Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "20" мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" мая 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хасановой И.А.,
судей: Магда О.В., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания Савицкас Н.В.,
при участии: от ФГБУ "ФКП Росреестра": Емандыкова С.Н., представителя по доверенности от 14.02.2012 N 24/2012-05; от открытого акционерного общества "Красноярский комбинат железобетонных и металлических конструкций": Чвалюк И.А., представителя по доверенности от 22.01.2013 N 4,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "22" января 2013 года по делу N А33-18290/2012, принятое судьей Петроченко Г.Г.
установил:
открытое акционерное общество "Красноярский комбинат железобетонных и металлических конструкций" (далее истец, Комбинат) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (далее ответчик, Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения комбината с существующими строениями, площадь 225 494 +/- 166 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Красноярский край, г. Красноярск, проезд Заводской, 2, равной его рыночной стоимости, в размере 109 352 000 рублей.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "22" января 2013 года иск удовлетворен, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения комбината с существующими строениями, площадь 225 494 +/- 166 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Красноярский край, г. Красноярск, проезд Заводской, 2, равной его рыночной стоимости в размере 109 352 000 рублей.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой полагает вынесенный судебный акт не законным и необоснованным и подлежащим отмене.
В апелляционной жалобе Учреждение указывает на ошибочное применение судом первой инстанции статьи 66 Земельного кодекса РФ, а также постановления Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, на то, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику в лице Учреждения.
Кроме того, заявитель полагает, что представленный заявителем отчет о рыночной стоимости земельного участка является недопустимым доказательством по делу, поскольку получен с нарушением части 5 статьи 10 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поскольку договор на проведение оценки от имени заказчика заключен лицом, не уполномоченным собственником земельного участка.
В нарушением статьи 24.19 Закона об оценке, отчет подготовлен по состоянию на 08.10.2012, тогда как кадастровая стоимость данного земельного участка установлена на 01.01.2011 Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п. При этом, отчет в соответствии с требованиями п. 8 Федерального стандарта оценки N 1 должен быть составлен не позднее 01.04.2011.
Апелляционная жалоба принята к производству, назначено ее рассмотрение на 11.04.2013 с последующим отложением на 13.05.2013 и объявлением перерыва в судебном заседании до 20.05.2013.
В отзыве на апелляционную жалобу истец опровергает доводы заявителя, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании стороны поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33 на основании договора аренды N 2236 от 25 октября 2012 года.
В постановлении Правительства Красноярского края о 708-п от 22 ноября 2011 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33 в размере 398 612 508,62 рублей.
В соответствии с подготовленным ООО НИИ "Ресурсы развития" отчетом N ОН/299-04-10-2012-3 от 09 октября 2012 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33 оставляет 109 352 000 рублей по состоянию на дату оценки - 08.10.2012 (л.д. 55-252 том N 1).
Согласно экспертному заключению N 448/01-12 от 18 октября 2012 года отчет ООО НИИ "Ресурсы развития" N ОН/299-04-10-2012-3 от 09 октября 2012 года об оценке рыночной стоимости земельного участка признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности в Российской Федерации, в том числе Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки (л.д. 35-54 том N 1).
Ссылаясь на положения пункта 3 статьи 66 ЗК РФ и правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011, истец обратился с настоящим иском в суд.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 24.19 и 24.20 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и исходя из позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ N 913/2011 от 28.06.2011, пришел к выводу о доказанности истцом рыночной стоимости земельного участка в размере 109 352 000 рублей.
Апелляционный суд полагает, что решение вынесено с нарушением норм процессуального права и подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33 в размере 398 612 508,62 рублей, утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Красноярском крае по состоянию на 01.01.2011, то есть после введения в действие главы III.1. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 24.19. Федерального закона от 29.07.1998 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровый паспорт объекта недвижимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в типовых требованиях к порядку создания и работы комиссии.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Таким образом, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо определено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В дело истцом представлен отчет N ОН/299-04-10-2012-3 от 09 октября 2012 года" оценщика Бардокина Дмитрия Евгеньевича - директора общества с ограниченной ответственностью "НИИ "Ресурсы развития", зарегистрированного в г. Кемерово в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33 оставляет 109 352 000 рублей по состоянию на дату оценки - 08.10.2012
Вместе с тем, Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п. утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, состоящих на кадастровом учете, по состоянию на 1 января 2011 года.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Отчет оценщика, содержащий сведения о рыночной стоимости земельного участка не на дату проведения его кадастровой оценки, а на иную дату не может быть признан надлежащим доказательством по делу.
Представленное экспертное заключению N 448/01-12 от 18 октября 2012 года на указанный отчет, которым он признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности в Российской Федерации, в том числе Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки, признается судом недостоверным, поскольку в нем не проверено соответствие отчета требованиям статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности.
При указанных обстоятельствах в иске следовало отказать.
В соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Нарушение судом первой инстанции положений статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могло привести к принятию неправильного решения.
Довод ответчика о том, что договор на проведение оценки от имени заказчика заключен лицом, не уполномоченным собственником земельного участка, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В части 5 статьи 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.12.2011, изм. от 28.07.2012) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в отношении оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор на проведение оценки от имени заказчика заключается лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Иное предусмотрено в статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, согласно которой результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Истец является арендатором спорного земельного участка, арендная плата по которому зависит от его кадастровой стоимости, поэтому является лицом, заинтересованным в установлении рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы и иска относятся на истца. Заявитель апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "22" января 2013 года по делу N А33-18290/2012 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
И.А.ХАСАНОВА
Судьи
О.В.МАГДА
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.05.2013 ПО ДЕЛУ N А33-18290/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2013 г. по делу N А33-18290/2012
Резолютивная часть постановления объявлена "20" мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" мая 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хасановой И.А.,
судей: Магда О.В., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания Савицкас Н.В.,
при участии: от ФГБУ "ФКП Росреестра": Емандыкова С.Н., представителя по доверенности от 14.02.2012 N 24/2012-05; от открытого акционерного общества "Красноярский комбинат железобетонных и металлических конструкций": Чвалюк И.А., представителя по доверенности от 22.01.2013 N 4,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "22" января 2013 года по делу N А33-18290/2012, принятое судьей Петроченко Г.Г.
установил:
открытое акционерное общество "Красноярский комбинат железобетонных и металлических конструкций" (далее истец, Комбинат) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (далее ответчик, Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения комбината с существующими строениями, площадь 225 494 +/- 166 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Красноярский край, г. Красноярск, проезд Заводской, 2, равной его рыночной стоимости, в размере 109 352 000 рублей.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "22" января 2013 года иск удовлетворен, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения комбината с существующими строениями, площадь 225 494 +/- 166 кв. м, расположенного по адресу: РФ, Красноярский край, г. Красноярск, проезд Заводской, 2, равной его рыночной стоимости в размере 109 352 000 рублей.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой полагает вынесенный судебный акт не законным и необоснованным и подлежащим отмене.
В апелляционной жалобе Учреждение указывает на ошибочное применение судом первой инстанции статьи 66 Земельного кодекса РФ, а также постановления Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, на то, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику в лице Учреждения.
Кроме того, заявитель полагает, что представленный заявителем отчет о рыночной стоимости земельного участка является недопустимым доказательством по делу, поскольку получен с нарушением части 5 статьи 10 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поскольку договор на проведение оценки от имени заказчика заключен лицом, не уполномоченным собственником земельного участка.
В нарушением статьи 24.19 Закона об оценке, отчет подготовлен по состоянию на 08.10.2012, тогда как кадастровая стоимость данного земельного участка установлена на 01.01.2011 Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п. При этом, отчет в соответствии с требованиями п. 8 Федерального стандарта оценки N 1 должен быть составлен не позднее 01.04.2011.
Апелляционная жалоба принята к производству, назначено ее рассмотрение на 11.04.2013 с последующим отложением на 13.05.2013 и объявлением перерыва в судебном заседании до 20.05.2013.
В отзыве на апелляционную жалобу истец опровергает доводы заявителя, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании стороны поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33 на основании договора аренды N 2236 от 25 октября 2012 года.
В постановлении Правительства Красноярского края о 708-п от 22 ноября 2011 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33 в размере 398 612 508,62 рублей.
В соответствии с подготовленным ООО НИИ "Ресурсы развития" отчетом N ОН/299-04-10-2012-3 от 09 октября 2012 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33 оставляет 109 352 000 рублей по состоянию на дату оценки - 08.10.2012 (л.д. 55-252 том N 1).
Согласно экспертному заключению N 448/01-12 от 18 октября 2012 года отчет ООО НИИ "Ресурсы развития" N ОН/299-04-10-2012-3 от 09 октября 2012 года об оценке рыночной стоимости земельного участка признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности в Российской Федерации, в том числе Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки (л.д. 35-54 том N 1).
Ссылаясь на положения пункта 3 статьи 66 ЗК РФ и правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011, истец обратился с настоящим иском в суд.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 24.19 и 24.20 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и исходя из позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ N 913/2011 от 28.06.2011, пришел к выводу о доказанности истцом рыночной стоимости земельного участка в размере 109 352 000 рублей.
Апелляционный суд полагает, что решение вынесено с нарушением норм процессуального права и подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33 в размере 398 612 508,62 рублей, утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Красноярском крае по состоянию на 01.01.2011, то есть после введения в действие главы III.1. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 24.19. Федерального закона от 29.07.1998 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровый паспорт объекта недвижимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в типовых требованиях к порядку создания и работы комиссии.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Таким образом, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо определено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В дело истцом представлен отчет N ОН/299-04-10-2012-3 от 09 октября 2012 года" оценщика Бардокина Дмитрия Евгеньевича - директора общества с ограниченной ответственностью "НИИ "Ресурсы развития", зарегистрированного в г. Кемерово в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33 оставляет 109 352 000 рублей по состоянию на дату оценки - 08.10.2012
Вместе с тем, Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п. утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, состоящих на кадастровом учете, по состоянию на 1 января 2011 года.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Отчет оценщика, содержащий сведения о рыночной стоимости земельного участка не на дату проведения его кадастровой оценки, а на иную дату не может быть признан надлежащим доказательством по делу.
Представленное экспертное заключению N 448/01-12 от 18 октября 2012 года на указанный отчет, которым он признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности в Российской Федерации, в том числе Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки, признается судом недостоверным, поскольку в нем не проверено соответствие отчета требованиям статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности.
При указанных обстоятельствах в иске следовало отказать.
В соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Нарушение судом первой инстанции положений статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могло привести к принятию неправильного решения.
Довод ответчика о том, что договор на проведение оценки от имени заказчика заключен лицом, не уполномоченным собственником земельного участка, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В части 5 статьи 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.12.2011, изм. от 28.07.2012) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в отношении оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор на проведение оценки от имени заказчика заключается лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Иное предусмотрено в статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, согласно которой результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Истец является арендатором спорного земельного участка, арендная плата по которому зависит от его кадастровой стоимости, поэтому является лицом, заинтересованным в установлении рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы и иска относятся на истца. Заявитель апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "22" января 2013 года по делу N А33-18290/2012 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
И.А.ХАСАНОВА
Судьи
О.В.МАГДА
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)