Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-93/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 мая 2013 г. по делу N 33-93/2013


Судья: Зимин В.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Жидковой О.В.,
судей Игошевой Г.Н., Чернышовой Н.Э.,
при секретаре О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе А. на решение Вологодского районного суда Вологодской области от 09.11.2012, которым отказано в удовлетворении иска А. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Вологодского муниципального района и ООО "Вологодские земельные ресурсы" о признании незаконными действий ООО "Вологодские земельные ресурсы", связанные с межеванием земельного участка с кадастровым N ..., признании незаконными результатов межевания земельного участка, возложении обязанности на Комитет по управлению муниципальным имуществом Вологодского муниципального района по снятию земельного участка с государственного кадастрового учета и взыскании судебных издержек.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения представителя истца А. по доверенности К., судебная коллегия

установила:

в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером N ..., расположенном по адресу: <адрес>, площадью ... квадратных метров, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
По данному земельному участку на основании постановлений администрации Новленского сельского совета народных депутатов Вологодского района N ... от <ДАТА> и N ... от <ДАТА>, а также свидетельства о регистрации права от <ДАТА> внесены сведения о праве собственности А.
Данный земельный участок является ранее учтенным, его границы не установлены в соответствии требованиями земельного законодательства.
В государственном кадастре недвижимости содержатся также сведения о земельном участке с кадастровым номером N ..., расположенном по адресу: <адрес>, площадью ... кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
Граница названного земельного участка определена по результатам межевания, которое проведено кадастровым инженером ООО "Вологодские земельные ресурсы" Ч.А.Н. в августе 2011 года.
Земельный участок имеет статус "временный", поставлен на государственный кадастровый учет <ДАТА> по заявлению В.Д.В., зарегистрированному под N ... с приложенным межевым планом от <ДАТА>, изготовленным по заказу администрации Вологодского муниципального района.
Оспаривая результаты межевания земельного участка с кадастровым номером N ..., проведенного администрацией Вологодского муниципального района, А. обратился в суд с иском к администрации Вологодского муниципального района, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Вологодской области (далее ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области) о возложении обязанности снять с государственного учета названый земельный участок.
В обоснование требований указал, что земельный участок с кадастровым номером N ... является смежным по отношению к принадлежащему ему земельному участку с кадастровым номером N .... Полагал что межевание земельного участка с кадастровым номером N ... проведено с нарушением установленного законом порядка, так как смежная граница не была с ним согласована, что привело к ущемлению его прав, поскольку часть принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером N ... вошла в границы вновь образованного земельного участка с кадастровым номером N ....
Просил суд признать действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области, связанные с постановкой на временный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N ... незаконными; обязать администрацию Вологодского муниципального района и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером N ... и взыскать с ответчиков в его пользу расходы по оплате услуг представителя в сумме ... рублей и по уплате государственной пошлины.
В ходе рассмотрения данного дела судом произведена замена ответчика администрации Вологодского муниципального района на Комитет по управлению муниципальным имуществом Вологодского муниципального района и по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Вологодские земельные ресурсы" (далее ООО "Вологодские земельные ресурсы"); ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области исключено из числа ответчиков.
В судебном заседании истец А. исковые требования изменил. Просил признать незаконными действия ООО "Вологодские земельные ресурсы", связанные с межеванием земельного участка с кадастровым номером N ... и признать незаконными результаты межевания данного земельного участка; обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Вологодского муниципального района снять указанный земельный участок с временного государственного кадастрового учета и взыскать с ответчиков расходы по оплате услуг представителя в сумме ... рублей и по уплате государственной пошлины.
Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом Вологодского муниципального района, извещенный надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился.
В отзыве на иск Комитет указал, что принадлежащий А. на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N ... имеет ориентировочную площадь, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, сведения об участке подлежат уточнению при межевании. При проведении кадастровых работ ООО "Вологодские земельные ресурсы" на основании контракта, заключенного с администрацией Вологодского муниципального района, сведения о земельном участке с кадастровым номером N ... на кадастровом плане территории отсутствовали. Сведения о границах земельного участка с кадастровым номером N ... на местности, позволяющие однозначно определить его использование, отсутствовали. При выполнении кадастровых работ ООО "Вологодские земельные ресурсы" были соблюдены все требования Федерального закона N 221 от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости". Просил отказать в удовлетворении иска.
Представитель ответчика ООО "Вологодские земельные ресурсы" в судебное заседание не явился, судебная повестка возвращена в суд по причине истечения срока хранения.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В отзыве на иск Управление считает, что основания для отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым N ... отсутствовали, так как по представленным документам установить пересечение границ спорных земельных участков не представляется возможным.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе А., не приводя новых доводов, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований.
01.02.2013 судебной коллегией по гражданским делам Вологодского областного суда вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по апелляционной жалобе А. на решение Вологодского районного суда Вологодской области от 09.11.2012 по правилам производства в суде первой инстанции ввиду рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, что в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае является основанием для отмены определения суда первой инстанции.
В ходе дальнейшего судебного разбирательства к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, судебной коллегией привлечена администрация Новленского сельского поселения.
Определением суда от 20.02.2013 по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено с учетом замены экспертного учреждения на основании определения от 15.03.2013 городскому учреждению судебной экспертизы (г. Санкт-Петербург).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца А. по доверенности К. исковые требования, с учетом их изменения в суде первой инстанции, поддержал, просил удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 261 Гражданского кодекса Российской Федерации территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику органами по земельным ресурсам и землеустройству.
В силу пункта 7 части 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Действующее законодательство, а именно Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ, Закон) предусматривает, что кадастровый учет земельных участков осуществляется на основании межевого плана, который представляет собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и воспроизводящий определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (части 1, 7 - 9 ст. 38 приведенного Закона).
В силу статьи 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 40 названного Закона споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая (часть 2 статьи 40).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности того факта, что земельные участки являются смежными, имеют общие границы, в связи с чем пришел к выводу о том, что действиями ответчиков не нарушены права и законные интересы собственника земельного участка А.
С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Земельный участок с кадастровым номером N ..., расположенный по адресу: <адрес>, площадью ... квадратных метров, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства имеет статус "временный", поставлен на государственный кадастровый учет <ДАТА> по заявлению В.Д.В. М. план был подготовлен по заказу администрации Вологодского муниципального района. Сведения о правах и обременениях по данному земельному участку в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Граница земельного участка определена по результатам межевания, которое проведено кадастровым инженером ООО "Вологодские земельные ресурсы" Ч.А.Н.
Представленный суду межевой план указанного земельного участка с кадастровым номером N ... содержит сведения о смежных землепользователях данного участка, к числу которых А. не относится.
Более того, как указано в данном межевом плане, согласование местоположения границ земельного участка не требуется, т.к. смежными для этих границ являются земли, находящиеся в государственной собственности, не закрепленные за конкретными лицами, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не подлежат согласованию.
Вместе с тем, как следует из материалов дела А. на основании постановлений администрации Новленского сельского совета народных депутатов <адрес> N ... от <ДАТА> и N ... от <ДАТА>, а также свидетельства о регистрации права от <ДАТА> является собственником земельного участка с кадастровым номером N ..., площадью ... квадратных метров, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенным по адресу: <адрес>
Ранее действовавшее законодательство (Земельный кодекс РСФСР, Инструкция о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденная Роскомземом 09.03.1992) предусматривало проведение землеустроительных мероприятий по выносу землеустроительных проектов в натуру (на местность) с обозначением границ земельных участков межевыми знаками установленного образца. Границы земельных участков должны были устанавливаться специалистами комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам с участием землевладельцев (землепользователей) и смежных землепользователей. По результатам землеустроительных мероприятий должен был составляться акт установления границ земельного участка с описанием положения границ на местности и передачей межевых знаков собственникам земли либо землевладельцам, а также должен составляться чертеж границ земельного участка на основании натурных измерений и имеющихся планово-картографических материалов (пункты 2.4, 2.8 указанной Инструкции).
Аналогичные нормы, касающиеся установления и закрепления на местности границ земельного участка, были предусмотрены Инструкцией по межеванию земель, утвержденной комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству <ДАТА>.
Администрация Новленского сельского поселения в адресованном Вологодскому областному суду письме указала на то, что предоставленный в собственность А.земельный участок состоит из двух земельных участков, один из участков - площадью ... квадратных метров, на котором расположен жилой дом N ..., и второй - площадью ... квадратных метров, расположенный за ручьем, используемый истцом для посадки картофеля с 1993 года. На спорный участок в администрации поселения имеется черновик обмера участка с размерами ... м. В 1993 году сельсоветом не составлялись акты с описанием границ земельных участков. Землеустроитель выезжал на место с шагомером, обмерял участок для уточнения площади в присутствии землевладельца и выписывал свидетельство о праве собственности на землю. Межевые знаки на территории сельского поселения были установлены после 2000 года. В поселении в делах сохранены черновики обмеров участков.
Принадлежащий А. земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный объект недвижимости в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" без последующего уточнения границ земельного участка, относится к категории земель: земли населенных пунктов.
При оформлении <ДАТА> межевого плана на данный земельный участок кадастровым инженером Б.А.В. установлено, что он граничит с землями государственной собственности до их разграничения. Согласования в этом случае со смежным землепользователем не требуется.
Однако, по утверждению истца, принадлежащий ему земельный участок с площадью ... кв. м с кадастровым номером N ..., накладывается на земельный участок с кадастровым номером N ..., который был поставлен на временный кадастровый учет на основании межевого плана, выполненного по заказу администрации Вологодского муниципального района без согласования с ним границ этого участка.
Судом по делу назначена землеустроительная экспертиза, из выводов которой следует, что земельные участки с кадастровыми номерами N ... и N ... смежными не являются. Вместе с тем имеется наложение границ указанных земельных участков (заключение эксперта N ... от <ДАТА>).
Выявленное наложение, по мнению судебной коллегии, является следствием допущенных ООО "Вологодские земельные ресурсы" нарушений при осуществлении кадастровых работ, выразившееся в невыполнении требований закона о согласовании границ земельных участков, поскольку сведения о праве собственности А. на земельный участок с кадастровым номером N ... имелись и в государственном кадастре недвижимости (как в отношении ранее учтенного земельного участка), так и в администрации сельского поселения "Новленское", где кроме того имелась графическая схема расположения принадлежащего А. земельного участка, что при должном внимании со стороны производителя кадастровых работ не могло остаться без внимания при определении смежных пользователей вновь формируемого земельного участка.
Доводы ответчика Комитета по управлению имуществом Вологодского муниципального района о том, что на момент проведения межевания сведения о земельном участке с кадастровым номером N ... на кадастровом плане территории отсутствовали, являются несостоятельными, поскольку указывают лишь на несогласованность действий местной администрации Новленского сельского поселения с органами местного самоуправления района.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что установление границ земельного участка с кадастровым номером N ... произведено с нарушением норм действующего законодательства, поскольку границы участка определены на местности без соблюдения процедуры согласования со смежным землепользователем А.
Установленные по делу обстоятельства позволяют судебной коллегии сделать вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований А. о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером N ... и возложении обязанности на Комитет по управлению имуществом Вологодского муниципального района по снятию данного земельного участка с временного кадастрового учета.
В порядке ст. ст. 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с ответчиков ООО "Вологодские земельные ресурсы" и Комитета по управлению имуществом Вологодского муниципального района в пользу истца понесенные им судебные расходы: по оплате услуг представителя по ... рублей с каждого и по оплате госпошлины в суде первой и апелляционной инстанции - по ... рублей с каждого.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского районного суда Вологодской области от 09.11.2012 отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования А. удовлетворить.
Признать незаконными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером N ..., выполненного ООО "Вологодские земельные ресурсы" и оформленного межевым планом от <ДАТА>.
Обязать Комитет по управлению имуществом Вологодского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов А. путем снятия с временного государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N ....
Взыскать с ООО "Вологодские земельные ресурсы" в пользу А. расходы по оплате услуг представителя в размере ... рублей, расходы по оплате госпошлины в размере ... рублей.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом Вологодского муниципального района в пользу А. расходы по оплате услуг представителя в размере ... рублей и расходы по оплате госпошлины в размере ... рублей.

Председательствующий
О.В.ЖИДКОВА

Судьи
Г.Н.ИГОШЕВА
Н.Э.ЧЕРНЫШОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)