Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.12.2008 ПО ДЕЛУ N А12-9008/2008-С45

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2008 г. по делу N А12-9008/2008-с45


Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Александровой Л.Б., Лыткиной О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуновой О.С.
при участии в заседании генерального директора закрытого акционерного общества "Магистр" Звягина В.А, действующего на основании протокола общего собрания учредителей от 01.03.2006 N 3, представителя Бородина А.Е., действующего по доверенности от 15.02.2008 N 1, представителя Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда Мананкова В.Н., действующего на основании доверенности от 30.04.2008 N 5931.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда (г. Волгоград)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 июля 2008 года по делу N А12-9008/2008-с45 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Магистр" (г. Волгоград)
к администрации Волгограда (г. Волгоград)
Комитету земельных ресурсов администрации Волгограда (г. Волгоград)
Комитету по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (г. Волгоград) о признании незаконными действий, обязании согласовать землеустроительные дела, продлить срок действия постановления от 22.07.2005 г. N 1319,

установил:

В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось закрытое акционерное общество "Магистр" (далее - ЗАО "Магистр", заявитель) с заявлением о признании незаконными действий администрации Волгограда об отказе в согласовании землеустроительных дел по межеванию земельных участков; понуждении Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - Комитет) согласовать землеустроительное дело по межеванию земельных участков N 2-56-158, N 2-56-159; обязании администрации Волгограда продлить срок действия постановления администрации Волгограда от 22.07.2005 N 1319.
Впоследствии заявитель в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил требования и просил суд признать незаконными действия Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда об отказе в согласовании землеустроительных дел по межеванию земельных участков N 2-56-158, N 2-56-159, выразившиеся в вынесении решении "Об отказе в согласовании землеустроительных дел по межеванию земельных участков" от 15.05.2008 N 6604; понудить Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда согласовать землеустроительные дела по межеванию земельных участков N 2-56-158, N 2-56-159; признать незаконным отказ Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от 13.05.2008 N 6430 в продлении срока действия постановления от 22.07.2005 N 1319 о предварительном согласовании места размещения станции технического обслуживания автомобилей; обязать администрацию Волгограда продлить срок действия постановления администрации Волгограда от 22.07.2005 N 1319 на один календарный год.
В качестве заинтересованного лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда.
Решением суда первой инстанции от 30.07.2008 требования заявителя удовлетворены.
Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 30.07.2008 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ЗАО "Магистр" отказать.
ЗАО "Магистр" против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители администрации Волгограда и Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 92566 2, N 92568 6. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы заявителя и Комитета, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в 2005 году в целях расширения границ владения своего земельного участка для осуществления хозяйственной деятельности ЗАО "Магистр" обратилось в администрацию Краснооктябрьского района г. Волгограда по вопросу согласования расширения территории авторынка в промышленной зоне Вишневая балка в Краснооктябрьском районе.
11 августа 2004 года Комиссия по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда, рассмотрев вопрос о возможности размещения станции технического обслуживания автомобилей в промышленной зоне Вишневая балка в Краснооктябрьском районе, приняла положительное решение при условии корректировки границ участка, о чем уведомила заявителя письмом N 1088 (л.д. 12).
22 июля 2005 года администрацией Волгограда вынесено постановление N 1319 о предварительном согласовании ЗАО "Магистр" места размещения станции технического обслуживания легковых автомобилей на земельных участках N 2-56-158, 2-56-159 площадью 2928 кв. м и 1094 кв. м, расположенных в промышленной зоне "Вишневая балка" в Краснооктябрьском районе; об утверждении акта от 29.10.2004 N ЛС-162 о выборе участка для размещения объекта (л.д. 15).
Кроме того, пунктом 3.1 и 3.2 указанного постановления ЗАО "Магистр" запрещено строительство объекта без получения правоустанавливающих документов на участки и без разрешения на строительство, а также заявителю предписано обеспечить в установленном порядке разработку, согласование и экспертизу проектной документации для строительства объекта, установление границ на местности, его государственный кадастровый учет.
14 сентября 2005 года ЗАО "Магистр" во исполнение постановления администрации Волгограда от 22.07.2005 N 1319 получило в МУП "Градопроект" администрации Волгограда градостроительный паспорт станции технического обслуживания легковых автомобилей N ГП-310-168/05 (л.д. 16).
21 сентября 2005 года Комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда утверждено градостроительное задание N ГП-310-168/05/14571 на разработку рабочего проекта станции технического обслуживания автомобилей (корректировка ранее выполненного проекта административно-гостиничного корпуса) с расширение территории объекта (л.д. 17).
В целях получения правоустанавливающих документов на участки, обеспечения в установленном порядке разработки, согласования и экспертизы проектной документации для строительства объекта, установления границ участка на местности, его государственного кадастрового учета, заявителем с привлечением специализированной организации ООО "ЮгРегионЗем" проведено межевание земельных участков N 2-56-158 и N 2-56-159, после чего материалы землеустроительных дел направлены на согласование в Комитет земельных ресурсов при администрации Волгограда.
21 марта 2007 года Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда выдано заключение N 07-1 по рабочему проекту "Станция технического обслуживания легковых автомобилей с расширением территории объекта в промзоне "Вишневая балка" в Краснооктябрьском районе г. Волгограда" (л.д. 24).
09 ноября 2007 года Государственное учреждение "Управление государственной экспертизы проектов Волгоградской области" администрации Волгограда в ответ на обращение ЗАО "Магистр" дало положительное заключение N 510-07П1У/08-01 по рабочему проекту "Станция технического обслуживания легковых автомобилей с расширением территории объекта в промзоне "Вишневая балка" в Краснооктябрьском районе г. Волгограда" (л.д. 18).
25 декабря 2007 года Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда письмом N 16783 отказал ЗАО "Магистр" в согласовании землеустроительных дел по межеванию земельных участков в связи с расположением формируемых земельных участков на землях общего пользования и отсутствием разработки документации по планировке соответствующей территории в установленном порядке (л.д. 20-21).
13 мая 2008 года Комитет письмом N 6403 отказал ЗАО "Магистр" в продлении срока действия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта по причине того, что действующим законодательством такое продление не предусмотрено (л.д. 28).
Не согласившись с указанными постановлениями, заявитель обжаловал их в судебном порядке, прося при этом суд обязать Комитет согласовать землеустроительные дела по межеванию земельных участков N 2-56-158, N 2-56-159, а также обязать администрацию Волгограда продлить срок действия постановления от 22.07.2005 N 1319 на один календарный год.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией не соблюдены требования закона при принятии оспариваемых постановлений.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка, в котором должно быть указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера участка, а также испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе сведений государственного земельного кадастра с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий, а также проведения процедур согласования с соответствующими органами в случаях, предусмотренных законом. При этом должны приниматься во внимание обеспеченность таких земельных участков объектами инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и техническими условиями подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В силу пункта 2, 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
Согласно пункту 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В целях обеспечения перехода к конкурентным процедурам предоставления прав на земельные участки для строительства пунктом 14 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что с 01 января 2010 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется.
Реализация указанной нормы будет обеспечиваться частью 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вступающей в силу с 01 января 2010 года и запрещающей выдачу разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, несмотря на отсутствие правил землепользования и застройки, обязан до 1 января 2010 года согласовывать лицам, имеющим предварительное согласование мест размещения недвижимых объектов, землеустроительные дела по межеванию земельных участков, в целях дальнейшего оформления на них права аренды.
Таким образом, администрация Волгограда не обоснованно отказала заявителю в утверждении землеустроительных дел и продлении срока действия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку у ЗАО "Магистр" имеется предварительное согласование места размещения автомойки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обоснованно принял решение о признании их незаконными и обязал администрацию совершить действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда следует оставить без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины апелляционный суд в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ относит Комитет. Государственная пошлина уплачена им при подаче апелляционной жалобы согласно платежному поручению от 09.09.2008 N 246281.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.07.2008 по делу N А12-9008/2008-с45 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме и в порядке статьи 273 АПК РФ.

Председательствующий
М.А.АКИМОВА

Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
О.В.ЛЫТКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)