Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
заявителя - Щелокова С.А., доверенность от 22.07.2013, Антипова О.В., доверенность от 22.07.2013,
ответчика - Екатеринина И.И., доверенность от 01.04.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Некоммерческого партнерства по организации отдыха и туризма "Чистый остров"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.12.2012 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу N А55-27316/2012
по заявлению Некоммерческого партнерства по организации отдыха и туризма "Чистый остров", г. Самара (ИНН 6311997029, ОГРН 11116300003357) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия, третьи лица: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, администрация городского округа Самары,
установил:
Некоммерческое партнерство по организации отдыха и туризма "Чистый остров" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо, министерство) о признании незаконным отказа от 25.06.2012 N 12-2/0374/12а в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, о. Поджабный, Нижний пляж, участок б/н, площадью 46 298 кв. м под размещение временного оздоровительного лагеря с установкой временных домиков без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
В целях устранения допущенных нарушений прав заявитель просит обязать министерство направить обращение в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара по вопросу утверждения схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.12.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, заявитель обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено судом, 04.04.2012 заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, о. Поджабный, Нижний пляж, участок б/н, площадью 46 298 кв. м под размещение временного оздоровительного лагеря с установкой временных домиков без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Письмом от 25.06.2012 N 12-2/0374/12а заинтересованное лицо отказало заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Основанием для отказа в предоставлении участка в аренду явились следующие обстоятельства:
- испрашиваемый земельный участок является лесным участком на землях иных категорий;
- определение границ лесных участков на территории г.о. Самара и разработка лесохозяйственных регламентов в отношении городских лесов органами местного самоуправления г.о. Самара не проводились, в связи с чем и в силу статьи 14.1 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" полномочие по распоряжению лесными участками в настоящее время министерством не может быть реализовано.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В силу части 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Виды использования лесов определены в статье 25 ЛК РФ.
Частью 1 статьи 87 ЛК РФ установлено, что основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 87 ЛК РФ в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса.
Таким образом, использование городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов, может осуществляться только на основании лесохозяйственных регламентов, утвержденных органами местного самоуправления.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу N А55-15555/2008 установлено, что лесные участки по адресу: Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 82 - 88 (площадью 700,00 га) расположены в границах муниципального образования "Городской округ Самара" (городские леса).
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается и участвующими в деле лицами не оспаривается, что испрашиваемый заявителем участок расположен в 29, 33 и 34 выделах 86 квартала Самарского лесничества и относится к городским лесам г.о. Самара.
Следовательно, использование данного участка может осуществляться только в соответствии с лесохозяйственным регламентом, утвержденным уполномоченным органом местного самоуправления г.о. Самара.
В силу статьи 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" после 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.
Поскольку лесохозяйственный регламент в отношении 86 квартала Самарского лесничества, в границах которого расположен спорный участок, уполномоченным органом местного самоуправления г.о. Самара не утвержден, то испрашиваемый заявителем участок не может быть предоставлен в аренду гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЛК РФ.
Довод заявителя о том, что в отношении спорного участка действует лесохозяйственный регламент, утвержденный Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в 2008 г., правомерно не принят судами исходя из следующего.
Испрашиваемый заявителем участок относится к городским лесам г.о. Самара, утверждение лесохозяйственных регламентов в отношении которых в силу части 1.1 статьи 84 и части 3 статьи 87 ЛК РФ отнесено к компетенции органа местного самоуправления г.о. Самара.
Статья 87 ЛК РФ не предоставляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации право утверждения лесохозяйственных регламентов в отношении земель населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Следовательно, лесохозяйственный регламент, утвержденный Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в 2008 году, не распространяет свое действие в отношении испрашиваемого заявителем участка.
Признавая несостоятельным довод заявителя о том, что орган местного самоуправления не вправе утверждать лесохозяйственный регламент Самарского лесничества, поскольку государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, суды обоснованно, со ссылкой на часть 1.1 статьи 84 и часть 3 статьи 87 ЛК РФ указали, что эти полномочия отнесены к компетенции органа местного самоуправления вне зависимости от того, разграничена собственность на лесной участок или нет. В соответствии с указанными нормами законодательства именно к компетенции органов местного самоуправления отнесены полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Частями 2 и 4 статьи 72 ЛК РФ предусмотрено, что объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.
Поскольку спорный участок не поставлен на кадастровый учет, то отсутствуют основания для его предоставления в аренду.
Суды отклонили довод заявителя о том, что предоставление земельного участка должно быть осуществлено в соответствии с нормами земельного законодательства, указав, что предоставление лесного участка в аренду гражданам и юридическим лицам регулируется нормами лесного законодательства.
Так, согласно пункту 2 статьи 3 ЗК РФ к отношениям по использованию и охране лесов применяется лесное законодательство.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (часть 2 статьи 71 ЛК РФ).
В части 1 статьи 74 ЛК РФ указано, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Порядок организации и проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен в главе 8 ЛК РФ.
Суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что министерство не является уполномоченным органом на распоряжение испрашиваемым участком. Однако как обоснованно указано судом апелляционной инстанции ошибочный вывод суда первой инстанции не повлиял на принятие по существу правильного судебного акта.
Суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 5.1 Закона Самарской области "О земле" и постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению указанными участками возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, выводы судов, содержащиеся в обжалуемых решении и постановлении, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций. Полномочий по переоценке доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 по делу N А55-27316/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 29.07.2013 ПО ДЕЛУ N А55-27316/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2013 г. по делу N А55-27316/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
заявителя - Щелокова С.А., доверенность от 22.07.2013, Антипова О.В., доверенность от 22.07.2013,
ответчика - Екатеринина И.И., доверенность от 01.04.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Некоммерческого партнерства по организации отдыха и туризма "Чистый остров"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.12.2012 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу N А55-27316/2012
по заявлению Некоммерческого партнерства по организации отдыха и туризма "Чистый остров", г. Самара (ИНН 6311997029, ОГРН 11116300003357) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия, третьи лица: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, администрация городского округа Самары,
установил:
Некоммерческое партнерство по организации отдыха и туризма "Чистый остров" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо, министерство) о признании незаконным отказа от 25.06.2012 N 12-2/0374/12а в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, о. Поджабный, Нижний пляж, участок б/н, площадью 46 298 кв. м под размещение временного оздоровительного лагеря с установкой временных домиков без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
В целях устранения допущенных нарушений прав заявитель просит обязать министерство направить обращение в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара по вопросу утверждения схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.12.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, заявитель обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено судом, 04.04.2012 заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, о. Поджабный, Нижний пляж, участок б/н, площадью 46 298 кв. м под размещение временного оздоровительного лагеря с установкой временных домиков без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Письмом от 25.06.2012 N 12-2/0374/12а заинтересованное лицо отказало заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Основанием для отказа в предоставлении участка в аренду явились следующие обстоятельства:
- испрашиваемый земельный участок является лесным участком на землях иных категорий;
- определение границ лесных участков на территории г.о. Самара и разработка лесохозяйственных регламентов в отношении городских лесов органами местного самоуправления г.о. Самара не проводились, в связи с чем и в силу статьи 14.1 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" полномочие по распоряжению лесными участками в настоящее время министерством не может быть реализовано.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В силу части 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Виды использования лесов определены в статье 25 ЛК РФ.
Частью 1 статьи 87 ЛК РФ установлено, что основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 87 ЛК РФ в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса.
Таким образом, использование городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов, может осуществляться только на основании лесохозяйственных регламентов, утвержденных органами местного самоуправления.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу N А55-15555/2008 установлено, что лесные участки по адресу: Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 82 - 88 (площадью 700,00 га) расположены в границах муниципального образования "Городской округ Самара" (городские леса).
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается и участвующими в деле лицами не оспаривается, что испрашиваемый заявителем участок расположен в 29, 33 и 34 выделах 86 квартала Самарского лесничества и относится к городским лесам г.о. Самара.
Следовательно, использование данного участка может осуществляться только в соответствии с лесохозяйственным регламентом, утвержденным уполномоченным органом местного самоуправления г.о. Самара.
В силу статьи 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" после 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.
Поскольку лесохозяйственный регламент в отношении 86 квартала Самарского лесничества, в границах которого расположен спорный участок, уполномоченным органом местного самоуправления г.о. Самара не утвержден, то испрашиваемый заявителем участок не может быть предоставлен в аренду гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЛК РФ.
Довод заявителя о том, что в отношении спорного участка действует лесохозяйственный регламент, утвержденный Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в 2008 г., правомерно не принят судами исходя из следующего.
Испрашиваемый заявителем участок относится к городским лесам г.о. Самара, утверждение лесохозяйственных регламентов в отношении которых в силу части 1.1 статьи 84 и части 3 статьи 87 ЛК РФ отнесено к компетенции органа местного самоуправления г.о. Самара.
Статья 87 ЛК РФ не предоставляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации право утверждения лесохозяйственных регламентов в отношении земель населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Следовательно, лесохозяйственный регламент, утвержденный Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в 2008 году, не распространяет свое действие в отношении испрашиваемого заявителем участка.
Признавая несостоятельным довод заявителя о том, что орган местного самоуправления не вправе утверждать лесохозяйственный регламент Самарского лесничества, поскольку государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, суды обоснованно, со ссылкой на часть 1.1 статьи 84 и часть 3 статьи 87 ЛК РФ указали, что эти полномочия отнесены к компетенции органа местного самоуправления вне зависимости от того, разграничена собственность на лесной участок или нет. В соответствии с указанными нормами законодательства именно к компетенции органов местного самоуправления отнесены полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Частями 2 и 4 статьи 72 ЛК РФ предусмотрено, что объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.
Поскольку спорный участок не поставлен на кадастровый учет, то отсутствуют основания для его предоставления в аренду.
Суды отклонили довод заявителя о том, что предоставление земельного участка должно быть осуществлено в соответствии с нормами земельного законодательства, указав, что предоставление лесного участка в аренду гражданам и юридическим лицам регулируется нормами лесного законодательства.
Так, согласно пункту 2 статьи 3 ЗК РФ к отношениям по использованию и охране лесов применяется лесное законодательство.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (часть 2 статьи 71 ЛК РФ).
В части 1 статьи 74 ЛК РФ указано, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Порядок организации и проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен в главе 8 ЛК РФ.
Суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что министерство не является уполномоченным органом на распоряжение испрашиваемым участком. Однако как обоснованно указано судом апелляционной инстанции ошибочный вывод суда первой инстанции не повлиял на принятие по существу правильного судебного акта.
Суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 5.1 Закона Самарской области "О земле" и постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению указанными участками возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, выводы судов, содержащиеся в обжалуемых решении и постановлении, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций. Полномочий по переоценке доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 по делу N А55-27316/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)