Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Андреянова Г.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.В. Шакирьянова,
судей И.И. Багаутдинова, Л.И. Сибгатуллиной,
при секретаре судебного заседания С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И. Сибгатуллиной гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани и Муниципального казенного учреждения "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" Г. на решение Вахитовского районного суда г. Казань Республики Татарстан от 23 апреля 2013 года, которым постановлено:
иск А. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" о признании права на получение в собственность земельного участка удовлетворить частично.
Признать за А. право на получение в собственность земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани принять решение о передаче в собственность А. земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани и Муниципального казенного учреждения "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" С.Е. и представителя Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" Х., полагавших апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а также объяснения А., возражавшего удовлетворению апелляционной жалобы, Судебная коллегия
установила:
А. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее по тексту - МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани") о признании права на получение в собственность земельного участка.
Требования мотивировал следующим. Он является собственником жилого дома N .... по <адрес> на основании решения Вахитовского районного суда г. Казани. Данный жилой дом расположен на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м. Решением Вахитовского районного суда г. Казани за ним признано право на приобретение вышеназванного земельного участка по договору аренды. Однако в нарушение решения суда земельный участок в аренду А. не был предоставлен. Истец постоянно проживает в жилом доме N .... по <адрес> и не имеет другого жилища, в связи с чем просил суд признать за ним право на получение в собственность земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N ...., расположенного по адресу: <адрес>, обязав ответчика издать постановление о передаче в собственность указанной недвижимости и заключить с истцом договор на передачу имущества.
Просил признать за ним право на получение в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, обязать ответчика издать постановление о передаче ему земельного участка в собственность и заключить с ним договор.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани" с иском не согласилась.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, третьих лиц МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Суд исковые требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани и Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" Г. ставится вопрос об отмене решения суда от года как незаконного и необоснованного. Указывается, что часть спорного земельного участка находится в пределах красных линий, что исключает возможность его предоставления в собственность.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит отмене.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как следует из материалов дела, на основании решения Вахитовского районного суда г. Казани от 10 февраля 2012 года за А. зарегистрировано право собственности на жилой дом N .... по <адрес>.
<дата> А. обратился в Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани с заявлением о предоставлении ему земельного участка, занимаемого жилым домом, в собственность.
<дата> Исполнительный комитет муниципального образования в предоставлении участка в собственность истцу отказал, мотивируя тем, что земельный участок частично расположен в границах красных линий и не подлежит приватизации.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что истец вправе оформить в собственность спорный земельный участок, поскольку на нем находится объект недвижимого имущества, принадлежащий ему на праве собственности.
При этом оставлены без внимания следующие обстоятельства.
На основании статьи 11.1. Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Подпунктами 1, 3 и 4 пункта 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности отнесены: подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов, утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Обжалуемое решение постановлено без учета указанных положений закона.
Так, решением Вахитовского районного суда г. Казани от 10 февраля 2012 года за истцом признано право собственности на самовольные строения, расположенные по адресу: <адрес> (л.д. <данные изъяты>).
Решением Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 года N 23-26 "О генеральном плане муниципального образования г. Казани" утвержден Генеральный план муниципального образования г. Казани.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 9 июля 2012 года N 4533 был утвержден проект планировки территории района "Аметьево".
Из письма МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани", адресованного первому заместителю Главы МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК Мо г. Казани" в связи с рассмотрением обращения о подготовке градостроительного заключения по формированию границ земельного участка по <адрес>, следует, что в представленных на согласование документах N .... от <дата>, выполненных Обществом с ограниченной ответственностью "Землемер" на топографической съемке М <данные изъяты> показаны границы земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв. м, часть которого расположена в границах красной линии по <адрес>, что является нарушением градостроительного регламента.
Письмом Исполнительного комитета от <дата> на просьбу А. откорректировать красные линии <адрес>, рекомендовано сформировать границы земельного участка с учетом красных линий.
Таким образом, генеральный план муниципального образования г. Казани, равно как и красные линии, на которые ссылается ответная сторона в обоснование своего непризнания заявленных требований, в установленном законом порядке и в соответствии с полномочиями соответствующего органа муниципального района были утвержден до начала формирования границ испрашиваемого земельного участка и до возникновения у истца прав на строения, расположенные на указанном земельном участке. Поэтому данное обстоятельство безусловно должно было быть принято судом во внимание.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пунктами 5 - 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Между тем, как следует из приобщенной к материалам дела кадастровой выписки о земельном участке, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, в государственный кадастр недвижимости <дата> внесены сведения о земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером ...., площадь и местоположение границ земельного участка являются ориентировочными и подлежат уточнению при межевании.
Местоположение границ испрашиваемого земельного участка в установленном порядке, в том числе, с учетом красных линий, не определено, сведения о земельном участке с кадастровым номером .... с указанием площади <данные изъяты> кв. м в ГКН отсутствуют.
В связи с изложенным правовых оснований для удовлетворения требования истца о признании за ним права на получение в собственность земельного участка площадью 518,46 кв. м, который не сформирован в установленном законом порядке, не имеется.
Более того, возможность заключения договора купли-продажи земельного участка, равно как и возможность принятия решения о его передаче в собственность, в данном случае исключена в силу пункта 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статьи 554 Гражданского кодекса Российской Федерации, предполагающей необходимость наличия данных, позволяющих определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче продавцом покупателю при заключении договора его купли-продажи.
При таких обстоятельствах решение суда в части требований о признании права истца на получение в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, а также в части возложения на ответчика обязанности принять решение о передаче в его собственность такого земельного участка не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене. Кроме того, как следует из текста искового заявления, требование о возложении на Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани обязанности принять решение о передаче земельного участка в собственность А. не заявлялось.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, установленная законом административная процедура предоставления земельного участка истцом не соблюдена, нарушение его прав при обращении в Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани с заявлением о предоставлении земельного участка не выявлено.
Оснований для удовлетворения иска в этой части не имеется.
Соответственно, с учетом изложенного решение суда в остальной части подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г. Казань Республики Татарстан от 23 апреля 2013 года по данному делу в части признания за А. права на получение в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес> и в части возложения на Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани обязанности принять решение о передаче в собственность А. земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м отменить. Принять в этой части новое решение.
В удовлетворении иска А. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" о признании за ним права на получение в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 11.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-8042/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2013 г. по делу N 33-8042/2013
Судья: Андреянова Г.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.В. Шакирьянова,
судей И.И. Багаутдинова, Л.И. Сибгатуллиной,
при секретаре судебного заседания С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И. Сибгатуллиной гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани и Муниципального казенного учреждения "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" Г. на решение Вахитовского районного суда г. Казань Республики Татарстан от 23 апреля 2013 года, которым постановлено:
иск А. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" о признании права на получение в собственность земельного участка удовлетворить частично.
Признать за А. право на получение в собственность земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани принять решение о передаче в собственность А. земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани и Муниципального казенного учреждения "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" С.Е. и представителя Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" Х., полагавших апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а также объяснения А., возражавшего удовлетворению апелляционной жалобы, Судебная коллегия
установила:
А. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее по тексту - МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани") о признании права на получение в собственность земельного участка.
Требования мотивировал следующим. Он является собственником жилого дома N .... по <адрес> на основании решения Вахитовского районного суда г. Казани. Данный жилой дом расположен на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м. Решением Вахитовского районного суда г. Казани за ним признано право на приобретение вышеназванного земельного участка по договору аренды. Однако в нарушение решения суда земельный участок в аренду А. не был предоставлен. Истец постоянно проживает в жилом доме N .... по <адрес> и не имеет другого жилища, в связи с чем просил суд признать за ним право на получение в собственность земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N ...., расположенного по адресу: <адрес>, обязав ответчика издать постановление о передаче в собственность указанной недвижимости и заключить с истцом договор на передачу имущества.
Просил признать за ним право на получение в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, обязать ответчика издать постановление о передаче ему земельного участка в собственность и заключить с ним договор.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани" с иском не согласилась.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, третьих лиц МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Суд исковые требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани и Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" Г. ставится вопрос об отмене решения суда от года как незаконного и необоснованного. Указывается, что часть спорного земельного участка находится в пределах красных линий, что исключает возможность его предоставления в собственность.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит отмене.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как следует из материалов дела, на основании решения Вахитовского районного суда г. Казани от 10 февраля 2012 года за А. зарегистрировано право собственности на жилой дом N .... по <адрес>.
<дата> А. обратился в Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани с заявлением о предоставлении ему земельного участка, занимаемого жилым домом, в собственность.
<дата> Исполнительный комитет муниципального образования в предоставлении участка в собственность истцу отказал, мотивируя тем, что земельный участок частично расположен в границах красных линий и не подлежит приватизации.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что истец вправе оформить в собственность спорный земельный участок, поскольку на нем находится объект недвижимого имущества, принадлежащий ему на праве собственности.
При этом оставлены без внимания следующие обстоятельства.
На основании статьи 11.1. Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Подпунктами 1, 3 и 4 пункта 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности отнесены: подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов, утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Обжалуемое решение постановлено без учета указанных положений закона.
Так, решением Вахитовского районного суда г. Казани от 10 февраля 2012 года за истцом признано право собственности на самовольные строения, расположенные по адресу: <адрес> (л.д. <данные изъяты>).
Решением Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 года N 23-26 "О генеральном плане муниципального образования г. Казани" утвержден Генеральный план муниципального образования г. Казани.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 9 июля 2012 года N 4533 был утвержден проект планировки территории района "Аметьево".
Из письма МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани", адресованного первому заместителю Главы МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК Мо г. Казани" в связи с рассмотрением обращения о подготовке градостроительного заключения по формированию границ земельного участка по <адрес>, следует, что в представленных на согласование документах N .... от <дата>, выполненных Обществом с ограниченной ответственностью "Землемер" на топографической съемке М <данные изъяты> показаны границы земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв. м, часть которого расположена в границах красной линии по <адрес>, что является нарушением градостроительного регламента.
Письмом Исполнительного комитета от <дата> на просьбу А. откорректировать красные линии <адрес>, рекомендовано сформировать границы земельного участка с учетом красных линий.
Таким образом, генеральный план муниципального образования г. Казани, равно как и красные линии, на которые ссылается ответная сторона в обоснование своего непризнания заявленных требований, в установленном законом порядке и в соответствии с полномочиями соответствующего органа муниципального района были утвержден до начала формирования границ испрашиваемого земельного участка и до возникновения у истца прав на строения, расположенные на указанном земельном участке. Поэтому данное обстоятельство безусловно должно было быть принято судом во внимание.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пунктами 5 - 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Между тем, как следует из приобщенной к материалам дела кадастровой выписки о земельном участке, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, в государственный кадастр недвижимости <дата> внесены сведения о земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером ...., площадь и местоположение границ земельного участка являются ориентировочными и подлежат уточнению при межевании.
Местоположение границ испрашиваемого земельного участка в установленном порядке, в том числе, с учетом красных линий, не определено, сведения о земельном участке с кадастровым номером .... с указанием площади <данные изъяты> кв. м в ГКН отсутствуют.
В связи с изложенным правовых оснований для удовлетворения требования истца о признании за ним права на получение в собственность земельного участка площадью 518,46 кв. м, который не сформирован в установленном законом порядке, не имеется.
Более того, возможность заключения договора купли-продажи земельного участка, равно как и возможность принятия решения о его передаче в собственность, в данном случае исключена в силу пункта 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статьи 554 Гражданского кодекса Российской Федерации, предполагающей необходимость наличия данных, позволяющих определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче продавцом покупателю при заключении договора его купли-продажи.
При таких обстоятельствах решение суда в части требований о признании права истца на получение в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, а также в части возложения на ответчика обязанности принять решение о передаче в его собственность такого земельного участка не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене. Кроме того, как следует из текста искового заявления, требование о возложении на Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани обязанности принять решение о передаче земельного участка в собственность А. не заявлялось.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, установленная законом административная процедура предоставления земельного участка истцом не соблюдена, нарушение его прав при обращении в Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани с заявлением о предоставлении земельного участка не выявлено.
Оснований для удовлетворения иска в этой части не имеется.
Соответственно, с учетом изложенного решение суда в остальной части подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г. Казань Республики Татарстан от 23 апреля 2013 года по данному делу в части признания за А. права на получение в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес> и в части возложения на Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани обязанности принять решение о передаче в собственность А. земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м отменить. Принять в этой части новое решение.
В удовлетворении иска А. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" о признании за ним права на получение в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)