; 7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов; 8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель; 9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Согласно п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, устанавливаемым Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях) (подп. 1 п. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из ответа председателя администрации Пий-Хемского района прокурору Пий-Хемского района от 30 ноября 2012 года следует, что по состоянию на 24 ноября 2011 года генеральный план и правила землепользования и застройки сумона Сесерлигский и схема территориального планирования Пий-Хемского района разработаны и утверждены не были.
В силу ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 вышеуказанного Федерального закона законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 6 Конституционного закона Республики Тыва от 19.03.2008 N 627 ВХ-2 (ред. от 25.04.2011) "Об административно-территориальном устройстве Республики Тыва", действовавшего на момент принятия Правительством Республики Тыва оспариваемого постановления, изменение границ муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений производится Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва путем принятия конституционных законов Республики Тыва.
В п. 3 ст. 5 Конституционного закона Республики Тыва от 12.12.2011 N 1054 ВХ-1 "Об административно-территориальном устройстве Республики Тыва", вступившего в силу 20 декабря 2011 года, сказано, что к полномочиям Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва относится установление и изменение границ административно-территориальных единиц в Республике Тыва путем принятия закона Республики Тыва.
В связи с переводом земельных участков, указанных в оспариваемом постановлении Правительства Республики Тыва, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов изменения в Закон Республики Тыва от 24.12.2010 N 268 ВХ-1 "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" (в редакции Закона Республики Тыва от 10.10.2011 N 837 ВХ-1) Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва не вносились. Данное обстоятельство представителем Правительства Республики Тыва О.Т.П. не оспаривается.
Довод представителя Правительства Республики Тыва О.Т.П. о том, что перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов произведен на законном основании, так как имело место изменение черты населенных пунктов, также является необоснованным.
В силу ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Из содержания данной нормы следует, что черта поселения - это внешняя граница земель, используемых и предназначенных для застройки и развития поселения,
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Таким образом, оспариваемым постановлением Правительства Республики Тыва перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов произведен с нарушением установленного федеральным законодательством порядка.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного названным кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
При таких обстоятельствах заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.
Поскольку до настоящего времени оспариваемое постановление Правительства Республики Тыва применялось и являлось основанием для реализации прав граждан и организаций, то суд считает необходимым признать это постановление недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление прокурора Республики Тыва удовлетворить.
Признать постановление Правительства Республики Тыва от 24 ноября 2011 года N 698 "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов" недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 26 апреля 2013 года.
Председательствующий
А.В.БОЛАТ-ООЛ
А.В.БОЛАТ-ООЛ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)