Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александровой Л.Б.
судей: Акимовой М.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
с участием представителя администрации: Истомина И.В., действующего на основании доверенности от 22 апреля 2013 года N 148/0137,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу администрации Саратовского муниципального района Саратовской области (г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 09 января 2013 года по делу N А57-21823/2012 (судья Топоров А.В.)
по заявлению индивидуального частного предприятия "Саратов" в лице конкурсного управляющего Скворцовой Светланы Сергеевны (г. Саратов)
к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области (г. Саратов)
о признании незаконным отказа администрации Саратовского муниципального района Саратовской области в предоставлении ИЧП "Саратов" в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью - 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, и обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду и направить проект договора аренды
установил:
Индивидуальное частное предприятие "Саратов" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Саратовского муниципального района Саратовской области в предоставлении ИЧП "Саратов" в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью - 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район. В порядке устранения допущенного нарушения заявитель просил обязать администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области принять решение о предоставлении ИЧП "Саратов" в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью - 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район и направить в адрес ИЧП "Саратов" проект договора аренды указанного земельного участка с предложением о заключении такого договора в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 09 января 2013 года заявленное требование удовлетворено. Суд признал незаконным отказ администрации Саратовского муниципального района Саратовской области в предоставлении индивидуальному частному предприятию "Саратов" в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, и обязал администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области в двухнедельный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу принять решение о предоставлении индивидуальному частному предприятию "Саратов" в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район; в месячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу - направить в адрес индивидуального частного предприятия "Саратов" проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, с предложением о заключении соответствующего договора.
Администрация Саратовского муниципального района Саратовской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое решение отменить и принять по делу новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на пропуск ИЧП "Саратов" срока, установленного п. 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ для обращения заинтересованных лиц с заявлениями о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельных участками на право аренды земельных участков или о приобретении земельные участков в собственность.
ИЧП "Саратов" представило отзыв на апелляционную жалобу. Заявитель просит оставить состоявшееся по делу решение без изменения, считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
В судебное заседание после отложения рассмотрения дела не явились представители индивидуального частного предприятия "Саратов". О времени и месте рассмотрения дела заявитель извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка-извещение (т. 2, л.д. 63).
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
Дело в апелляционной инстанции рассматривается с соблюдением требований ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов, ИЧП "Саратов" 25 сентября 2012 года обратилось в администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области с заявлением о переоформлении на право аренды сроком на 49 лет права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район (в районе ТЭЦ-5).
Администрация Саратовского муниципального района Саратовской области в сообщении от 25 октября 2012 исх. N 1160/01-17 отказала заявителю в предоставлении земельного участка в аренду, указав, что срок (01 июля 2012 года), предусмотренный пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или собственности, истек, что исключает возможность переоформления вещного права. Кроме того, земельный участок на протяжении 20 лет не используется по целевому назначению, что также является препятствием для переоформления вещного права на земельный участок.
Индивидуальное частное предприятие "Саратов", не согласившись с указанным ненормативным правовым актом, полагая, что нарушаются его права в сфере предпринимательской деятельности, 02 ноября 2012 года обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Дело арбитражным судом рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решений не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положения части 5 статьи 200 АПК РФ, согласно которым обязанность доказывания обоснованности бездействия лежит на органе, совершившим бездействие. Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ИЧП "Саратов" обоснованно обратилось в администрацию Саратовского муниципального района с заявлением о переоформлении права бессрочного пользования на право аренды земельного участка с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район (в районе ТЭЦ-5), предоставленного ИЧП "Саратов" на основании постановления администрации Саратовского района Саратовской области от 10 марта 1995 года N 79 (государственный акт на землю от 10 марта 1995 года N САР-32-06-001509.
Несмотря на то, что с заявлением ИЧП "Саратов" обратилось 25 сентября 2012 года, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обращение с соответствующим заявлением после 01 июля 2012 года не является препятствием рассмотрения его по существу и основанием для отказа в переоформлении права.
Суд не согласился с доводом заинтересованного лица в той части, что истечение срока (01.07.2012), предусмотренного пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ является препятствием для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельного участка, поскольку ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни положениями Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ не предусмотрено последствий его пропуска.
С выводами суда первой инстанции в указанной части суд апелляционной инстанции согласиться не может в силу следующих обстоятельств.
Определением Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 N 512-О отказано в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Нижегородской области о проверке конституционности положения абзаца первого пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий), обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, указанной нормой введены необоснованные ограничения права пользования и владения имуществом и конституционной свободы договора.
Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что согласно абзацу первому пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Федеральными законами срок переоформления неоднократно продлялся, вплоть до 01 июля 2012 года.
Устанавливая для юридических лиц предельный срок, в течение которого они обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды земельных участков либо приобрести земельные участки в собственность, законодатель был вправе определить сферу действия новой нормы во времени и по кругу лиц, что, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 2 октября 2003 года N 346-О, не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.
При этом в соответствии со статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие данного Кодекса, сохраняется за правообладателями (пункт 3), которые не вправе распоряжаться этими земельными участками (пункт 4).
Положение абзаца первого пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусматривая возможность изменения титулов прав на землю, не содержит какого-либо основания для изъятия соответствующих земельных участков, а потому не может рассматриваться как допускающее внесудебный порядок лишения имущества. В равной мере оно не может рассматриваться как допускающее национализацию, поскольку не предполагает обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности юридических лиц, а, напротив, предоставляет возможность приватизации земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 6 июня 2000 года по делу о проверке конституционности положения абзаца третьего пункта 2 статьи 77 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" отметил, что права владения, пользования и распоряжения имуществом и вытекающая из статей 8, 34 и 35 Конституции Российской Федерации свобода договоров участников гражданского оборота, включая определение оснований и порядка их возникновения, изменения и прекращения, а также соответствующий объем защиты и правомерных ограничений, как следует из статей 71 (пункт "в") и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации, регулируются законом, а свобода гражданско-правовых договоров в ее конституционно-правовом смысле предполагает соблюдение принципов равенства и согласования воли сторон.
Указание в пункте 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" на возможность для юридического лица по своему желанию приобрести земельный участок в собственность или использовать его на правах арендатора (после соответствующего переоформления), при том что в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации за ним сохраняется право постоянного (бессрочного) пользования этим участком, свидетельствует о предоставлении права выбора самому юридическому лицу и отсутствии какого-либо произвольного ограничения свободы в заключении договора.
Из анализа приведенных Конституционным судом норм и выводов, содержащихся в Определении КС РФ следует, что срок, установленные п. 2 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлен для обращения заинтересованного лица с заявлением о переоформлении прав и его пропуск может быть основанием для отказа в переоформлении прав.
Вместе с тем, по мнению суда кассационной инстанции, указанные выводы суда не привели к принятию незаконного решения.
ИЧП "Саратов" обратилось в администрацию Саратовского муниципального района с заявлением о переоформлении права бессрочного пользования на право аренды земельного участка с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район (в районе ТЭЦ-5).
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Саратовского районного совета народных депутатов Саратовской области от 26 февраля 1992 года N 62 малому частному предприятию "Саратов" под строительство производственной базы был отведен земельный участок площадью 4,0 га.
Постановлением администрации Саратовского района Саратовской области от 10 марта 1995 года N 79 земельный участок, выделенный малому частному предприятию "Саратов" в постоянное пользование под строительство производственной базы в районе ТЭЦ-5, перерегистрирован в связи с преобразованием малого частного предприятия "Саратов" в индивидуальное частное предприятие "Саратов" согласно постановления о регистрации N 51/1 от 19 февраля 1992 года.
ИЧП "Саратов" выдан государственный акт на землю от 10 марта 1995 года N САР-32-06-001509, что является подтверждением возникновения права постоянного (бессрочного) пользования.
06 июля 2012 Управлением Росреестра по Саратовской области в ЕГРП внесена запись N 64-64-43/048-/2012-176 о регистрации за ИЧП "Саратов" права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью - 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявитель не относится к числу юридических лиц, поименованных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем он обратился в Администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования в силу обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ, а не в силу необходимости предоставления земельного участка под объектом строительством, в связи с чем к сложившимся правоотношениями, подлежат применению положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации лишь в части процедуры подачи заявления уполномоченному органу, а не оснований предоставления земельного участка под объектами недвижимости.
Администрация, отказывая в переоформлении права, сослалась на то обстоятельство, что ИЧП "Саратов" обратилось с соответствующим заявлением после 01 июля 2012 года. На данное обстоятельство администрация ссылается в обоснование апелляционной жалобы, полагая, что установленный указанной нормой срок, является пресекательным.
Вместе с тем, отказывая по указанному основанию, администрация не приняла во внимание то обстоятельство, что свое желание переоформить право постоянного (бессрочного) пользования ИЧП "Саратов" изъявило 29 декабря 2011 года.
Данное обстоятельство не оспаривается администрацией Саратовского муниципального района и объективно подтверждено представленными в суд апелляционной инстанции доказательствами.
Так, Администрацией представлено заявление ИЧП "Саратов" о переоформлении прав на земельные участки, в том числе земельный участок площадью 4,0 га, выделенного под строительство производственной базы, поступившее в Администрацию 29 декабря 2011 года, зарегистрированное за номером 10720/01-26. К заявлению приложены документы, подтверждающие право заявителя на переоформление прав в порядке ч. 2 ст. 3 ФЗ N 137-ФЗ.
Указанные документы предоставлены администрацией на обозрение суда в подлинниках и приобщены судом к материалам дела в виде ксерокопий, изготовленных в судебном заседании.
В подтверждение направления соответствующего заявления в администрацию Саратовского муниципального района ИЧП "Саратов" представлена квитанция отделения связи N 334971 от 28 декабря 2011 года (т. 2, л.д. 22), адресный бланк (т. 2, л.д. 19-20) и опись вложений в почтовое отправление (т. 2, л.д. 21-22).
Факт доставки почтового отправления подтвержден адресным бланком, в графе "получатель" которого содержатся сведения о получении почтового отправления представителем Администрации. Кроме того, из журнала регистрации входящей корреспонденции, представленного Администрацией, следует, что 29 декабря 2011 года в нем сделана запись за N 10720/01-26 о поступлении заявления о переоформления права собственности на земельный участок.
Администрация не оспаривает получение заявления ИЧП "Саратов" и приложенных к нему документов и передачу их для рассмотрения в Управление имущественных, земельных отношений, архитектуры и градостроительства 10 января 2012 года, что объективно подтверждается штампом последнего, номер входящей регистрации - 4.
Управление имущественных, земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Саратовского муниципального района Саратовской области письмом от 24 января 2012 года N 78 уведомило ИЧП "Саратов" о рассмотрении заявления, поступившего в Управление 10 января 2012 года и зарегистрированного за N 4, по вопросу переоформления права постоянного (бессрочного пользования) земельным участком площадью 4,0 га, выделенного под строительство, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский муниципальный район, в районе ТЭЦ-5. Из содержания указанного письма следует, что заявителю указано на необходимость представления кадастрового паспорта на испрашиваемый земельный участок.
В соответствии с Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 г. N 475 кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него (пункт 6).
Как следует из п. 2 Приказа Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 г. N 475 документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 28 июня 2012 года (т. 1, л.д. 99) земельный участок площадью 40000 кв. м сформирован (разрешенное использование - строительство производственной базы) и поставлен на кадастровый учет 10 марта 1995 года.
При таких обстоятельствах, требование Управления имущественных, земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Саратовского муниципального района Саратовской области не соответствовало закону и не подлежало исполнению.
По результатам рассмотрения заявления ИЧП "Саратов" от 29 декабря 2011 года Администрация каких-либо решений не принимала.
Не оспаривание бездействия администрации по заявлению от 29 декабря 2011 года не свидетельствует об отказе впоследствии от переоформления прав.
Обращение с заявлением в сентябре 2012 года суд расценивает как реализацию ИЧП "Саратов" исключительного права на переоформление прав в отношении земельного участка, заявленного в срок до 01 июля 2012 года.
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Саратовского муниципального района в силу положений абзаца 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", во взаимосвязи с положениями статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется исполнительным органом местного самоуправления Саратовского муниципального района Саратовской области - администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области.
Как следует из материалов дела земельный участок расположен на территории Саратовского муниципального района Саратовской области и относиться к землям, государственная собственность на которые не разграничена, что подтверждается сведениями из государственного кадастра недвижимости.
В силу положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как следует из материалов дела, администрация не приняла соответствующих решений во исполнение положений ст. 36 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Отказ Администрации в переоформлении прав и передаче в аренду земельного участка расценивается судом как воспрепятствование хозяйствующему субъекту в реализации обязанности, предусмотренной Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельного участка.
Как установлено судом, заявитель в установленный срок обратился в уполномоченный орган с заявлением, приложив к нему необходимый пакет документов, таким образом, исполнил обязанность, предусмотренную пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ, тем самым изъявив желание переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды в отношении спорного земельного участка, и у Администрации не имелось правовых оснований для отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка.
Суд апелляционной инстанции соглашается и иными выводами суда, изложенными в решении и касающимися отсутствия доказательств прекращения права постоянного (бессрочного) пользования. Основания для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предусмотрены пунктом 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации, а в силу положений пункта 3 указанной статьи решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, принимается судом в соответствии со статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Суду не представлено вступившего в законную силу решения суда о принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ИЧП "Саратов" земельным участком с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью 40000 кв. м, расположенным по адресу: Саратовская область, Саратовский район.
Учитывая изложенного арбитражный суд приходит к выводу, что отказ органа местного самоуправления в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, несмотря на истечение установленного срока, неправомерно создает препятствия в экономической деятельности, связанной с выполнением ИЧП "Саратов" требований пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ по переоформлению вещного права - права постоянного (бессрочного) пользования на обязательственные права по временному владению и пользованию имущество - арендатора земельного участка.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что отказ Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области в предоставлении индивидуальному частному предприятию "Саратов" (ОГРН 1046403203637) в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район., подлежал признанию незаконным.
Решение суда в части обязания Администрации совершать определенные действия соответствует положениям ст. 201 АПК РФ и направлено на восстановление нарушенного права заявителя.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
На основании анализа материалов и действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правильности определения судом первой инстанции способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ИЧП "Саратов" в виде обязания администрации Саратовского муниципального района Саратовской области в двухнедельный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу принять решение о предоставлении индивидуальному частному предприятию "Саратов" в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район; и в месячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу - направить в адрес индивидуального частного предприятия "Саратов" проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, учитывая фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что избранный судом первой инстанции способ устранения нарушения права ИЧП "Саратов" в виде обязания администрации устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении индивидуальному частному предприятию "Саратов" в аренду земельного участка с кадастровым номером64:32:022301:250, площадью 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, и направления в адрес индивидуального частного предприятия "Саратов" проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, является в рассматриваемом случае надлежащим способом устранения нарушения прав заявителя.
Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы администрации Саратовского муниципального района Саратовской области.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 09 января 2013 года по делу N А57-21823/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Саратовского муниципального района Саратовской области (г. Саратов) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Судьи
М.А.АКИМОВА
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.06.2013 ПО ДЕЛУ N А57-21823/12
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2013 г. по делу N А57-21823/12
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александровой Л.Б.
судей: Акимовой М.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
с участием представителя администрации: Истомина И.В., действующего на основании доверенности от 22 апреля 2013 года N 148/0137,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу администрации Саратовского муниципального района Саратовской области (г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 09 января 2013 года по делу N А57-21823/2012 (судья Топоров А.В.)
по заявлению индивидуального частного предприятия "Саратов" в лице конкурсного управляющего Скворцовой Светланы Сергеевны (г. Саратов)
к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области (г. Саратов)
о признании незаконным отказа администрации Саратовского муниципального района Саратовской области в предоставлении ИЧП "Саратов" в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью - 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, и обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду и направить проект договора аренды
установил:
Индивидуальное частное предприятие "Саратов" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Саратовского муниципального района Саратовской области в предоставлении ИЧП "Саратов" в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью - 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район. В порядке устранения допущенного нарушения заявитель просил обязать администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области принять решение о предоставлении ИЧП "Саратов" в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью - 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район и направить в адрес ИЧП "Саратов" проект договора аренды указанного земельного участка с предложением о заключении такого договора в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 09 января 2013 года заявленное требование удовлетворено. Суд признал незаконным отказ администрации Саратовского муниципального района Саратовской области в предоставлении индивидуальному частному предприятию "Саратов" в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, и обязал администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области в двухнедельный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу принять решение о предоставлении индивидуальному частному предприятию "Саратов" в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район; в месячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу - направить в адрес индивидуального частного предприятия "Саратов" проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, с предложением о заключении соответствующего договора.
Администрация Саратовского муниципального района Саратовской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое решение отменить и принять по делу новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на пропуск ИЧП "Саратов" срока, установленного п. 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ для обращения заинтересованных лиц с заявлениями о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельных участками на право аренды земельных участков или о приобретении земельные участков в собственность.
ИЧП "Саратов" представило отзыв на апелляционную жалобу. Заявитель просит оставить состоявшееся по делу решение без изменения, считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
В судебное заседание после отложения рассмотрения дела не явились представители индивидуального частного предприятия "Саратов". О времени и месте рассмотрения дела заявитель извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка-извещение (т. 2, л.д. 63).
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
Дело в апелляционной инстанции рассматривается с соблюдением требований ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов, ИЧП "Саратов" 25 сентября 2012 года обратилось в администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области с заявлением о переоформлении на право аренды сроком на 49 лет права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район (в районе ТЭЦ-5).
Администрация Саратовского муниципального района Саратовской области в сообщении от 25 октября 2012 исх. N 1160/01-17 отказала заявителю в предоставлении земельного участка в аренду, указав, что срок (01 июля 2012 года), предусмотренный пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или собственности, истек, что исключает возможность переоформления вещного права. Кроме того, земельный участок на протяжении 20 лет не используется по целевому назначению, что также является препятствием для переоформления вещного права на земельный участок.
Индивидуальное частное предприятие "Саратов", не согласившись с указанным ненормативным правовым актом, полагая, что нарушаются его права в сфере предпринимательской деятельности, 02 ноября 2012 года обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Дело арбитражным судом рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решений не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положения части 5 статьи 200 АПК РФ, согласно которым обязанность доказывания обоснованности бездействия лежит на органе, совершившим бездействие. Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ИЧП "Саратов" обоснованно обратилось в администрацию Саратовского муниципального района с заявлением о переоформлении права бессрочного пользования на право аренды земельного участка с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район (в районе ТЭЦ-5), предоставленного ИЧП "Саратов" на основании постановления администрации Саратовского района Саратовской области от 10 марта 1995 года N 79 (государственный акт на землю от 10 марта 1995 года N САР-32-06-001509.
Несмотря на то, что с заявлением ИЧП "Саратов" обратилось 25 сентября 2012 года, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обращение с соответствующим заявлением после 01 июля 2012 года не является препятствием рассмотрения его по существу и основанием для отказа в переоформлении права.
Суд не согласился с доводом заинтересованного лица в той части, что истечение срока (01.07.2012), предусмотренного пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ является препятствием для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельного участка, поскольку ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни положениями Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ не предусмотрено последствий его пропуска.
С выводами суда первой инстанции в указанной части суд апелляционной инстанции согласиться не может в силу следующих обстоятельств.
Определением Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 N 512-О отказано в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Нижегородской области о проверке конституционности положения абзаца первого пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий), обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, указанной нормой введены необоснованные ограничения права пользования и владения имуществом и конституционной свободы договора.
Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что согласно абзацу первому пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Федеральными законами срок переоформления неоднократно продлялся, вплоть до 01 июля 2012 года.
Устанавливая для юридических лиц предельный срок, в течение которого они обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды земельных участков либо приобрести земельные участки в собственность, законодатель был вправе определить сферу действия новой нормы во времени и по кругу лиц, что, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 2 октября 2003 года N 346-О, не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.
При этом в соответствии со статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие данного Кодекса, сохраняется за правообладателями (пункт 3), которые не вправе распоряжаться этими земельными участками (пункт 4).
Положение абзаца первого пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусматривая возможность изменения титулов прав на землю, не содержит какого-либо основания для изъятия соответствующих земельных участков, а потому не может рассматриваться как допускающее внесудебный порядок лишения имущества. В равной мере оно не может рассматриваться как допускающее национализацию, поскольку не предполагает обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности юридических лиц, а, напротив, предоставляет возможность приватизации земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 6 июня 2000 года по делу о проверке конституционности положения абзаца третьего пункта 2 статьи 77 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" отметил, что права владения, пользования и распоряжения имуществом и вытекающая из статей 8, 34 и 35 Конституции Российской Федерации свобода договоров участников гражданского оборота, включая определение оснований и порядка их возникновения, изменения и прекращения, а также соответствующий объем защиты и правомерных ограничений, как следует из статей 71 (пункт "в") и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации, регулируются законом, а свобода гражданско-правовых договоров в ее конституционно-правовом смысле предполагает соблюдение принципов равенства и согласования воли сторон.
Указание в пункте 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" на возможность для юридического лица по своему желанию приобрести земельный участок в собственность или использовать его на правах арендатора (после соответствующего переоформления), при том что в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации за ним сохраняется право постоянного (бессрочного) пользования этим участком, свидетельствует о предоставлении права выбора самому юридическому лицу и отсутствии какого-либо произвольного ограничения свободы в заключении договора.
Из анализа приведенных Конституционным судом норм и выводов, содержащихся в Определении КС РФ следует, что срок, установленные п. 2 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлен для обращения заинтересованного лица с заявлением о переоформлении прав и его пропуск может быть основанием для отказа в переоформлении прав.
Вместе с тем, по мнению суда кассационной инстанции, указанные выводы суда не привели к принятию незаконного решения.
ИЧП "Саратов" обратилось в администрацию Саратовского муниципального района с заявлением о переоформлении права бессрочного пользования на право аренды земельного участка с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район (в районе ТЭЦ-5).
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Саратовского районного совета народных депутатов Саратовской области от 26 февраля 1992 года N 62 малому частному предприятию "Саратов" под строительство производственной базы был отведен земельный участок площадью 4,0 га.
Постановлением администрации Саратовского района Саратовской области от 10 марта 1995 года N 79 земельный участок, выделенный малому частному предприятию "Саратов" в постоянное пользование под строительство производственной базы в районе ТЭЦ-5, перерегистрирован в связи с преобразованием малого частного предприятия "Саратов" в индивидуальное частное предприятие "Саратов" согласно постановления о регистрации N 51/1 от 19 февраля 1992 года.
ИЧП "Саратов" выдан государственный акт на землю от 10 марта 1995 года N САР-32-06-001509, что является подтверждением возникновения права постоянного (бессрочного) пользования.
06 июля 2012 Управлением Росреестра по Саратовской области в ЕГРП внесена запись N 64-64-43/048-/2012-176 о регистрации за ИЧП "Саратов" права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью - 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявитель не относится к числу юридических лиц, поименованных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем он обратился в Администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования в силу обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ, а не в силу необходимости предоставления земельного участка под объектом строительством, в связи с чем к сложившимся правоотношениями, подлежат применению положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации лишь в части процедуры подачи заявления уполномоченному органу, а не оснований предоставления земельного участка под объектами недвижимости.
Администрация, отказывая в переоформлении права, сослалась на то обстоятельство, что ИЧП "Саратов" обратилось с соответствующим заявлением после 01 июля 2012 года. На данное обстоятельство администрация ссылается в обоснование апелляционной жалобы, полагая, что установленный указанной нормой срок, является пресекательным.
Вместе с тем, отказывая по указанному основанию, администрация не приняла во внимание то обстоятельство, что свое желание переоформить право постоянного (бессрочного) пользования ИЧП "Саратов" изъявило 29 декабря 2011 года.
Данное обстоятельство не оспаривается администрацией Саратовского муниципального района и объективно подтверждено представленными в суд апелляционной инстанции доказательствами.
Так, Администрацией представлено заявление ИЧП "Саратов" о переоформлении прав на земельные участки, в том числе земельный участок площадью 4,0 га, выделенного под строительство производственной базы, поступившее в Администрацию 29 декабря 2011 года, зарегистрированное за номером 10720/01-26. К заявлению приложены документы, подтверждающие право заявителя на переоформление прав в порядке ч. 2 ст. 3 ФЗ N 137-ФЗ.
Указанные документы предоставлены администрацией на обозрение суда в подлинниках и приобщены судом к материалам дела в виде ксерокопий, изготовленных в судебном заседании.
В подтверждение направления соответствующего заявления в администрацию Саратовского муниципального района ИЧП "Саратов" представлена квитанция отделения связи N 334971 от 28 декабря 2011 года (т. 2, л.д. 22), адресный бланк (т. 2, л.д. 19-20) и опись вложений в почтовое отправление (т. 2, л.д. 21-22).
Факт доставки почтового отправления подтвержден адресным бланком, в графе "получатель" которого содержатся сведения о получении почтового отправления представителем Администрации. Кроме того, из журнала регистрации входящей корреспонденции, представленного Администрацией, следует, что 29 декабря 2011 года в нем сделана запись за N 10720/01-26 о поступлении заявления о переоформления права собственности на земельный участок.
Администрация не оспаривает получение заявления ИЧП "Саратов" и приложенных к нему документов и передачу их для рассмотрения в Управление имущественных, земельных отношений, архитектуры и градостроительства 10 января 2012 года, что объективно подтверждается штампом последнего, номер входящей регистрации - 4.
Управление имущественных, земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Саратовского муниципального района Саратовской области письмом от 24 января 2012 года N 78 уведомило ИЧП "Саратов" о рассмотрении заявления, поступившего в Управление 10 января 2012 года и зарегистрированного за N 4, по вопросу переоформления права постоянного (бессрочного пользования) земельным участком площадью 4,0 га, выделенного под строительство, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский муниципальный район, в районе ТЭЦ-5. Из содержания указанного письма следует, что заявителю указано на необходимость представления кадастрового паспорта на испрашиваемый земельный участок.
В соответствии с Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 г. N 475 кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него (пункт 6).
Как следует из п. 2 Приказа Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 г. N 475 документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 28 июня 2012 года (т. 1, л.д. 99) земельный участок площадью 40000 кв. м сформирован (разрешенное использование - строительство производственной базы) и поставлен на кадастровый учет 10 марта 1995 года.
При таких обстоятельствах, требование Управления имущественных, земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Саратовского муниципального района Саратовской области не соответствовало закону и не подлежало исполнению.
По результатам рассмотрения заявления ИЧП "Саратов" от 29 декабря 2011 года Администрация каких-либо решений не принимала.
Не оспаривание бездействия администрации по заявлению от 29 декабря 2011 года не свидетельствует об отказе впоследствии от переоформления прав.
Обращение с заявлением в сентябре 2012 года суд расценивает как реализацию ИЧП "Саратов" исключительного права на переоформление прав в отношении земельного участка, заявленного в срок до 01 июля 2012 года.
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Саратовского муниципального района в силу положений абзаца 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", во взаимосвязи с положениями статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется исполнительным органом местного самоуправления Саратовского муниципального района Саратовской области - администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области.
Как следует из материалов дела земельный участок расположен на территории Саратовского муниципального района Саратовской области и относиться к землям, государственная собственность на которые не разграничена, что подтверждается сведениями из государственного кадастра недвижимости.
В силу положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как следует из материалов дела, администрация не приняла соответствующих решений во исполнение положений ст. 36 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Отказ Администрации в переоформлении прав и передаче в аренду земельного участка расценивается судом как воспрепятствование хозяйствующему субъекту в реализации обязанности, предусмотренной Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельного участка.
Как установлено судом, заявитель в установленный срок обратился в уполномоченный орган с заявлением, приложив к нему необходимый пакет документов, таким образом, исполнил обязанность, предусмотренную пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ, тем самым изъявив желание переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды в отношении спорного земельного участка, и у Администрации не имелось правовых оснований для отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка.
Суд апелляционной инстанции соглашается и иными выводами суда, изложенными в решении и касающимися отсутствия доказательств прекращения права постоянного (бессрочного) пользования. Основания для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предусмотрены пунктом 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации, а в силу положений пункта 3 указанной статьи решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, принимается судом в соответствии со статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Суду не представлено вступившего в законную силу решения суда о принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ИЧП "Саратов" земельным участком с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью 40000 кв. м, расположенным по адресу: Саратовская область, Саратовский район.
Учитывая изложенного арбитражный суд приходит к выводу, что отказ органа местного самоуправления в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, несмотря на истечение установленного срока, неправомерно создает препятствия в экономической деятельности, связанной с выполнением ИЧП "Саратов" требований пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ по переоформлению вещного права - права постоянного (бессрочного) пользования на обязательственные права по временному владению и пользованию имущество - арендатора земельного участка.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что отказ Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области в предоставлении индивидуальному частному предприятию "Саратов" (ОГРН 1046403203637) в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район., подлежал признанию незаконным.
Решение суда в части обязания Администрации совершать определенные действия соответствует положениям ст. 201 АПК РФ и направлено на восстановление нарушенного права заявителя.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
На основании анализа материалов и действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правильности определения судом первой инстанции способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ИЧП "Саратов" в виде обязания администрации Саратовского муниципального района Саратовской области в двухнедельный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу принять решение о предоставлении индивидуальному частному предприятию "Саратов" в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район; и в месячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу - направить в адрес индивидуального частного предприятия "Саратов" проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, учитывая фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что избранный судом первой инстанции способ устранения нарушения права ИЧП "Саратов" в виде обязания администрации устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении индивидуальному частному предприятию "Саратов" в аренду земельного участка с кадастровым номером64:32:022301:250, площадью 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, и направления в адрес индивидуального частного предприятия "Саратов" проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 64:32:022301:250, площадью 40000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, является в рассматриваемом случае надлежащим способом устранения нарушения прав заявителя.
Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы администрации Саратовского муниципального района Саратовской области.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 09 января 2013 года по делу N А57-21823/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Саратовского муниципального района Саратовской области (г. Саратов) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Судьи
М.А.АКИМОВА
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)