Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Маркиной А.П.,
при участии в заседании: лиц согласно протоколу от 30 июля 2013 года,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ОАО "Трест Гидромонтаж" к Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области выразившееся в непредоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:26:0140601:842 в собственность ОАО "Трест Гидромонтаж"; об обязании Администрации предоставить земельный участок с кадастровым номером 50:26:0140601:842 в собственность ОАО "Трест Гидромонтаж", третьи лица: ТУ ФАУГИ по Московской области и Комитет Лесного хозяйства по Московской области,
установил:
Открытое акционерное общество "Трест Гидромонтаж" (далее - Заявитель, ОАО "Трест Гидромонтаж") обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) со следующими требованиями:
- - признать незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области выразившееся в непредоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:26:0140601:842 в собственность ОАО "Трест Гидромонтаж" за плату в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка;
- - обязать Администрацию Наро-Фоминского муниципального района Московской области предоставить земельный участок с кадастровым номером 50:26:0140601:842 в собственность ОАО "Трест Гидромонтаж" за плату в размере 2,5% от его кадастровой стоимости.
Решением от 07 февраля 2013 года Арбитражного суда Московской области заявленные требования ОАО "Трест Гидромонтаж" удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Комитет лесного хозяйства Московской области подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе комитет лесного хозяйства по Московской области ссылается на то, что указанный земельный участок является землями лесного фонда (по данным материалов лесоустройства указанный участок входит в состав земель лесного фонда Рассудовского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества кварталы 2, 3, 5).
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" для юридических лиц, не являющихся лицами, указанными в части 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, установлена обязанность переоформления постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2012 г. в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно требованиям статей 8, 9 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда являются федеральной собственностью и могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам только в постоянное (бессрочное) пользование, ограниченное пользование (сервитут), аренду, а также в безвозмездное срочное пользование.
В силу положений вышеуказанных статей заявитель не может приобрести указанный спорный участок в собственность.
Таким образом, судебный акт по настоящему делу затрагивает права Комитета лесного хозяйства Московской области.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 432 от 05 июня 2008 г., Росимущество непосредственно и через свои территориальный органы осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Росимущество по Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области не были привлечены к участию в деле, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ является безусловным основанием для отмены судебного акта.
Апелляционным судом установлено, что ТУ ФАУГИ по Московской области и Комитета Лесного хозяйства по Московской области, права и обязанности которых могут быть затронуты при вынесении судебного акта по настоящему спору, не привлечены к участию в деле.
В силу частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Апелляционной инстанции по своей инициативе на основании части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлекает к участию в деле ТУ ФАУГИ по Московской области и Комитет Лесного хозяйства по Московской области в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции при установлении обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 01 июля 2013 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции и привлек к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле ТУ ФАУГИ по Московской области и Комитет Лесного хозяйства по Московской области.
Представители администрации и ТУ ФАУГИ по МО в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.
Представитель ОАО "Трест Гидромонтаж", просил заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель комитета лесного хозяйства Московской области возражал против заявленных требований, просил отказать в удовлетворении искового заявления.
В ходе судебного разбирательства апелляционным судом установлено, что указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда, и согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда являются федеральной собственностью.
Установлено, что Росимущество непосредственно и через свои территориальный органы осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Согласно письму от 28.02.2013 г. N 01/04-658 ФГУП "Рослесинфорг" в результате сопоставления представленных материалов на земельный участок с кадастровым номером 50:26:0140601:842 площадью 730000 кв. м, расположенный в п. Селятино Наро-Фоминского муниципального района Московской области, с плано-картографическими материалами лесоустройства Наро-Фоминского лесничества, установлено, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен на землях лесного фонда Рассудовского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества квартал 4 выдел 3, 4, 6-9, 12-16, квартал 3 выдел 2, 4 и квартал 5 выдел 3, 4, 5, 6, 7, 9.
Положение границ испрашиваемого земельного участка относительно границ земель лесного фонда, показаны на прилагаемых схемах и выписки о земельном участке (л.д. 37-46, том 2).
Доказательств перевода предоставленного ОАО "Трест Гидромонтаж" земельного участка из земель лесного фонда в земли иных категорий не имеется.
Также, имеется вступивший в законную силу судебный акт от 10.10.2001 г. по делу N КА-А41/4828-01, в котором установлено, что изъятия земель из Рассудовского лесничества Наро-Фоминского лесхоза не было произведено, государственный акт тресту "Гидромонтаж" не оформлялся.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда являются федеральной собственностью.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" для юридических лиц, не являющихся лицами, указанными в части 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, установлена обязанность переоформления постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2012 г. в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно требованиям статей 8, 9 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда являются федеральной собственностью и могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам только в постоянное (бессрочное) пользование, ограниченное пользование (сервитут), аренду, а также в безвозмездное срочное пользование.
Таким образом, требования заявителя о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области, выразившееся в непредоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:26:0140601:842 в собственность ОАО "Трест Гидромонтаж"; об обязании Администрации предоставить земельный участок с кадастровым номером 50:26:0140601:842 в собственность ОАО "Трест Гидромонтаж" признании незаконным бездействия администрации по представлению указанного спорного участка в собственность истцу удовлетворению не подлежит.
Исходя из вышеуказанного, администрация не уполномочена предоставить земельный участок с кадастровым номером 50:26:0140601:842 в собственность ОАО "Трест Гидромонтаж" за плату в размере 2,5% от его кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение от 07 февраля 2013 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-41390/12 отменить, отказать ОАО "Трест-Гидромонтаж" в удовлетворении заявленных требований. Взыскать с ОАО "Трест-Гидромонтаж" (ИНН: 5030004820) в доход федерального бюджета 2000 рублей госпошлины за подачу апелляционной жалобы.
Председательствующий
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.08.2013 ПО ДЕЛУ N А41-41390/12
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2013 г. по делу N А41-41390/12
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Маркиной А.П.,
при участии в заседании: лиц согласно протоколу от 30 июля 2013 года,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ОАО "Трест Гидромонтаж" к Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области выразившееся в непредоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:26:0140601:842 в собственность ОАО "Трест Гидромонтаж"; об обязании Администрации предоставить земельный участок с кадастровым номером 50:26:0140601:842 в собственность ОАО "Трест Гидромонтаж", третьи лица: ТУ ФАУГИ по Московской области и Комитет Лесного хозяйства по Московской области,
установил:
Открытое акционерное общество "Трест Гидромонтаж" (далее - Заявитель, ОАО "Трест Гидромонтаж") обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) со следующими требованиями:
- - признать незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области выразившееся в непредоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:26:0140601:842 в собственность ОАО "Трест Гидромонтаж" за плату в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка;
- - обязать Администрацию Наро-Фоминского муниципального района Московской области предоставить земельный участок с кадастровым номером 50:26:0140601:842 в собственность ОАО "Трест Гидромонтаж" за плату в размере 2,5% от его кадастровой стоимости.
Решением от 07 февраля 2013 года Арбитражного суда Московской области заявленные требования ОАО "Трест Гидромонтаж" удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Комитет лесного хозяйства Московской области подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе комитет лесного хозяйства по Московской области ссылается на то, что указанный земельный участок является землями лесного фонда (по данным материалов лесоустройства указанный участок входит в состав земель лесного фонда Рассудовского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества кварталы 2, 3, 5).
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" для юридических лиц, не являющихся лицами, указанными в части 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, установлена обязанность переоформления постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2012 г. в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно требованиям статей 8, 9 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда являются федеральной собственностью и могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам только в постоянное (бессрочное) пользование, ограниченное пользование (сервитут), аренду, а также в безвозмездное срочное пользование.
В силу положений вышеуказанных статей заявитель не может приобрести указанный спорный участок в собственность.
Таким образом, судебный акт по настоящему делу затрагивает права Комитета лесного хозяйства Московской области.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 432 от 05 июня 2008 г., Росимущество непосредственно и через свои территориальный органы осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Росимущество по Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области не были привлечены к участию в деле, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ является безусловным основанием для отмены судебного акта.
Апелляционным судом установлено, что ТУ ФАУГИ по Московской области и Комитета Лесного хозяйства по Московской области, права и обязанности которых могут быть затронуты при вынесении судебного акта по настоящему спору, не привлечены к участию в деле.
В силу частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Апелляционной инстанции по своей инициативе на основании части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлекает к участию в деле ТУ ФАУГИ по Московской области и Комитет Лесного хозяйства по Московской области в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции при установлении обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 01 июля 2013 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции и привлек к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле ТУ ФАУГИ по Московской области и Комитет Лесного хозяйства по Московской области.
Представители администрации и ТУ ФАУГИ по МО в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.
Представитель ОАО "Трест Гидромонтаж", просил заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель комитета лесного хозяйства Московской области возражал против заявленных требований, просил отказать в удовлетворении искового заявления.
В ходе судебного разбирательства апелляционным судом установлено, что указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда, и согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда являются федеральной собственностью.
Установлено, что Росимущество непосредственно и через свои территориальный органы осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Согласно письму от 28.02.2013 г. N 01/04-658 ФГУП "Рослесинфорг" в результате сопоставления представленных материалов на земельный участок с кадастровым номером 50:26:0140601:842 площадью 730000 кв. м, расположенный в п. Селятино Наро-Фоминского муниципального района Московской области, с плано-картографическими материалами лесоустройства Наро-Фоминского лесничества, установлено, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен на землях лесного фонда Рассудовского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества квартал 4 выдел 3, 4, 6-9, 12-16, квартал 3 выдел 2, 4 и квартал 5 выдел 3, 4, 5, 6, 7, 9.
Положение границ испрашиваемого земельного участка относительно границ земель лесного фонда, показаны на прилагаемых схемах и выписки о земельном участке (л.д. 37-46, том 2).
Доказательств перевода предоставленного ОАО "Трест Гидромонтаж" земельного участка из земель лесного фонда в земли иных категорий не имеется.
Также, имеется вступивший в законную силу судебный акт от 10.10.2001 г. по делу N КА-А41/4828-01, в котором установлено, что изъятия земель из Рассудовского лесничества Наро-Фоминского лесхоза не было произведено, государственный акт тресту "Гидромонтаж" не оформлялся.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда являются федеральной собственностью.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" для юридических лиц, не являющихся лицами, указанными в части 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, установлена обязанность переоформления постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2012 г. в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно требованиям статей 8, 9 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда являются федеральной собственностью и могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам только в постоянное (бессрочное) пользование, ограниченное пользование (сервитут), аренду, а также в безвозмездное срочное пользование.
Таким образом, требования заявителя о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области, выразившееся в непредоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:26:0140601:842 в собственность ОАО "Трест Гидромонтаж"; об обязании Администрации предоставить земельный участок с кадастровым номером 50:26:0140601:842 в собственность ОАО "Трест Гидромонтаж" признании незаконным бездействия администрации по представлению указанного спорного участка в собственность истцу удовлетворению не подлежит.
Исходя из вышеуказанного, администрация не уполномочена предоставить земельный участок с кадастровым номером 50:26:0140601:842 в собственность ОАО "Трест Гидромонтаж" за плату в размере 2,5% от его кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение от 07 февраля 2013 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-41390/12 отменить, отказать ОАО "Трест-Гидромонтаж" в удовлетворении заявленных требований. Взыскать с ОАО "Трест-Гидромонтаж" (ИНН: 5030004820) в доход федерального бюджета 2000 рублей госпошлины за подачу апелляционной жалобы.
Председательствующий
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)