Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья - Горюшина Л.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.
судей краевого суда Рыбиной А.В., Шелудько В.В.
по докладу судьи Рыбиной А.В.
при секретаре В.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы администрации Харьковского сельского поселения Лабинского района П. на решение Лабинского районного суда Краснодарского края от 15 июня 2012 года и возражениям Лабинской межрайонной прокуратуры.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Лабинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Харьковского сельского поселения по обеспечению должного уровня содержания муниципальной дороги общего пользования. В обоснование требований указал, что в течение нескольких лет администрацией Харьковского сельского поселения не предпринималось никаких практических мер, направленных на государственную регистрацию права собственности поселения на имеющиеся в реестре муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов: средства на оформление и государственную регистрацию права муниципальной собственности в бюджете поселения не предусматривались, документы, необходимые для государственной регистрации права в Лабинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии не предоставлялись, свидетельства о государственной регистрации права собственности установленного образца не получались. В нарушение требований действующего законодательства порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог не определен, муниципальный правовой акт, которым утвержден порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в установленном порядке не принят, муниципальный контроль в данной сфере не проводится; нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели не утверждены, границы автомобильных дорог не определены, межевые знаки не установлены. Указанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией Харьковского сельского поселения обязанностей в сфере дорожной деятельности, что нарушает права неограниченного круга лиц.
В суде первой инстанции представитель администрации Харьковского сельского поселения возражала против заявленных требований, пояснив, что администрацией Харьковского сельского поселения предпринимаются все меры для осуществления указанных мероприятий, допущенные нарушения могут быть устранены не ранее 01.01.2013 года.
Обжалуемым решением Лабинского районного суда Краснодарского края от 15 июня 2012 года суд удовлетворил заявленные требования.
Суд обязал администрацию Харьковского сельского поселения в срок до 01.01.2013 г. провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов, согласно выписки из приложения N 12 к закону Краснодарского края от 13.11.2006 г. N 1117-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Лабинский район, между вновь образованными городскими сельскими поселениями и муниципальным образованием Лабинский район, в состав которого они входят"; принять в установленном порядке муниципальный правовой акт, определяющий уполномоченный орган по проведению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, а также порядок осуществления такого контроля; утвердить нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; провести работы по определению границ автомобильных дорог местного значения и установлению межевых знаков.
В апелляционной жалобе глава администрации Харьковского сельского поселения Лабинского района П. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
В письменных возражениях прокуратура Лабинского района просит оставить решение суда без изменения.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений, выслушав представителя администрации Харьковского сельского поселения Лабинского района по доверенности - Т., просившую отменить решение суда, а также мнение прокурора Руденко М.В., просившую отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 13.11.2006 года N 1117-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Лабинский район, между вновь образованными городскими сельскими поселениями и муниципальным образованием Лабинский район, в состав которого они входят" утвержден перечень имущества, передаваемого муниципальным образованием Лабинский район вновь образованному Харьковскому сельскому поселению. Согласно приложению N 12 к указанному Закону, Харьковскому сельскому поселению передано имущество, включая 1 автомобильную дорогу общего пользования в границах населенных пунктов поселения, а именно: автомобильные дороги с инженерными сооружениями асфальтобетон - 1,0 км, гравий - 5,5 км; грунт - 5,0 км.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрена обязательная государственная регистрация права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Судом установлен тот факт, что по настоящее время государственная регистрация права собственности на вышеперечисленное имущество не проведена, средства на оформление и государственную регистрацию в бюджете поселения не предусмотрены, документы, необходимые для государственной регистрации права в Лабинский отдел Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю не предоставлялись, свидетельства о государственной регистрации права собственности установленного образца не получались.
Кроме того, в нарушение требований ст. 13, 14 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в администрации Харьковского сельского поселения отсутствует муниципальный правовой акт, которым утвержден порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, муниципальный контроль в данной сфере не проводится.
Согласно требованиям п. 11 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" и ст. 13 Закона Краснодарского края от 07.06.2001 года N 369-КЗ "Об автомобильных дорогах, расположенных на территории Краснодарского края" к полномочиям органов местного самоуправления отнесено утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Установлено, что в Харьковском сельском поселении надлежащим образом не утверждены нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели, что не позволяет эффективно финансировать дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и свидетельствует о наличии пробелов в муниципальном правотворчестве.
Помимо изложенных выше нарушений установлено, что администрацией сельского поселения не определены границы автомобильных дорог местного значения и не установлены межевые знаки.
Исходя из изложенного, учитывая, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ относится к вопросам местного значения, решение которых относится к компетенции местной администрации суд находит доказанным тот факт, что бездействие администрации сельского поселения приводит к нарушению прав граждан в сфере дорожной деятельности.
Учитывая вышеизложенное, суд обоснованно удовлетворил требования Лабинской межрайонной прокуратуры о признании незаконным бездействия администрации Харьковского сельского поселения Лабинского района по обеспечению должного уровня содержания муниципальной дороги общего пользования.
Вместе с тем, учитывая порядок формирования бюджета и вступления решения представительного органа о бюджете в силу в соответствии со ст. ст. 185, 187 Бюджетного кодекса РФ, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости исключения из резолютивной части обжалуемого решения Лабинского районного суда от 15 июня 2012 г. указание на срок "до 01.01.2013 г.", в течение которого администрация Харьковского сельского поселения Лабинского района обязана выполнить перечисленные в резолютивной части решения суда действия.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Лабинского районного суда Краснодарского края от 15 июня 2012 - изменить.
Из резолютивной части решения Лабинского районного суда от 15 июня 2012 г. исключить указание на срок "до 01.01.2013 г.", в течение которого администрация Харьковского сельского поселения Лабинского района обязана выполнить перечисленные в резолютивной части решения суда действия.
В остальной части решение Лабинского районного суда Краснодарского края от 15 июня 2012 оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 28.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-17096/12
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 августа 2012 г. по делу N 33-17096/12
Судья - Горюшина Л.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.
судей краевого суда Рыбиной А.В., Шелудько В.В.
по докладу судьи Рыбиной А.В.
при секретаре В.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы администрации Харьковского сельского поселения Лабинского района П. на решение Лабинского районного суда Краснодарского края от 15 июня 2012 года и возражениям Лабинской межрайонной прокуратуры.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Лабинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Харьковского сельского поселения по обеспечению должного уровня содержания муниципальной дороги общего пользования. В обоснование требований указал, что в течение нескольких лет администрацией Харьковского сельского поселения не предпринималось никаких практических мер, направленных на государственную регистрацию права собственности поселения на имеющиеся в реестре муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов: средства на оформление и государственную регистрацию права муниципальной собственности в бюджете поселения не предусматривались, документы, необходимые для государственной регистрации права в Лабинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии не предоставлялись, свидетельства о государственной регистрации права собственности установленного образца не получались. В нарушение требований действующего законодательства порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог не определен, муниципальный правовой акт, которым утвержден порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в установленном порядке не принят, муниципальный контроль в данной сфере не проводится; нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели не утверждены, границы автомобильных дорог не определены, межевые знаки не установлены. Указанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией Харьковского сельского поселения обязанностей в сфере дорожной деятельности, что нарушает права неограниченного круга лиц.
В суде первой инстанции представитель администрации Харьковского сельского поселения возражала против заявленных требований, пояснив, что администрацией Харьковского сельского поселения предпринимаются все меры для осуществления указанных мероприятий, допущенные нарушения могут быть устранены не ранее 01.01.2013 года.
Обжалуемым решением Лабинского районного суда Краснодарского края от 15 июня 2012 года суд удовлетворил заявленные требования.
Суд обязал администрацию Харьковского сельского поселения в срок до 01.01.2013 г. провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов, согласно выписки из приложения N 12 к закону Краснодарского края от 13.11.2006 г. N 1117-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Лабинский район, между вновь образованными городскими сельскими поселениями и муниципальным образованием Лабинский район, в состав которого они входят"; принять в установленном порядке муниципальный правовой акт, определяющий уполномоченный орган по проведению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, а также порядок осуществления такого контроля; утвердить нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; провести работы по определению границ автомобильных дорог местного значения и установлению межевых знаков.
В апелляционной жалобе глава администрации Харьковского сельского поселения Лабинского района П. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
В письменных возражениях прокуратура Лабинского района просит оставить решение суда без изменения.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений, выслушав представителя администрации Харьковского сельского поселения Лабинского района по доверенности - Т., просившую отменить решение суда, а также мнение прокурора Руденко М.В., просившую отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 13.11.2006 года N 1117-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Лабинский район, между вновь образованными городскими сельскими поселениями и муниципальным образованием Лабинский район, в состав которого они входят" утвержден перечень имущества, передаваемого муниципальным образованием Лабинский район вновь образованному Харьковскому сельскому поселению. Согласно приложению N 12 к указанному Закону, Харьковскому сельскому поселению передано имущество, включая 1 автомобильную дорогу общего пользования в границах населенных пунктов поселения, а именно: автомобильные дороги с инженерными сооружениями асфальтобетон - 1,0 км, гравий - 5,5 км; грунт - 5,0 км.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрена обязательная государственная регистрация права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Судом установлен тот факт, что по настоящее время государственная регистрация права собственности на вышеперечисленное имущество не проведена, средства на оформление и государственную регистрацию в бюджете поселения не предусмотрены, документы, необходимые для государственной регистрации права в Лабинский отдел Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю не предоставлялись, свидетельства о государственной регистрации права собственности установленного образца не получались.
Кроме того, в нарушение требований ст. 13, 14 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в администрации Харьковского сельского поселения отсутствует муниципальный правовой акт, которым утвержден порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, муниципальный контроль в данной сфере не проводится.
Согласно требованиям п. 11 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" и ст. 13 Закона Краснодарского края от 07.06.2001 года N 369-КЗ "Об автомобильных дорогах, расположенных на территории Краснодарского края" к полномочиям органов местного самоуправления отнесено утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Установлено, что в Харьковском сельском поселении надлежащим образом не утверждены нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели, что не позволяет эффективно финансировать дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и свидетельствует о наличии пробелов в муниципальном правотворчестве.
Помимо изложенных выше нарушений установлено, что администрацией сельского поселения не определены границы автомобильных дорог местного значения и не установлены межевые знаки.
Исходя из изложенного, учитывая, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ относится к вопросам местного значения, решение которых относится к компетенции местной администрации суд находит доказанным тот факт, что бездействие администрации сельского поселения приводит к нарушению прав граждан в сфере дорожной деятельности.
Учитывая вышеизложенное, суд обоснованно удовлетворил требования Лабинской межрайонной прокуратуры о признании незаконным бездействия администрации Харьковского сельского поселения Лабинского района по обеспечению должного уровня содержания муниципальной дороги общего пользования.
Вместе с тем, учитывая порядок формирования бюджета и вступления решения представительного органа о бюджете в силу в соответствии со ст. ст. 185, 187 Бюджетного кодекса РФ, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости исключения из резолютивной части обжалуемого решения Лабинского районного суда от 15 июня 2012 г. указание на срок "до 01.01.2013 г.", в течение которого администрация Харьковского сельского поселения Лабинского района обязана выполнить перечисленные в резолютивной части решения суда действия.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Лабинского районного суда Краснодарского края от 15 июня 2012 - изменить.
Из резолютивной части решения Лабинского районного суда от 15 июня 2012 г. исключить указание на срок "до 01.01.2013 г.", в течение которого администрация Харьковского сельского поселения Лабинского района обязана выполнить перечисленные в резолютивной части решения суда действия.
В остальной части решение Лабинского районного суда Краснодарского края от 15 июня 2012 оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)