Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М. Козырь, судей Г.Д. Пауля, Г.Г. Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.07.2013 по делу Арбитражного суда Самарской области N А55-23176/2012 по иску Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области к федеральному государственному унитарному предприятию "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" о взыскании 426 355,95 руб.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Управление Росимущества).
Суд
установил:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" (далее - Предприятие) о взыскании 426 355,95 руб., в том числе 369 207,72 руб. неосновательного обогащения за период с 01.01.2008 по 01.03.2012, 57 148,23 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.07.2013 вышеназванные судебные акты отменены, дело направлено новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции, Предприятие просит его отменить, указывая на несоответствие выводов суда о несоблюдении процедуры перевода земельного участка из состава земель лесного фонда в земли населенных пунктов фактическим обстоятельствам дела и нормам законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Основанием для обращением в арбитражный суд с настоящим иском явилось использование Предприятием участка лесного фонда площадью 3,6 га в квартале N 123, расположенного по адресу: Самарская область, Ставропольский район, ФГУ "Ново-Буянский лесхоз", Задельненское лесничество, без внесения платы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что спорный земельный участок не относится к лесным участкам, а относится к землям населенных пунктов, в связи с чем Министерство не является надлежащим истцом, поскольку не вправе распоряжаться земельными участками, расположенными на территории городского округа Самара, а вправе распоряжаться только земельными участками в составе земель лесного фонда. Суды при этом приняли во внимание, что ответчиком оплачивалась арендная плата по договору N 16-2-12/20 от 16.03.2012, заключенному с Управлением Росимущества, согласно которому в аренду передан земельный участок площадью 36000 кв. м из земель населенных пунктов.
Вывод судов признаны судом кассационной инстанции не соответствующими нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам. Суд исходил из того, что согласно свидетельству о регистрации права собственности Российской Федерации от 17.11.2005 спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, при этом перевод спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли населенных пунктов в установленном действующим законодательством порядке не производился. В связи с этим суд признал, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не прекращено и что Министерство вправе распоряжаться спорным участком как участком лесного фонда и взимать плату за пользование им.
С учетом того, что расчет иска судами первой и апелляционной инстанций не проверялся и не оценивался, кассационной суд направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Доводы, содержащиеся в заявлении о пересмотре оспариваемого судебного акта в порядке надзора, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств спора, что не входит в компетенцию суда надзорной инстанции.
Государственная пошлина, уплаченная заявителем по платежному поручению от 05.08.2012 N 22781 в сумме 2 000 рублей, подлежит возврату на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
1. В передаче дела N А55-23176/2012 Арбитражного суда Самарской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.07.2013 отказать.
2. Возвратить федеральному государственному унитарному предприятию "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению от 05.08.2013 N 22781.
Председательствующий судья
О.М.КОЗЫРЬ
Судья
Г.Д.ПАУЛЬ
Судья
Г.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 04.09.2013 N ВАС-11649/13 ПО ДЕЛУ N А55-23176/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2013 г. N ВАС-11649/13
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М. Козырь, судей Г.Д. Пауля, Г.Г. Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.07.2013 по делу Арбитражного суда Самарской области N А55-23176/2012 по иску Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области к федеральному государственному унитарному предприятию "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" о взыскании 426 355,95 руб.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Управление Росимущества).
Суд
установил:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" (далее - Предприятие) о взыскании 426 355,95 руб., в том числе 369 207,72 руб. неосновательного обогащения за период с 01.01.2008 по 01.03.2012, 57 148,23 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.07.2013 вышеназванные судебные акты отменены, дело направлено новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции, Предприятие просит его отменить, указывая на несоответствие выводов суда о несоблюдении процедуры перевода земельного участка из состава земель лесного фонда в земли населенных пунктов фактическим обстоятельствам дела и нормам законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Основанием для обращением в арбитражный суд с настоящим иском явилось использование Предприятием участка лесного фонда площадью 3,6 га в квартале N 123, расположенного по адресу: Самарская область, Ставропольский район, ФГУ "Ново-Буянский лесхоз", Задельненское лесничество, без внесения платы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что спорный земельный участок не относится к лесным участкам, а относится к землям населенных пунктов, в связи с чем Министерство не является надлежащим истцом, поскольку не вправе распоряжаться земельными участками, расположенными на территории городского округа Самара, а вправе распоряжаться только земельными участками в составе земель лесного фонда. Суды при этом приняли во внимание, что ответчиком оплачивалась арендная плата по договору N 16-2-12/20 от 16.03.2012, заключенному с Управлением Росимущества, согласно которому в аренду передан земельный участок площадью 36000 кв. м из земель населенных пунктов.
Вывод судов признаны судом кассационной инстанции не соответствующими нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам. Суд исходил из того, что согласно свидетельству о регистрации права собственности Российской Федерации от 17.11.2005 спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, при этом перевод спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли населенных пунктов в установленном действующим законодательством порядке не производился. В связи с этим суд признал, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не прекращено и что Министерство вправе распоряжаться спорным участком как участком лесного фонда и взимать плату за пользование им.
С учетом того, что расчет иска судами первой и апелляционной инстанций не проверялся и не оценивался, кассационной суд направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Доводы, содержащиеся в заявлении о пересмотре оспариваемого судебного акта в порядке надзора, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств спора, что не входит в компетенцию суда надзорной инстанции.
Государственная пошлина, уплаченная заявителем по платежному поручению от 05.08.2012 N 22781 в сумме 2 000 рублей, подлежит возврату на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
1. В передаче дела N А55-23176/2012 Арбитражного суда Самарской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.07.2013 отказать.
2. Возвратить федеральному государственному унитарному предприятию "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению от 05.08.2013 N 22781.
Председательствующий судья
О.М.КОЗЫРЬ
Судья
Г.Д.ПАУЛЬ
Судья
Г.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)