Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.11.2008 N 15АП-4855/2008 ПО ДЕЛУ N А32-3086/2008-31/34

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2008 г. N 15АП-4855/2008

Дело N А32-3086/2008-31/34

Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимченко О.Х.
судей Захаровой Л.А., Малыхиной М.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ткаченко Ю.А.
при участии:
от заявителя: не явился
от заинтересованного лица: Монзина Н.Д., представитель по доверенности N 5/01-47 от 14.01.08 г.
от третьих лиц: Лушпеев С.А., паспорт <...>, выдан Кущевским РОВД Краснодарского края от 13.08.02 г., уроженец хут. Н-Высочино Кущевского района Краснодарского края, 15.10.1972 года рождения, зарегистрирован в с. Красное, пер. Октябрьский, 9; свидетельство о внесении в ЕГРИП записи о КФХ, глава которого зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя серии 23 N 005819796, дата внесения записи 15.11.2004 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Сила"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.06.2008 г. по делу N А32-3086/2008-31/34
принятое в составе судьи Орлова А.И.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сила"
к Администрации муниципального образования Кущевский район
заинтересованное лицо: Лушпеев Сергей Анатольевич
о признании бездействий незаконным и обязании изготовить кадастровый план

установил:

Общество с ограниченной ответственностью " Сила" (далее общество) обратилось с заявлением к Администрации муниципального образования Кущевский район (администрация) о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по изготовлению кадастрового плана земельного участка, необходимого для использования ООО "Сила" объектов недвижимости по адресу: Краснодарский край. Кущевский район, 0,15 кв. м по направлению на север от х. Нововысоченский и обязании администрации изготовить кадастровый план на следующих условиях:
- - общий проезд площадью 1106 кв. м не является самостоятельным земельным участком, а обременяется сервитутом в пользу Лушпеева С.А.;
- -площадь земельного участка, предназначенного для использования объектов недвижимости ООО "Сила" составляет 187647 кв. м;
- -площадь земельного участка, предназначенного для использования объекта недвижимости Лушпеева С.А. составляет не более 2198 кв. м.
Исковые требования мотивированы тем, что администрация в нарушение пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не приняла мер к изготовлению кадастрового плана и утверждению проекта границ земельного участка.
Решением арбитражного суда Краснодарского края 16.06.2008 года обществу отказано в удовлетворении заявленных требований, поскольку ООО "Сила" отказалось от согласования границ земельного участка, не представило мотивированный отказ от согласования границ. Кроме того, истец не обосновал требования о предоставления ему дороги и установления сервитута для другого землепользователя.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой указало, что администрация необоснованно требует подписания акта согласования границ и самостоятельного изготовления кадастрового плана. До начала процедуры межевания необходимо иметь утвержденный администрацией проект границ и решение о предоставление земельного участка. Заявитель жалобы считает, что несогласие суда со вторым требованием не могло быть поводом для отказа в удовлетворении первого требования, суд обязан был обязать администрацию МО Кущевского района принять решение о предоставлении земельного участка, составить и утвердить проект границ. Заявитель жалобы просит решение суда первой инстанции отменить, требования ООО "Сила удовлетворить в полном объеме.
Заявитель жалобы в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом (уведомление N 882650).
Представитель администрации МО Кущевский район жалобу считает необоснованной, пояснив, что ООО "Сила" уклонилось от согласования границ предоставляемого земельного участка, не представило мотивированный отказ. МУ "Управление архитектуры и градостроительства администрации Кущевского района" было разработано заключение о предоставление земельного участка площадью 187647 кв. м при условии обременения общий проезд площадью 1106 кв. м к участку Лушпеева С.А. Однако, возник конфликт, поскольку общество стало чинить препятствия в проезде Лушпееву С.А. к своим строениям. По второму варианту сформировано три земельный участка, из которых один земельный участок (дорога) оставался в государственной собственности. Общество отказалось согласовать границы земельного участка, не объясняя причины по которым ему надлежит предоставить земельный участок без учета интересов другого собственника недвижимости.
Изучив материалы дела, выслушав администрацию, третье лицо, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Сила в результате купли-продажи объектов недвижимости у СПК (колхоз) "Победа" приобрело 7 объектов недвижимости, Лушпеев С.А два объекта. Недвижимое имущество расположено на земельном участке площадью 17247,83 га, принадлежащем СПК (колхоз) "Победа" на праве бессрочного пользования на основании государственного акта серии А-1 N 248265. Право собственности ООО "Сила" на объекты недвижимости, расположенные по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, х. Нововысоченский, 0,15 км по направлению на Север, подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 11.09.2007 г. (лист дела 15-21).
С целью оформления договора аренды на земельный участок площадью 187647 кв. м, 21.05.2007 года ООО Сила" обратилось в Администрацию МО Кущевский район.
Объектом гражданских правоотношений могут быть только сформированные земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, поскольку в силу статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Следовательно, принятие акта о предоставлении земельного участка возможно лишь после соблюдения предусмотренной законом процедуры по определению размера и границ земельного участка, межевания.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана), который в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пункт 7 статьи 36 Кодекса устанавливает, что в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивают изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждают проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 8 статьи 36 Кодекса орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка и направляет заявителю копию решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании указанного проекта за счет заявителя устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.02 N 396, Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы обеспечивают проведение территориального землеустройства в соответствии с решениями органов государственной власти, а также на землях, находящихся в федеральной собственности. Территориальное землеустройство остальных объектов землеустройства проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании договора по инициативе органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Согласно п. 4 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утв. Роскомземкадастром 17 февраля 2003 г. (в редакции Письма Роскомземкадастра от 18 апреля 2003 г.) рекомендуется принимать во внимание, что работы по образованию новых и упорядочению существующих земельных участков, как правило, включают в себя два этапа: составление проекта территориального землеустройства, его согласование и утверждение; составление карты (плана) земельного участка по результатам установления границ земельного участка на местности и (или) съемки на местности частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.
Таким образом, составление проекта границ земельного участка являет собой первый этап межевания.
В подпунктах 14.1 и 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, указано, что определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей. Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ.
Работы по изготовлению проекта границ земельного участка, кадастровой карты и установлению границ участка на местности выполняются за счет лица, обратившегося с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Таким образом, обязанность по утверждению проекта границ земельного участка, принятию решения о предоставлении и обеспечения изготовления кадастровой карты может быть исполнена органом местного самоуправления при условии личного участия заявителя в совершения действий, необходимых для утверждения границ земельного участка и выполнения работ по межеванию объекта землеустройства. Границы земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического использования земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, красных линий, границ смежных земельных участков и естественных границ формируемого участка.
Заявитель должен указать, в каких границах фактического пользования и какую ориентировочную площадь испрашиваемого земельного участка необходимо установить и утвердить, а также выяснить наличие смежных землепользователей и согласовать с ними границы участка в установленном порядке.
Данные действия конкретизируют волеизъявление заявителя и носят личный характер, поэтому не могут быть совершены органом местного самоуправления.
Довод заявителя жалобы о том, что изготовление проекта границ участка, установление границ земельного участка на местности и изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка должно осуществляться за счет органа местного самоуправления, не могут быть приняты во внимание, так как в силу пункта 8 статьи 36 Кодекса эти работы осуществляются за счет заявителя.
Как усматривается из материалов дела смежным землепользователем с ООО "Сила" является ИП Лушпеев С.А. (лист дела 43). 15 мая 2007 года было составлено заключение архитектуры Кущевского района о выделении земельного участка ООО "Сила", согласно которого в пользу Лушпеева С.А. устанавливался сервитут для проезда к своему земельному участку. Как пояснил в судебном заседании Лушпеев С.А., между ним и ООО "Сила" возникла конфликтная ситуации, поскольку ООО "Сила" препятствовало проезду ему к своим строениям, что побудило его обратиться в Администрацию.
Довод заявителя жалобы о том, что Лушпеев С.А. не является смежным землепользователем суд считает необоснованным, поскольку Лушпеев С.А. является собственником зернохранилища и кормоцеха и в силу требований статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже здания, сооружений или другой недвижимости покупателю передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходимо для ее использования.
17.12.2007 г. Управлением архитектуры изготовлены два заключения N 584 и 585,где учитывалась площадь земельных участков соразмерно площади под объектами недвижимости принадлежащими собственникам, а третьим участком выделена дорога, которая предполагалась в общее пользовании. ГУП Кущевский земельный центр" сформированы три земельных участка, однако, акты согласования границ землепользования ООО "Сила" не подписало, мотивированный письменный отказ ООО "Сила" об отказе согласования границ также не представило.
Согласно статье 40 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" результат согласования местоположения границ оформляется в форме акта. Если заинтересованное лицо своей подписью не выразило согласие местоположения границ либо не представило свои возражения в письменной форме, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акте согласования границ вносится соответствующая запись.
В своем заявлении в арбитражный суд ООО "Сила" настаивает на том, что общий проезд не являлся самостоятельным участком, а должен быть обременен сервитутом в пользу Лушпеева С.А. При этом ООО "Сила" не обосновало требований касающихся лишения другого землепользователя - Лушпеева С.А. права проезда к своим объектам недвижимости, учитывая сложившуюся между ними конфликтную ситуацию. Требование о предоставлении земельного участка площадью 187647 м 2 заявлено без учета того, что такой земельный участок как объект не существует, поскольку не установлены границы земельного участка на местности, земельный участок не поставлен на кадастровый учет.
Таким образом, несвоевременное составление кадастровой карты земельного участка в данном случае ложиться на само общество, уклонившееся от согласования границ земельного участка и подписания акта согласования границ.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.06.2008 г. по делу А32-3086/2008-31/34 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.Х.ТИМЧЕНКО

Судьи
Л.А.ЗАХАРОВА
М.Н.МАЛЫХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)