Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.01.2013 ПО ДЕЛУ N А33-3431/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2013 г. по делу N А33-3431/2012


Резолютивная часть постановления объявлена "10" января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" января 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.,
при участии:
заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Овчинникова Алексея Вячеславовича; Сенчик Л.Д., представителя заявителя по доверенности от 13.07.2012,
от ответчика (Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края): Токарева П.В., представителя по доверенности от 09.01.2013 N 26,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Овчинникова Алексея Вячеславовича
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "10" октября 2012 года по делу N А33-3431/2012, принятое судьей Ермаковой И.И.,

установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Овчинников Алексей Вячеславович (ИНН 240403085142, ОГРНИП 310240407000011) (далее - Овчинников А.В.) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края (ИНН 2404013305, ОГРН 1092404001458) (далее - Управление по АГЗ и имущественным отношениям администрации района, Управление) о признании незаконным отказа Управления по архитектуре, градостроительству и земельным отношениям администрации Березовского района Красноярского края в предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 28 000 кв. м, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, муниципальное образование "Бархатовский сельсовет", 250 м. Юго-Западнее села Бархатово, об обязании Управления рассмотреть заявление от 24.11.2011 о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка, площадью 28 000 кв. м, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, муниципальное образование "Бархатовский сельсовет", 250 м. Юго-Западнее села Бархатово, об обязании Управления в сроки, установленные законом, утвердить и выдать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, муниципальное образование "Бархатовский сельсовет", 250 м. Юго-Западнее села Бархатово, на кадастровом плане или кадастровой карте.
Определением от 13.07.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Березовского района (ИНН 2404000352, ОГРН 1022400557321).
В судебном заседании 08.08.2012 представителем заявителя заявлено об уточнении требований. С учетом уточнения Овчинников А.В. просил:
- - признать незаконным отказ Управления по АГЗ и имущественным отношениям администрации района в предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 28 000 кв. м, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, муниципальное образование "Бархатовский сельсовет", 250 м. Юго-Западнее села Бархатово, изложенный в письме от 01.12.2011 N 2870;
- - обязать Управление по АГЗ и имущественным отношениям администрации района утвердить и выдать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, муниципальное образование "Бархатовский сельсовет", 250 м. Юго-Западнее села Бархатово, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Ходатайство об уточнении требований удовлетворено судом первой инстанции на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Спор рассмотрен с учетом уточнения требований.
Овчинниковым А.В. заявлено ходатайство об отказе от заявления в части требования об обязании Управления рассмотреть заявление от 24.11.2011 о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка, площадью 28 000 кв. м, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, муниципальное образование "Бархатовский сельсовет", 250 м. Юго-Западнее села Бархатово. Ходатайство удовлетворено судом, производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 октября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда, Овчинников А.В. обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает следующее:
- - в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у спорного земельного участка категории земель - земли населенных пунктов на дату обращения заявителя в Управление в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", при этом решение Березовского районного совета депутатов от 06.04.2012 N 37-163р "Об утверждении генерального плана Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края", на которое ссылается суд первой инстанции, вынесено после обращения с заявлением о предоставлении земельного участка для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (24.11.2011);
- - необоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый отказ Управления в предоставлении в аренду земельного участка, изложенный в письме от 01.12.2011 N 2870, отказом не является (является сообщением), а от разрешения вопроса в установленном порядке по существу Управление уклонилось;
- - ссылка Управления по АГЗ и имущественным отношениям администрации района в отзыве на невыполнение заявителем пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ от 11.06.2003 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" является неправомерной, поскольку последнему отказано в предоставлении запрашиваемого земельного участка по иному основанию - в связи с отнесением земельного участка к землям населенных пунктов.
Администрация Березовского района, уведомленная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 26.11.2012 о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: www.arbitr.ru/grad/)), в судебное заседание своих представителей не направила.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей Администрации Березовского района.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Овчинников А.В. 24.11.2011 обратился в Администрацию Березовского района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет для расширения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства земельного участка расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, МО Бархатовский сельсовет, 250 м юго-западнее с. Бархатово, площадью 28 000 кв. м.
Письмом от 01.12.2011 N 2870 Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации Березовского района Красноярского края указало Овчинникову А.В. на невозможность предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, МО Бархатовский сельсовет, 250 м юго-западнее с. Бархатово, площадью 28 000 кв. м, для крестьянского (фермерского) хозяйства, так как по проекту застройки данный земельный участок относится к землям населенных пунктов.
Не согласившись с указанным актом, Овчинников А.В. обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления в предоставлении земельного участка; обязании Управления утвердить и выдать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, муниципальное образование "Бархатовский сельсовет", 250 м. Юго-Западнее села Бархатово, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
1. В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что письмо 01.12.2011 N 2870 представляет собой отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку оно содержит указание на основание его вынесения (заявление от 24.11.2011) и содержит итоговый ответ по существу обращения. То обстоятельство, что при рассмотрении заявления Овчинникова А.В. Управление нарушило установленный порядок рассмотрения обращения, данный вывод не изменяет.
2. Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
2.1. В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Общий порядок передачи в собственность или аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с которым Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Далее, согласно пункту 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом, оспариваемый отказ принят уполномоченным органом.
2.2. В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, законодатель предоставил право крестьянским (фермерским) хозяйствам на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
При этом земельные участки должны предоставляться из земель сельскохозяйственного назначения.
2.3. В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
- 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
- 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
- 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
- 4) срок аренды земельных участков;
- 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
- 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы Управления по АГЗ и имущественным отношениям администрации района о том, что предпринимателем при подаче заявления были нарушены требования, установленные статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", поскольку в качестве оснований для отказа данные обстоятельства в письме от 01.12.2011 N 2870 не указаны.
2.4. Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом (пункт 3 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Таким образом, предоставление земельного участка осуществимо при наличии такой возможности, в частности, наличия участка на земле сельскохозяйственного назначения. В указанном случае обязателен к соблюдению вышеназванный порядок.
Однако в настоящем деле отсутствуют доказательства того, что земельный участок, испрашиваемый заявителем, располагался на землях сельскохозяйственного назначения. Более того, из пояснений сторон следует, что земли, на которых располагался испрашиваемый земельный участок статусом сельскохозяйственных земель не обладали, так как их назначение определено не было. В письме от 01.12.2011 N 2870 Управление указало на невозможность предоставления в аренду земельного участка, поскольку по проекту застройки данный земельный участок относится к землям населенных пунктов.
2.5. В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Березовским районным Советом депутатов решением от 28.12.2010 N 15-68Р "Об утверждении Положения о порядке формирования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования Березовский район Красноярского края", утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственности Березовского района (далее - Положение).
Пунктом 1.2 Положения предусмотрено, что настоящее Положение регламентирует процедуру и критерии формирования и предоставления земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявлений и принятия решений, и определяет порядок распоряжения земельными участками, которые находятся в собственности и (или) ведении органов местного самоуправления муниципального образования Березовский район (далее - земельные участки).
Пунктом 4.3 Положения установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, формируются в соответствии с нормами предоставления земельных участков соответствующего целевого назначения.
Границы и размеры земельного участка определяются в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельных участков и не могут налагаться на земельные участки общего пользования.
Пунктом 4.3.1 Порядка предусмотрено, что процедура образования земельного участка без права строительства включает в себя следующие этапы:
- а) определение категории и вида разрешенного использования земельного участка;
- б) утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- в) согласование акта местоположения границ земельного участка с уполномоченными специалистами;
- г) установление границ земельного участка на местности;
- д) государственный кадастровый учет земельного участка;
- е) принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- ж) публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Пунктом 3.2 Порядка предусмотрено, что управление по АГЗ и имущественным отношениям администрации района осуществляет прием, регистрацию и рассмотрение заявлений, переданных физическими, юридическими лицами, органами местного самоуправления поселений, в том числе по вопросам:
- а) выражения волеизъявления о предоставлении земельных участков;
- б) установления категории и изменения разрешенного использования земельных участков, в случае если полномочия в области градостроительной деятельности относятся к полномочиям органов местного самоуправления района либо переданы органам местного самоуправления района;
- в) утверждения схем земельных участков в процессе образования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Как следует из материалов дела в ответ на заявление Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Овчинникова А.В. о предоставлении в аренду земельного участка для расширения своей деятельности Управление направило Овчинникову А.В. письмо от 01.12.2011 N 2870, в котором указало на невозможность предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, МО Бархатовский сельсовет", 250 м юго-западнее с. Бархатово, площадью 28 000 кв. м, для крестьянского (фермерского) хозяйства, так как по проекту застройки данный земельный участок относится к землям населенных пунктов.
Не соглашаясь с отказом Управления, Овчинников А.В. в апелляционной жалобе отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у спорного земельного участка категории земель - земли населенных пунктов на дату обращения в Управление, при этом решение Березовского районного совета депутатов от 06.04.2012 N 37-163р "Об утверждении генерального плана Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края", на которое ссылается суд первой инстанции, вынесено после обращения с заявлением о предоставлении земельного участка для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (24.11.2011). В силу этого, по мнению заявителя, отказ Управления по изложенному в письме от 01.12.2011 N 2870 основанию не соответствует требованиям законодательства.
Суд апелляционной инстанции принимает указанные доводы и соглашается со сделанным выводом, поскольку из материалов дела не следует, что на момент подачи заявления у испрашиваемого земельного участка была определена категория и вид разрешенного использования.
Тем не менее, суд апелляционной инстанции считает, что требование Овчинникова А.В. не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела не следует, что спорный земельный участок относился к землям сельскохозяйственного использования. При этом на момент рассмотрения дела судом по утвержденному решением Березовского районного совета депутатов от 06.04.2012 N 37-163Р генеральному плану Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края, испрашиваемый земельный участок относится к землям населенных пунктов. В указанном генеральном плане не предусмотрены зоны сельскохозяйственного использования.
При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает, что испрашиваемый земельный участок не может быть передан в долгосрочную аренду для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Удовлетворение требования, изложенного в письме от 01.12.2011 N 2870 не приведет к восстановлению нарушенного права Овчинникова А.В., и, следовательно, оспариваемый отказ не нарушает его прав и законных интересов.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы предпринимателя по оплате государственной пошлины в сумме 100 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" октября 2012 года по делу N А33-3431/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА

Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Г.А.КОЛЕСНИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)