Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.02.2013 N 05АП-11051/2012 ПО ДЕЛУ N А24-3413/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2013 г. N 05АП-11051/2012

Дело N А24-3413/2012

Резолютивная часть постановления оглашена 05 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Восканяна Мгера Жораевича,
апелляционное производство N 05АП-11051/2012
на решение от 24.10.2012 года
судьи И.Ю. Жалудя
по делу N А24-3413/2012 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Восканяна Мгера Жораевича (ИНН 410100106544, ОГРН 305410109000036)
об оспаривании отказа Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края (ИНН 4101121312, ОГРН 1084101000147), оформленного письмом от 12.07.2012,
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились.

установил:

Индивидуальный предприниматель Восканян Мгер Жораевич (далее по тексту - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее - ответчик, Министерство) в предварительном согласовании размещении объекта - магазина по адресу г. Петропавловск-Камчатский, п. Моховая рядом с павильоном "Пивомания", оформленного письмом от 12.07.2012 N 03/5358-01-03; обязании Министерства выдать решение о предварительном согласовании места размещения здания - магазина на земельном участке площадью 300 кв. м по адресу г. Петропавловск-Камчатский, п. Моховая рядом с павильоном "Пивомания" на праве аренды.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 24.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 24.10.2012, индивидуальный предприниматель Восканян Мгер Жораевич просит его отменить как незаконное, в обоснование заявленных требований указал следующее. Отказ Министерства от 12.07.2012 N 03/5358-01-03 заявитель полагает незаконным, поскольку не доказана принципиальная невозможность строительства объекта, указанного в заявлении, на участке, выбранном для строительства, а также не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для отказа в предоставлении земельного участка по процедуре без предварительного согласования места размещения объекта без проведения торгов на испрашиваемом земельном участке. Кроме того, предприниматель полагает, что постановление Правительства Камчатского края от 17.05.2012 N 225-П "О предоставлении земельных участков для строительства объектов капитального строительства исключительно на торгах" не соответствует пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), поскольку указанным постановлением незаконно исключается возможность предоставления гражданам земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта - здания магазина.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители предпринимателя, Министерства не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу предпринимателя в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле документам.
Министерство в направленном в материалы дела письменном отзыве на апелляционную жалобу предпринимателя с доводами жалобы не согласно, решение Арбитражного суда Камчатского края от 24.10.2012 просит оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя - без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
13.06.2012 предприниматель обратился в Министерство с заявлением о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта - здания торгового магазина, указав примерный размер земельного участка 300 кв. м и предполагаемое место (г. Петропавловск-Камчатский, п. Моховая рядом с павильоном "Пивомания").
Учитывая, что согласно постановлению Правительства Камчатского края от 17.05.2012 N 225-П "О предоставлении земельных участков для строительства объектов капитального строительства исключительно на торгах" предоставление земельных участков для строительства объектов торгового назначения осуществляется исключительно на торгах, а также то, что в отношении испрашиваемого предпринимателем земельного участка 13.07.2011 представлено заявление иного лица о выборе земельного участка, в границах которого расположена испрашиваемая предпринимателем территория, Министерством принято решение об отказе в предоставлении земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта без проведения торгов.
Не согласившись с отказом Министерства, оформленного письмом от 12.07.2012 N 03/5358-01-09, предприниматель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на жалобу, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу предпринимателя - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Испрашиваемый заявителем земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. В силу статьи 2 Закона Камчатского края от 22.11.2010 N 506 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Камчатского края - городе краевого значения Петропавловске-Камчатском" распоряжение земельными участками в г. Петропавловске-Камчатском, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, осуществляется исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом Камчатского края в случаях предоставления указанных земельных участков для строительства, в том числе жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Камчатского края, утвержденным Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 17.02.2010 N 710, Министерство осуществляет полномочия собственника в отношении государственного имущества Камчатского края.
В силу статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, согласно статьи 31 ЗК РФ обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с частью 1.1 статьи 30 ЗК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Пунктом 1 постановления Правительства Камчатского края от 17.05.2012 N 225-П "О предоставлении земельных участков для строительства объектов капитального строительства исключительно на торгах" установлено, что предоставление земельных участков для строительства объектов капитального строительства, объектов торгового назначения (в том числе торговых центров, магазинов продовольственных и промышленных товаров, рынков) осуществляется без предварительного согласования места размещения объектов исключительно на торгах.
Пунктом 2 указанного постановления установлено, что его действие не распространяется на случаи предоставления земельных участков на основании решений о предварительном согласовании места размещения объекта, принятых до вступления в силу этого постановления.
Согласно пункту 3 указанного постановления оно вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования. Постановление опубликовано в "Официальные Ведомости", N 151, 22.05.2012.
В рассматриваемом случае предприниматель обратился в Министерство с заявлением о выборе земельного участка для строительства объекта торгового назначения (торгового магазина) 07.06.2012 после вступления в силу вышеназванного постановления Правительства Камчатского края от 17.05.2012 N 225-П.
Таким образом, предоставление земельных участков для строительства объектов капитального строительства (в том числе торговых центров, магазинов продовольственных и промышленных товаров, рынков) в силу вышеназванного постановления осуществляется без предварительного согласования места размещения объектов осуществляется исключительно на торгах.
Соответственно, в данном случае не подлежит применению порядок принятия исполнительным органом государственной власти решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, урегулированный статьей 31 ЗК РФ, а именно пунктами 1, 2, 5, 6 статьи 31 ЗК РФ.
Постановление Правительства Камчатского края от 17.05.2012 N 225-П является действующим, в судебном порядке не оспорено. После принятия и опубликования Постановления N 225-П установленные им ограничения должны были учитываться уполномоченным органом при рассмотрении заявления предпринимателя, в силу чего Министерство было не вправе принять решение о предварительном согласовании заявителю места размещения здания - магазина на земельном участке площадью 300 кв. м по адресу г. Петропавловск-Камчатский, п. Моховая рядом с павильоном "Пивомания" на праве аренды.
Кроме того, как установлено из материалов дела, испрашиваемый предпринимателем земельный участок проходит процедуру выбора земельного участка по заявлению иного лица от 13.07.2011 поступившего до вступления в силу постановления Правительства Камчатского края от 17.05.2012 N 225-П. Так, в материалах дела имеется письмо Министерства от 03.08.2011 N 03/1851-0108, адресованное Департаменту градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа, с просьбой обеспечить выбор земельного участка для строительства плоскостного сооружения по заявлению ООО "Шамса-Холдинг" от 13.07.2011.
Из письма Министерства от 17.10.2012 N 03/7932-01-09 следует, что по результатам рассмотрения заявления ООО "Шамса-Холдинг" от 13.07.2011 принято также решение об отказе в размещении объекта и предоставлении земельного участка в рамках процедуры с предварительным согласованием места размещения объекта по причине наличия заявлений иных лиц, а также принципа открытости и прозрачности предоставление земельных участков.
Таким образом, учитывая, что предоставление земельных участков для строительства объектов капитального строительства (в том числе торговых центров, магазинов продовольственных и промышленных товаров, рынков) из земель в собственности Камчатского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в силу постановления Правительства Камчатского края от 17.05.2012 N 225-П, с учетом части 1.1 статьи 30 ЗК РФ, без предварительного согласования места размещения объектов и исключительно на торгах, коллегия, как и суд первой инстанции приходит к выводу об отсутствии у Министерства оснований для принятия решения о предварительном согласовании места размещения здания - магазина по адресу г. Петропавловск-Камчатский, п. Моховая рядом с павильоном "Пивмания".
Кроме того, как установлено материалами дела, испрашиваемый предпринимателем земельный участок формируется на основании ранее поданного заявления иного лица для строительства плоскостного сооружения. Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом РФ не урегулирован. В такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам статьи 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Указанный вывод соответствует также правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
Учитывая вышеизложенное, а также положения пункта 1.1 статьи 30 ЗК РФ, которые прямо предусматривают возможность органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах, коллегия не усматривает оснований для принятия во внимание довода заявителя о том, что постановление Правительства Камчатского края от 17.05.2012 N 225-П не соответствует пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, а также пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ.
Остальные возражения заявителя жалобы проверены и отклонены коллегией как несостоятельные в силу изложенного выше по тексту постановления.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал предпринимателю в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в удовлетворении его заявления о признании незаконным отказа Министерства в предварительном согласовании размещении объекта - магазина по адресу г. Петропавловск-Камчатский, п. Моховая рядом с павильоном "Пивмания", оформленного письмом от 12.07.2012 N 03/5358-01-03.
Поскольку требование предпринимателя об обязании Министерства выдать решение о предварительном согласовании места размещения здания - магазина на земельном участке площадью 300 кв. м по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, п. Моховая рядом с павильоном "Пивмания" на праве аренды, не является самостоятельным требованием по делу, а представляет собой способ восстановления нарушенного права, суд первой инстанции правомерно, с учетом пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, не применил указанную меру восстановления нарушенного права.
Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, судебной коллегией, не установлено.
На основании вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 24.10.2012 года по делу N А24-3413/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА

Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
А.В.ГОНЧАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)