Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Ямчукова Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Дьякова А.Н., Чеботаревой Е.А.,
при секретаре Г. рассмотрела в судебном заседании 28 ноября 2012 года дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Омской области на решение Центрального районного суда г. Омска от 3 сентября 2012 года, которым постановлено:
"Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношении Омской области, выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка площадью _ кв. м из состава земельного участка с кадастровым номером _, местоположение которого установлено в _ относительно здания, имеющего почтовый адрес: _, находящегося в собственности Омской области для строительства торгового комплекса.
Обязать Министерство имущественных отношении Омской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка площадью _ кв. м из состава земельного участка с кадастровым номером _, местоположение которого установлено в _ относительно здания, имеющего почтовый адрес: _, находящегося в собственности Омской области для строительства торгового комплекса, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу".
Заслушав доклад судьи областного суда Чеботаревой Е.А., судебная коллегия
установила:
О.Ю. обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Омской области о признании бездействия незаконным, восстановлении нарушенного права.
Указал, что 22 августа 2011 года им подано заявление в Министерство имущественных отношений Омской области о выборе земельного участка площадью _ кв. м из состава земельного участка с кадастровым номером _, площадью _кв. м, местоположение которого установлено в _ относительно здания, имеющего почтовый адрес: _, находящегося в собственности Омской области для строительства торгово-офисного комплекса.
Со ссылкой на положения ст. ст. 29, 30, п. п. 1, 2, 5, 6, 7 ст. 31 ЗК РФ, а также ст. 9 Закона Омской области от 8 февраля 2006 года N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области", в соответствии с которой, выбор земельного участка для строительства обеспечивается в течение шести месяцев, а решение о предварительном согласовании места размещение объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка принимается уполномоченным органом в течение одного месяца, считает, что ответчик по истечении 7 месяцев с момента поступления его заявления о выборе земельного участка для строительства торгово-офисного комплекса N 9980 от 22.08.2011, должен был принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.
Кроме того, по истечении почти 8 месяцев Министерство имущественных отношений Омской области письмом от 12.04.2012 N _ уведомило его о том, что вопрос возможности строительства торгового комплекса на испрашиваемом земельном участке рассмотрен комиссией по градостроительству и землепользованию на территории города Омска положительно. В связи с чем считает, что оснований для отказа в принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, предусмотренные ст. 9 Закона Омской области от 8 февраля 2006 года N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" отсутствуют.
На основании изложенного просил признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Омской области, выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка площадью _ кв. м из состава земельного участка с кадастровым номером _ площадью _ кв. м, местоположение которого установлено в _ относительно здания, имеющего почтовый адрес: _, находящегося в собственности Омской области для строительства торгового комплекса. Обязать Министерство имущественных отношении Омской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка площадью _ кв. м из состава земельного участка с кадастровым номером _, местоположение которого установлено в _ относительно здания, имеющего почтовый адрес: _, находящегося в собственности Омской области для строительства торгового комплекса.
В судебном заседании О.Ю. участия не принимал, просил о рассмотрении дело без его участия. Его представитель Ж. требования поддержал.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Омской области участия не принимал, в письменных возражениях исковые требования не признал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Омской области О.С. просит решение суда отменить. Полагает, что удовлетворяя требования истца, суд фактически подменил административную процедуру предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности. Судом не учтено, что предоставление сформированных земельных участков для строительства осуществляется на торгах. При этом помимо заявления истца о выборе земельного участка для строительства объекта в Минимущество также поступили заявления иных лиц. Именно Министерству имущественных отношений, как уполномоченному органу, принадлежат права владения, пользования и распоряжения спорным земельным участком. Испрашиваемый заявителем земельный участок полностью располагается в границах земельного участка с кадастровым номером _ и в результате преобразования земельного участка в казне Омской области останется участок площадью _ кв. м, который невозможно будет эффективно, рационально с учетом целевого назначения использовать. Ссылается на представление прокуратуры Омской области от 14.05.2012 в адрес Министерства. Письмом от 13.07.2012 Минимущества истцу было отказано в предварительном согласовании места размещения объекта.
В возражениях на апелляционную жалобу, представитель О.Ю. - Ж. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ. Лица, участвующие в деле, о слушании апелляционной жалобы извещены надлежащим образом (_).
Выслушав представителя истца Ж., представителя Министерства имущественных отношений С., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10.02.2004 N 26, Минимущество является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики в сферах имущественных и земельных отношений на территории Омской области, управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в собственности Омской области.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером _, площадью _ кв. м, категория земель: земли населенных пунктов - гаражи ведомственных автомобилей специального назначения, расположенный в _ относительно здания, имеющего почтовый адрес _, на основании распоряжения ГУЗР Омской области N _ от 22.07.2011 находится в собственности Омской области (_).
В силу ч. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
22.08.2011 О.Ю. обратился с заявлением о выборе земельного участка, находящегося в собственности Омской области, и предварительном согласовании места размещения объекта в Министерство имущественных отношений Омской области, в котором просил обеспечить выбор земельного участка из состава вышеуказанного земельного участка Омской области и предварительно согласовать место размещения объекта - торгово-офисного комплекса.
Примерный размер испрашиваемого земельного участка - _ кв. м, испрашиваемое право на земельный участок - аренда (_).
Письмом от 29.08.2011 (исх. N _) заявление О.Ю. от 22.08.2011 с необходимыми документами на _ листах направлены в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска для обеспечения выбора земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, для строительства объекта (_).
Письмом, поступившим в департамент архитектуры и градостроительства 19.12.2011, Министерством было сообщено об изменении О.Ю. назначения объекта строительства с "торгово-офисный комплекс" на "торговый комплекс", Минимущество просило департамент учесть данные изменения (_).
10.01.2012 и 30.01.2012 департамент проинформировал Министерство имущественных отношений Омской области о том, что материалы по вопросу выбора земельного участка подготовлены для рассмотрения на заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска, требуется дополнительная проработка материалов по вопросу выбора земельного участка для строительства торгового комплекса (_).
15.03.2012 департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска сообщил в Министерство имущественных отношений Омской области о том, что материалы по вопросу предоставления земельного участка представлены для рассмотрения на заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории г. Омска 29.02.2012, комиссия приняла положительное решение; исходно-разрешительная документация на строительство объекта оформляется в установленном порядке (_).
О.Ю. проинформирован о результатах рассмотрения данного вопроса письмом от 12.04.2012, которое получено им 20.04.2012, данный факт не оспаривается представителем заявителя (_).
Акт о выборе земельного участка для строительства торгового комплекса поступил на утверждение в Министерство имущественных отношений 22.05.2012, что заинтересованным лицом не оспаривалось (_).
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение ч. ч. 3, 4 ст. 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", компетентным органом - Министерством имущественных отношений Омской области в месячный срок со дня поступления акта о выборе земельного участка, не было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области.
На этом основании суд обязал Министерство имущественных отношении Омской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, испрашиваемого О.Ю., площадью _ кв. м из состава земельного участка с кадастровым номером _, местоположение которого установлено в _ относительно здания, имеющего почтовый адрес _, находящегося в собственности Омской области для строительства торгового комплекса.
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
По смыслу приведенной правовой нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
Порядок предоставления земельных участков под строительство определен земельным законодательством, главным образом нормами Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ).
На уровне Омской области также принят Закон "О регулировании земельных отношений в Омской области" от 08.02.2006 N 731-ОЗ, Постановлением Правительства Омской области от 07.06.2007 N 75-п утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Омской области, для строительства.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 31 ЗК РФ, выбор земельного участка обеспечивает орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ, исполнительного органа государственной власти.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
При этом в силу ст. 32 ЗК РФ, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка является основанием для предоставления земельного участка.
Вместе с тем, пунктом 6 статьи 30 ЗК РФ, установлено, что в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
Подпункты 3, 4 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ предусматривают, что предоставление земельного участка осуществляется путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписания договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Из материалов дела следует, что Орлов обратился в Министерство имущественных отношений Омской области о предоставлении земельного участка, входящего в состав уже сформированного земельного участка с кадастровым номером _, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке за публичным собственником - Омской областью.
При этом в суде апелляционной инстанции установлено, что помимо О.Ю. с заявлением о выборе указанного земельного участка обращались ООО "КД-Компани" (обращение 05.04.2012), ООО "Омскстройинвест" (обращение 13.03.2012), _ (обращение 27.09.2011).
При таком положении в силу п. 6 ст. 30 ЗК РФ, предоставление спорного земельного участка предполагает обязательной процедуру проведения торгов. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п. 11 ст. 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Кроме того, положения ст. ст. 30, 31, 32 ЗК РФ, не предполагают наличие обязанности у публичного собственника при предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществлять раздел уже сформированного земельного участка.
Из пояснительной записки к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, являющейся приложением к распоряжению департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 17.05.2012 N _, следует, что площадь предоставляемого земельного участка должна будет составлять _ кв. м (_).
При этом суд обязал Министерство имущественных отношений принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка площадью _ кв. м.
Оценив изложенное, учитывая вышеприведенные нормы материального права, судебная коллегия полагает, что обязав Министерство имущественных отношений Омской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, суд в нарушение положений ст. 10 Конституции РФ, фактически подменил административную процедуру предоставления земельных участков, исключив возможность проведения торгов по предоставлению права аренды на испрашиваемый земельный участок, тем самым неучтено возможное наличие преимуществ иных лиц, претендующих на спорный земельный участок наряду с заявителем.
Из заявления О.Ю. следует, что он просил признать незаконным бездействие Минимущества Омской области, выразившееся именно в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, а также обязать Министерство имущественных отношении Омской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объект.
Вместе с тем из изложенного следует, что у Министерства имущественных отношений Омской области отсутствовала обязанность по принятию решения о предварительном согласовании места размещения, поскольку в рассматриваемом случае необходимо проведение торгов.
При таком положении в удовлетворении заявления Орлову надлежало отказать.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в определении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований О.Ю. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 3 сентября 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления об обжаловании бездействия Министерству имущественных отношений Омской области Орлову Ю.А., отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.11.2012 ПО ДЕЛУ N 33-7234/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 ноября 2012 г. по делу N 33-7234/2012
Председательствующий: Ямчукова Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Дьякова А.Н., Чеботаревой Е.А.,
при секретаре Г. рассмотрела в судебном заседании 28 ноября 2012 года дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Омской области на решение Центрального районного суда г. Омска от 3 сентября 2012 года, которым постановлено:
"Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношении Омской области, выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка площадью _ кв. м из состава земельного участка с кадастровым номером _, местоположение которого установлено в _ относительно здания, имеющего почтовый адрес: _, находящегося в собственности Омской области для строительства торгового комплекса.
Обязать Министерство имущественных отношении Омской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка площадью _ кв. м из состава земельного участка с кадастровым номером _, местоположение которого установлено в _ относительно здания, имеющего почтовый адрес: _, находящегося в собственности Омской области для строительства торгового комплекса, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу".
Заслушав доклад судьи областного суда Чеботаревой Е.А., судебная коллегия
установила:
О.Ю. обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Омской области о признании бездействия незаконным, восстановлении нарушенного права.
Указал, что 22 августа 2011 года им подано заявление в Министерство имущественных отношений Омской области о выборе земельного участка площадью _ кв. м из состава земельного участка с кадастровым номером _, площадью _кв. м, местоположение которого установлено в _ относительно здания, имеющего почтовый адрес: _, находящегося в собственности Омской области для строительства торгово-офисного комплекса.
Со ссылкой на положения ст. ст. 29, 30, п. п. 1, 2, 5, 6, 7 ст. 31 ЗК РФ, а также ст. 9 Закона Омской области от 8 февраля 2006 года N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области", в соответствии с которой, выбор земельного участка для строительства обеспечивается в течение шести месяцев, а решение о предварительном согласовании места размещение объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка принимается уполномоченным органом в течение одного месяца, считает, что ответчик по истечении 7 месяцев с момента поступления его заявления о выборе земельного участка для строительства торгово-офисного комплекса N 9980 от 22.08.2011, должен был принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.
Кроме того, по истечении почти 8 месяцев Министерство имущественных отношений Омской области письмом от 12.04.2012 N _ уведомило его о том, что вопрос возможности строительства торгового комплекса на испрашиваемом земельном участке рассмотрен комиссией по градостроительству и землепользованию на территории города Омска положительно. В связи с чем считает, что оснований для отказа в принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, предусмотренные ст. 9 Закона Омской области от 8 февраля 2006 года N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" отсутствуют.
На основании изложенного просил признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Омской области, выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка площадью _ кв. м из состава земельного участка с кадастровым номером _ площадью _ кв. м, местоположение которого установлено в _ относительно здания, имеющего почтовый адрес: _, находящегося в собственности Омской области для строительства торгового комплекса. Обязать Министерство имущественных отношении Омской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка площадью _ кв. м из состава земельного участка с кадастровым номером _, местоположение которого установлено в _ относительно здания, имеющего почтовый адрес: _, находящегося в собственности Омской области для строительства торгового комплекса.
В судебном заседании О.Ю. участия не принимал, просил о рассмотрении дело без его участия. Его представитель Ж. требования поддержал.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Омской области участия не принимал, в письменных возражениях исковые требования не признал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Омской области О.С. просит решение суда отменить. Полагает, что удовлетворяя требования истца, суд фактически подменил административную процедуру предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности. Судом не учтено, что предоставление сформированных земельных участков для строительства осуществляется на торгах. При этом помимо заявления истца о выборе земельного участка для строительства объекта в Минимущество также поступили заявления иных лиц. Именно Министерству имущественных отношений, как уполномоченному органу, принадлежат права владения, пользования и распоряжения спорным земельным участком. Испрашиваемый заявителем земельный участок полностью располагается в границах земельного участка с кадастровым номером _ и в результате преобразования земельного участка в казне Омской области останется участок площадью _ кв. м, который невозможно будет эффективно, рационально с учетом целевого назначения использовать. Ссылается на представление прокуратуры Омской области от 14.05.2012 в адрес Министерства. Письмом от 13.07.2012 Минимущества истцу было отказано в предварительном согласовании места размещения объекта.
В возражениях на апелляционную жалобу, представитель О.Ю. - Ж. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ. Лица, участвующие в деле, о слушании апелляционной жалобы извещены надлежащим образом (_).
Выслушав представителя истца Ж., представителя Министерства имущественных отношений С., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10.02.2004 N 26, Минимущество является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики в сферах имущественных и земельных отношений на территории Омской области, управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в собственности Омской области.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером _, площадью _ кв. м, категория земель: земли населенных пунктов - гаражи ведомственных автомобилей специального назначения, расположенный в _ относительно здания, имеющего почтовый адрес _, на основании распоряжения ГУЗР Омской области N _ от 22.07.2011 находится в собственности Омской области (_).
В силу ч. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
22.08.2011 О.Ю. обратился с заявлением о выборе земельного участка, находящегося в собственности Омской области, и предварительном согласовании места размещения объекта в Министерство имущественных отношений Омской области, в котором просил обеспечить выбор земельного участка из состава вышеуказанного земельного участка Омской области и предварительно согласовать место размещения объекта - торгово-офисного комплекса.
Примерный размер испрашиваемого земельного участка - _ кв. м, испрашиваемое право на земельный участок - аренда (_).
Письмом от 29.08.2011 (исх. N _) заявление О.Ю. от 22.08.2011 с необходимыми документами на _ листах направлены в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска для обеспечения выбора земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, для строительства объекта (_).
Письмом, поступившим в департамент архитектуры и градостроительства 19.12.2011, Министерством было сообщено об изменении О.Ю. назначения объекта строительства с "торгово-офисный комплекс" на "торговый комплекс", Минимущество просило департамент учесть данные изменения (_).
10.01.2012 и 30.01.2012 департамент проинформировал Министерство имущественных отношений Омской области о том, что материалы по вопросу выбора земельного участка подготовлены для рассмотрения на заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска, требуется дополнительная проработка материалов по вопросу выбора земельного участка для строительства торгового комплекса (_).
15.03.2012 департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска сообщил в Министерство имущественных отношений Омской области о том, что материалы по вопросу предоставления земельного участка представлены для рассмотрения на заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории г. Омска 29.02.2012, комиссия приняла положительное решение; исходно-разрешительная документация на строительство объекта оформляется в установленном порядке (_).
О.Ю. проинформирован о результатах рассмотрения данного вопроса письмом от 12.04.2012, которое получено им 20.04.2012, данный факт не оспаривается представителем заявителя (_).
Акт о выборе земельного участка для строительства торгового комплекса поступил на утверждение в Министерство имущественных отношений 22.05.2012, что заинтересованным лицом не оспаривалось (_).
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение ч. ч. 3, 4 ст. 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", компетентным органом - Министерством имущественных отношений Омской области в месячный срок со дня поступления акта о выборе земельного участка, не было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области.
На этом основании суд обязал Министерство имущественных отношении Омской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, испрашиваемого О.Ю., площадью _ кв. м из состава земельного участка с кадастровым номером _, местоположение которого установлено в _ относительно здания, имеющего почтовый адрес _, находящегося в собственности Омской области для строительства торгового комплекса.
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
По смыслу приведенной правовой нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
Порядок предоставления земельных участков под строительство определен земельным законодательством, главным образом нормами Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ).
На уровне Омской области также принят Закон "О регулировании земельных отношений в Омской области" от 08.02.2006 N 731-ОЗ, Постановлением Правительства Омской области от 07.06.2007 N 75-п утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Омской области, для строительства.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 31 ЗК РФ, выбор земельного участка обеспечивает орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ, исполнительного органа государственной власти.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
При этом в силу ст. 32 ЗК РФ, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка является основанием для предоставления земельного участка.
Вместе с тем, пунктом 6 статьи 30 ЗК РФ, установлено, что в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
Подпункты 3, 4 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ предусматривают, что предоставление земельного участка осуществляется путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписания договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Из материалов дела следует, что Орлов обратился в Министерство имущественных отношений Омской области о предоставлении земельного участка, входящего в состав уже сформированного земельного участка с кадастровым номером _, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке за публичным собственником - Омской областью.
При этом в суде апелляционной инстанции установлено, что помимо О.Ю. с заявлением о выборе указанного земельного участка обращались ООО "КД-Компани" (обращение 05.04.2012), ООО "Омскстройинвест" (обращение 13.03.2012), _ (обращение 27.09.2011).
При таком положении в силу п. 6 ст. 30 ЗК РФ, предоставление спорного земельного участка предполагает обязательной процедуру проведения торгов. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п. 11 ст. 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Кроме того, положения ст. ст. 30, 31, 32 ЗК РФ, не предполагают наличие обязанности у публичного собственника при предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществлять раздел уже сформированного земельного участка.
Из пояснительной записки к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, являющейся приложением к распоряжению департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 17.05.2012 N _, следует, что площадь предоставляемого земельного участка должна будет составлять _ кв. м (_).
При этом суд обязал Министерство имущественных отношений принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка площадью _ кв. м.
Оценив изложенное, учитывая вышеприведенные нормы материального права, судебная коллегия полагает, что обязав Министерство имущественных отношений Омской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, суд в нарушение положений ст. 10 Конституции РФ, фактически подменил административную процедуру предоставления земельных участков, исключив возможность проведения торгов по предоставлению права аренды на испрашиваемый земельный участок, тем самым неучтено возможное наличие преимуществ иных лиц, претендующих на спорный земельный участок наряду с заявителем.
Из заявления О.Ю. следует, что он просил признать незаконным бездействие Минимущества Омской области, выразившееся именно в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, а также обязать Министерство имущественных отношении Омской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объект.
Вместе с тем из изложенного следует, что у Министерства имущественных отношений Омской области отсутствовала обязанность по принятию решения о предварительном согласовании места размещения, поскольку в рассматриваемом случае необходимо проведение торгов.
При таком положении в удовлетворении заявления Орлову надлежало отказать.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в определении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований О.Ю. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 3 сентября 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления об обжаловании бездействия Министерству имущественных отношений Омской области Орлову Ю.А., отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)