Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 16.07.2013 ПО ДЕЛУ N А56-43517/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2013 г. по делу N А56-43517/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "София" Косоротовой Е.В. (доверенность от 31.08.2012), от Комитета по строительству Санкт-Петербурга Пупцевой Е.С. (доверенность от 11.03.2013), Мануйловой О.П. (доверенность от 07.03.2013), от правительства Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 18.03.2013), от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Управление инвестиций" Пупцевой Е.С. (доверенность от 14.02.2013), рассмотрев 10.07.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.2012 (судья Чуватина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 (судьи Жиляева Е.В., Серикова И.А., Тимухина И.А.) по делу N А56-43517/2012,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "София", место нахождения: 199034, Санкт-Петербург, Биржевая линия, д. 16, лит. А, пом. 9-Н, ОГРН 1057812515111 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный (далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении заявителю земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Василеостровский район, Средний пр. В.О., участок 1 (юго-восточнее дома N 89, лит. Г, по Среднему пр. В.О.) для строительства спортивно-оздоровительного комплекса, и об обязании Правительства принять решение о предоставлении названного земельного участка Обществу путем издания соответствующего постановления.
Определением от 25.07.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет по строительству Санкт-Петербурга, место нахождения: 190002, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397 (далее - Комитет по строительству) и Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций", место нахождения: 190003, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 76, ОГРН 1027810269827 (далее - Управление инвестиций).
Решением от 20.11.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.04.2013, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Правительство и Комитет по строительству, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просят принятые судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Как указывают податели жалобы, принять решение о предоставлении Обществу земельного участка для строительства не представляется возможным ввиду отсутствия проекта планировки территории, в границах которой расположен испрашиваемый участок, по причине признания решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10 недействующими градостроительных регламентов в зонах охраны объектов культурного наследия.
В судебном заседании представители Правительства, Комитета по строительству и Управления инвестиций поддержали доводы кассационной жалобы.
Общество против удовлетворения жалобы возражало.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 31.07.2006 Общество обратилось в Управление инвестиций с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, район Среднего проспекта, д. 87-89, для размещения нежилого многофункционального комплекса с предварительным согласованием места размещения объекта.
Постановлением Правительства от 22.07.2008 N 881 "О проведении изыскательских работ на земельном участке, расположенном по адресу: Василеостровский район, Средний пр., В.О., участок 1 (юго-восточнее дома N 89, литера Г, по Среднему пр. В.О.)" Обществу разрешено проведение изыскательских работ на земельном участке площадью 3559 кв. м с кадастровым номером 78:6:2089:20, расположенном по адресу: Василеостровский район, Средний пр., В.О., участок 1 (юго-восточнее дома N 89, литера Г, по Среднему пр. В.О., в целях определения возможности проектирования и строительства спортивно-оздоровительного комплекса.
Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (арендодатель) и Общество (арендатор) 03.09.2008 заключили договор N 01/ЗКИ-05190 аренды земельного участка для проведения изыскательских работ.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 16.10.2008 N 274-пр утвержден проект границ данного участка.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 24.07.2009 N 2448 утвержден акт о выборе земельного участка для строительства.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 23.09.2011 N 215, участок относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием: для размещения объектов физической культуры и спорта.
Общество 26.06.2012 обратилось в Комитет по строительству с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении объекта недвижимости для строительства с приложением документов в соответствии с требованиями статей 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 28.06.2012 N 8948/12 Комитет по строительству указал заявителю на невозможность предоставления земельного участка без определения вида разрешенного использования объекта, ссылаясь на решение Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10, которым признан недействующим Закон Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 29-10) в части установления градостроительных регламентов в зонах охраны объектов культурного наследия.
Полагая бездействие Правительства по непринятию решения о предоставлении земельного участка для строительства незаконным и нарушающим его права, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Суд кассационной инстанции считает жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными является наличие двух условий одновременно: несоответствие таких актов, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Процедура предоставления земельных участков для проведения изыскательских работ, проектирования и строительства регламентирована Земельным кодексом Российской Федерации (статьи 29 - 32), Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43), постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования" (далее - Положение N 1813).
Согласно статье 3 Закона N 282-43 решение о предоставлении объектов недвижимости для целей строительства и реконструкции принимается Правительством, которое утверждает инвестиционные условия. Решение принимается по инициативе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга или по инициативе потенциальных инвесторов. Заявления потенциальных инвесторов о предоставлении объектов недвижимости рассматриваются в соответствии со статьей 3-1 названного Закона. Основания для отклонения содержащегося в заявлении инвестора предложения перечислены в пункте 4 названной статьи.
Положение N 1813 определяет порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе при предоставлении на инвестиционных условиях объектов недвижимости, расположенных в зонах охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктами 3.13, 3.15 Положения N 1813 для принятия решения о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на инвестиционных условиях потенциальный инвестор обращается с заявлением, приложив необходимые документы, в Комитет по строительству.
Согласно пункту 3.16 Положения N 1813 Комитет по строительству проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и названного Положения.
Согласно пункту 3 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документом территориального планирования субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга является генеральный план Санкт-Петербурга, который включает в себя сведения, предусмотренные статьей 23 названного Кодекса, а также карты планируемого размещения объектов регионального значения на территории города.
Согласно пункту 9 статьи 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Законом N 29-10 в составе правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга утверждены градостроительные регламенты в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок находится в зоне охраны объектов культурного наследия (зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 2-1 исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга).
На момент государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка и обращения Общества с заявлением о подготовке проекта постановления решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10 признаны недействующими и, следовательно, не подлежащими применению отдельные положения Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" и Закона N 29-10 в части установления градостроительных регламентов, в том числе видов разрешенного использования в зонах охраны объектов культурного наследия.
До настоящего времени Правительством, к полномочиям которого относится принятие решения о внесении изменений в правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, соответствующий документ не принят.
Поскольку вид разрешенного использования спорного земельного участка до утверждения в установленном порядке проекта планировки территории не определен, у Правительства отсутствует обязанность предоставить Обществу названный земельный участок для строительства.
При таком положении обжалуемые судебные акты как не соответствующие приведенным нормам материального права подлежат отмене, а заявление Общества - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 по делу N А56-43517/2012 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.

Председательствующий
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА

Судьи
А.В.КАДУЛИН
И.В.СЕРГЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)