Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Полосина А.Л., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Губиной Ю.В.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 13 февраля 2013 года по делу N А03-18276/2012 (судья Музюкин Д.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Фэйс" (ОГРН 1022201511408, ИНН 2224058681)
к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула (ОГРН 1062221001160, ИНН 2221114698)
о признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Фэйс" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула (далее - Комитет, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Барнаул, ул. Димитрова, 62в, площадью 637 кв. м на кадастровом квартале территории для эксплуатации здания павильона общественного питания, выраженного в письме от 20.08.2012 N ПИ-1218/01-13/4, о возложении обязанности на заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 13 февраля 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение отменить в полном объеме.
Кроме того, по мнению апеллянта, в нарушение ст. 180 АПК РФ суд возложил на заинтересованное лицо обязанность выдать Обществу утвержденную схему земельного участка в месячный срок до момента вступления решения в законную силу.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 13 февраля 2013 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.06.2012 Общество обратилось в Комитет с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Барнаул, ул. Димитрова, 62в, площадью 637 кв. м, для эксплуатации здания павильона общественного питания.
Письмом Комитета от 20.08.2012 N ПИ-1218/01-13/4 Обществу отказано в утверждении схемы. Причина отказа - наличие в отношении земельного участка судебных разбирательств.
Решением Арбитражного суда от 18.10.2012 года по делу А03-11730/2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2013 года, в удовлетворении заявленных требований Комитета к Обществу о признании недействительным договора купли-продажи от 25.05.2012, применении последствий недействительности ничтожной сделки, отказано.
17 октября 2012 года Общество повторно обратилось в Комитет с просьбой утвердить границы земельного участка согласно заявлению от 28.06.2013 года.
Письмом от 14.11.2012 года N ПН1795/01-13/4 Обществу отказано в утверждении схемы земельного участка в связи с невозможностью определения соответствия площади земельного участка строительным нормам, что может повлечь нарушение требований градостроительного законодательства.
Полагая отказ Комитета незаконным, нарушающим права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу об обоснованности заявленного Обществом требования.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 34 ЗК РФ установлено, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса с определением цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права на землю.
В силу пункта 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращений утверждает и выдает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Нормы настоящей статьи направлены на обеспечение прав и интересов граждан при осуществлении предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности.
В период возникновения спорных правоотношений на территории г. Барнаула действовал Порядок предоставления земельных участков в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденный решением Барнаульской городской Думы от 26.08.2008 N 808 (далее - Порядок предоставления земельных участков N 808), регулирующий, в частности, отношения по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с пунктом 7 раздела I Порядка предоставления земельных участков N 808 основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: а) наличие судебного спора по границам, площади земельного участка, смежных земельных участков; б) наличие определения суда о применении мер по обеспечению иска в части запрета на распоряжение земельным участком; в) утверждение схемы расположения земельного участка повлечет нарушение строительных, санитарных норм и правил, требований земельного и градостроительного законодательства, охраняемых законом прав и интересов других лиц; г) наличие в заявлении, представленных документах подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений, наличие документов, исполненных карандашом, документов, текст которых не поддается прочтению; д) предоставление неполного комплекта документов.
Указанный перечень оснований для отказа в утверждении схемы является исчерпывающим.
Следуя материалам дела, Комитет отказал Обществу в утверждении схемы расположения земельного участка по причине того, что в Арбитражном суде Алтайского края рассматривалось дело N А03-11730/2012 по иску Комитета о признании недействительным договора купли-продажи здания от 25.05.2012, заключенного между Обществом и ООО "Оптима", применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Вместе с тем, Обществу, обратившемуся с просьбой рассмотреть повторно заявление от 28.06.2012 года, письмом Комитета от 14.11.2012 года N ПН1795/01-13/4, отказано со ссылкой на невозможность определения соответствия площади земельного участка строительным нормам.
Между тем, как обоснованно отмечено арбитражным судом и апеллянтом не оспаривается, пункт 7 раздела I Порядка предоставления земельных участков N 808 не предусматривает подобного основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Иных оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка письмо Комитета не содержит, отсутствуют такие основания и в апелляционной жалобе.
Исходя из изложенного, отказ Комитета не соответствует Порядку предоставления земельных участков N 808, поскольку создает препятствия для приобретения Обществом прав на земельный участок, на котором располагается принадлежащее ему здание павильона общественного питания, чем нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Учитывая, что с 01.01.2013 года Порядок предоставления земельных участков N 808 утратил силу, арбитражный суд при определении способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общества правильно исходил из положений действующего в настоящий момент Порядок предоставления земельных участков в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, утвержденный Решением Барнаульской городской Думы от 14.12.2012 N 23 (далее - Порядок предоставления земельных участков N 23).
В соответствии с пунктами 2.7., 2.8. раздела II Порядка предоставления земельных участков N 23 администрация города при отсутствии основания для отказа, предусмотренных пунктом 2.12 настоящего Порядка, в месячный срок со дня поступления заявления в Комитет о приобретении прав на земельный участок принимает постановление о предоставлении земельного участка в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, Комитет либо сельская (поселковая) администрация (на землях населенных пунктов, переданных в ведение сельских (поселковой) администраций) на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанных заявлений утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с порядком, утвержденным постановлением администрации города.
Из изложенного следует, что действующий в настоящее время Порядок предоставления земельных участков N 23, устанавливает месячный срок для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка.
Довод апеллянта о нарушении арбитражным судом норм процессуального права со ссылкой на ст. 180 АПК РФ, апелляционным судом не принимается, поскольку возложение обязанности на заинтересованное лицо выдать утвержденную схему расположения земельного участка в месячный срок с даты принятия настоящего решения не противоречит положениям части 2 статьи 182 и части 7 статьи 201 АПК РФ.
По пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Довод апеллянта о пропуске заявителем трехмесячного срока для обращения в суд с настоящим заявлением, несостоятелен, поскольку, как было указано выше, Общество обратилось с заявлением в Комитет 28.06.2012 года, мотивированный ответ Комитета датирован 20.08.2012 года (л.д. 15), Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением 20.11.2013 года, о чем свидетельствует отметка арбитражного суда Алтайского края на первом листе заявления (л.д. 3), соответственно, срок, установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ Обществом соблюден.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 13 февраля 2013 года по делу N А03-18276/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Л.И.ЖДАНОВА
Судьи
А.Л.ПОЛОСИН
О.А.СКАЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.05.2013 ПО ДЕЛУ N А45-26658/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2013 г. по делу N А45-26658/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Полосина А.Л., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Губиной Ю.В.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 13 февраля 2013 года по делу N А03-18276/2012 (судья Музюкин Д.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Фэйс" (ОГРН 1022201511408, ИНН 2224058681)
к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула (ОГРН 1062221001160, ИНН 2221114698)
о признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Фэйс" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула (далее - Комитет, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Барнаул, ул. Димитрова, 62в, площадью 637 кв. м на кадастровом квартале территории для эксплуатации здания павильона общественного питания, выраженного в письме от 20.08.2012 N ПИ-1218/01-13/4, о возложении обязанности на заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 13 февраля 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение отменить в полном объеме.
Кроме того, по мнению апеллянта, в нарушение ст. 180 АПК РФ суд возложил на заинтересованное лицо обязанность выдать Обществу утвержденную схему земельного участка в месячный срок до момента вступления решения в законную силу.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 13 февраля 2013 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.06.2012 Общество обратилось в Комитет с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Барнаул, ул. Димитрова, 62в, площадью 637 кв. м, для эксплуатации здания павильона общественного питания.
Письмом Комитета от 20.08.2012 N ПИ-1218/01-13/4 Обществу отказано в утверждении схемы. Причина отказа - наличие в отношении земельного участка судебных разбирательств.
Решением Арбитражного суда от 18.10.2012 года по делу А03-11730/2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2013 года, в удовлетворении заявленных требований Комитета к Обществу о признании недействительным договора купли-продажи от 25.05.2012, применении последствий недействительности ничтожной сделки, отказано.
17 октября 2012 года Общество повторно обратилось в Комитет с просьбой утвердить границы земельного участка согласно заявлению от 28.06.2013 года.
Письмом от 14.11.2012 года N ПН1795/01-13/4 Обществу отказано в утверждении схемы земельного участка в связи с невозможностью определения соответствия площади земельного участка строительным нормам, что может повлечь нарушение требований градостроительного законодательства.
Полагая отказ Комитета незаконным, нарушающим права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу об обоснованности заявленного Обществом требования.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 34 ЗК РФ установлено, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса с определением цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права на землю.
В силу пункта 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращений утверждает и выдает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Нормы настоящей статьи направлены на обеспечение прав и интересов граждан при осуществлении предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности.
В период возникновения спорных правоотношений на территории г. Барнаула действовал Порядок предоставления земельных участков в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденный решением Барнаульской городской Думы от 26.08.2008 N 808 (далее - Порядок предоставления земельных участков N 808), регулирующий, в частности, отношения по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с пунктом 7 раздела I Порядка предоставления земельных участков N 808 основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: а) наличие судебного спора по границам, площади земельного участка, смежных земельных участков; б) наличие определения суда о применении мер по обеспечению иска в части запрета на распоряжение земельным участком; в) утверждение схемы расположения земельного участка повлечет нарушение строительных, санитарных норм и правил, требований земельного и градостроительного законодательства, охраняемых законом прав и интересов других лиц; г) наличие в заявлении, представленных документах подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений, наличие документов, исполненных карандашом, документов, текст которых не поддается прочтению; д) предоставление неполного комплекта документов.
Указанный перечень оснований для отказа в утверждении схемы является исчерпывающим.
Следуя материалам дела, Комитет отказал Обществу в утверждении схемы расположения земельного участка по причине того, что в Арбитражном суде Алтайского края рассматривалось дело N А03-11730/2012 по иску Комитета о признании недействительным договора купли-продажи здания от 25.05.2012, заключенного между Обществом и ООО "Оптима", применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Вместе с тем, Обществу, обратившемуся с просьбой рассмотреть повторно заявление от 28.06.2012 года, письмом Комитета от 14.11.2012 года N ПН1795/01-13/4, отказано со ссылкой на невозможность определения соответствия площади земельного участка строительным нормам.
Между тем, как обоснованно отмечено арбитражным судом и апеллянтом не оспаривается, пункт 7 раздела I Порядка предоставления земельных участков N 808 не предусматривает подобного основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Иных оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка письмо Комитета не содержит, отсутствуют такие основания и в апелляционной жалобе.
Исходя из изложенного, отказ Комитета не соответствует Порядку предоставления земельных участков N 808, поскольку создает препятствия для приобретения Обществом прав на земельный участок, на котором располагается принадлежащее ему здание павильона общественного питания, чем нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Учитывая, что с 01.01.2013 года Порядок предоставления земельных участков N 808 утратил силу, арбитражный суд при определении способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общества правильно исходил из положений действующего в настоящий момент Порядок предоставления земельных участков в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, утвержденный Решением Барнаульской городской Думы от 14.12.2012 N 23 (далее - Порядок предоставления земельных участков N 23).
В соответствии с пунктами 2.7., 2.8. раздела II Порядка предоставления земельных участков N 23 администрация города при отсутствии основания для отказа, предусмотренных пунктом 2.12 настоящего Порядка, в месячный срок со дня поступления заявления в Комитет о приобретении прав на земельный участок принимает постановление о предоставлении земельного участка в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, Комитет либо сельская (поселковая) администрация (на землях населенных пунктов, переданных в ведение сельских (поселковой) администраций) на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанных заявлений утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с порядком, утвержденным постановлением администрации города.
Из изложенного следует, что действующий в настоящее время Порядок предоставления земельных участков N 23, устанавливает месячный срок для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка.
Довод апеллянта о нарушении арбитражным судом норм процессуального права со ссылкой на ст. 180 АПК РФ, апелляционным судом не принимается, поскольку возложение обязанности на заинтересованное лицо выдать утвержденную схему расположения земельного участка в месячный срок с даты принятия настоящего решения не противоречит положениям части 2 статьи 182 и части 7 статьи 201 АПК РФ.
По пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Довод апеллянта о пропуске заявителем трехмесячного срока для обращения в суд с настоящим заявлением, несостоятелен, поскольку, как было указано выше, Общество обратилось с заявлением в Комитет 28.06.2012 года, мотивированный ответ Комитета датирован 20.08.2012 года (л.д. 15), Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением 20.11.2013 года, о чем свидетельствует отметка арбитражного суда Алтайского края на первом листе заявления (л.д. 3), соответственно, срок, установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ Обществом соблюден.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 13 февраля 2013 года по делу N А03-18276/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Л.И.ЖДАНОВА
Судьи
А.Л.ПОЛОСИН
О.А.СКАЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)