Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Носач Е.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 25 октября 2012 года по делу N А66-17955/2011 (судья Матвеев А.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Тверьэнергосбыт" (ОГРН 1056900000354; далее ОАО "Тверьэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Тверской области к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области (ОГРН 1026900561071; далее - Министерство) с иском о возложении на ответчика обязанности заключить с истцом договор аренды земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100228:40, расположенному по адресу: город Тверь, Петербургское шоссе, дом 2.
Третьими лицами в иске указаны: открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Тверьэнерго" (далее - ОАО "МРСК Центра"), открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - ОАО "ТГК N 2"), муниципальное унитарное предприятие "Тверьгорэлектро" (далее - Предприятие), Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тверской области (далее - Теруправление), Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление).
Определениями от 13.06.2012, 29.06.2012, 20.07.2012 судом приняты к рассмотрению заявления ОАО "ТГК N 2", ОАО "МРСК Центра", Предприятия о вступлении их в дело в качестве третьих лиц с самостоятельными требованиями относительно предмета спора.
Решением суда от 25.10.2012 требования истца и третьих лиц с самостоятельными требованиями относительно предмета спора удовлетворены.
Министерство с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Доказательства принятия уполномоченным органом решения об образовании спорного земельного участка истцом не представлено. Министерство не принимало решения об образовании спорного земельного участка. Исковые требования об образовании земельного участка в судебном порядке не заявлены. Решение суда об образовании спорного земельного участка также отсутствует. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорные земельные участки не могут считаться образованными с соблюдением норм действующего законодательства в порядке статей 11.12 и 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Раздел спорного земельного участка произведен без согласия собственника данного участка. Ссылка суда о наличии согласия землепользователей преобразуемого земельного участка опровергается материалами дела. На дату рассмотрения дела в суде оспариваемое заявителем бездействие прекращено, права и интересы общества могут нарушаться не этим бездействием, а указанным решением об отказе в продаже земельного участка, которое может быть самостоятельно оспорено в судебном порядке. Площадь испрашиваемого земельного участка существенно превышает площадь объекта недвижимого имущества, расположенного на данном земельном участке. Доказательств того, что весь испрашиваемый в собственность земельный участок используется заявителем для обслуживания и эксплуатации объектов недвижимости, материалы дела не содержат.
ОАО "Тверьэнергосбыт" в отзыве на жалобу возразило против ее доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, жалобу рассмотреть в отсутствие представителей.
ОАО "ТГК N 2" в отзыве на жалобу также возразило против ее доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзывов на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Материалами дела подтверждается следующее.
ОАО "Тверьэнергосбыт" на праве собственности принадлежит здание производственных мастерских, назначение - нежилое, этажность - 2, общей площадью 326,1 кв. м, с инвентарным номером 17695, литеры Б, Б1, с кадастровым (условным) номером 69:40:0100228:12:9, а также здание производственное, назначение - нежилое, этажность - 4, общей площадью 1769,4 кв. м, с инвентарным номером 17695, с кадастровым (условным) номером 69:40:0100228:12:10, расположенное по адресу: город Тверь, шоссе Петербургское, дом 2, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.04.2005 сделаны записи регистрации. Данное обстоятельство подтверждается свидетельствами от 10.09.2010 серии 69-АВ N 117232 и 117233.
ОАО "ТГК N 2" на праве собственности принадлежит объект недвижимости "ЭПТК "Тепловые сети" (Промбаза)", расположенный по адресу: город Тверь, шоссе Петербургское, дом 2, с кадастровым (условным) номером 69:40:01:00:228:0012:6/017695/37:10000/Т/с, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18.07.2006 сделана запись регистрации. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством от 18.07.2006 серии 69-АА N 852957.
ОАО "МРСК Центра" на праве собственности принадлежит токарная мастерская - кузница, общей площадью 214,5 кв. м, расположенная по адресу: город Тверь, шоссе Петербургское, дом 2, кадастровым (условным) номером 69:40:01:00:228:0012:1/017695/37/10000/А(23), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.04.2008 сделана запись регистрации. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством от 16.04.2008 серии 69-АБ N 110407.
Предприятию на праве собственности принадлежит трансформаторная подстанция, назначение - нежилое, общей площадью 36,6 кв. м, по адресу: город Тверь, шоссе Петербургское, дом 2, с кадастровым (условным) номером 69:40:0100228:42:17, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09.11.2011 сделана запись регистрации. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством от 09.11.2011 серии 69-АВ N 377823.
Вышеперечисленные объекты недвижимости находятся на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале 69:40:0100228, имеющем кадастровый номер 69:40:0100228:12, разрешенное использование - под производственную базу, площадью 61 454,3 кв. м, расположенном по адресу: город Тверь, шоссе Петербургское, дом 2.
Постановлением главы администрации города Твери от 13.04.2010 N 917 утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории в Заволжском районе, кадастровый квартал 69:40:0100228, образовавшихся из земельного участка, кадастровым номером 69:40:0100228:12, по адресу: город Тверь, шоссе Петербургское, дом 2.
Вновь образованные земельные участки поставлены на кадастровый учет под номерами:
- - 69:40:0100228:40, площадью 5407 +/- 26 кв. м, разрешенное использование - под эксплуатацию производственного здания и здания производственных мастерских, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 17.05.2010;
- - 69:40:0100228:41, площадью 847 +/- 10 кв. м, разрешенное использование - под эксплуатацию производственно здания токарной мастерской - кузницы, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 17.05.2010.
- - 69:40:0100228:42, площадью 71 +/- 3 кв. м, разрешенное использование - под эксплуатацию трансформаторной подстанции, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 17.05.2010;
- - 69:40:0100228:43, площадью 1182 +/- 12 кв. м, разрешенное использование - под эксплуатацию подземного защитного сооружения, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 17.05.2010;
- - 69:40:0100228:44, площадью 53 948 +/- 81 кв. м, разрешенное использование - под эксплуатацию энергетического производственно-технологического комплекса "Тепловые сети", дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 17.05.2010.
ОАО "Тверьэнергосбыт", ОАО "МРСК Центра", ОАО "ТГК N 2", Предприятие на основании статьи 36 ЗК РФ обратились к ответчику с заявлениями о предоставлении в аренду вышеперечисленных земельных участков, кадастровыми номерами 69:40:0100228:40, 69:40:0100228:41, 69:40:0100228:42, 69:40:0100228:43, 69:40:0100228:44, расположенных по адресу: город Тверь, Петербургское шоссе, дом 2.
В ответах на данные обращения ответчик сообщил, что в соответствии с постановлением главы администрации города Твери от 13.04.2010 N 917 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в Заволжском районе, кадастровый квартал 69:40:0100228", из земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100228:12 в результате раздела образовались земельные участки общей площадью 5407 кв. м, под эксплуатацию производственного здания и здания производственных мастерских, общей площадью 847 кв. м, под эксплуатацию производственного здания токарной мастерской-кузницы, общей площадью 71 кв. м, под здание трансформаторной подстанции, общей площадью 1182 кв. м, под эксплуатацию подземного защитного сооружения, общей площадью 53 948 кв. м, под эксплуатацию энергетического производственно - технологического комплекса "Тепловые сети". Также ответчик указал на возможность рассмотрения заявлений после обращения в Комитет по управлению имуществом Тверской (правопредшественника ответчика) всех собственников объектов недвижимого имущества, расположенных на образованных земельных участках.
Ссылаясь на незаконное бездействие ответчика в нарушение статьи 28 ЗК РФ, истец и третьи лица, с самостоятельными требованиями относительно предмета спора, обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными и их удовлетворил.
Апелляционная коллегия считает принятое решение законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития и торговли России от 30.10.2007 N 370.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия соответствующего решения исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства, рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Договор аренды земельного участка подлежит заключению в порядке статьи 445 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что истец и третьи лица с самостоятельными требованиями относительно предмета спора, предоставили ответчику полный пакет документов, в объеме, достаточном для принятия решения о предоставлении спорных земельных участков в аренду. Ответчиком данное обстоятельство не оспорено.
Согласно статье 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, который совершил такие действия (бездействия).
Доводы подателя жалобы о том, что требования заявлены в отношении несформированных земельных участков, являются необоснованными.
Порядок образования земельных участков регламентирован положениями статей 11.2, 11.3 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ (пункт 1 статьи 11.3).
Решения об образовании таких земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (пункт 2 статьи 11.3 ЗК РФ).
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (пункт 4 статьи 11.2 ЗК РФ).
Для раздела земельного участка, находящегося в государственной собственности, необходимо принятие соответствующего решения уполномоченным государственным (муниципальным) органом. При этом не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости либо если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункты 4 и 5 статьи 11.9 ЗК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что в подтверждение наличия согласия землепользователей преобразуемого земельного участка в соответствующей конфигурации ОАО "Тверьэнергосбыт", ОАО "МРСК Центра", ОАО "ТГК N 2", Предприятие представили порядок распределения площадей земельного участка, кадастровые паспорта земельных участков с соответствующими заявлениями.
В пункте 8 статьи 36 ЗК РФ закреплена обязанность уполномоченного органа государственной власти (местного самоуправления) в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принять решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направить им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Орган местного самоуправления обязан был в двухнедельный срок со дня представления кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участков принять решение об их предоставлении.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у ответчика оснований для отказа в предоставлении земельных участков, расположенных по адресу: город Тверь, Петербургское шоссе, дом 2, кадастровыми номерами 69:40:0100228:40, 69:40:0100228:41, 69:40:0100228:42, 69:40:0100228:43, 69:40:0100228:44, не имелось.
Довод подателя жалобы о разделе спорного земельного участка произведен без согласия собственника данного участка отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку не соответствует материалам дела.
Постановлением главы администрации города Твери от 13.04.2010 N 917 утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории в Заволжском районе, кадастровый квартал 69:40:0100228, образовавшихся из земельного участка, кадастровым номером 69:40:0100228:12, по адресу: город Тверь, шоссе Петербургское, дом 2.
Вновь образованные земельные участки поставлены на кадастровый учет под номерами: 69:40:0100228:40; 69:40:0100228:41; 69:40:0100228:42, 69:40:0100228:44. При этом указаны виды разрешенного использования, соответствующие характеру и назначению объектов недвижимости, находящихся на них, принадлежащих истцу и третьим лицам, заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора.
В деле имеются документы, подтверждающие согласия собственников недвижимого имущества, расположенного на преобразуемом земельном участке, о распределении площадей, а также кадастровые паспорта земельных участков с соответствующими заявлениями. Постановлением N 917 также подтверждается наличие такого согласия.
В выписке из государственного кадастра недвижимости от 04.06.2010 N 02-69/10-2-83066, выданной Управлением Росреестра по Тверской области на земельный участок, кадастровый номер 69:40:0100228:40, в строке 18 "Дополнительные сведения для регистрации прав на образованные земельные участки" в пункте 18.1 содержатся сведения об образованных участках с номерами 69:40:0100228:40, 69:40:0100228:41, 69:40:0100228:42, 69:40:0100228:43, 69:40:0100228:44.
Ссылка подателя жалобы на превышение площади земельных участков площади объектов недвижимости, которые на них расположены, не принимается во внимание. Из материалов дела видно, что истец и третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, представили доказательства в порядке статьи 33 ЗК РФ, подтверждающие необходимость использования земельных участков площадью 5407 кв. м, 847 кв. м, 71 кв. м, 53 948 кв. м. В частности сведения о характеристике объектов недвижимости, находящихся на данных участках, свидетельства о государственной регистрации прав на данные объекты с указанием их площади, технические паспорта на объекты.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда не имелось, требования удовлетворены правомерно.
Фактически все доводы подателя жалобы были предметом подробного исследования в суде первой инстанции, им дана мотивированная оценка, правовых оснований не согласиться с которой у апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 25 октября 2012 года по делу N А66-17955/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Судьи
Е.В.НОСАЧ
А.В.РОМАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.01.2013 ПО ДЕЛУ N А66-17955/2011
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2013 г. по делу N А66-17955/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Носач Е.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 25 октября 2012 года по делу N А66-17955/2011 (судья Матвеев А.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Тверьэнергосбыт" (ОГРН 1056900000354; далее ОАО "Тверьэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Тверской области к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области (ОГРН 1026900561071; далее - Министерство) с иском о возложении на ответчика обязанности заключить с истцом договор аренды земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100228:40, расположенному по адресу: город Тверь, Петербургское шоссе, дом 2.
Третьими лицами в иске указаны: открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Тверьэнерго" (далее - ОАО "МРСК Центра"), открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - ОАО "ТГК N 2"), муниципальное унитарное предприятие "Тверьгорэлектро" (далее - Предприятие), Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тверской области (далее - Теруправление), Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление).
Определениями от 13.06.2012, 29.06.2012, 20.07.2012 судом приняты к рассмотрению заявления ОАО "ТГК N 2", ОАО "МРСК Центра", Предприятия о вступлении их в дело в качестве третьих лиц с самостоятельными требованиями относительно предмета спора.
Решением суда от 25.10.2012 требования истца и третьих лиц с самостоятельными требованиями относительно предмета спора удовлетворены.
Министерство с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Доказательства принятия уполномоченным органом решения об образовании спорного земельного участка истцом не представлено. Министерство не принимало решения об образовании спорного земельного участка. Исковые требования об образовании земельного участка в судебном порядке не заявлены. Решение суда об образовании спорного земельного участка также отсутствует. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорные земельные участки не могут считаться образованными с соблюдением норм действующего законодательства в порядке статей 11.12 и 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Раздел спорного земельного участка произведен без согласия собственника данного участка. Ссылка суда о наличии согласия землепользователей преобразуемого земельного участка опровергается материалами дела. На дату рассмотрения дела в суде оспариваемое заявителем бездействие прекращено, права и интересы общества могут нарушаться не этим бездействием, а указанным решением об отказе в продаже земельного участка, которое может быть самостоятельно оспорено в судебном порядке. Площадь испрашиваемого земельного участка существенно превышает площадь объекта недвижимого имущества, расположенного на данном земельном участке. Доказательств того, что весь испрашиваемый в собственность земельный участок используется заявителем для обслуживания и эксплуатации объектов недвижимости, материалы дела не содержат.
ОАО "Тверьэнергосбыт" в отзыве на жалобу возразило против ее доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, жалобу рассмотреть в отсутствие представителей.
ОАО "ТГК N 2" в отзыве на жалобу также возразило против ее доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзывов на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Материалами дела подтверждается следующее.
ОАО "Тверьэнергосбыт" на праве собственности принадлежит здание производственных мастерских, назначение - нежилое, этажность - 2, общей площадью 326,1 кв. м, с инвентарным номером 17695, литеры Б, Б1, с кадастровым (условным) номером 69:40:0100228:12:9, а также здание производственное, назначение - нежилое, этажность - 4, общей площадью 1769,4 кв. м, с инвентарным номером 17695, с кадастровым (условным) номером 69:40:0100228:12:10, расположенное по адресу: город Тверь, шоссе Петербургское, дом 2, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.04.2005 сделаны записи регистрации. Данное обстоятельство подтверждается свидетельствами от 10.09.2010 серии 69-АВ N 117232 и 117233.
ОАО "ТГК N 2" на праве собственности принадлежит объект недвижимости "ЭПТК "Тепловые сети" (Промбаза)", расположенный по адресу: город Тверь, шоссе Петербургское, дом 2, с кадастровым (условным) номером 69:40:01:00:228:0012:6/017695/37:10000/Т/с, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18.07.2006 сделана запись регистрации. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством от 18.07.2006 серии 69-АА N 852957.
ОАО "МРСК Центра" на праве собственности принадлежит токарная мастерская - кузница, общей площадью 214,5 кв. м, расположенная по адресу: город Тверь, шоссе Петербургское, дом 2, кадастровым (условным) номером 69:40:01:00:228:0012:1/017695/37/10000/А(23), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.04.2008 сделана запись регистрации. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством от 16.04.2008 серии 69-АБ N 110407.
Предприятию на праве собственности принадлежит трансформаторная подстанция, назначение - нежилое, общей площадью 36,6 кв. м, по адресу: город Тверь, шоссе Петербургское, дом 2, с кадастровым (условным) номером 69:40:0100228:42:17, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09.11.2011 сделана запись регистрации. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством от 09.11.2011 серии 69-АВ N 377823.
Вышеперечисленные объекты недвижимости находятся на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале 69:40:0100228, имеющем кадастровый номер 69:40:0100228:12, разрешенное использование - под производственную базу, площадью 61 454,3 кв. м, расположенном по адресу: город Тверь, шоссе Петербургское, дом 2.
Постановлением главы администрации города Твери от 13.04.2010 N 917 утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории в Заволжском районе, кадастровый квартал 69:40:0100228, образовавшихся из земельного участка, кадастровым номером 69:40:0100228:12, по адресу: город Тверь, шоссе Петербургское, дом 2.
Вновь образованные земельные участки поставлены на кадастровый учет под номерами:
- - 69:40:0100228:40, площадью 5407 +/- 26 кв. м, разрешенное использование - под эксплуатацию производственного здания и здания производственных мастерских, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 17.05.2010;
- - 69:40:0100228:41, площадью 847 +/- 10 кв. м, разрешенное использование - под эксплуатацию производственно здания токарной мастерской - кузницы, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 17.05.2010.
- - 69:40:0100228:42, площадью 71 +/- 3 кв. м, разрешенное использование - под эксплуатацию трансформаторной подстанции, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 17.05.2010;
- - 69:40:0100228:43, площадью 1182 +/- 12 кв. м, разрешенное использование - под эксплуатацию подземного защитного сооружения, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 17.05.2010;
- - 69:40:0100228:44, площадью 53 948 +/- 81 кв. м, разрешенное использование - под эксплуатацию энергетического производственно-технологического комплекса "Тепловые сети", дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 17.05.2010.
ОАО "Тверьэнергосбыт", ОАО "МРСК Центра", ОАО "ТГК N 2", Предприятие на основании статьи 36 ЗК РФ обратились к ответчику с заявлениями о предоставлении в аренду вышеперечисленных земельных участков, кадастровыми номерами 69:40:0100228:40, 69:40:0100228:41, 69:40:0100228:42, 69:40:0100228:43, 69:40:0100228:44, расположенных по адресу: город Тверь, Петербургское шоссе, дом 2.
В ответах на данные обращения ответчик сообщил, что в соответствии с постановлением главы администрации города Твери от 13.04.2010 N 917 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в Заволжском районе, кадастровый квартал 69:40:0100228", из земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100228:12 в результате раздела образовались земельные участки общей площадью 5407 кв. м, под эксплуатацию производственного здания и здания производственных мастерских, общей площадью 847 кв. м, под эксплуатацию производственного здания токарной мастерской-кузницы, общей площадью 71 кв. м, под здание трансформаторной подстанции, общей площадью 1182 кв. м, под эксплуатацию подземного защитного сооружения, общей площадью 53 948 кв. м, под эксплуатацию энергетического производственно - технологического комплекса "Тепловые сети". Также ответчик указал на возможность рассмотрения заявлений после обращения в Комитет по управлению имуществом Тверской (правопредшественника ответчика) всех собственников объектов недвижимого имущества, расположенных на образованных земельных участках.
Ссылаясь на незаконное бездействие ответчика в нарушение статьи 28 ЗК РФ, истец и третьи лица, с самостоятельными требованиями относительно предмета спора, обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными и их удовлетворил.
Апелляционная коллегия считает принятое решение законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития и торговли России от 30.10.2007 N 370.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия соответствующего решения исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства, рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Договор аренды земельного участка подлежит заключению в порядке статьи 445 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что истец и третьи лица с самостоятельными требованиями относительно предмета спора, предоставили ответчику полный пакет документов, в объеме, достаточном для принятия решения о предоставлении спорных земельных участков в аренду. Ответчиком данное обстоятельство не оспорено.
Согласно статье 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, который совершил такие действия (бездействия).
Доводы подателя жалобы о том, что требования заявлены в отношении несформированных земельных участков, являются необоснованными.
Порядок образования земельных участков регламентирован положениями статей 11.2, 11.3 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ (пункт 1 статьи 11.3).
Решения об образовании таких земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (пункт 2 статьи 11.3 ЗК РФ).
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (пункт 4 статьи 11.2 ЗК РФ).
Для раздела земельного участка, находящегося в государственной собственности, необходимо принятие соответствующего решения уполномоченным государственным (муниципальным) органом. При этом не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости либо если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункты 4 и 5 статьи 11.9 ЗК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что в подтверждение наличия согласия землепользователей преобразуемого земельного участка в соответствующей конфигурации ОАО "Тверьэнергосбыт", ОАО "МРСК Центра", ОАО "ТГК N 2", Предприятие представили порядок распределения площадей земельного участка, кадастровые паспорта земельных участков с соответствующими заявлениями.
В пункте 8 статьи 36 ЗК РФ закреплена обязанность уполномоченного органа государственной власти (местного самоуправления) в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принять решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направить им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Орган местного самоуправления обязан был в двухнедельный срок со дня представления кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участков принять решение об их предоставлении.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у ответчика оснований для отказа в предоставлении земельных участков, расположенных по адресу: город Тверь, Петербургское шоссе, дом 2, кадастровыми номерами 69:40:0100228:40, 69:40:0100228:41, 69:40:0100228:42, 69:40:0100228:43, 69:40:0100228:44, не имелось.
Довод подателя жалобы о разделе спорного земельного участка произведен без согласия собственника данного участка отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку не соответствует материалам дела.
Постановлением главы администрации города Твери от 13.04.2010 N 917 утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории в Заволжском районе, кадастровый квартал 69:40:0100228, образовавшихся из земельного участка, кадастровым номером 69:40:0100228:12, по адресу: город Тверь, шоссе Петербургское, дом 2.
Вновь образованные земельные участки поставлены на кадастровый учет под номерами: 69:40:0100228:40; 69:40:0100228:41; 69:40:0100228:42, 69:40:0100228:44. При этом указаны виды разрешенного использования, соответствующие характеру и назначению объектов недвижимости, находящихся на них, принадлежащих истцу и третьим лицам, заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора.
В деле имеются документы, подтверждающие согласия собственников недвижимого имущества, расположенного на преобразуемом земельном участке, о распределении площадей, а также кадастровые паспорта земельных участков с соответствующими заявлениями. Постановлением N 917 также подтверждается наличие такого согласия.
В выписке из государственного кадастра недвижимости от 04.06.2010 N 02-69/10-2-83066, выданной Управлением Росреестра по Тверской области на земельный участок, кадастровый номер 69:40:0100228:40, в строке 18 "Дополнительные сведения для регистрации прав на образованные земельные участки" в пункте 18.1 содержатся сведения об образованных участках с номерами 69:40:0100228:40, 69:40:0100228:41, 69:40:0100228:42, 69:40:0100228:43, 69:40:0100228:44.
Ссылка подателя жалобы на превышение площади земельных участков площади объектов недвижимости, которые на них расположены, не принимается во внимание. Из материалов дела видно, что истец и третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, представили доказательства в порядке статьи 33 ЗК РФ, подтверждающие необходимость использования земельных участков площадью 5407 кв. м, 847 кв. м, 71 кв. м, 53 948 кв. м. В частности сведения о характеристике объектов недвижимости, находящихся на данных участках, свидетельства о государственной регистрации прав на данные объекты с указанием их площади, технические паспорта на объекты.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда не имелось, требования удовлетворены правомерно.
Фактически все доводы подателя жалобы были предметом подробного исследования в суде первой инстанции, им дана мотивированная оценка, правовых оснований не согласиться с которой у апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 25 октября 2012 года по делу N А66-17955/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Судьи
Е.В.НОСАЧ
А.В.РОМАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)