Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.05.2013 ПО ДЕЛУ N А70-2821/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2013 г. по делу N А70-2821/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Рыжикова О.Ю., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Черемновой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2575/2013) Некоммерческого партнерства "Цимлянское" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.02.2013 по делу N А70-2821/2012 (судья Стафеев С.А.)
по заявлению Некоммерческого партнерства "Цимлянское" (ОГРН 1037200551706, ИНН 7202086973)
к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460)
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка площадью 22,2378 га с кадастровым номером 72:23:0214003:0029, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Барнаульская, 71 Некоммерческому партнерству "Цимлянское" в собственность за плату; об обязании предоставить земельный участок площадью 22,2378 га с кадастровым номером 72:23:0214003:0029, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Барнаульская, 71 в собственность за плату
при участии в судебном заседании представителей:
- от некоммерческого партнерства "Цимлянское" - Соболева Марина Олеговна, по доверенности от 13.04.2012 N 83-12; Ахеева Марина Владимировна, по доверенности от 08.10.2012;
- от Департамента имущественных отношений Тюменской области - Брускова Татьяна Анатольевна, по доверенности от 29.12.2012.

установил:

Некоммерческое партнерство "Цимлянское" (далее по делу - НП "Цимлянское", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее по делу - Департамент, ответчик) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка площадью 22,2378 га с кадастровым номером 72:23:0214003:0029, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Барнаульская, 71 Некоммерческому партнерству "Цимлянское" в собственность за плату; об обязании Департамента имущественных отношений Тюменской области предоставить Некоммерческому партнерству "Цимлянское" земельный участок площадью 22,2378 га с кадастровым номером 72:23:0214003:0029, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Барнаульская, 71 в собственность за плату.
До вынесения решения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявитель уточнил заявленное требование, просил суд признать незаконным письмо Департамента от 17.02.2012 N 1879/08-3 об отказе в предоставлении земельного участка площадью 22,2378 га с кадастровым номером 72:23:0214003:0029, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Барнаульская, 71 Некоммерческому партнерству "Цимлянское" в собственность за плату.
Определением суда от 25.07.2012 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-6295/2012.
Судом установлено, что по делу N А70-6295/2012 Департамент имущественных отношений Тюменской области обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к НП "Цимлянское" о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования НП "Цимлянское" на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0214003:0029, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Барнаульская, 71.
Решением суда от 14.08.2012 по делу N А70-6295/2012, вступившем в законную силу, в удовлетворении исковых требований было отказано.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 08.02.2013 по делу N А70-2821/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что земельный участок относится к землям общего пользования в связи с нахождением на нем городских лесов, и не может быть приватизирован в силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ. Испрашиваемый земельный участок также не может быть приватизирован в части территорий общего пользования занятого водным объектом (пруд).
Не согласившись с принятым судебным актом, НП "Цимлянское" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что письмо ответчика от 17.02.2012 N 1879/08-3 об отказе в предоставлении заявителю земельного участка является незаконным и необоснованным. Заявитель не согласен с выводами суда о том, что на испрашиваемом участке находятся городские леса, что участок относится к землям общего пользования и не может быть приватизирован.
Судом произведена замена судьи Лотова А.Н. на судью Шиндлер Н.А.
Представители некоммерческого партнерства "Цимлянское", Департамента имущественных отношений Тюменской области участвовали в судебном заседании посредством видеоконференц-связи. Полномочия представителей проверены Арбитражным судом Тюменской области.
От Департамента имущественных отношений Тюменской области поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представители НП "Цимлянское" поддержали требования, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента имущественных отношений Тюменской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
НП "Цимлянское" на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок с кадастровым номером 72:23:30:14:14:013, площадью 22,2378 га, адрес объекта: г. Тюмень, ул. Барнаульская, 71, о чем в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана соответствующая запись (т. 1 л.д. 14).
Кроме того, за заявителем зарегистрировано право собственности на нежилое двухэтажное строение общей площадью 309,9 кв. м, по адресу г. Тюмень, ул. Барнаульская, 71, строение 9, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 29.08.2012 г. N 72 НМ 258200.
Как следует из представленных в материалы дела кадастровых выписок о земельном участке (т. 1 л.д. 16, т. 2 л.д. 11) впоследствии кадастровый номер указанного выше земельного участка был изменен на кадастровый номер 72:23:0214003:29.
В порядке реализации Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" письмом от 11.11.2011 N 74 НП "Цимлянское" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 72:23:0214003:29 площадью 22 га, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Барнаульская, 71.
Письмом от 17.02.2012 N 1879/08-3 Департамент отказал в предоставлении земельного участка. Департаментом было установлено, что испрашиваемый земельный участок не исключен из государственного лесного реестра, относится к землям лесного фонда и находится в границах квартала 7, выделы 2, 30, 42, 43, 67, 69, 70 Тюменского лесничества, в связи с чем лесной участок, как объект гражданских прав, в соответствии с п. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ отнесен к земельным участкам общего пользования и в силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ не подлежит приватизации.
Кроме того, Департамент, ссылаясь на положения п. 2 ст. 35, п. 3 ст. 33 Земельного кодекса, также сообщил, что испрашиваемый земельный участок площадью 22,2378 га значительно превышает размеры участка, необходимого для обслуживания объекта недвижимости, расположенного на нем (309,9 кв. м).
НП "Цимлянское" не согласно с отказом в предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка. Заявленные требования мотивированы тем, что в силу Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" НП "Цимлянское" имеет право на предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность. При этом данное право не обусловлено наличием на земельном участке зданий, строений и сооружений, а также не зависит от размеров расположенных на нем объектов недвижимости.
В отношении отнесения испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда заявитель указывает, что согласно данным государственного кадастра недвижимости данный земельный участок относится к землям населенных пунктов. Данные обстоятельства, по мнению заявителя, также подтверждаются письмом Департамента лесного комплекса Тюменской области от 05.07.2010 N 02/2062-10, согласно которому, указанный выше земельный участок не относится к категории земель лесного фонда.
08.02.2013 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано НП "Цимлянское" в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, не находит оснований для его отмены или изменения.
Как указано ранее, НП "Цимлянское" на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок с кадастровым номером 72:23:30:14:14:013.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса РФ, вправе по своему выбору приобрести их в собственность независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
В силу указанных положений законодательства НП "Цимлянское" обязано переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды земельных участков или приобрести земельный участок в собственность.
Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" предусмотрены специальные условия приобретения земли в частную собственность (наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования, ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать режим землепользования), отличные от условий приобретения земли в частную собственность, установленных ст. 36 Земельного кодекса РФ (наличие права собственности на здание, строение, сооружение, исключительный характер права на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости).
При этом одинаковый порядок предоставления собственникам зданий, строений, сооружений и землепользователям прав на соответствующие земельные участки не означает, что пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и ст. 36 Земельного кодекса РФ регулируют одни и те же отношения по приобретению заинтересованными лицами земли в частную собственность.
Суд первой инстанции правомерно указал, что доводы Департамента об установленном им отсутствии на земельном участке нежилого строения, принадлежащего на праве собственности заявителю (что отрицается заявителем), а также превышение площади испрашиваемого земельного участка (22, 2378 га) над размерами земельного участка, необходимого для обслуживания, расположенного на нем объекта (нежилое строение площадью 309,9 кв. м) противоречат положениям п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и не могут служить препятствием для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности.
Из оспариваемого отказа также следует, что поскольку испрашиваемый земельный участок не исключен из государственного лесного реестра, относится к землям лесного фонда и находится в границах квартала 7, выделы 2, 30, 42, 43, 67, 69, 70 Тюменского лесничества, в силу п. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ данный земельный участок отнесен к земельным участкам общего пользования и в силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ не подлежит приватизации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ категория земель указывается в: 1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; 2) договорах, предметом которых являются земельные участки; 3) государственном кадастре недвижимости; 4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок вносится в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из части 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются, в том числе в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости.
В материалы дела представлены кадастровые выписки о земельном участке с кадастровым номером 72:23:0214003:29 (т. 1 л.д. 16, т. 2 л.д. 11), из которых следует, что испрашиваемый земельный участок относится к категории земель "земли населенных пунктов".
В материалы дела также представлено письмо Департамента лесного комплекса Тюменской области от 05.07.2010 N 08/2062-10 (т. 1 л.д. 18), из которого следует, что по данным государственного лесного реестра, земельный участок, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Барнаульская 71, не относится к категории "земли лесного фонда".
Доказательства перевода испрашиваемого земельного участка из категории "земли населенных пунктов" в "земли лесного фонда" в материалах отсутствуют.
Таким образом, доводы Департамента, указанные в письме от 17.02.2012 N 1879/08-3, послужившие основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, являются необоснованными.
Департамент ссылается на то, что на испрашиваемом земельном участке находится водный объект общего пользования (пруд), а также располагаются городские леса, что в силу положений п. 8 ст. 27, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, исключает приватизацию данного земельного участка.
Согласно ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Установление обстоятельств, с которыми федеральный закон связывает невозможность предоставления земельного участка в частную собственность, входит в предмет доказывания по настоящему делу.
Из отзыва Департамента (т. 1 л.д. 33-35) следует, что на испрашиваемом земельном участке расположены городские леса. Указанное обстоятельство ответчик подтверждает ссылками на письмо Департамента земельных ресурсов Администрации г. Тюмени от 31.01.2012 N 14-18-22 (т. 1 л.д. 36-37), письмо Департамента лесного комплекса Тюменской области от 17.02.2012 N 08/0533-12 (т. 1 л.д. 38).
Кроме того, Департамент также указывает, что на испрашиваемом земельном участке расположен Лесопарковый комплекс г. Тюмени, являющийся памятником природы регионального значения, что подтверждается актами обследования земельного участка от 22.12.2011 г. N 1777/23-48449 (т. 1 л.д. 51-55), от 26.04.2012 г. N 554/23-48449 (т. 1 л.д. 42-49).
В силу положений ст. 6 Лесного кодекса РФ леса могут располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий.
В соответствии с п. 2 ст. 10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
Согласно п. 24 приказа Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.
В силу п. 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов относятся к вопросам местного значения городских округов.
В материалы дела представлено письмо Департамента земельных ресурсов Администрации г. Тюмени от 31.01.2012 N 14-18-22 из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0214003:29 расположен в границах земель, занятых городскими лесами.
Податель жалобы указывает, что ответчиком не доказано, что земельный участок относится к лесным участкам.
Департаментом представлено письмо Департамента лесного комплекса Тюменской области от 17.02.2012 N 08/0533-12 (т. 1 л.д. 38), из которого следует, что земельный участок (не указано какой именно) имеет наложение на выделы 2, 30, 42, 43,67, 69,70 в квартале 7 городских лесов.
Департаментом также представлена информация о лесном участке, адрес местонахождения которого - городские леса г. Тюмени и карта-схема расположения границы лесного участка.
Как правильно указал суд первой инстанции, исходя из их содержания невозможно установить относимость названных доказательств к предмету спора.
Однако апелляционный суд соглашается с позицией суда первой инстанции, изложенной ниже.
В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ лесничества и лесопарки также располагаются на землях, в том числе населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В соответствии со ст. 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя:
- 1) проектирование лесничеств и лесопарков;
- 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
- 3) проектирование лесных участков;
- 4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
- 5) таксацию лесов;
- 6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Таким образом, земли, занятые городскими лесами, в силу указанных выше норм подлежат лесоустройству, в том числе для проектирования лесных участков.
Как усматривается из письма Департамента земельных ресурсов Администрации г. Тюмени от 31.01.201. N 14-18-22 и приложенного к нему документа (т. 1 л. 36-37) в отношении земель занятых городскими лесами проведено лесоустройство.
Согласно ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Заявителем указывается, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о том, что испрашиваемый земельный участок является лесным.
Указанные доводы не принимаются по следующим основаниям.
В силу ч. 5 ст. 1 Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости вносятся также сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок.
Как следует из представленных в материалы дела кадастровых выписок о земельном участке сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка отсутствуют.
Однако в соответствии с п. 7 ст. 15 названного закона орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, или орган, осуществляющий ведение государственного водного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такие реестры сведений соответственно о лесах, водных объектах представляет документы о данных природных объектах в орган кадастрового учета. Состав содержащихся в этих документах сведений о данных природных объектах устанавливается Правительством РФ.
Материалами дела подтверждается нахождение на испрашиваемом земельном участке городского леса. Принимая во внимание положения п. 7 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что представленные в материалы дела выписки свидетельствуют о неполноте сведений государственного кадастра недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости указанных выше данных не исключает выводов о фактическом нахождении указанных выше природных объектов на испрашиваемом земельном участке.
В материалы дела представлены две кадастровые выписки об испрашиваемом земельном участке от 17.11.2011 и от 14.01.2013.
Согласно выписке от 17.11.2011 земельный участок с кадастровым номером 72:23:0214003:0029 входил в следующие территориальные зоны: "зона учреждений и объектов рекреационного назначения", "зона озеленения территорий общего пользования", "зона, предназначенная для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур", "зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения", "зона общественно-деловой застройки специализированных центров обслуживания".
Согласно выписке от 14.01.2013 в настоящее время земельный участок с кадастровым номером 72:23:0214003:0029 входит в следующие территориальные зоны: "зона общественно-деловой застройки специализированных центов обслуживания", "зона учреждений и объектов рекреационного назначения", "зона, предназначенная для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур".
В соответствии со ст. 73 решения Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 "О Правилах землепользования и застройки г. Тюмени" зона, занятая городскими лесами, парками, городскими садами (Р-3) выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующих массивов городских лесов, создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья и организации мест отдыха населения.
По мнению заявителя, названная выше кадастровая выписка, в том числе свидетельствует о том, что на территории земельного участка отсутствуют городские леса, поскольку испрашиваемый земельный участок не входит в зону Р-3 (зона, занятая городскими лесами, парками, городскими садами).
Указанные доводы не принимаются по следующим основаниям.
В соответствии с решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 "О Правилах землепользования и застройки г. Тюмени" для каждой территориальной зоны установлен градостроительный регламент.
В силу п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии со ст. 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).
Таким образом, определение градостроительных зон, установление для них градостроительных регламентов направлено на регулирование прежде всего градостроительных отношений.
В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов.
Однако само по себе неотнесение испрашиваемого земельного участка к зоне Р-3 (зона, занятая городскими лесами, парками, городскими садами) не исключает факта нахождения на данном земельном участке городских лесов.
Выделение зоны Р-3 является одним из средств обеспечения правовых условий сохранения и использования существующих массивов городских лесов, создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья и организации мест отдыха населения, которое существует наряду с иными правовыми средствами, в том числе предусмотренными соответствующими нормами лесного и земельного законодательства.
Учитывая изложенное, Департаментом доказан факт нахождения на испрашиваемом земельном участке городских лесов, в том числе письмом Департамента земельных ресурсов Администрации г. Тюмени от 31.01.2012 N 14-18-22.
Департамент считает, что в силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ испрашиваемый земельный участок не подлежит приватизации, поскольку относится к землям общего пользования. Ответчик указывает, что критерием отнесения земельных участков к землям общего пользования является возможность для неограниченного круга лиц беспрепятственного пользования ими. При этом статус земель общего пользования сохраняется за земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности и переданными в постоянное (бессрочное) пользование юридическим лицам при условии обеспечения свободного доступа граждан к таким объектам.
В силу ст. 11 Лесного кодекса РФ, по мнению ответчика, лесные участки также относятся к землям общего пользования. Кроме того, Департамент указывает, что в отношении указанного выше земельного участка установлен публичный сервитут. На данном земельном участке также располагается лесопарковый комплекс г. Тюмени являющийся памятником регионального значения.
По мнению Департамента, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что испрашиваемый земельный участок относится к землям общего пользования и не подлежит приватизации в силу закона.
НП "Цимлянское" не согласно с выводами Департамента об отнесении земельного участка к землям общего пользования. По мнению заявителя, то обстоятельство, что на территорию спорного земельного участка имеется свободный вход для неограниченного круга лиц, является результатом того, что территория участка правообладателем не огорожена, запрет на проход через данный участок не установлен. Однако данное обстоятельство не означает право неограниченного круга лиц пользоваться данным земельным участком.
Заявитель также указывает, что факт нахождения лесопаркового комплекса г. Тюмени являющегося памятником регионального значения не подтвержден надлежащими доказательствами, каковыми акты обследования земельного участка не являются.
В отношении установления публичного сервитута заявитель указывает, что он был отменен, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.07.2012, согласно которому существующие ограничения (обременения) права в отношении испрашиваемого земельного участка не зарегистрированы (т. 1 л.д. 95).
Апелляционный суд поддерживает выводы заявителя о недоказанности ответчиком факта установления публичного сервитута в отношении испрашиваемого земельного участка, а также факта нахождения на его территории лесопаркового комплекса г. Тюмени являющегося памятником регионального значения.
Однако земельный участок с кадастровым номером 72:23:0214003:0029 относится к землям общего пользования по следующим основаниям.
Пунктом п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с п. 1 ст. 262 Гражданского кодекса РФ (Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок) граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Таким образом, как следует из п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 262 Гражданского кодекса РФ к земельным участкам общего пользования относятся не закрытые для общего доступа (общедоступные) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, основными признаками земельных участков общего пользования, перечень которых не ограничен законом, следует считать общедоступность и принадлежность публичному образованию.
На испрашиваемом земельном участке расположены городские леса. Указанный земельный участок расположен, в том числе в зоне Р-1 (зона учреждений и объектов рекреационного значения), которая относится к рекреационным зонам в соответствии с решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 "О Правилах землепользования и застройки г. Тюмени".
В соответствии с п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок (находится в государственной собственности), занятый городскими лесами, предназначен для отдыха граждан и туризма, следовательно, подлежит беспрепятственному использованию неограниченным кругом лиц.
Учитывая изложенное, испрашиваемый земельный участок относится к землям общего пользования и не может быть приватизирован в силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ.
Доводы заявителя о невозможности отнесения испрашиваемого земельного участка к земельным участкам общего пользования по причине нахождения на нем нежилого здания, принадлежащего на праве собственности НП "Цимлянское" (т. 1 л.д. 142) судом отклоняются как не основанные на нормах законодательства.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Департамент также указывает, что на испрашиваемом земельном участке расположен водный объект - пруд, что в силу п. 8 ст. 27, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ также исключает возможность приватизации данного земельного участка.
Из материалов дела следует, что Департамент обратился в Нижнеобское бассейновое водное управление с заявлением о предоставлении сведений из государственного водного реестра о водном объекте, расположенном в квартале улиц Барнаульская-Ямская-Институтская (т. 1 л.д. 71-72).
В ответ на указанный запрос Нижнеобское бассейновое водное управление представило сведения из государственного водного реестра (т. 1 л.д. 67-70), согласно которым на указанной территории расположен русловой пруд, который находится в федеральной собственности.
Факт нахождения на испрашиваемом земельном участке поверхностного водного объекта также подтверждается письмом Департамента недропользования и экологии Тюменской области от 14.06.2012 N 3672/12, от 17.09.2012 N 5874/12 (т. 1 л.д. 102, 145), картографическим материалом.
Указанный орган в силу постановления Правительства Тюменской области от 13.06.2005 N 73-п "Об утверждении Положения о департаменте недропользования и экологии Тюменской области" наделен полномочиями в сфере регулирования водных отношений.
Как следует из материалов, дела заявитель обратился в Нижнеобское бассейновое водное управление в целях получения сведений из государственного водного реестра в отношении пруда, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 72:23:0214003:0029.
В ответ на указанный запрос, Нижнеобское бассейновое водное управление сообщило, что сведения о праве собственности на указанный водный объект в водном реестре отсутствуют.
В соответствии со ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности РФ (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи (часть 1).
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 2).
Таким образом, в силу буквального толкования положений ч. 1, 2 ст. 8 Водного кодекса РФ в федеральной собственности не могут находиться лишь пруды, обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.
Указанное толкование положений ч. 1, 2 ст. 8 Водного кодекса РФ также подтверждается положениями ч. 3 ст. 8 Водного кодекса РФ, которой предусмотрен порядок прекращения права собственности, в том числе РФ, на пруд, обводненный карьер.
Таким образом, пруды и обводненные карьеры могут находиться в федеральной собственности.
Как следует из положений ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ пруды, обводненные карьеры могут находиться также в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физических или юридических лиц.
При этом принадлежность пруда, обводненного карьера тому или иному лицу обусловлена наличием права собственности на земельный участок, на котором расположены указанные водные объекты.
Из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок, на котором расположен пруд, находится в государственной собственности. Учитывая изложенное, принадлежность пруда на праве собственности физическому или юридическому лицу, исключается. Доказательств, подтверждающих обратное, заявитель в материалы дела не представил.
Согласно ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1).
Таким образом, в силу положений ч. 1 ст. 6 Водного кодекса РФ водный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не являясь прудом, находящимся в частной собственности, является водным объектом общего пользования.
В соответствии с п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В ст. 6 Водного кодекса РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2).
Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров (часть 6).
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (часть 8).
Таким образом, в силу ч. 6, 8 ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования, является территорией общего пользования и в силу п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ не подлежит приватизации.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок относится к землям общего пользования в связи с нахождением на нем городских лесов, и не может быть приватизирован в силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ.
Испрашиваемый земельный участок также не может быть приватизирован в части территорий общего пользования занятого водным объектом (пруд).
В обоснование апелляционной жалобы НП "Цимлянское" ссылается на то, что письмо ответчика от 17.02.2012 N 1879/08-3 об отказе в предоставлении заявителю земельного участка признано судом незаконным и необоснованным, следовательно, требования заявителя в силу главы 24 АПК РФ подлежали удовлетворению.
Отклоняя указанный довод, апелляционный суд принимает во внимание, что в письме от 17.02.2012 N 1879/08-3 Департамент указывал на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земель, занятых городскими лесами. Указанное основание, наряду с иными, являлось причиной отказа в предоставлении НП "Цимлянское" земельного участка в собственность.
Учитывая изложенное, земельный участок с кадастровым номером 72:23:0214003:29 в том виде, в каком он существует в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, не может быть предоставлен заявителю в собственность.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что отказав в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы НП "Цимлянское" не имеется.
Расходы по оплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу Некоммерческого партнерства "Цимлянское" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.02.2013 по делу N А70-2821/2012 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР

Судьи
О.Ю.РЫЖИКОВ
О.А.СИДОРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)