Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 22.01.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Каструба М.В., судей Капустиной Л.А., Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корнеевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2012 по делу N А54-3394/2010 (судья Шуман И.В.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Техпром" (г. Рязань, ОГРН 1056208001332, ИНН 6230009400) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г. Рязань ОГРН 1046209031384, ИНН 62340107280), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области (г. Рязань), обществу с ограниченной ответственностью "АварКом" (г. Рязань, ОГРН 1056204061330, ИНН 6234018847), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (г. Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора - Правительства Рязанской области (г. Рязань) о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка; установлении кадастровой стоимости, при участии представителя истца Акимкина К.А. (по доверенности от 11.01.2013 от N 2, в отсутствие ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Техпром" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области
- 1) о признании недостоверным как не соответствующий требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39, и Техническими рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100003:0037, общей площадью 13804 кв. м в размере 75740753 руб. 48 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5486 руб. 87 коп. за 1 кв. метр;
- 2) об установлении, вместо недостоверной, с 01 января 2010 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:01000030037, общей площадью 13804 кв. м равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 22770401 рублей;
- 3) об обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области внести в государственный кадастр недвижимости, вместо недостоверной, с 01 января 2010 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100003:0037, общей площадью 13804 кв. м равную его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 22770401 рублей (с учетом уточнения в судебном заседании от 10.01.2012).
Определениями от 13.08.2010, 13.05.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Правительство Рязанской области, общество с ограниченной ответственностью "АварКом", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области.
Определением от 09.12.2011 Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области переименовано в Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области и привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Определением от 05.03.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Аварком".
Определением от 05.03.2012 произведена замена ответчика Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области на его правопреемника Федеральное государственной бюджетное учреждение "Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил заявленные требования, просил суд:
- - признать недостоверным, как не соответствующий требованиям Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. N 11/0152 результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100003:0037, общей площадью 13804 кв. м в размере 75740753 руб. 48 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5486 руб. 87 коп. за 1 кв. метр;
- - установить, вместо недостоверной, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100003:0037, общей площадью 13804 кв. м равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 22770401 рублей.
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Рязанской области внести в государственный кадастр недвижимости, вместо недостоверной, с 01 января 2010 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100003:0037, общей площадью 13804 кв. м равную его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 22770401 рублей.
Уточнение судом области принято к производству.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2012 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее управление) просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт. Оспаривает вывод суда, о том, что Управление осуществляет контроль за достоверностью сведений, являющихся результатом государственной оценки земельных участков, к которым относится расчет удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков. Управление указывает, что не имеет полномочий на проверку кадастровой оценки, в том числе отчета на предмет соответствия методике. Кроме того полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу. Полагает, что арбитражный суд неверно истолковал пункт 8.1 административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215, в соответствии с которым управлением осуществляется контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте, а не контроль за достоверностью сведений, являющихся результатом государственной кадастровой оценки земельных участков. Кроме того, считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку со стороны истца отсутствуют заявления о нарушении управлением его прав.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
ООО "Техпром" является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100003:0037, общей площадью 13804 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания производственных зданий, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ул. Связи, 29 (Октябрьский район) (т. 1 л.д. 14, 54).
Постановлением Правительства Рязанской области от 25 ноября 2009 года N 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов Рязанской области (приложение N 2 к постановлению). Данное постановление опубликовано в газете "Рязанские ведомости" за 23 декабря 2009 года (специальные выпуски N 1, N 2 и N 3).
В соответствии с Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка общества с кадастровым номером 62:29:0100003:0037 составил 5486,87 руб. кв. м, при этом кадастровая стоимость земельного участка составила 75470753 руб. 48 коп.
05.05.2010 общество обратилось в адрес Управления Росреестра по Рязанской области с запросом о разъяснении порядка определения кадастровой стоимости земельного участка с указанием метода расчетов и приложением документов, содержащих сведения, принятые к расчету (т. 1 л.д. 9).
Ответ Управления от 01.06.2010 N 07/1953 не содержал запрашиваемой обществом информации (т. 1 л.д. 17).
В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости земельных участков общество обратилось к независимой оценочной организации для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью консультационно-аналитическая фирма "Спектр" г. Рязани от 05.07.2010 N 216/2010 рыночная стоимость спорного земельного участка заявителя по состоянию на 01.01.2010 составила 22770401 руб. (т. 1 л.д. 18-68).
В силу статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях предусмотренных Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения
и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам РФ, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам РФ, а также порядок их взаимодействия с федеральным органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215).
В силу положений данного Регламента (пункты 9.6 - 9.12) Роснедвижимость осуществляет проверку отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте РФ на предмет соответствия Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утверждены приказом Министерства экономического развития и торговли от 15.02.2007 N 39).
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:
- - о соответствии отчета Методическим указаниям;
- - о выявлении нарушений Методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту РФ вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
На основании приведенных вышеуказанных нормативных актов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том что орган исполнительной власти субъекта РФ утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы.
На основании пункта 8.1 Регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации, которое также осуществляет контроль за достоверностью сведений, являющихся результатом государственной кадастровой оценки земельных участков, к каковым относятся расчет удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков и определение кадастровой стоимости каждого из земельных участков, расположенных на соответствующей территории.
Апелляционная инстанция соглашается с выводом суда области о том, что соблюдение административной процедуры Управлением и утверждение акта проверки Росреестром не является бесспорным доказательством, свидетельствующим о достоверности исходных данных, использованных при проведении кадастровой оценки земельного участка, и не исключает возможность их проверки в судебном порядке и необходимость подтверждения соответствующих сведений.
В соответствии с п. 5 Правил основой для государственной кадастровой оценки земель поселений является статистический анализ рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с п. 2.2.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 Методических указаний, осуществляется на основе определения состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбора сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; группировки земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбора рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов; расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Пунктом 2.2.7 Методических указаний установлено, что если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости, то расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется подстановкой значений факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в статистическую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 3.2.5.2 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, сбор рыночной информации об объектах недвижимости производится на основании сбора рыночной информации о ценах сделок, спроса и предложений купли-продажи и ипотеки на незастроенные земельные участки; при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночной цене на незастроенные земельные участки осуществляется сбор дополнительной информации об арендной плате за незастроенные земельные участки, достаточной для построения модели; при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночных ценах и (или) арендной плате за незастроенные земельные участки осуществляется сбор дополнительной информации, достаточной для построения модели, о рыночных ценах за единые объекты недвижимости, включающих в себя земельные участки; при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночных ценах и (или) арендной плате за земельные участки, и (или) рыночных ценах за единые объекты недвижимости, включающие в себя земельные участки, осуществляется сбор дополнительной информации, достаточной для построения модели, об арендной плате за единые объекты недвижимости, включающие в себя земельные участки.
В соответствии с названным порядком установления кадастровой стоимости, расчет кадастровой стоимости земельных участков осуществляется на основании статистического анализа рыночной стоимости земельных участков.
Как следует из материалов дела, исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Рязанской области, в том числе и земельного участка, принадлежащего ООО "Техпром", являлось ООО "АварКом" (государственный контракт от 11.12.2007 N 35.301007.499-о), предоставившее по итогам оценки отчет N 2118-1/2008 (т. 1 л.д. 141), согласно которому удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка ООО "Техпром" с кадастровым номером 62:29:0100003:0037 составил 5486,87 руб. кв. м, при этом кадастровая стоимость земельного участка составила 75470753 руб. 48 коп.
При анализе указанного отчета судом области установлено, что при исполнении государственного контракта по кадастровой оценке земель оценочной организацией - Обществом "АварКом" в нарушении порядка сбора информации была собрана информация только о продаже земельных участков по цене продавца и рыночной цене единых объектов недвижимости, однако, сбор иной рыночной информации, в том числе о значениях арендной платы по земельным участкам, не имеющим застройки, в отношении сведений регистрирующих органов о договорах купли-продажи земельных участков, продажи имущества должников (организаций - банкротов), об ипотечных сделках не осуществлялся.
Состав факторов стоимости земельных участков утвержден протоколом межведомственной комиссии от 08.02.2008.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о том, что при расчете кадастровой стоимости ООО "АварКом" использовались не утвержденные межведомственной комиссией факторы стоимости, а также факторы стоимости, самостоятельно примененные исполнителем. С межведомственной комиссией не согласовывались примененные по отчету факторы стоимости.
Судом области также установлено, что в отчете ООО "АварКом" отсутствуют ссылки на источники информации о рынке недвижимости коммерческого назначения. В материалах дела имеются только письма трех организаций (агентства недвижимости "Приоритет", агентства недвижимости "Новоселье" Центрального агентства недвижимости о направлении в электронном виде обществу "Авар-Ком" архива данных по предложениям о продаже недвижимости.
Доказательств достаточности примененных сведений для составления статистической модели, установленных нормативными актами, Управлением Росреестра по Рязанской области и ООО "АварКом" в материалы дела не представлено.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что Государственная кадастровая оценка спорного земельного участка проведена с нарушением требований Правил и Методических рекомендаций по проведению кадастровой оценки.
Учитывая недоказанность достоверности результата кадастровой оценки в отношении спорных земельных участков, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что права и законные интересы Общества с ограниченной ответственностью "Техпром" нарушены результатом проведенной государственной кадастровой оценки спорных земельных участков.
Права Общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом установление соответствия между кадастровой и рыночной стоимостями земельного участка и внесение соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета.
В рассматриваемом случае в качестве доказательства действительной рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 истцом представлен отчет оценщика - общества с ограниченной ответственностью Консультационно-аналитическая фирма "Спектр" (далее - ООО КАФ "Спектр") от 05.07.2010 N 216/2010 согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка заявителя по состоянию на 01.01.2010 составляет 22770401 руб.
Рыночная стоимость земельного участка установлена в порядке, предусмотренном ФЗ от 28.12.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В соответствии со статьей 11 данного закона в отчете независимого оценщика ООО КАФ "Спектр" содержатся обязательные сведения в том числе, об используемых стандартах оценки, обоснование используемого при оценке методологического подхода, информация по всем используемым ценообразующим факторам.
Поскольку ответчики рыночную стоимость земельного участка, определенную на основании указанного заключения, не оспорили, доводов относительно недостоверности отчета не представили, судебная коллегия приходит к выводу о том, что между сторонами отсутствует спор по поводу обоснованности оценки рыночной стоимости земельных участков.
В связи с изложенным, суд области правильно указал, что экспертиза отчета ООО КАФ "Спектр" в порядке ст. 17.1 ФЗ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не является обязательной, так как отчет составлен 09.12.2010, то есть до вступления в силу изменений названного закона, которым введена указанная ст. 17.1. При этом стороны с ходатайством о проведении судебной оценочной экспертизы либо экспертизы отчета оценщика ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не обращались.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно принял отчет оценщика ООО КАФ "Спектр" в качестве доказательства рыночной стоимости спорного земельного участка, установив кадастровую стоимость данного земельного участка равной его рыночной стоимости.
Довод ответчиков о том, что рыночная стоимость земельного участка, установленная на 01.01.2010 не может быть использована в качестве кадастровой стоимости обоснованно отклонен судом области, поскольку кадастровая стоимость являющаяся недостоверной и не соответствующей рыночной введена с 01.01.2010.
Довод ответчика о необходимости рассмотрения данного спора в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклоняется судебной коллегией, поскольку данный спор рассмотрен в исковом производстве в соответствии с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке искового производства.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, судебной коллегией не принимается, поскольку согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему функции по государственной кадастровой оценке.
В части 1 статьи Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свои полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный кадастровый учет недвижимого имущества, ведение государственного кадастра недвижимости, а также организует проведение государственной кадастровой оценки.
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета обязан вносить изменения сведений в государственный кадастр недвижимости, в том числе и о кадастровой стоимости земельного участка, при наличии соответствующего решения суда.
В соответствии с п. 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области наделено полномочиями органа кадастрового учета с 01 декабря 2010 года.
Из материалов дела следует, что 25.01.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о реорганизации ФБУ "Кадастровая палата" по Рязанской области в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра"). Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного приказом Учреждения от 25.10.2011 N 128.
Согласно пункту 2.2.1 положения о филиале, филиал осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости.
В связи с изложенным, суд области правильно указал, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является только исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости, на которого судом возлагается обязанность внести рыночную стоимость земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является Управление.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно взысканы судебные расходы в сумме 14 000 рублей является отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Судом области с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г. Рязань, ул. Право-Лыбедская, д. 35, ОГРН 1046209031384) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Техпром" (г. Рязань, ОГРН 1056208001332) взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 руб., по оплате услуг представителя 10000 руб.
Суд апелляционной инстанции находит правильной позицию суда области, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, распределившего судебные расходы по уплате государственной пошлины на ответчиков - Управления Росреестра по Рязанской области как лица, не осуществившего надлежащий контроль за достоверностью определения кадастровой стоимости земельного участка, и ООО "АварКом" как лица, непосредственно исполнившего государственный контракт по кадастровой оценке спорного земельного участка.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно статье 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся в том числе расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии с частью 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации.
При этом в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" разъяснено, что лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
Представленными в материалы дела доказательствами (соглашением от 04.05.2010 N 17/6-05/10, платежным поручением от 21.07.2010 N 170 (т. 3 л.д. 55-57) подтверждается факт несения истцом расходов на оплату услуг представителя в сумме 20000 руб. О фальсификации данных доказательств ответчиком не заявлялось.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.12.2004 N 454-О, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение расходов по оплате услуг представителя, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Возражений относительно суммы расходов на оплату услуг представителя, доказательств чрезмерности понесенных истцом расходов, Управление Росреестра по Рязанской области и ООО "АварКом" суду не представили.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Размер подлежащих взысканию расходов на оплату услуг представителя арбитражный суд определяет в каждом конкретном случае с учетом характера заявленного спора, объема удовлетворенной части, степени сложности дела, рыночной стоимости оказанных юридических услуг, затраченного представителем на ведение дела времени, квалификации представителя, соразмерности защищаемого права и суммы вознаграждения, а также иных факторов.
Таким образом, учитывая характер и степень сложности спора, продолжительность рассмотрения дела, участие представителя истца в судебных заседаниях Арбитражного суда Рязанской области, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании в его пользу с ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах в размере 10 000 руб.
В связи с изложенным, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 18 октября 2012 года по делу N А54-3394/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
М.В.КАСТРУБА
Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2013 ПО ДЕЛУ N А54-3394/2010
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2013 г. по делу N А54-3394/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 22.01.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Каструба М.В., судей Капустиной Л.А., Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корнеевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2012 по делу N А54-3394/2010 (судья Шуман И.В.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Техпром" (г. Рязань, ОГРН 1056208001332, ИНН 6230009400) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г. Рязань ОГРН 1046209031384, ИНН 62340107280), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области (г. Рязань), обществу с ограниченной ответственностью "АварКом" (г. Рязань, ОГРН 1056204061330, ИНН 6234018847), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (г. Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора - Правительства Рязанской области (г. Рязань) о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка; установлении кадастровой стоимости, при участии представителя истца Акимкина К.А. (по доверенности от 11.01.2013 от N 2, в отсутствие ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Техпром" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области
- 1) о признании недостоверным как не соответствующий требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39, и Техническими рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100003:0037, общей площадью 13804 кв. м в размере 75740753 руб. 48 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5486 руб. 87 коп. за 1 кв. метр;
- 2) об установлении, вместо недостоверной, с 01 января 2010 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:01000030037, общей площадью 13804 кв. м равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 22770401 рублей;
- 3) об обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области внести в государственный кадастр недвижимости, вместо недостоверной, с 01 января 2010 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100003:0037, общей площадью 13804 кв. м равную его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 22770401 рублей (с учетом уточнения в судебном заседании от 10.01.2012).
Определениями от 13.08.2010, 13.05.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Правительство Рязанской области, общество с ограниченной ответственностью "АварКом", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области.
Определением от 09.12.2011 Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области переименовано в Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области и привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Определением от 05.03.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Аварком".
Определением от 05.03.2012 произведена замена ответчика Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области на его правопреемника Федеральное государственной бюджетное учреждение "Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил заявленные требования, просил суд:
- - признать недостоверным, как не соответствующий требованиям Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. N 11/0152 результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100003:0037, общей площадью 13804 кв. м в размере 75740753 руб. 48 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5486 руб. 87 коп. за 1 кв. метр;
- - установить, вместо недостоверной, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100003:0037, общей площадью 13804 кв. м равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 22770401 рублей.
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Рязанской области внести в государственный кадастр недвижимости, вместо недостоверной, с 01 января 2010 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100003:0037, общей площадью 13804 кв. м равную его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 22770401 рублей.
Уточнение судом области принято к производству.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2012 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее управление) просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт. Оспаривает вывод суда, о том, что Управление осуществляет контроль за достоверностью сведений, являющихся результатом государственной оценки земельных участков, к которым относится расчет удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков. Управление указывает, что не имеет полномочий на проверку кадастровой оценки, в том числе отчета на предмет соответствия методике. Кроме того полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу. Полагает, что арбитражный суд неверно истолковал пункт 8.1 административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215, в соответствии с которым управлением осуществляется контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте, а не контроль за достоверностью сведений, являющихся результатом государственной кадастровой оценки земельных участков. Кроме того, считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку со стороны истца отсутствуют заявления о нарушении управлением его прав.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
ООО "Техпром" является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100003:0037, общей площадью 13804 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания производственных зданий, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ул. Связи, 29 (Октябрьский район) (т. 1 л.д. 14, 54).
Постановлением Правительства Рязанской области от 25 ноября 2009 года N 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов Рязанской области (приложение N 2 к постановлению). Данное постановление опубликовано в газете "Рязанские ведомости" за 23 декабря 2009 года (специальные выпуски N 1, N 2 и N 3).
В соответствии с Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка общества с кадастровым номером 62:29:0100003:0037 составил 5486,87 руб. кв. м, при этом кадастровая стоимость земельного участка составила 75470753 руб. 48 коп.
05.05.2010 общество обратилось в адрес Управления Росреестра по Рязанской области с запросом о разъяснении порядка определения кадастровой стоимости земельного участка с указанием метода расчетов и приложением документов, содержащих сведения, принятые к расчету (т. 1 л.д. 9).
Ответ Управления от 01.06.2010 N 07/1953 не содержал запрашиваемой обществом информации (т. 1 л.д. 17).
В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости земельных участков общество обратилось к независимой оценочной организации для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью консультационно-аналитическая фирма "Спектр" г. Рязани от 05.07.2010 N 216/2010 рыночная стоимость спорного земельного участка заявителя по состоянию на 01.01.2010 составила 22770401 руб. (т. 1 л.д. 18-68).
В силу статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях предусмотренных Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения
и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам РФ, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам РФ, а также порядок их взаимодействия с федеральным органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215).
В силу положений данного Регламента (пункты 9.6 - 9.12) Роснедвижимость осуществляет проверку отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте РФ на предмет соответствия Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утверждены приказом Министерства экономического развития и торговли от 15.02.2007 N 39).
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:
- - о соответствии отчета Методическим указаниям;
- - о выявлении нарушений Методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту РФ вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
На основании приведенных вышеуказанных нормативных актов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том что орган исполнительной власти субъекта РФ утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы.
На основании пункта 8.1 Регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации, которое также осуществляет контроль за достоверностью сведений, являющихся результатом государственной кадастровой оценки земельных участков, к каковым относятся расчет удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков и определение кадастровой стоимости каждого из земельных участков, расположенных на соответствующей территории.
Апелляционная инстанция соглашается с выводом суда области о том, что соблюдение административной процедуры Управлением и утверждение акта проверки Росреестром не является бесспорным доказательством, свидетельствующим о достоверности исходных данных, использованных при проведении кадастровой оценки земельного участка, и не исключает возможность их проверки в судебном порядке и необходимость подтверждения соответствующих сведений.
В соответствии с п. 5 Правил основой для государственной кадастровой оценки земель поселений является статистический анализ рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с п. 2.2.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 Методических указаний, осуществляется на основе определения состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбора сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; группировки земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбора рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов; расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Пунктом 2.2.7 Методических указаний установлено, что если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости, то расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется подстановкой значений факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в статистическую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 3.2.5.2 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, сбор рыночной информации об объектах недвижимости производится на основании сбора рыночной информации о ценах сделок, спроса и предложений купли-продажи и ипотеки на незастроенные земельные участки; при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночной цене на незастроенные земельные участки осуществляется сбор дополнительной информации об арендной плате за незастроенные земельные участки, достаточной для построения модели; при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночных ценах и (или) арендной плате за незастроенные земельные участки осуществляется сбор дополнительной информации, достаточной для построения модели, о рыночных ценах за единые объекты недвижимости, включающих в себя земельные участки; при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночных ценах и (или) арендной плате за земельные участки, и (или) рыночных ценах за единые объекты недвижимости, включающие в себя земельные участки, осуществляется сбор дополнительной информации, достаточной для построения модели, об арендной плате за единые объекты недвижимости, включающие в себя земельные участки.
В соответствии с названным порядком установления кадастровой стоимости, расчет кадастровой стоимости земельных участков осуществляется на основании статистического анализа рыночной стоимости земельных участков.
Как следует из материалов дела, исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Рязанской области, в том числе и земельного участка, принадлежащего ООО "Техпром", являлось ООО "АварКом" (государственный контракт от 11.12.2007 N 35.301007.499-о), предоставившее по итогам оценки отчет N 2118-1/2008 (т. 1 л.д. 141), согласно которому удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка ООО "Техпром" с кадастровым номером 62:29:0100003:0037 составил 5486,87 руб. кв. м, при этом кадастровая стоимость земельного участка составила 75470753 руб. 48 коп.
При анализе указанного отчета судом области установлено, что при исполнении государственного контракта по кадастровой оценке земель оценочной организацией - Обществом "АварКом" в нарушении порядка сбора информации была собрана информация только о продаже земельных участков по цене продавца и рыночной цене единых объектов недвижимости, однако, сбор иной рыночной информации, в том числе о значениях арендной платы по земельным участкам, не имеющим застройки, в отношении сведений регистрирующих органов о договорах купли-продажи земельных участков, продажи имущества должников (организаций - банкротов), об ипотечных сделках не осуществлялся.
Состав факторов стоимости земельных участков утвержден протоколом межведомственной комиссии от 08.02.2008.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о том, что при расчете кадастровой стоимости ООО "АварКом" использовались не утвержденные межведомственной комиссией факторы стоимости, а также факторы стоимости, самостоятельно примененные исполнителем. С межведомственной комиссией не согласовывались примененные по отчету факторы стоимости.
Судом области также установлено, что в отчете ООО "АварКом" отсутствуют ссылки на источники информации о рынке недвижимости коммерческого назначения. В материалах дела имеются только письма трех организаций (агентства недвижимости "Приоритет", агентства недвижимости "Новоселье" Центрального агентства недвижимости о направлении в электронном виде обществу "Авар-Ком" архива данных по предложениям о продаже недвижимости.
Доказательств достаточности примененных сведений для составления статистической модели, установленных нормативными актами, Управлением Росреестра по Рязанской области и ООО "АварКом" в материалы дела не представлено.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что Государственная кадастровая оценка спорного земельного участка проведена с нарушением требований Правил и Методических рекомендаций по проведению кадастровой оценки.
Учитывая недоказанность достоверности результата кадастровой оценки в отношении спорных земельных участков, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что права и законные интересы Общества с ограниченной ответственностью "Техпром" нарушены результатом проведенной государственной кадастровой оценки спорных земельных участков.
Права Общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом установление соответствия между кадастровой и рыночной стоимостями земельного участка и внесение соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета.
В рассматриваемом случае в качестве доказательства действительной рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 истцом представлен отчет оценщика - общества с ограниченной ответственностью Консультационно-аналитическая фирма "Спектр" (далее - ООО КАФ "Спектр") от 05.07.2010 N 216/2010 согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка заявителя по состоянию на 01.01.2010 составляет 22770401 руб.
Рыночная стоимость земельного участка установлена в порядке, предусмотренном ФЗ от 28.12.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В соответствии со статьей 11 данного закона в отчете независимого оценщика ООО КАФ "Спектр" содержатся обязательные сведения в том числе, об используемых стандартах оценки, обоснование используемого при оценке методологического подхода, информация по всем используемым ценообразующим факторам.
Поскольку ответчики рыночную стоимость земельного участка, определенную на основании указанного заключения, не оспорили, доводов относительно недостоверности отчета не представили, судебная коллегия приходит к выводу о том, что между сторонами отсутствует спор по поводу обоснованности оценки рыночной стоимости земельных участков.
В связи с изложенным, суд области правильно указал, что экспертиза отчета ООО КАФ "Спектр" в порядке ст. 17.1 ФЗ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не является обязательной, так как отчет составлен 09.12.2010, то есть до вступления в силу изменений названного закона, которым введена указанная ст. 17.1. При этом стороны с ходатайством о проведении судебной оценочной экспертизы либо экспертизы отчета оценщика ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не обращались.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно принял отчет оценщика ООО КАФ "Спектр" в качестве доказательства рыночной стоимости спорного земельного участка, установив кадастровую стоимость данного земельного участка равной его рыночной стоимости.
Довод ответчиков о том, что рыночная стоимость земельного участка, установленная на 01.01.2010 не может быть использована в качестве кадастровой стоимости обоснованно отклонен судом области, поскольку кадастровая стоимость являющаяся недостоверной и не соответствующей рыночной введена с 01.01.2010.
Довод ответчика о необходимости рассмотрения данного спора в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклоняется судебной коллегией, поскольку данный спор рассмотрен в исковом производстве в соответствии с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке искового производства.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, судебной коллегией не принимается, поскольку согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему функции по государственной кадастровой оценке.
В части 1 статьи Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свои полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный кадастровый учет недвижимого имущества, ведение государственного кадастра недвижимости, а также организует проведение государственной кадастровой оценки.
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета обязан вносить изменения сведений в государственный кадастр недвижимости, в том числе и о кадастровой стоимости земельного участка, при наличии соответствующего решения суда.
В соответствии с п. 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области наделено полномочиями органа кадастрового учета с 01 декабря 2010 года.
Из материалов дела следует, что 25.01.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о реорганизации ФБУ "Кадастровая палата" по Рязанской области в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра"). Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного приказом Учреждения от 25.10.2011 N 128.
Согласно пункту 2.2.1 положения о филиале, филиал осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости.
В связи с изложенным, суд области правильно указал, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является только исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости, на которого судом возлагается обязанность внести рыночную стоимость земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является Управление.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно взысканы судебные расходы в сумме 14 000 рублей является отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Судом области с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г. Рязань, ул. Право-Лыбедская, д. 35, ОГРН 1046209031384) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Техпром" (г. Рязань, ОГРН 1056208001332) взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 руб., по оплате услуг представителя 10000 руб.
Суд апелляционной инстанции находит правильной позицию суда области, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, распределившего судебные расходы по уплате государственной пошлины на ответчиков - Управления Росреестра по Рязанской области как лица, не осуществившего надлежащий контроль за достоверностью определения кадастровой стоимости земельного участка, и ООО "АварКом" как лица, непосредственно исполнившего государственный контракт по кадастровой оценке спорного земельного участка.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно статье 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся в том числе расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии с частью 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации.
При этом в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" разъяснено, что лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
Представленными в материалы дела доказательствами (соглашением от 04.05.2010 N 17/6-05/10, платежным поручением от 21.07.2010 N 170 (т. 3 л.д. 55-57) подтверждается факт несения истцом расходов на оплату услуг представителя в сумме 20000 руб. О фальсификации данных доказательств ответчиком не заявлялось.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.12.2004 N 454-О, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение расходов по оплате услуг представителя, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Возражений относительно суммы расходов на оплату услуг представителя, доказательств чрезмерности понесенных истцом расходов, Управление Росреестра по Рязанской области и ООО "АварКом" суду не представили.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Размер подлежащих взысканию расходов на оплату услуг представителя арбитражный суд определяет в каждом конкретном случае с учетом характера заявленного спора, объема удовлетворенной части, степени сложности дела, рыночной стоимости оказанных юридических услуг, затраченного представителем на ведение дела времени, квалификации представителя, соразмерности защищаемого права и суммы вознаграждения, а также иных факторов.
Таким образом, учитывая характер и степень сложности спора, продолжительность рассмотрения дела, участие представителя истца в судебных заседаниях Арбитражного суда Рязанской области, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании в его пользу с ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах в размере 10 000 руб.
В связи с изложенным, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 18 октября 2012 года по делу N А54-3394/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
М.В.КАСТРУБА
Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)