Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.03.2013 ПО ДЕЛУ N А55-30572/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2013 г. по делу N А55-30572/2012


Резолютивная часть постановления объявлена: 20 марта 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 25 марта 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Ефтимиади Г.И., доверенность от 18.10.2012 г. N 3
от ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - извещен, не явился,
от закрытого акционерного общества "Строительно-монтажный поезд N 854" - Ворсунов А.Н., доверенность от 09.01.2013 г. N 3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 января 2013 г. по делу N А55-30572/2012 (судья Стенина А.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВИАКОМПАНИЯ "СМЫШЛЯЕВКА" (ИНН 6313005992, ОГРН 1026300843568), г. Самара,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г. Москва,
закрытое акционерное общество "Строительно-монтажный поезд N 854" (ИНН 6367030716), п. Смышляевка, Волжский район, Самарская обл.,
о признании незаконным возврата документов, обязании совершить определенные действия,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Смышляевка" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения требований, принятых судом первой инстанции, о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее ответчик) по возврату документов на раздел и последующий выкуп земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, пос. Аэропорт "Смышляевка", общей площадью 3 208 419,90 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0000000:2246 и о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления ООО "Авиакомпания "Смышляевка" от 27.06.2012 г. (вх. N 25/4406 от 27.06.2012 г.) о разделе земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, пос. Аэропорт "Смышляевка", общей площадью 3 208 419,90 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0000000:2246 с последующим предоставлением в собственность ООО "Авиакомпания "Смышляевка" земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, пос. Аэропорт "Смышляевка", площадью 6 770 кв. м, образованного из земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, пос. Аэропорт "Смышляевка", общей площадью 3 208 419,90 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0000000:2246 и принятием мотивированного решения с учетом требований Земельного кодекса Российской Федерации в установленный законом срок.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 января 2013 г. по делу N А55-30572/2012 заявленные требования удовлетворены полностью.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель и третье лицо ЗАО "СМП N 854" считают, что решение суда является законным и обоснованным и просят оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица - Федерального агентства по управлению государственным имуществом, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и третьего лица, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
27.06.2012 г. (вх. N 25/4406) ООО "Авиакомпания "Смышляевка" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным, имуществом в Самарской области с заявлением о разделе земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, пос. Аэропорт "Смышляевка", общей площадью 3 208 419,90 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0000000:2246, и последующем предоставлении в собственность вновь образованного земельного участка площадью 6 7700 кв. м для эксплуатации административного здания, складов и мастерской.
Письмом от 01.08.2012 г. N 25/4406 ответчик уведомил заявителя о возврате пакета документов.
В качестве оснований возврата документов, ответчик ссылается на отсутствие полномочий по принятию решений об образовании земельных участков; заключения БТИ в части наличия либо отсутствия объектов недвижимого имущества на конкретном земельном участке; сведений об объектах недвижимости, расположенных на земельном участке, в том числе тех, на которые зарегистрировано право собственности ООО "Авиакомпания "Смышляевка".
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или приобретение права аренды таких земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на данных земельных участках.
В соответствии с пунктом 5 указанной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Такой перечень утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Как следует из материалов дела, заявителем вместе с заявлением представлены: копия паспорта Брызгаловой И.А.; нотариально удостоверенная копия паспорта Платошина Е.В.; копия протокола N 16 от 05.02.2009 г. о назначении директора; доверенность от 26.04.2012 г., удостоверенная ИФНС; копия устава ООО "Авиакомпания "Смышляевка"; выписка из ЕГРЮЛ N 4799 от 28.11.2011 г.; нотариально удостоверенная копия свидетельства серия 63 N 004518808; нотариально удостоверенная копия свидетельства серия 63 N 000475296; выписка из ЕГРП N 01/049/2011-1949 от 23.11.2011 г.; выписка из ЕГРП N 01/049/2011-1.951 от 23.11.2011 г.; выписка из ЕГРП N 01 /049/2011-1954 от 23.11.2011 г.; выписка из ЕГРП N 01/049/2011-1955 от 23.11.2011 г.; выписка из ЕГРП N 01/049/2011-1957 от 23.11.2011 г.; выписка из ЕГРП N 01/016/2011-2001 от 25.11.2011 г.; нотариально удостоверенная копия свидетельств о гос. регистрации права; акт обследования от 25.10.2011 г.; кадастровый паспорт на з/участок N 63-00-102/11-316060 от 24.11.2011 г.; план границ земельного участка; план-схема раздела границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:2246; градостроительное обоснование на использование земельного участка; копия (архив) свидетельства о собственности N 586 от 14.07.1994 г.; копия распоряжения N 912-р от 26.11.1992 г.; копия решения N 802 от 01.08.2003 г.; копия плана приватизации второго Куйбышевского объединенного авиаотряда; копия расшифровки акта оценки стоимости зданий и сооружении "Перечень зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке".
Заявитель является собственником объектов недвижимого имущества: здания склада-ангара (свидетельство о государственной регистрации права от 21.03.2001 г.); нежилого помещения площадью 1 208 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 21.03.2001 г.); административного здания площадью 93, 6 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 30.03.2001 г.); здания склада площадью 150, 2 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 30.03.2001 г.); здания мастерской по ремонту вертолетов площадью 112, 1 кв. м.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" формирование земельного участка осуществляется путем его кадастрового учета.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации к объектам земельных отношений может быть отнесен только сформированный земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 того же Кодекса.
Пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 данной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
При этом, для принятия решения об образовании таких земельных участков необходимы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
В зависимости от того, осуществлен ли государственный кадастровый учет земельного участка и достаточно ли в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, статья 36 Земельного кодекса РФ закрепляет нормы, подлежащие применению при обращении указанных лиц.
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации в целях предоставления заявителю в собственность земельного участка, не сформированного и не состоящего на кадастровом учете, уполномоченный государственный орган обязан принять меры для согласования и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории и обеспечить заявителю возможность изготовления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка.
Следовательно, заявитель, имеющий как собственник объекта недвижимости право на выкуп спорного земельного участка, выполнил требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представил ответчику пакет документов, предусмотренных Перечнем документов, а ответчик, в нарушение требований пункта 6 названной статьи в установленный срок не принял соответствующего решения по заявлению заявителя.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации и в соответствии с Положением о Росимуществе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе данный орган осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Полномочия территориального Управления определены в Положении о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению имуществом от 29.09.2009 N 278.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения Территориальное управление осуществляет полномочия собственника по передаче Федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ответчик наделен правом по принятию решения о разделе спорного земельного участка. Отсутствие поручения Росимущества на принятие такого решения не может служить препятствием для раздела этого участка в целях реализации заявителем, являющимся собственником объекта недвижимости, предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, права на выкуп данного участка.
Необоснован и довод ответчика о том, что в силу Постановления Правительства РФ от 30.12.2009 N 1131 "О полномочиях Федерального агентства воздушного транспорта по изъятию, предоставлению земельных участков и резервированию земель" полномочиями по образованию и предоставлению земельных участков, которые находятся в федеральной собственности, в целях размещения объектов воздушного транспорта федеральной собственности, в том числе аэродромов, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения, объектов систем связи, иных зданий и сооружений, обеспечивающих использование объектов воздушного транспорта обладает Федеральное агентство воздушного транспорта.
При этом, ответчиком не принят во внимание тот факт, что основным видом деятельности ООО "Авиакомпания "Смышляевка" является сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества. Дополнительными видами деятельности являются оптовая торговля через агентов (за вознаграждение или на договорной основе), прочая оптовая торговля, розничная торговля в неспециализированных магазинах, прочая розничная торговля в специализированных магазинах, розничная торговля вне магазинов (Выписка из ЕГРЮЛ от 22.10.2012 г. N 2240), т.е. деятельность ООО "Авиакомпания "Смышляевка" не связана с воздушным транспортом.
Более того, указанный довод не являлся основанием для возврата пакета документов.
Ссылка ответчика на то, что начата процедура раздела земельного участка по заявлению ЗАО "СМП N 854" является необоснованной, поскольку указанное не является препятствием раздела данного земельного участка и последующего предоставления образованного земельного участка по заявлению ООО "Авиакомпания "Смышляевка", так как в соответствии с положениями п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ земельный участок с кадастровым номером 63:01;0000000:2246 сохраняется в измененных границах.
В силу положений ст. 198 АПК РФ право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений и действий (бездействий) незаконными возникает у граждан, организаций и иных лиц при единовременном наличии двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту; указанный акт, решение, действие (бездействие) нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частей 2 и 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и обязывает устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 января 2013 г. по делу N А55-30572/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)