Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.02.2013 ПО ДЕЛУ N А55-19887/2012

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2013 г. по делу N А55-19887/2012


Резолютивная часть постановления оглашена 05 февраля 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 февраля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Романенко С.Ш., Терентьева Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой А.В.,
рассмотрев 05 февраля 2013 года в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2012 года, принятое по делу N А55-19887/2012 (судья Шабанов А.Н.)
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (ОГРН 1106315004003)
к Открытому акционерному обществу "Опытно-производственное хозяйство Поволжской государственной зональной машиностроительной станции" (ОГРН 1076350000726)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения,
при участии в судебном заседании:
- от истца - не явился, извещен;
- от ответчика - не явились, извещены.

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу "Опытно-производственное хозяйство Поволжской государственной зональной машиностроительной станции" об урегулировании разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения N 2 к договору аренды земельного участка от 15 августа 2007 года N 17-2007/17 по пунктам 2, 8.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2012 года в иске было отказано.
Заявитель - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, не согласившись с решением суда первой инстанции обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований истца в полном объеме, поскольку решение является незаконным, нарушающим права и законные интересы Российской Федерации, так как имеет место несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, а также было допущено неправильное применение норм материального права.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик в судебное заседание не явился, отзыв на апелляционную жалобу не представил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, как арендодатель, и Открытым акционерным обществом "Опытно-производственное хозяйство Поволжской государственной зональной машиностроительной станции", как арендатор был заключен договор аренды земельного участка от 15 августа 2007 года N 17-2007/17, по условиям которого арендодатель сдал, а арендатор принял в аренду земельный участок площадью 37 677 689 кв. м отнесенный к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеющий кадастровый номер 63:22:0000000:0042, расположенный по адресу: Самарская область, р-н Кинельский ОПХ Поволжской МИС для сельскохозяйственных целей, на срок 10 лет с 01 августа 2007 года по 01 августа 2017 года.
Указанный договор зарегистрирован в установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке и в порядке, предусмотренном статьями 131, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обосновывая решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. По смыслу указанной правовой нормы способы защиты подлежат применению в случаях, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Земельный участок был передан ответчику по Акту приема-передачи земельного участка от 15 августа 2007 года.
В соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29 сентября 2009 года N 278, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
По смыслу статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу новый собственник имущества становится стороной договора аренды. Данный вывод согласуется с положениями статей 382 и 387 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающих перемену лиц в обязательстве на основании закона.
Пунктом 2.1 договора аренды земельного участка от 15 августа 2007 года N 17-2007/17, стороны установили размер арендной платы равным 280 681 руб. 00 коп. в год, и в соответствии с п. 2.2. договора, арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями от суммы, указанной в п. 2.1. договора, до истечения десятого дня начала следующего квартала, а за четвертый квартал не позднее 25 ноября текущего года. Пунктом 2.1 договора, также определено, что арендная плата может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (часть 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Арендная плата за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации является устанавливаемой уполномоченными на то государственными органами.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Таким образом, установленный в договоре аренды размер платы за пользование земельным участком считается измененным с момента принятия уполномоченным государственным органом нормативного правового акта об установлении нового размера и (или) порядка расчета арендной платы. Однако стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор.
В соответствии со ст. ст. 309 - 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Заявитель, обосновывая жалобу, ссылается на то, что судом первой инстанции сделаны неверные выводы, имеющихся в деле документов, а именно дана ненадлежащая оценка соглашений и протокола разногласий.
Судом апелляционной инстанции указанный довод во внимание не принимается по следующим основаниям.
При анализе дополнительного соглашения N 2 к договору аренды земельного участка от 15 августа 2007 года N 17-2007/17, а именно пунктов 2, 8, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции была дана надлежащая оценка указанному соглашению, и сделан правомерный вывод о следующем.
Пункт 2: "Размер арендной платы за участок, установленный по договору, корректируется на коэффициент-дефлятор 1,295, утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 13 ноября 2009 года N 465, и с 01 января 2010 года составляет 363 481 руб. 90 коп. в год. НДС не предусмотрен.
Размер арендной платы за участок, установленный по договору, корректируется на коэффициент-дефлятор 1,372, утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 27 октября 2010 года N 519, и с 01 января 2011 года составляет 385 094 руб. 33 коп. в год. НДС не предусмотрен.
Размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки на коэффициент-дефлятор на текущий финансовый год и не чаще одного раза в год при изменении ставки арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка. Изменение размера арендной платы корректировки на коэффициент-дефлятор на текущий финансовый год осуществляется арендодателем в одностороннем порядке с предварительным уведомлением арендатора. Изменение ставки арендной платы осуществляется на основании дополнительных соглашений к договору.
Уведомлением арендатора об изменении размера арендной платы путем корректировки на коэффициент-дефлятор является:
- - опубликование (первая публикация) в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов органов исполнительной власти, установленном указом Президента Российской Федерации, нормативного акта Министерства экономического развития Российской Федерации об утверждении коэффициента-дефлятора на соответствующий год;
- - размещение на официальном сайте арендодателя информационного сообщения о корректировке размера арендной платы на коэффициент-дефлятор, либо направление арендодателем соответствующего уведомления в адрес арендатора посредством почтовой связи.
Уведомление о перерасчете арендной платы вместе с дополнительным соглашением об изменении размера арендной платы направляется арендодателем арендатору. При этом заключение дополнительного соглашения является обязательным для арендатора. Дополнительное соглашение об изменении арендной платы составляет неотъемлемую часть настоящего договора.
Также размер арендной платы пересматривается в случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Новый размер арендной платы устанавливается в расчетах сторон с момента, указанного в дополнительном соглашении об изменении арендной платы. В этом случае разница между новым размером арендной платы и размером арендной платы, указанным в п. 2.1 договора, подлежит перечислению арендатором по указанным в п. 2.4 договора реквизитам в течение 10 (десяти) рабочих дней после подписан дополнительного соглашения".
Пункт 8: "Пункт 10 договора дополнить абзацами следующего содержания: В соответствии с п. 3 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны пришли к соглашению, что арендатор обязуется своими силами от имени арендодателя обеспечить проведение кадастровых работ и совершение иных действий, необходимых для раздела участка, в результате которого части участка с учетными номерами 63:22:1601004:0044 (площадью 394 138 кв. м), 63:22:1601005:0027 (площадью 333 377 кв. м) и 63:22:1601005:0029 (площадью 632 807 кв. м) образуют самостоятельные земельные участки. В целях исполнения данного поручения арендатор обязуется осуществить действия, необходимые для кадастрового учета образуемых земельных участков в результате раздела участка.
В целях исполнения поручения, указанного в абзаце 2 п. 10 договора, арендодатель обязуется выдать доверенность на осуществление вышеуказанных действий, после предоставления арендатором в адрес арендодателя межевых планов образуемых участков.
В соответствии с п. 4 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации при образовании земельных участков, указанных в абзаце 2 п. 10 договора, арендатор имеет преимущественное право на заключение договоров аренды образуемых и измененных земельных участков на прежних условиях без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в договор.
Изменение категории участка либо земельных участков, указанных в абзаце 2 п. 10 договора, является основанием для одностороннего расторжения договора по инициативе арендодателя. В этом случае арендодатель уведомляет арендатора об одностороннем отказе от договора в 6-месячный срок".
Согласно части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (пункт 1 статьи 426 Кодекса).
Согласно пункту 3 статьи 426 и статье 445 Кодекса, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с частью 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Изменение арендной платы на основании принятых соответствующими уполномоченными государственными органами нормативных актов не является изменением условий договора о размере арендной платы в смысле пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора, закрепленного в пункте 2.1 договора от 15 августа 2007 года N 17-2007/17.
Спорный земельный участок находится в собственности Российской Федерации. Установление порядка определения размера арендной платы при передаче данного земельного участка в аренду в силу статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации относится к компетенции Российской Федерации. Указанный порядок определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Пунктом 8 указанного нормативно-правового акта предусмотрено, что при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя на размер коэффициента-дефлятора, ежегодно утверждаемого Министерством экономического развития Российской Федерации. Коэффициент-дефлятор применяется ежегодно по состоянию на начало очередного года, начиная с года, следующего за годом, в котором принято решение о предоставлении земельного участка в аренду.
Расчет арендной платы и размер арендной платы за пользование спорным земельным участком следует производить с учетом Федерального закона Российской Федерации "Об оценочной деятельности в РФ" от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 октября 2010 года N 519 "Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2011 год".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 697 были внесены изменения в Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, в части того, что арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Таким образом, с 01 января 2012 года размер арендной платы по договору аренды подлежит корректировке не на коэффициент-дефлятор, а на уровень инфляции, который в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", на 2012 год был определен в размере, не превышающем 6,0 процентов.
При этом в материалы дела представлено дополнительное соглашение от 28 июня 2012 года к договору аренды земельного участка от 15 августа 2007 года N 17-2007/17, где стороны дополнили пункт 2 новым абзацем: "С 01 января 2012 года размер арендной платы по договору корректируется на размер уровня инфляции равного 1,06 согласно Федеральному закону от 30 ноября 2011 года N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" НДС не предусмотрен" и составляет 408 199 руб. 99 коп. в год.". Также в дополнительном соглашении от 28 июня 2012 года, пункт 10 изложен в иной редакции.
Кроме того, в представленном в суд протоколе разногласий от 28 июня 2012 года отсутствует спор по пункту 2 регулирующим размер арендных платежей.
Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
Из представленных в материалы дела дополнительных соглашений и протокола разногласий, следует, что у сторон возник спор по иным условиям и иным пунктам.
Также следует отметить, что требование уполномоченного органа о разделе спорного земельного участка некорректно, поскольку арендатор действует по своему усмотрению, согласно своей воле и в своем интересе, и свободен при выборе земельного участка, что не может служить основанием для квалификации действий арендатора, как незаконных.
Земельное законодательство связывает земельный участок как объект гражданских правоотношений с его государственным кадастровым учетом, после чего земельный участок может являться объектом аренды.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
При указанных обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводам в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2012 года, принятое по делу N А55-19887/2012 и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако, истец в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2012 года, принятое по делу N А55-19887/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
С.Ю.НИКОЛАЕВА

Судьи
С.Ш.РОМАНЕНКО
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)