Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.05.2013 ПО ДЕЛУ N А66-10383/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2013 г. по делу N А66-10383/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 8 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Смирнова В.И. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Завьяловой М.Л.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Савва Логистик" Епахиной Т.С. по доверенности от 16.08.2012 N 1, от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Крылова А.А. по доверенности от 25.01.2013 N 1000-04,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 22 января 2013 года по делу N А66-10383/2012 (судья Белов О.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Савва Логистик" (ОГРН 1126952000999; далее - Общество, ООО "Савва Логистик") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области (ОГРН 1026900561071; далее - Министерство) о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) срок решения о предоставлении Обществу на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300086:88 общей площадью 2889 кв. м, расположенного по адресу: Тверская область, город Тверь, Двор Пролетарки, и ненаправлении в адрес ООО "Савва Логистик" проекта договора аренды земельного участка, а также о возложении обязанности на ответчика принять соответствующее решение и направить проект договора заявителю.
Решением суда требования удовлетворены.
Министерство в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Полагают, что для оформления прав на испрашиваемый земельный участок необходимо обращение в Министерство всех собственников объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, образованных из земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300086:58.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества: склад N 33, общей площадью 2992,1 кв. м, расположенный по адресу: г. Тверь, Двор Пролетарки, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.04.2012 серии 69 АВ N 478017.
Названный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0300086:88, образованном в 2009 году в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300086:58 на 11 земельных участков, кадастровый учет которых осуществлен 16.09.2009.
ООО "Савва Логистик" 16.05.2012 обратилось к Министерству с заявкой о предоставлении земельного участка общей площадью 2889 кв. м с кадастровым номером 69:40:0300086:88 в аренду, представив 27.06.2012 дополнительный пакет документов.
В письме от 26.07.2012 N 10905-09 Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области сообщило заявителю о необходимости обращения в Министерство всех собственников объектов недвижимого имущества, расположенных на одиннадцати участках, образованных в результате разделения земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300086:58.
Поскольку до настоящего времени решение по результатам рассмотрения обращения Общества с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду не принято, заявитель обжаловал в арбитражном суде бездействие ответчика по принятию в установленный срок решения о предоставлении в аренду спорного земельного участка.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Таким образом, юридические лица, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения, имеют исключительное право на приобретение в собственность или на праве аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в границах фактически используемой площади участка.
На основании пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных данным перечнем.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень документов).
В случае необходимости получения дополнительной информации исполнительные органы вправе самостоятельно запросить ее.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В рассматриваемом случае Общество, являющееся собственником объекта недвижимости и имеющее право на аренду спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в Министерство пакет документов, предусмотренный Перечнем документов. В нарушение требований пункта 6 статьи 36 названного Кодекса в установленный данной нормой срок ответчиком решение относительно поступившего заявления и документов не принято.
Довод Министерства о необходимости обращения всех собственников объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, образованных из земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300086:58 со ссылкой на пункт 4 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) правомерно отклонен судом первой инстанции.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Тверской области от 15.12.2010 N 3552 в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300086:58 образовано одиннадцать земельных участков, в том числе и спорный земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300086:88.
Данный земельный участок сформирован как самостоятельный объект гражданских правоотношений в результате осуществления его государственного кадастрового учета в соответствии с требованиями.
По смыслу статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ данной нормой регулируется порядок государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, когда основанием для государственной регистрации является факт образования нового земельного участка в результате перечисленных процедур. Между тем в данном случае Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка в связи с приобретением права собственности на объект недвижимости, расположенный на нем, а не в связи с разделом ранее существовавшего земельного участка.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоответствии положениям действующего законодательства оспариваемого бездействия ответчика и нарушающим права и законные интересы Общества, как собственника объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 22 января 2013 года по делу N А66-10383/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА

Судьи
В.И.СМИРНОВ
О.А.ТАРАСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)