Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.06.2013 ПО ДЕЛУ N А46-963/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2013 г. по делу N А46-963/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4155/2013) общества с ограниченной ответственностью "Аврора" (далее - Общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Омской области от 04.04.2013 по делу N А46-963/2013 (судья Глазков О.В.), принятое
по заявлению Общества (ИНН 5501234376, ОГРН 1115543020020)
к Администрации Тарского муниципального района Омской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Тарская станция юных натуралистов" Тарского муниципального района Омской области (ИНН 5535005409, ОГРН 1025502013932),
о признании действия (бездействия) незаконным и обязании в установленном порядке принять решение о представлении в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 55:37:000101:185 и 55:37:000351:19,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Общества - Медведев А.А. по доверенности б/н от 30.01.2013 сроком действия на три года (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации); Телятникова А.А. по доверенности б/н от 01.03.2012 сроком действия на три года (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
- от Администрации - Даниловский М.В. по доверенности б/н от 26.03.2013 сроком действия на шесть месяцев (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
- от казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Тарская станция юных натуралистов" Тарского муниципального района Омской области - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Аврора" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным действия (бездействия) Администрации Тарского муниципального района Омской области и обязании последней в установленном порядке принять решение о представлении Обществу в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 55:37:000101:185 (площадью 8 068 573 кв. м) и 55:37:000351:19 (площадью 918 800 кв. м), расположенных по адресу: Омская область, Тарский район, северо-западная часть города Тары.
Определением Арбитражного суда Омской области от 21.02.2013 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Тарская станция юных натуралистов" Тарского муниципального района Омской области (далее - Учреждение).
Решением от 04.04.2013 Арбитражный суд Омской области в удовлетворении заявленных Обществом требований отказал в полном объеме.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал, что сам по себе факт наличия необходимых для принятия решения о представлении земельного участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) документов не является безусловным основанием для предоставления испрашиваемых земельных участков, а также отметил, что заявление Общества о предоставлении земельных участков не соответствовало требованиям законодательства, поскольку не содержало указания на цель их использования. Также суд первой инстанции сослался на то, что испрашиваемые Обществом земельные участки уже предоставлены в постоянное бессрочное пользование Учреждению.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 04.04.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование требований апелляционной жалобы ее податель ссылается на отсутствие оснований для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков. По мнению заявителя, требование пункта 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном указании в заявлении о предоставлении земельного участка цели его использования распространяется только на соответствующие заявления граждан. Также Общество отметило, что поскольку им за счет собственных средств были сформированы и поставлены на кадастровый учет испрашиваемые земельные участки, постольку отказ Администрации в их предоставлении является нарушением прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Дополнения к апелляционной жалобе, поступившие от заявителя в электронном виде 13.05.2013, остаются в материалах дела, но судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются, поскольку подписаны неуполномоченным лицом.
В судебном заседании представители Общества требования и доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель Администрации в устном выступлении в суде апелляционной инстанции и в письменном отзыве на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Учреждение извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило, ходатайства об отложении судебного заседания по делу не заявляло. В связи с этим суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя лица, участвующего в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.01.2013 N 2966В/2013 (л.д. 32-34) Общество зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 05.07.2011 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области за основным государственным регистрационным номером 1115543020020.
По истечении трех месяцев с момента регистрации Общества в качестве юридического лица на основании заявок общества от 18.10.2011 и от 21.11.2011 Администрацией утверждены акты N 227 (л.д. 15-16) и N 289 (л.д. 23-24) предварительного выбора земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства по адресу: Омская область, северо-западная часть города Тары, в кадастровом квартале 55:37:000101 и в кадастровом квартале 55:37:000351, местоположение участков определено в прилагаемых к актам схемах (л.д. 17-18, 25-26).
Согласно кадастровым паспортам земельных участков от 01.02.2012 N 55/201/12/12-9458 (л.д. 13-14) и от 22.02.2012 N 55/201/12-18415 (л.д. 21-22) в государственный кадастр недвижимости 01.02.2012 и 22.02.2012 внесены сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 55:37:000101:185 (площадью 8 068 573 кв. м), и 55:37:000351:19 (площадью 918 800 кв. м), расположенных по адресу: Омская область, Тарский район, северо-западная часть города Тары.
27.12.2012 Общество обратилось в Администрацию с заявлениями о представлении в собственность за плату для целей, не связанных со строительством, находящихся в государственной собственности земельных участков с кадастровым номером 55:37:000101:185 площадью 8 068 573 кв. м, (л.д. 11-12) и кадастровым номером 55:37:000351:19 площадью 918 800 кв. м, (л.д. 19-20), расположенных по адресу: Омская область, Тарский район, северо-западная часть города Тары.
В ответ на указанные обращения заинтересованное лицо письмом от 10.01.2013 N Исх-13/ТРС-10 (л.д. 27-28) сообщило заявителю об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемых последним земельных участков ввиду того, что такие участки не приспособлены для осуществления сельскохозяйственной деятельности, а также ввиду наличия на их территории циркониевых руд. Последнее обстоятельство делает нецелесообразным предоставление участков под сельскохозяйственное производство.
Полагая, что действия Администрации, связанные с отказом Обществу в представлении в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 55:37:000101:185 (площадью 8 068 573 кв. м) и 55:37:000351:19 (площадью 918 800 кв. м), не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы заявителя, последний обратился в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
04.04.2013 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного кодекса.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 ЗК РФ.
Согласно части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ (часть 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу положения части 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления, с учетом зонирования территорий, в месячный срок со дня поступления такого заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 5 той же статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом, из содержания изложенных выше норм следует, что предоставление гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется путем формирования в установленном порядке таких земельных участков на основании утвержденной органами местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и постановки их на кадастровый учет.
При этом суд первой инстанции заключил правильный вывод о том, что предусмотренный порядок не устанавливает обязанности уполномоченного органа власти принять по результатам рассмотрения заявления заинтересованного лица и при наличии всех необходимых документов только положительное решение, то есть предоставить земельный участок.
Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в настоящем конкретном случае решение заинтересованного лица от 10.01.2013 об отказе в предоставлении земельных участков принято в соответствии с действующим законодательством и права заявителя не нарушает в связи со следующим.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Общество обратилось в Администрацию с заявлениями о представлении в собственность для целей не связанных со строительном находящихся в государственной собственности земельных участков с кадастровыми номерами 55:37:000101:185 и 55:37:000351:19, расположенными по адресу: Омская область, район Тарский, северо-западная часть города Тары, 27.12.2012, а решение об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков заинтересованным лицом было принято 10.01.2013.
При этом в материалах дела имеются заявления казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Тарская станция юных натуралистов" Тарского муниципального района Омской области от 18.09.2012 о предоставлении в постоянное бессрочное пользование земельных участков с кадастровыми номерами 55:37:000101:185 и 55:37:000351:19 для их использования в уставных целях Учреждения и для осуществления образовательной деятельности (л.д. 115-116).
Согласно части 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
На основании части 1 статьи 20 ЗК РФ постановлением от 29.12.2012 N 1636 (л.д. 125) указанные выше земельные участки обосновано предоставлены в постоянное бессрочное пользование Учреждению.
Таким образом, решение об отказе в предоставлении Обществу спорных земельных участков принято после того, как такие участки были предоставлены Учреждению на праве постоянного бессрочного пользования. Иными словами, на момент принятия решения от 10.01.2013 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:37:000101:185 и 55:37:000351:19 уже имелся правообладатель, что являлось препятствием для предоставления названных участков другим лицам на каком-либо праве.
Далее, частью 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в заявлениях от 27.12.2012 (л.д. 11-12, 19-20) Общество не указало цель использования испрашиваемых земельных участков. В связи с этим, такие заявления не могут быть признаны соответствующими требованиям законодательства основаниями для предоставления земельных участков в собственность.
Кроме того, заявляя требование об обязании заинтересованного лица принять решение о представлении в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 55:37:000101:185 и 55:37:000351:19, Общество не представило суду апелляционной инстанции правового обоснования обязанности Администрации в настоящем конкретном случае передать заявителю испрашиваемые участки в собственность за плату.
Доводы заявителя судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются, как не опровергающие правомерности и обоснованности выводов суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 04.04.2013 по делу N А46-963/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Е.П.КЛИВЕР

Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
О.Ю.РЫЖИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)