Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Гафиатуллиной Т.С. и Кадулина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.03.2013 (судья Корепин С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2013 (судьи Носач Е.В., Романова А.В., Шадрина А.Н.) по делу N А13-1054/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Завод КрупноПанельного Домостроения", место нахождения: 162625, Вологодская обл., г. Череповец, Северное шоссе, д. 46, корп. 1, ОГРН 1113528005238 (далее - общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области, место нахождения: 107078, г. Москва, пер. Орликов, д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757 (далее - Кадастровая палата), Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3, ОГРН 1043500093889 (далее - Управление Росреестра) с требованиями установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102004:0113, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация производственной базы, площадью 14 208 кв. м, местоположение установлено в границах ориентира - здания, расположенного в границах земельного участка, адрес ориентира: Вологодская область, г. Череповец, Северное шоссе, д. 46, строение 2, в размере рыночной стоимости, равной 16 032 000 руб.; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102004:0104, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация производственной базы, площадью 15 082 кв. м, местоположение установлено в границах ориентира - здания, расположенного в границах земельного участка, адрес ориентира: Вологодская область, г. Череповец, Северное шоссе, д. 46, строение 8, в размере рыночной стоимости, равной 17 018 000 руб.; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102004:0114, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация производственной базы, площадью 20 651 кв. м, местоположение установлено в границах ориентира - здания, расположенного в границах земельного участка, адрес ориентира: Вологодская область, г. Череповец, Северное шоссе, д. 46, строение 1, в размере рыночной стоимости, равной 23 302 000 руб.; обязать Кадастровую палату внести указанную рыночную стоимость земельных участков в качестве кадастровой стоимости соответствующих земельных участков в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением суда от 25.03.2013 требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 27.06.2013 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кадастровая палата просит решение и постановление отменить, считает судебные акты незаконными и необоснованными.
Податель жалобы полагает, что отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от 01.11.2012 N 065/10/2012 противоречит действующему законодательству, поскольку кадастровая стоимость земельных участков, определенная на дату 19.10.2012, установлена по состоянию на 02.06.2012.
Кадастровая палата ссылается на статью 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) и на определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2013 N ВАС-10767/11 и от 22.01.2013 N ВАС-15853/12, считает, что рыночная стоимость земельных участков не может быть определена произвольно, в случае если на момент вступления в законную силу судебного акта уполномоченным органом учреждены результаты новой кадастровой оценки земель, установленная судом по состоянию на дату предыдущей оценки кадастровая стоимость не может быть внесена в кадастр, в этом случае кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит определению по состоянию на дату утверждения новой кадастровой оценки земель.
По мнению подателя жалобы, для обжалования кадастровой стоимости земельного участка необходимо обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а при несогласии с вынесенным решением - в суд с заявлением по обжалованию решения комиссии.
Кадастровая палата считает, что с учетом установленной новой кадастровой стоимости земельных участков право общества не может быть признано нарушенным.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
В собственности истца находятся земельные участки с кадастровыми номерами 35:21:0102004:0113, 35:21:0102004:0104 и 35:21:0102004:0114, что подтверждается свидетельствами о праве собственности от 24.10.2011 серии 35 АБ N 043002; от 24.10.2011 серии 35 АБ N 043001 и от 24.10.2011 серии 35 АБ N 043005.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 01.01.2011. В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель в соответствии с указанным постановлением, кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков, составила: земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102004:0113-46 672 001 руб. 28 коп., земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102004:0104-49 543 012 руб. 62 коп., земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102004:0114-67 836 676 руб. 41 коп.
Общество обратилось с заявлением к оценщику для определения рыночной стоимости земельных участков.
В соответствии с отчетом общества с ограниченной ответственностью "Премьер-Оценка" об оценке рыночной стоимости земельных участков от 01.11.2012 N 065/10/2012 рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 19.10.2012 в следующем размере: земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102004:0113 - 16 208 000 руб., земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102004:0104 - 17 205 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102004:0114 - 23 558 000 руб.
Экспертным заключением Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов - оценщиков" от 17.01.2013 N 121102-591-78 по результатам проведенной в соответствии со статьей 17.1 Закона N 135-ФЗ экспертизой отчета N 065/10/2012 подтверждено соответствие отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Постановление Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области". Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области", вступившим в силу со дня официального опубликования 18.01.2013 в газете "Красный Север", утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области. Указанные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости 10.02.2013.
Новая кадастровая стоимость принадлежащих истцу земельных участков составляет: земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102004:0113-16 674 508 руб. 80 коп., земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102004:0104-17 700 235 руб. 20 коп., земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102004:0114-24 236 013 руб. 60 коп.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков нарушает его права, необоснованно завышая налоговую базу, общество обратилось с настоящим иском в суд об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Суд первой инстанции указал в решении, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Суд, оценив отчет оценщика от 01.11.2012 N 065/10/2012 в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с точки зрения его соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности, признал его соответствующим критериям относимости, допустимости и достоверности и пришел к выводу, что кадастровая стоимость спорных земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке, представленным обществом.
Суд применил статью 24.19 Закона N 135-ФЗ и пришел к выводу о том, что законом предусматривается возможность альтернативного обращения заинтересованного лица за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, и посчитал, что необходимость соблюдения досудебного порядка урегулирования спора действующим законодательством не установлена.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения, сославшись на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Истец как собственник упомянутых земельных участков по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признается плательщиком земельного налога в отношении данных участков. При этом в силу статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона о кадастре следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
Оценив отчет оценщика от 01.11.2012 N 065/10/2012 об определении рыночной стоимости земельных участков, заключение эксперта, подтверждающее соответствие отчета оценщика от 01.11.2012 действующему законодательству, и другие доказательства по делу по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании отчета независимого оценщика.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права, а также руководствуясь правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении N 913/11, согласно которой установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, суды обеих инстанций правомерно удовлетворили требования общества.
Доводы подателя жалобы, основанные на толковании норм права, изложенном в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, опубликованном на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 18.09.2013, не могут быть признаны состоятельными в связи с тем, что сформулированная в деле N А11-5098/2010 правовая позиция подлежит применению судами в делах, по которым к моменту опубликования настоящего постановления не вынесено решение судом первой инстанции, то есть распространена на будущее время.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды правильно применили нормы материального и процессуального права, и не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.03.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2013 по делу N А13-1054/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И.САПОТКИНА
Судьи
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
А.В.КАДУЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 21.10.2013 ПО ДЕЛУ N А13-1054/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2013 г. по делу N А13-1054/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Гафиатуллиной Т.С. и Кадулина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.03.2013 (судья Корепин С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2013 (судьи Носач Е.В., Романова А.В., Шадрина А.Н.) по делу N А13-1054/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Завод КрупноПанельного Домостроения", место нахождения: 162625, Вологодская обл., г. Череповец, Северное шоссе, д. 46, корп. 1, ОГРН 1113528005238 (далее - общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области, место нахождения: 107078, г. Москва, пер. Орликов, д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757 (далее - Кадастровая палата), Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3, ОГРН 1043500093889 (далее - Управление Росреестра) с требованиями установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102004:0113, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация производственной базы, площадью 14 208 кв. м, местоположение установлено в границах ориентира - здания, расположенного в границах земельного участка, адрес ориентира: Вологодская область, г. Череповец, Северное шоссе, д. 46, строение 2, в размере рыночной стоимости, равной 16 032 000 руб.; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102004:0104, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация производственной базы, площадью 15 082 кв. м, местоположение установлено в границах ориентира - здания, расположенного в границах земельного участка, адрес ориентира: Вологодская область, г. Череповец, Северное шоссе, д. 46, строение 8, в размере рыночной стоимости, равной 17 018 000 руб.; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102004:0114, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация производственной базы, площадью 20 651 кв. м, местоположение установлено в границах ориентира - здания, расположенного в границах земельного участка, адрес ориентира: Вологодская область, г. Череповец, Северное шоссе, д. 46, строение 1, в размере рыночной стоимости, равной 23 302 000 руб.; обязать Кадастровую палату внести указанную рыночную стоимость земельных участков в качестве кадастровой стоимости соответствующих земельных участков в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением суда от 25.03.2013 требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 27.06.2013 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кадастровая палата просит решение и постановление отменить, считает судебные акты незаконными и необоснованными.
Податель жалобы полагает, что отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от 01.11.2012 N 065/10/2012 противоречит действующему законодательству, поскольку кадастровая стоимость земельных участков, определенная на дату 19.10.2012, установлена по состоянию на 02.06.2012.
Кадастровая палата ссылается на статью 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) и на определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2013 N ВАС-10767/11 и от 22.01.2013 N ВАС-15853/12, считает, что рыночная стоимость земельных участков не может быть определена произвольно, в случае если на момент вступления в законную силу судебного акта уполномоченным органом учреждены результаты новой кадастровой оценки земель, установленная судом по состоянию на дату предыдущей оценки кадастровая стоимость не может быть внесена в кадастр, в этом случае кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит определению по состоянию на дату утверждения новой кадастровой оценки земель.
По мнению подателя жалобы, для обжалования кадастровой стоимости земельного участка необходимо обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а при несогласии с вынесенным решением - в суд с заявлением по обжалованию решения комиссии.
Кадастровая палата считает, что с учетом установленной новой кадастровой стоимости земельных участков право общества не может быть признано нарушенным.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
В собственности истца находятся земельные участки с кадастровыми номерами 35:21:0102004:0113, 35:21:0102004:0104 и 35:21:0102004:0114, что подтверждается свидетельствами о праве собственности от 24.10.2011 серии 35 АБ N 043002; от 24.10.2011 серии 35 АБ N 043001 и от 24.10.2011 серии 35 АБ N 043005.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 01.01.2011. В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель в соответствии с указанным постановлением, кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков, составила: земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102004:0113-46 672 001 руб. 28 коп., земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102004:0104-49 543 012 руб. 62 коп., земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102004:0114-67 836 676 руб. 41 коп.
Общество обратилось с заявлением к оценщику для определения рыночной стоимости земельных участков.
В соответствии с отчетом общества с ограниченной ответственностью "Премьер-Оценка" об оценке рыночной стоимости земельных участков от 01.11.2012 N 065/10/2012 рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 19.10.2012 в следующем размере: земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102004:0113 - 16 208 000 руб., земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102004:0104 - 17 205 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102004:0114 - 23 558 000 руб.
Экспертным заключением Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов - оценщиков" от 17.01.2013 N 121102-591-78 по результатам проведенной в соответствии со статьей 17.1 Закона N 135-ФЗ экспертизой отчета N 065/10/2012 подтверждено соответствие отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Постановление Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области". Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области", вступившим в силу со дня официального опубликования 18.01.2013 в газете "Красный Север", утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области. Указанные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости 10.02.2013.
Новая кадастровая стоимость принадлежащих истцу земельных участков составляет: земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102004:0113-16 674 508 руб. 80 коп., земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102004:0104-17 700 235 руб. 20 коп., земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102004:0114-24 236 013 руб. 60 коп.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков нарушает его права, необоснованно завышая налоговую базу, общество обратилось с настоящим иском в суд об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Суд первой инстанции указал в решении, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Суд, оценив отчет оценщика от 01.11.2012 N 065/10/2012 в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с точки зрения его соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности, признал его соответствующим критериям относимости, допустимости и достоверности и пришел к выводу, что кадастровая стоимость спорных земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке, представленным обществом.
Суд применил статью 24.19 Закона N 135-ФЗ и пришел к выводу о том, что законом предусматривается возможность альтернативного обращения заинтересованного лица за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, и посчитал, что необходимость соблюдения досудебного порядка урегулирования спора действующим законодательством не установлена.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения, сославшись на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Истец как собственник упомянутых земельных участков по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признается плательщиком земельного налога в отношении данных участков. При этом в силу статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона о кадастре следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
Оценив отчет оценщика от 01.11.2012 N 065/10/2012 об определении рыночной стоимости земельных участков, заключение эксперта, подтверждающее соответствие отчета оценщика от 01.11.2012 действующему законодательству, и другие доказательства по делу по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании отчета независимого оценщика.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права, а также руководствуясь правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении N 913/11, согласно которой установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, суды обеих инстанций правомерно удовлетворили требования общества.
Доводы подателя жалобы, основанные на толковании норм права, изложенном в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, опубликованном на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 18.09.2013, не могут быть признаны состоятельными в связи с тем, что сформулированная в деле N А11-5098/2010 правовая позиция подлежит применению судами в делах, по которым к моменту опубликования настоящего постановления не вынесено решение судом первой инстанции, то есть распространена на будущее время.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды правильно применили нормы материального и процессуального права, и не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.03.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2013 по делу N А13-1054/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И.САПОТКИНА
Судьи
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
А.В.КАДУЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)