Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 24.01.2013 ПО ДЕЛУ N А46-2952/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2013 г. по делу N А46-2952/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Григорьева Д.В.
Сириной В.В.
при ведении протокола помощником судьи Белевич В.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Абрис" на решение Арбитражного суда Омской области от 13.07.2012 (судья Яркова С.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу N А46-2952/2012 по заявлению закрытого акционерного общества "Абрис" (644035, Омская обл., г. Омск, пр-кт Губкина, 8, ИНН 5501069098, ОГРН 1025500521595) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Омской области (644007, г. Омск, ул. Орджоникидзе, дом 56, ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524) о признании незаконными действий.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) в заседании участвовали представители: закрытого акционерного общества "Абрис" Каныгина Е.Ю. по доверенности от 25.09.2012; Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Омской области Аверина А.Д. по доверенности от 25.12.2012.
Суд

установил:

закрытое акционерное общество "Абрис" (далее - ЗАО "Абрис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление) по определению кадастровой стоимости земельного участка ЗАО "Абрис" с кадастровым номером 55:36:05 02 04:3017 на основании кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - постановление Правительства Омской области N 174-п), и последующему внесению данных сведений в кадастр 08.02.2008 незаконными, обязании внести в сведения государственного кадастра недвижимости исправления кадастровой стоимости земельного участка 55:36:05 02 04:3017 по состоянию на 01.01.2008, 01.01.2009 с 234 526 447 рублей 76 копеек на 117 593 183 рубля.
Заявленные требования мотивированы тем, что совершение Управлением действий по перерасчету кадастровой стоимости на основании новых результатов государственной кадастровой оценки 08.02.2008 является незаконным, так как на указанную дату спорный земельный участок уже не являлся вновь образованным и в отношении него не могли быть применены результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Омской области N 174-п; внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в необоснованном размере повлекло нарушение прав и законных интересов ЗАО "Абрис" в виде возложения на него дополнительных имущественных обязательств по уплате земельного налога в большем размере, чем требуется, со ссылкой на статьи 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пункт 13 Постановления Правительства Российской Федерации N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Постановление N 316), пункт 2.1.3 Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" (далее - Методические указания).
Определением Арбитражного суда Омской области от 30.05.2012 в порядке, предусмотренном статьей 51 АПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.07.2012, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ЗАО "Абрис" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных Обществом требований.
По его мнению, решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда являются незаконными и необоснованными, вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель полагает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 04:3017 25.12.2007 должна была быть определена в соответствии с пунктом 13 Постановления N 316 и пунктом 2.1.3 Методических указаний на основании утвержденных Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области" (далее - Указ Губернатора Омской области N 110) результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, поскольку на момент постановки земельного участка на кадастровый учет - 25.12.2007, указ Губернатора Омской области N 110 действовал.
Общество считает несостоятельным вывод судов о том, что действия Управления по определению кадастровой стоимости земельного участка ЗАО "Абрис" с кадастровым номером 55:36:05 02 04:3017 на основании кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Омской области N 174-п, и последующему внесению данных сведений в кадастр 08.02.2008 являются законными.
По мнению заявителя, совершение действий Управлением по перерасчету кадастровой стоимости на основании новых результатов государственной кадастровой оценки 08.02.2008 является незаконным, так как на указанную дату земельный участок с кадастровым номером 55:36:05 02 04:3017 уже не являлся вновь образованным и в отношении него не могли быть применены результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Омской области N 174-п.
ЗАО "Абрис" считает, что до вступления в силу изменений, внесенных в Приказ Минэкономразвития и торговли РФ N 222, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 04:3017 должна составлять 117 593 183 рубля, определенная на основании Указа Губернатора Омской области N 110, действовавшего в момент постановки означенного участка на кадастровый учет.
Заявитель указывает, что на текущий момент положения пункта 2.4 Методических указаний применяются только к земельным участкам, в отношении которых постановка на государственный кадастровый учет или изменение учетных характеристик в сведениях государственного кадастра недвижимости произошли после даты вступления в силу Приказа N 439, то есть после 05.01.2010.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, обжалуемые судебные акты просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ЗАО "Абрис" в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда и вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных Обществом требований.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что ЗАО "Абрис" зарегистрировано в качестве юридического лица Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости администрации города Омска за основным государственным регистрационным номером 1025500521595.
В период с 01.01.2008 по 30.12.2009 ЗАО "Абрис" на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 55:36:05 02 04:3017 площадью 75 592 кв. м, предоставленный для производственных целей под здания, расположенный на землях населенных пунктов, местоположение установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский административный округ, Красноярский тракт, дом 105.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:36:05 02 04:3017 (предыдущий номер 55:36: 05 02 04:3006 (А)) внесены в государственный кадастр недвижимости 25.12.2007.
В соответствии с указом Губернатора Омской области N 110 кадастровая стоимость земельного участка составила 117 593 183 рубля.
Из кадастрового дела объекта недвижимости 55:36:05 02 04:3017 следует, что по состоянию на 25.12.2007 вновь образованный земельный участок 55:36:05 02 04:3017 имеет разрешенное использование: для производственных целей под здания; значение площади вновь образованного земельного участка 75592+/-96.
Согласно акту определения кадастровой стоимости земельных участков кадастрового квартала 55:36:05 02 04 от 08.02.2008 в графе "основание определения кадастровой стоимости земельного участка 55:36:05 02 04:3017" указано - образование нового земельного участка, значение кадастровой стоимости - 234 526 447 рублей 76 копеек.
Из письма ФБУ "КП" по Омской области от 30.11.2011 N 8858, адресованного заявителю, следует, что 08.02.2008 в государственный кадастр недвижимости в соответствии с постановлением Правительства Омской области N 174-п внесены сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 234 526 447 рублей 76 копеек, где удельный показатель кадастровой стоимости земель равен 3 103 рублям 53 копейкам за кв. м.
Считая, что действия Управления по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 04:3017 на основании кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Омской области N 174-п, и последующему внесению данных сведений в кадастр 08.02.2008 незаконны; внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в необоснованном размере повлекло нарушение прав и законных интересов ЗАО "Абрис" в виде возложения на Общество дополнительных имущественных обязательств по уплате земельного налога в большем размере, чем требуется, ЗАО "Абрис" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения, так как при формировании перечней земельных участков для определения кадастровой стоимости на 01.01.2007 имелись сведения лишь о земельном участке с кадастровым номером 55:36: 05 02 04:3006 (А), который прекратил свое существование как объект недвижимого имущества с момента образования земельного участка 55:36:12 03 06:117 и внесения соответствующих сведений о нем в государственный кадастр недвижимости - 25.12.2007. Суды посчитали, что земельный участок, принадлежащий Обществу, на момент проведения государственной кадастровой оценки не существовал и на кадастровый учет поставлен не был, в связи с чем, не мог быть включен в перечень объектов оценки, формируемый на начало года проведения работ по государственной кадастровой оценке - 01.01.2007.
Поскольку постановлением Правительства Омской области N 174-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки, проведенной по состоянию на 01.01.2007, спорный земельный участок является вновь образованным в отношении проводимой государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2007.
Кадастровая стоимость земельного участка 55:36:05 02 04:3017 определялась в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, которые в силу пункта 1.2 применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях образования нового земельного участка.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 N 15932/10 положения Указа Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 утратили силу и кадастровая стоимость земельных участков, не вошедших в оценку, должна определяться путем умножения площади на удельный показатель.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 3 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ нормы права для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Как следует из части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 указанного Закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На основании пунктов 1 - 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В силу пункта 1.3 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 39 от 15.02.2007, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации. Поскольку указанный нормативный акт вступил в силу в 2007 году, перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценки земель, составлялся по состоянию на 01.01.2007.
Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 Методических указаний (в редакции, действовавшей в спорный период), определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Росреестра по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей (пункты 1.3, 1.4 Методических указаний).
Как следует из пункта 2.1.3 Методических указаний в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (абзац 1).
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что по отношению к государственной оценке, проводимой по состоянию на 01.01.2007, для участков, образованных и поставленных на государственный кадастровый учет по состоянию на 01.01.2007, рассматриваемый земельный участок, как образованный после 01.01.2007, в перечень объектов проведения работ по государственной оценке не входил, возник после 1 января года проведения работ по кадастровой оценке и по дату утверждения результатов кадастровой оценки, является вновь образованным применительно к проводимой кадастровой оценке и сведения о нем включены в Перечень земельных участков, не вошедших в состав объектов оценки, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что действия Управления по определению кадастровой стоимости земельного участка ЗАО "Абрис" с кадастровым номером 55:36:05 02 04:3017 на основании кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Омской области N 174-п, и последующему внесению данных сведений в кадастр 08.02.2008 являются законными, не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов арбитражным и апелляционным судами не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 13.07.2012 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 по делу N А46-2952/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Абрис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН

Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
В.В.СИРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)