Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 18.02.2013 ПО ДЕЛУ N А39-4692/2011

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2013 г. по делу N А39-4692/2011


(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 14.02.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
при участии представителя
от заявителя: Муравьева В.В. - генерального директора
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
открытого акционерного общества "Вагоностроительная компания Мордовии"
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 30.05.2012,
принятое судьей Артамоновой Л.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012,
принятое судьями Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., Урлековым В.Н.,
по делу N А39-4692/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Вагоностроительная компания Мордовии"
о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия,
третьи лица - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное казенное предприятие "Саранский механический завод",
и
установил:

открытое акционерное общество "Вагоностроительная компания Мордовии" (далее - ОАО "Вагоностроительная компания Мордовии", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 20.10.2011 N 3217 решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (далее - ТУ Росимущества, Управление) об отказе в предоставлении в собственность за плату по льготной цене земельных участков с кадастровыми номерами 13:23:1009040:23, 13:23:1009040:24, 13:23:1009040:25, расположенных по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, улица Лодыгина, дом 11. Одновременно Общество просило суд обязать Управление принять решение о предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков, подготовить проекты договоров купли-продажи по цене 1 575 426 рублей 05 копеек и направить данные проекты в 20-дневный срок со дня принятия судебного решения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущества) и Федеральное казенное предприятие "Саранский механический завод" (далее - Саранский механический завод).
Решением суда от 30.05.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Заявитель жалобы считает, что отказ Управления в предоставлении в собственность земельных участков является незаконным, нарушает его права и законные интересы, поскольку пункт 6 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статья 23 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают возможность приватизации таких земельных участков при наличии на них объектов инженерной инфраструктуры с одновременным установлением публичного сервитута.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами Общества, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 11 часов 30 минут 14.02.2013.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 13.03.2009 серии 13 ГА N 298669, 298668 и 298667 Российской Федерации принадлежат на праве собственности, расположенные по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, улица Лодыгина, дом 11, объекты недвижимого имущества - земельные участки:
- - с кадастровым номером 13:23:1009040:23, площадью 12 787 квадратных метров, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации здания столовой;
- - с кадастровым номером 13:23:1009040:24, площадью 27 388 квадратных метров, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации незавершенного строительством гальванорадиомонтажного корпуса;
- - с кадастровым номером 13:23:1009040:25, площадью 85 805 квадратных метров, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации производственного помещения.
ТУ Росимущества (арендодатель) и ОАО "Вагоностроительная компания Мордовии" (арендатор) заключили договор аренды от 12.03.2009 N 372 указанных земельных участков.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 30.08.2005 серии 13 ГА N 005253, 005254, 005255 Обществу принадлежат на праве собственности объекты недвижимости, расположенные по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, улица Лодыгина, дом 11:
- - незавершенный строительством гальванорадиомонтажный корпус со степенью готовности 64 процента, назначение объекта: нежилое, площадь объекта: 16 660,8 квадратного метра, инвентарный N 18534, кадастровый номер объекта 13:23:104/2004:133;
- - механосборочный корпус N 201 с бытовыми помещениями, энергоблоками и переходной галереей и складом велосипедов, назначение объекта: нежилое, площадью 40 679,9 квадратного метра, инвентарный N 2295, литера А, кадастровый номер объекта 13:23:104/2004:135;
- - здание столовой с подвалом ГО, назначение объекта: нежилое, площадь объекта: 6582,3 квадратного метра, инвентарный N 18481, кадастровый номер объекта 13:23:104/2004:131.
ОАО "Вагоностроительная компания Мордовии" обратилось в Управление с заявлением от 13.10.2011 N 52 о предоставлении в собственность за плату указанных земельных участков, приложив к нему необходимый комплект документов.
Письмом от 20.10.2011 N 3217 Управление отказало Обществу в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков, обосновав свой отказ нахождением на них объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Российской Федерации и переданных в оперативное управление Саранскому механическому заводу".
Посчитав, что такое решение Управления не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пунктом 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что Управление доказало законность и обоснованность оспариваемого решения.
Первый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь аналогичными нормами права, а также пунктами 1 и 2 статьи 28, статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение о Федеральном агентстве), согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу Общества, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В статье 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве указанное агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В силу пункта 4 указанного положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Таким образом, исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности является Управление, поэтому оно вправе принять решение о предоставлении в собственность данных земельных участков, осуществляя от имени государства права собственника по владению, пользованию и распоряжению данным имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что исключительное право на приватизацию земельных участков, согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, а также федеральными законами. Данное право является исключительным, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.04.2012 N 01-12/8578, N 01-12/8569, N 01-12/8515, N 01-12/8574, N 01-12/8577, N 01-12/8576, N 01-12/; представленную Саранским механическим заводом пояснительную записку по строительству филиала предприятия п/я В-8610; акты приемочных комиссий от 15.12.1989, от 30.12.1989; акт проверки фактического использования сохранности имущества от 22.07.2011; договор купли-продажи от 28.07.2004, заключенный государственным учреждением "Фонд имущества Республики Мордовия" и открытым акционерным обществом "Рузаевский завод химического машиностроения" по итогам проведенных 27.07.2004 торгов; договор купли-продажи недвижимости от 13.07.2005 N 7, заключенный открытым акционерным обществом "Рузаевский завод химического машиностроения" и ОАО "Вагоностроительная компания Мордовии"; технические кадастровые паспорта, составленные Саранским отделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Мордовия, суды установили, что на земельных участках с кадастровыми номерами 13:23:1009040:23, 13:23:1009040:24, 13:23:1009040:25 кроме объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности Обществу, располагаются иные объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации и переданные в оперативное управление Саранскому механическому заводу.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Общества исключительного права на приватизацию испрашиваемых земельных участков, поскольку оно является не единственным собственником расположенных на обозначенных земельных участках объектов недвижимого имущества.
Статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации не допускает возможности предоставления земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования, несобственнику этого объекта. Поэтому земельный участок, на котором расположены здания, строения, сооружения нескольких собственников, не может быть предоставлен в единоличную собственность только одного из собственников таких объектов недвижимости и тогда, когда именно с ним ранее был оформлен договор аренды участка.
По смыслу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации при наличии на одном земельном участке объектов недвижимости нескольких собственников каждый из них имеет право ставить вопрос о выделе соответствующей части земельного участка в самостоятельный участок и о приобретении его в собственность или аренду независимо от других лиц, если первоначальный участок делим, образуемые земельные участки превышают минимально допустимые пределы и к ним будет обеспечен доступ от участков общего пользования, в том числе путем установления сервитута.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что согласно письмам от 26.07.2011 N 2177, от 14.10.2011 N 3164 Управление уведомило Общество о нахождении на испрашиваемых земельных участках объектов недвижимого имущества, находящиеся в собственности Российской Федерации и переданных в оперативное управление Саранскому механическому заводу, и предложило Обществу рассмотреть вопрос о разделении земельных участков с кадастровыми номерами 13:23:1009040:23, 13:23:1009040:24 и 13:23:1009040:25. Однако Общество не представило в материалы дела доказательства обращения с заявлением о разделении земельных участков.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о соответствии оспариваемого отказа нормам Земельного кодекса Российской Федерации и об отсутствии нарушения прав Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем обоснованно отказали ОАО "Вагоностроительная компания Мордовии" в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на Общество. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей, уплаченная по платежному поручению от 07.11.2012 N 000163, подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 30.05.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 по делу N А39-4692/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Вагоностроительная компания Мордовии" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Вагоностроительная компания Мордовии" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 07.11.2012 N 000163.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)