Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: Пронниковой Е.В., Захарова С.Л.,
при ведении протокола помощником судьи Яцевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 декабря 2012 года по делу N А40-135721/12-153-1385 судьи Кастальской М.Н.
по заявлению ОАО "Сургутнефтегаза"
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
о признании незаконным действия
при участии:
от заявителя: Смородина Г.Н. по дов. от 12.11.2012, Плужникова Е.В. по дов. от 01.01.2013,
- от ответчика: не явился, извещен;
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2012, принятым по данному делу, признаны незаконными действия Федерального агентства по управлению государственным имуществом, по отказу в принятии решения о предоставлении ОАО "Сургутнефтегаз" в аренду земельного участка площадью 12,5664 га с кадастровым номером 86:03:030502:6126 под строительство и эксплуатацию объекта "Станция электрическая. Западно-Сургутское месторождение нефти", выраженные в письме от 02.08.2012 года N пп-10/30641. Кроме того, суд обязал Росимущество в течение пятнадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о принятии в установленный срок по заявлению (заявке) ОАО "Сургутнефтегаз" от 17.04.2012 N 01-15-04-32-496 решения по вопросу о предоставлении ОАО "Сургутнефтегаз" в аренду земельного участка площадью 12,5664 га с кадастровым номером 86:03:030502:6126 под строительство и эксплуатацию объекта "Станция электрическая. Западно-Сургутское месторождение нефти".
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на наличие предусмотренных ст. 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемые решения ответчиков не соответствуют нормам Земельного кодекса Российской Федерации. На момент принятия оспариваемого решения у ответчика отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, Росимущество в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что оспариваемое заявителем решение соответствует действующему законодательству. Указывает, что Обществом не были соблюдены требования, необходимые для предоставления испрашиваемого земельного участка.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 156 АПК РФ, с учетом мнения представителя заявителя, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, поддержавшего в судебном заседании решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает необходимым оставить обжалуемое решение суда без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ОАО "Сургутнефтегаз" осуществляет деятельность в соответствии с лицензией ХМН 00431 НЭ на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа в пределах Западно-Сургутского лицензионного участка. Срок окончания действия лицензии 31 декабря 2039 года.
19.04.2012 ОАО "Сургутнефтегаз" обратилось в Росимущество с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 12,5664 га с кадастровым номером 86:03:030502:6126 под строительство и эксплуатацию объекта "Станция электрическая. Западно-Сургутское месторождение нефти" в аренду на срок до 31.12.2039 без проведения торгов на основании п. 2.2 ст. 30 Земельного кодекса РФ.
Письмом от 02.08.2012 N ПП-10/30641 Росимущество отказало в принятии решения о предоставлении ОАО "Сургутнефтегаз" испрашиваемого земельного участка в аренду.
При этом в качестве основания для отказа ответчик указал на несоблюдение процедуры предварительного согласования места размещения объекта в соответствии со ст. ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ и отсутствие в представленных документах на земельный участок информации о проведении торгов либо публикации сообщения о наличии предлагаемого для передачи в аренду земельного участка, предусмотренной п. 6 ст. 30 Земельного кодекса РФ.
Считая данное решение неправомерным, заявитель обратился в суд с указанными выше требованиями.
Согласно п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 5 данной статьи Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие совокупности следующих условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону, а также нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего дела установлена, исходя из того, что оспариваемые решения ответчиков не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
В настоящем случае заявитель является обладателем лицензии ХМН 00431 НЭ на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа в пределах Западно-Сургутского лицензионного участка. Срок окончания действия лицензии 31 декабря 2039 года.
Общество обратилось в Росимущество с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 12,5664 га с кадастровым номером 86:03:030502:6126 под строительство и эксплуатацию объекта "Станция электрическая. Западно-Сургутское месторождение нефти".
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, испрашиваемый земельный участок находится в границах Западно-Сургутского лицензионного участка и необходим заявителю для строительства электрической станции в целях переработки попутного нефтяного газа.
Указанные обстоятельства отражены в акте выбора участка земель лесного фонда, утвержденного Приказом Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.02.2011 N 01-АВ, пояснительной записке от 17.04.2012 N 01-59-02-21-1802, обосновывающей предоставление земельного участка, заключении Управления по недропользованию по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 03.04.2011 N 24.
Согласно ст. 25.1 Закона РФ "О недрах", земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским, земельным, лесным, водным законодательством и настоящим Законом. Земельные участки предоставляются в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Пунктом 2.2 ст. 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление в аренду пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов.
Испрашиваемый заявителем земельный участок был переведен из категории земель лесного фонда в категорию земель промышленности и иного специального назначения для строительства электрической станции распоряжением Правительства РФ от 28.01.2012 N 80-р.
При подготовке документации для перевода земель лесного фонда актом выбора участка земель лесного фонда для строительства объекта "Станция электрическая. Западно-Сургутское месторождение" был выбран участок лесного фонда по варианту N 1, общей площадью 12,5664 га, из состава земель лесного фонда, расположенного в квартале N 398 Сургутского участкового лесничества. При утверждении акта выбора участка Заявителем было получено предварительное согласование места размещения объекта по варианту N 1.
Публикация сообщения о наличии предлагаемого для строительства лесного участка произведена органом местного самоуправления администрацией Сургутского района путем размещения информации в газете "Вестник" N 12 от 18.03.2011.
Из представленных материалов следует, что участок земель лесного фонда площадью 12,5664 га сформирован и постановлен на кадастровый учет 28.03.2011 с кадастровым номером 86:03:030502:6126, разрешенное использование - для строительства электрической станции. Земельный участок с кадастровым номером 86:03:030502:6126 принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.03.2012 N 86-АБ 324864.
В соответствии с пунктом 5.37.4 Положения о Росимуществе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, полномочия по предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, осуществляются Росимуществом.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
Как установлено пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи (без предварительного согласования места размещения объекта с проведением торгов или без проведения торгов на основании заявления), если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
Поскольку, испрашиваемый заявителем земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, ни за кем не закреплен, соответственно, предварительного согласования места размещения объекта не требуется. Заявитель как пользователь недр на основании лицензии на право пользования недрами Западно-Сургутского лицензионного участка в силу специальной нормы закона (п. 2.2 статьи 30 Земельного кодекса РФ) имеет право на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов. Таким образом, земельный участок предоставляется пользователю недр в соответствии с п. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ. На основании вышеназванной нормы исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства. При этом, требований о предоставлении опубликованного сообщения о наличии предлагаемого для строительства земельного участка земельным законодательством не устанавливается
Вместе с тем, публикация сообщения о наличии предлагаемого для строительства участка произведена в газете "Вестник", которая в силу ст. 50 Устава Сургутского района является официальным и общедоступным источником массовой информации.
В данном случае является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что при переводе земель из одной категории в другую Заявителем выполнены все предусмотренные положениями статьей 30, 31, 32 Земельного кодекса РФ условия для оформления земельного участка в аренду для строительства: место размещения объекта согласовано, акт выбора участка земель лесного фонда утвержден, земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, сообщение о возможном предоставлении участка в аренду на основании п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ органом местного самоуправления опубликовано, распоряжением от 01.03.2011 N 152-р Территориальное управление Росимущества в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, как уполномоченный орган утвердило схему расположения земельного участка под объект: "Строительство объекта: "Станция электрическая. Западно-Сургутское месторождение" (до 24.02.2012 земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации свыше 1 га предоставляло Территориальное управление Росимущества на основании приказа Министерства экономического развития РФ от 01.11.2008 N 374).
При утверждении приказом уполномоченного органа исполнительной власти акта о выборе участка лесного фонда и предварительного согласования им места размещения объекта для строительства, соблюдении условий о предварительной публикации в средствах массовой информации о наличии предлагаемого для такой передачи земельного участка, испрашиваемый земельный участок должен быть предоставлен под строительство на основании ст. ст. 31, 32 Земельного кодекса РФ, согласно которым решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ).
Порядок обращения ОАО "Сургутнефтегаз" с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство и эксплуатацию объекта в аренду на срок до 31.12.2038 Обществом соблюден.
Доказательств, указывающих на наличие каких-либо ограничений в обороте, запрета оборота испрашиваемого заявителем земельного участка в государственном земельном кадастре не содержится, законом или судом не установлено.
Между тем, в обоснование решение об отказе в предоставлении земельного участка Росимущество указало на необходимость предоставления дополнительных документов.
Таким образом ответчик фактически уклонился от принятия решения по вопросу о предоставлении земельного участка в аренду заявителю, поскольку истребованные документы не предусмотрены действующим законодательством и были запрошены в нарушение п. 2.2 ст. 30 ЗК РФ.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действия Департамента по отказу в принятии решения о предоставлении ОАО "Сургутнефтегаз" в аренду земельного участка площадью 12,5664 га с кадастровым номером 86:03:030502:6126 под строительство и эксплуатацию объекта "Станция электрическая. Западно-Сургутское месторождение нефти" не соответствуют требованиям ст. ст. 29, 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае в соответствии с приведенной нормой суд первой инстанции в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя правомерно обязал Росимущество в течение пятнадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о принятии в установленный срок по заявлению (заявке) ОАО "Сургутнефтегаз" от 17.04.2012 N 01-15-04-32-496 решения по вопросу о предоставлении ОАО "Сургутнефтегаз" в аренду земельного участка площадью 12,5664 га с кадастровым номером 86:03:030502:6126 под строительство и эксплуатацию объекта "Станция электрическая. Западно-Сургутское месторождение нефти".
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 декабря 2012 года по делу N А40-135721/12-153-1385 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Л.А.МОСКВИНА
Судьи
С.Л.ЗАХАРОВ
Е.В.ПРОННИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.04.2013 N 09АП-5351/2013 ПО ДЕЛУ N А40-135721/12-153-1385
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2013 г. N 09АП-5351/2013
Дело N А40-135721/12-153-1385
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: Пронниковой Е.В., Захарова С.Л.,
при ведении протокола помощником судьи Яцевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 декабря 2012 года по делу N А40-135721/12-153-1385 судьи Кастальской М.Н.
по заявлению ОАО "Сургутнефтегаза"
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
о признании незаконным действия
при участии:
от заявителя: Смородина Г.Н. по дов. от 12.11.2012, Плужникова Е.В. по дов. от 01.01.2013,
- от ответчика: не явился, извещен;
-
установил:
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2012, принятым по данному делу, признаны незаконными действия Федерального агентства по управлению государственным имуществом, по отказу в принятии решения о предоставлении ОАО "Сургутнефтегаз" в аренду земельного участка площадью 12,5664 га с кадастровым номером 86:03:030502:6126 под строительство и эксплуатацию объекта "Станция электрическая. Западно-Сургутское месторождение нефти", выраженные в письме от 02.08.2012 года N пп-10/30641. Кроме того, суд обязал Росимущество в течение пятнадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о принятии в установленный срок по заявлению (заявке) ОАО "Сургутнефтегаз" от 17.04.2012 N 01-15-04-32-496 решения по вопросу о предоставлении ОАО "Сургутнефтегаз" в аренду земельного участка площадью 12,5664 га с кадастровым номером 86:03:030502:6126 под строительство и эксплуатацию объекта "Станция электрическая. Западно-Сургутское месторождение нефти".
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на наличие предусмотренных ст. 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемые решения ответчиков не соответствуют нормам Земельного кодекса Российской Федерации. На момент принятия оспариваемого решения у ответчика отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, Росимущество в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что оспариваемое заявителем решение соответствует действующему законодательству. Указывает, что Обществом не были соблюдены требования, необходимые для предоставления испрашиваемого земельного участка.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 156 АПК РФ, с учетом мнения представителя заявителя, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, поддержавшего в судебном заседании решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает необходимым оставить обжалуемое решение суда без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ОАО "Сургутнефтегаз" осуществляет деятельность в соответствии с лицензией ХМН 00431 НЭ на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа в пределах Западно-Сургутского лицензионного участка. Срок окончания действия лицензии 31 декабря 2039 года.
19.04.2012 ОАО "Сургутнефтегаз" обратилось в Росимущество с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 12,5664 га с кадастровым номером 86:03:030502:6126 под строительство и эксплуатацию объекта "Станция электрическая. Западно-Сургутское месторождение нефти" в аренду на срок до 31.12.2039 без проведения торгов на основании п. 2.2 ст. 30 Земельного кодекса РФ.
Письмом от 02.08.2012 N ПП-10/30641 Росимущество отказало в принятии решения о предоставлении ОАО "Сургутнефтегаз" испрашиваемого земельного участка в аренду.
При этом в качестве основания для отказа ответчик указал на несоблюдение процедуры предварительного согласования места размещения объекта в соответствии со ст. ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ и отсутствие в представленных документах на земельный участок информации о проведении торгов либо публикации сообщения о наличии предлагаемого для передачи в аренду земельного участка, предусмотренной п. 6 ст. 30 Земельного кодекса РФ.
Считая данное решение неправомерным, заявитель обратился в суд с указанными выше требованиями.
Согласно п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 5 данной статьи Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие совокупности следующих условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону, а также нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего дела установлена, исходя из того, что оспариваемые решения ответчиков не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
В настоящем случае заявитель является обладателем лицензии ХМН 00431 НЭ на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа в пределах Западно-Сургутского лицензионного участка. Срок окончания действия лицензии 31 декабря 2039 года.
Общество обратилось в Росимущество с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 12,5664 га с кадастровым номером 86:03:030502:6126 под строительство и эксплуатацию объекта "Станция электрическая. Западно-Сургутское месторождение нефти".
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, испрашиваемый земельный участок находится в границах Западно-Сургутского лицензионного участка и необходим заявителю для строительства электрической станции в целях переработки попутного нефтяного газа.
Указанные обстоятельства отражены в акте выбора участка земель лесного фонда, утвержденного Приказом Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.02.2011 N 01-АВ, пояснительной записке от 17.04.2012 N 01-59-02-21-1802, обосновывающей предоставление земельного участка, заключении Управления по недропользованию по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 03.04.2011 N 24.
Согласно ст. 25.1 Закона РФ "О недрах", земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским, земельным, лесным, водным законодательством и настоящим Законом. Земельные участки предоставляются в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Пунктом 2.2 ст. 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление в аренду пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов.
Испрашиваемый заявителем земельный участок был переведен из категории земель лесного фонда в категорию земель промышленности и иного специального назначения для строительства электрической станции распоряжением Правительства РФ от 28.01.2012 N 80-р.
При подготовке документации для перевода земель лесного фонда актом выбора участка земель лесного фонда для строительства объекта "Станция электрическая. Западно-Сургутское месторождение" был выбран участок лесного фонда по варианту N 1, общей площадью 12,5664 га, из состава земель лесного фонда, расположенного в квартале N 398 Сургутского участкового лесничества. При утверждении акта выбора участка Заявителем было получено предварительное согласование места размещения объекта по варианту N 1.
Публикация сообщения о наличии предлагаемого для строительства лесного участка произведена органом местного самоуправления администрацией Сургутского района путем размещения информации в газете "Вестник" N 12 от 18.03.2011.
Из представленных материалов следует, что участок земель лесного фонда площадью 12,5664 га сформирован и постановлен на кадастровый учет 28.03.2011 с кадастровым номером 86:03:030502:6126, разрешенное использование - для строительства электрической станции. Земельный участок с кадастровым номером 86:03:030502:6126 принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.03.2012 N 86-АБ 324864.
В соответствии с пунктом 5.37.4 Положения о Росимуществе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, полномочия по предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, осуществляются Росимуществом.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
Как установлено пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи (без предварительного согласования места размещения объекта с проведением торгов или без проведения торгов на основании заявления), если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
Поскольку, испрашиваемый заявителем земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, ни за кем не закреплен, соответственно, предварительного согласования места размещения объекта не требуется. Заявитель как пользователь недр на основании лицензии на право пользования недрами Западно-Сургутского лицензионного участка в силу специальной нормы закона (п. 2.2 статьи 30 Земельного кодекса РФ) имеет право на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов. Таким образом, земельный участок предоставляется пользователю недр в соответствии с п. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ. На основании вышеназванной нормы исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства. При этом, требований о предоставлении опубликованного сообщения о наличии предлагаемого для строительства земельного участка земельным законодательством не устанавливается
Вместе с тем, публикация сообщения о наличии предлагаемого для строительства участка произведена в газете "Вестник", которая в силу ст. 50 Устава Сургутского района является официальным и общедоступным источником массовой информации.
В данном случае является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что при переводе земель из одной категории в другую Заявителем выполнены все предусмотренные положениями статьей 30, 31, 32 Земельного кодекса РФ условия для оформления земельного участка в аренду для строительства: место размещения объекта согласовано, акт выбора участка земель лесного фонда утвержден, земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, сообщение о возможном предоставлении участка в аренду на основании п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ органом местного самоуправления опубликовано, распоряжением от 01.03.2011 N 152-р Территориальное управление Росимущества в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, как уполномоченный орган утвердило схему расположения земельного участка под объект: "Строительство объекта: "Станция электрическая. Западно-Сургутское месторождение" (до 24.02.2012 земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации свыше 1 га предоставляло Территориальное управление Росимущества на основании приказа Министерства экономического развития РФ от 01.11.2008 N 374).
При утверждении приказом уполномоченного органа исполнительной власти акта о выборе участка лесного фонда и предварительного согласования им места размещения объекта для строительства, соблюдении условий о предварительной публикации в средствах массовой информации о наличии предлагаемого для такой передачи земельного участка, испрашиваемый земельный участок должен быть предоставлен под строительство на основании ст. ст. 31, 32 Земельного кодекса РФ, согласно которым решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ).
Порядок обращения ОАО "Сургутнефтегаз" с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство и эксплуатацию объекта в аренду на срок до 31.12.2038 Обществом соблюден.
Доказательств, указывающих на наличие каких-либо ограничений в обороте, запрета оборота испрашиваемого заявителем земельного участка в государственном земельном кадастре не содержится, законом или судом не установлено.
Между тем, в обоснование решение об отказе в предоставлении земельного участка Росимущество указало на необходимость предоставления дополнительных документов.
Таким образом ответчик фактически уклонился от принятия решения по вопросу о предоставлении земельного участка в аренду заявителю, поскольку истребованные документы не предусмотрены действующим законодательством и были запрошены в нарушение п. 2.2 ст. 30 ЗК РФ.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действия Департамента по отказу в принятии решения о предоставлении ОАО "Сургутнефтегаз" в аренду земельного участка площадью 12,5664 га с кадастровым номером 86:03:030502:6126 под строительство и эксплуатацию объекта "Станция электрическая. Западно-Сургутское месторождение нефти" не соответствуют требованиям ст. ст. 29, 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае в соответствии с приведенной нормой суд первой инстанции в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя правомерно обязал Росимущество в течение пятнадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о принятии в установленный срок по заявлению (заявке) ОАО "Сургутнефтегаз" от 17.04.2012 N 01-15-04-32-496 решения по вопросу о предоставлении ОАО "Сургутнефтегаз" в аренду земельного участка площадью 12,5664 га с кадастровым номером 86:03:030502:6126 под строительство и эксплуатацию объекта "Станция электрическая. Западно-Сургутское месторождение нефти".
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 декабря 2012 года по делу N А40-135721/12-153-1385 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Л.А.МОСКВИНА
Судьи
С.Л.ЗАХАРОВ
Е.В.ПРОННИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)