Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.09.2013 ПО ДЕЛУ N А54-276/2013

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2013 г. по делу N А54-276/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 17.09.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 20.09.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Амбаловой С.М., судей Дорошковой А.Г. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Некрасовой С.Е., при участии от истца - ЗАО "Заборье" (ОГРН 1026200699777) - Авдала Р.Т. (доверенность от 06.06.2013) и Писарева Г.А. (доверенность от 06.06.2013), ответчика - правительства Рязанской области (ОГРН 1026201259480) - Фомина В.В. (доверенность от 28.11.2012), третьего лица - министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области - Переведенцева Д.В. (доверенность от 11.01.2013), в отсутствие третьих лиц - администрации муниципального образования Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, администрации муниципального образования Рязанский муниципальный район Рязанской области, главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев апелляционную жалобу ЗАО "Заборье" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 10.07.2013 по делу N А54-276/2013 (судья Котлова Л.И.),

установил:

следующее.
- Закрытое акционерное общество "Заборье" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к правительству Рязанской области (далее - правительство области) о признании незаконным распоряжения правительства области от 21.12.2012 N 616-р;
- о возложении обязанности перевести земельный участок с кадастровым номером 62:15:0080125:132 общей площадью 40000 кв. м, который находится примерно в 4200 м по направлению на север от ориентира населенный пункт, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Рязанская область, Рязанский район, с. Заборье (далее - земельный участок с кадастровым номером 62:15:0080125:132), из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения (с учетом уточнения реквизитов оспариваемого распоряжения) (т. 1, л.д. 4, 43).
Требования обоснованы тем, что земельный участок с кадастровым номером 62:15:0080125:132 находится в собственности общества и на нем согласно распоряжению главы администрации муниципального образования Рязанский муниципальный район Рязанской области от 26.08.2011 N 297-р (далее - распоряжение N 297-р) надлежит разместить полигон для твердых бытовых отходов (далее - полигон отходов). Вследствие этого земельный участок не пригоден для сельскохозяйственного использования, поэтому общество обратилось с заявлением о переводе его в категорию земель промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения. Однако правительство области распоряжением от 21.12.2012 N 616-р (далее - распоряжение N 616-р) отказало в таком переводе земельного участка, что не соответствует положениям Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) и распоряжению N 297-р.
Определениями от 03.04.2013 и 13.05.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области (далее - администрация МО Заборьевское), администрация муниципального образования Рязанский муниципальный район Рязанской области (далее - администрация МО Рязанский район), министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области (далее - министерство), главное управление архитектуры и градостроительства Рязанской области (далее - главное управление) (т. 1, л.д. 90, 110).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 10.07.2013 в удовлетворении требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что обжалуемое распоряжение не противоречит положениям Федерального закона N 172-ФЗ, поскольку в соответствии со Схемой территориального планирования Рязанского района, утвержденной решением Рязанской районной Думы от 29.07.2011 N 528 (далее - Схема территориального планирования), размещение полигона твердых бытовых отходов на территории, в состав которой входит спорный земельный участок, не запланировано. Этот объект отнесен к первому классу опасности с установлением санитарно-защитной зоны - 1000 м, поэтому перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения для размещения полигона повлечет за собой изменения в видах использования сопредельных территорий. Также суд первой инстанции отметил, что в случае несогласия со Схемой территориального планирования заинтересованное лицо в соответствии со статьей 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации может оспорить ее в судебном порядке (часть 7) либо представить предложения о внесении в нее изменений (части 8, 9).
Общество с решением не согласилось и обжаловало его в апелляционную инстанцию по следующим основаниям. По мнению заявителя, вывод суда первой инстанции о том, что Схемой территориального планирования не утверждена территория земельного участка, находящегося в собственности общества, под размещение полигона отходов, не соответствует пояснениям привлеченного специалиста, доводам органов местного самоуправления (администрации МО Рязанский район и администрации МО Заборьевское). Указанные лица констатируют факт согласования ими документов на земельный участок для размещения полигона отходов. При наличии таких доказательств суд первой инстанции не дал надлежащей оценки выводам Межведомственной комиссии о несоответствии испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования. Общество полагает, что довод главного управления не может иметь правового значения, поскольку схемы территориального планирования в соответствии с нормами градостроительного законодательства разрабатываются и утверждаются полномочными органами, каковым данное лицо не является. Кроме того, Схема территориального планирования в установленном порядке согласована с главным управлением. Заявитель просит отменить решение суда и принять новый судебный акт о признании распоряжения N 616-р незаконным (т. 4, л.д. 2).
В отзыве на иск правительство области просит решение суда оставить без изменения, указывая на то, что мнение специалиста не является обязательным для судов при рассмотрении спора в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные обществом доказательства также лишены доказательственной силы.
Администрация МО Рязанский район просит решение суда отменить, поскольку имеются основания для перевода земельного участка в категорию земель промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения.
Главное управление просит рассмотреть апелляционную жалобу без участия его представителя.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители общества поддержали доводы жалобы, дополнительно пояснив, что не представлены доказательства того, что на Схеме территориального планирования указан иной земельный участок. Представители министерства и правительства области просили ее отклонить, поскольку суд первой инстанции выяснил все обстоятельства дела и вследствие этого документы и доводы общества не являются надлежащими.
Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей общества, министерства, правительства области, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Рязанской области не подлежит отмене ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.07.2012, свидетельству о государственной регистрации права от 15.07.2011 серии 62 МД N 389750, кадастровому паспорту от 07.06.2011 N 6200/301/11-42018 заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 62:15:0080125:132 с разрешением использовать для сельскохозяйственного назначения (т. 1, л.д. 17, 22, 58).
Из письма министерства природопользования и экологии Рязанской области от 11.10.2010 N 98 следует, что оно не возражает против строительства полигона отходов на принадлежащем обществу земельном участке при условии осуществления строительства в соответствии с требованиями действующего законодательства по проекту, получившему положительное заключение государственной экологической экспертизы, после согласования с уполномоченными органами и проведения всех необходимых исследований (т. 1, л.д. 11).
В соответствии с градостроительным планом земельного участка, утвержденным распоряжением N 297-р, видом разрешенного использования участка является строительство полигона отходов (т. 1, л.д. 12).
Как усматривается из заключения администрации МО Рязанский район от 28.06.2011 N 2305, администрация полагает возможным и целесообразным перевод земельного участка в категорию земель промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения (т. 1, л.д. 19).
Из протокола публичных слушаний муниципального образования Заборьевское сельское поселение от 03.09.2011 следует, что на указанных слушаниях принято решение о разрешении строительства полигона отходов на принадлежащем заявителю земельном участке (т. 1, л.д. 70).
Главное управление в заключении от 25.05.2012 N 62-1-4-0251-12 сделало вывод о соответствии проектной документации по строительству полигона действующим техническим нормам (т. 2, л.д. 7).
Согласно заключению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Рязанской области от 27.01.2012 N 1 рабочий проект "Строительство твердых бытовых отходов у с. Заборье Рязанского района Рязанской области" соответствует экологическим требованиям, установленным в области охраны окружающей среды. Исследования проводились в отношении земельного участка площадью 4.1 га. Срок действия этого заключения определен до 01.03.2013. Рекомендовано оформить земельный участок в земли промышленности, разработать и согласовать программы экологического мониторинга, состояния окружающей среды, проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проект организации санитарно-защитной зоны и другие мероприятия, связанные с деятельностью по обращению с отходами (статьи 11, 12, пункт 2 статьи 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления") (т. 2, л.д. 25).
В соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области от 22.12.2010 N 62.РЦ.03.000.Т.000964 12 10 проектная документация по строительству полигона соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (т. 1, л.д. 63).
В письме от 02.08.2012 N 511 администрация МО Заборьевское сообщила обществу, что спорный земельный участок является пригодным для размещения свалки отходов (т. 1, л.д. 10).
Главное управление в письме от 07.09.2012 N ВМ/22-1540 на запрос министерства сообщило, что согласно Схеме территориального планирования спорный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения в туристско-рекреационной зоне. Размещение полигона отходов на указанной территории схемой планирования не запланировано (т. 1, л.д. 71).
Общество обратилось к правительству области (письмо от 09.10.2012 N 100, полученное последним 23.10.2012 вх. N 52-7025) с заявлением о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения (т. 1, л.д. 51).
Согласно выписке из протокола заседания Межведомственной комиссии Рязанской области для рассмотрения вопросов о предоставлении земельных участков и изменении целевого назначения земельных участков (далее - межведомственная комиссия) от 20.11.2012 принято решение рекомендовать правительству области принять распоряжение об отказе изменить вид использования земельного участка 62:15:0080125:132 по основаниям, указанным в письме главного управления от 07.09.2012 (т. 1, л.д. 72).
Распоряжением от 21.12.2012 N 616-р обществу отказано в переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения (т. 1, л.д. 7). Отказ мотивирован установлением несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденной Схеме территориального планирования (пункт 3 статьи 4 Федерального закона N 172-ФЗ).
Администрация МО Рязанский район утвердила Схему территориального планирования.
Главное управление пояснило, что на схеме указано примерное место полигона отходов без окончательного заключения о возможности размещения полигона отходов на конкретном участке, поскольку необходимо получить проектную документацию с учетом специальных требований к данному объекту, включая соблюдение требований по охране окружающей среды (т. 1, л.д. 122).
Не согласившись с указанным распоряжением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениям пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переходом земельных участков из одной категории в другую, осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 172-ФЗ. Полномочия правительства области по переводу земель, находящихся в частной собственности, установлены подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 15 статьи 13 Закона Рязанской области от 18.04.2008 N 48-ОЗ "О Правительстве Рязанской области".
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона N 172-ФЗ несоответствие испрашиваемого целевого назначения участка утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации является самостоятельным основанием для отказа в даче согласия на изменение категории земельного участка.
Как следует из пунктов 1, 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В силу части 5 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка схемы территориального планирования муниципального района осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом комплексных программ развития муниципального района, с учетом содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планах поселений положений о территориальном планировании, с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, утверждаемых в надлежащем порядке, с учетом предложений заинтересованных лиц.
Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования муниципального района (часть 5 статьи 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования муниципального района, вправе оспорить этот акт в судебном порядке (часть 7 статьи 20 названого Кодекса).
Суд первой инстанции установил, что Схемой территориального планирования определено место размещения планируемого полигона отходов, которое не совпадает с местонахождением принадлежащего заявителю участка. Апелляционная инстанция не находит оснований для несогласия с данным выводом суда.
После устранения противоречий между фактическим нахождением земельного участка 62:15:0080125:132 и местом размещения его на Схеме территориального планирования, уточнения площади земельного участка общество вправе обратиться с заявлением о внесении изменений в нее. Поскольку данные действия обществом не совершены, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований. Такой способ защиты установлен статьей 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Довод жалобы, что такой вывод суда первой инстанции не соответствует пояснениям привлеченного специалиста и доводам администрации МО Рязанский район и администрации МО Заборьевское, апелляционная инстанция не принимает. Общество планирует размещение полигона (усовершенствованные свалки твердых бытовых отходов по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"). Такие объекты относятся к первому классу опасности, с санитарно-защитной зоной 1000 м. Вместе с тем общество не представило проект организации санитарно-защитной зоны и другие документы, указанные в заключении Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Рязанской области от 27.01.2012 N 1. В отсутствие указанных документов пояснения специалистов и администрации МО Рязанский район и администрации МО Заборьевское при решении вопроса о переводе земель сельскохозяйственного назначения в промышленные земли существенного правового значения не имеют.
Отклоняется довод жалобы о том, что при наличии пояснений специалиста и позиций администрации МО Рязанский район и администрации МО Заборьевское суд первой инстанции не дал надлежащей оценки выводам межведомственной комиссии. Мероприятия, связанные с размещением и деятельностью полигона отходов, имеют особенности, так как напрямую влияют на среду жизнедеятельности, поэтому имеет значение только окончательное заключение о возможности его размещения на конкретном земельном участке с учетом специальных требований, включая полный мониторинг окружающей среды и определение санитарно-защитной зоны, после получения всех необходимых документов. Как следует из заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Рязанской области от 27.01.2012 N 1, рабочий проект "Строительство твердых бытовых отходов у с. Заборье Рязанского района Рязанской области" проверялся в отношении земельного участка площадью 4.1 га. Вместе с тем общество подтверждает права в отношении земельного участка площадью 4.0 га. Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что срок действия этого заключения определен только до 01.03.2013. Данное обстоятельство приведет к невозможности исполнения судебного акта.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества просил провести зачет уплаченной по платежному поручению N 417 от 06.08.2011 государственной пошлины в размере 4000 рублей.
Поскольку зачет возможен в отношении государственной пошлины, уплаченной в связи с рассмотрением дела в любом из арбитражных судов Российской Федерации (пункт 19 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", суд апелляционной инстанции считает, что ходатайство подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 15 названного письма при подаче заявлений неимущественного характера размер государственной пошлины составляет 2000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации) при обжаловании судебных актов государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов, что составляет 1000 рублей для юридических лиц. Таким образом, уплаченная государственная пошлина в размере 3000 рублей подлежит возврату обществу.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная инстанция проверяет законность судебного акта, принятого первой инстанцией, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях, если иное не предусмотрено Кодексом.
При рассмотрении дела апелляционная инстанция проверяет полное выяснение обстоятельств, соответствие выводов суда обстоятельствам дела, правильное применение норм материального и процессуального права.
Поскольку суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дал оценку представленным доказательствам, нарушения части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены, основания для отмены решения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 104, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 10.07.2013 по делу N А54-276/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета закрытому акционерному обществу "Заборье" 3000 рублей госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.М.АМБАЛОВА

Судьи
А.Г.ДОРОШКОВА
О.Г.ТУЧКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)