Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Спецпроект" Баева А.С. (доверенность от 20.03.2013), от Комитета по развитию транспортной инфраструктуры правительства Санкт-Петербурга Царьковой К.М. (доверенность от 15.01.2013 N 01-10-23/13-0-0), от Комитета финансов Санкт-Петербурга Кузьменкова С.А. (доверенность от 24.12.2012 N 01-02/4410), рассмотрев 20.03.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецпроект" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2012 (судья Преснецова Т.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Жиляева Е.В.) по делу N А56-32270/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Спецпроект", место нахождения: 191002, Санкт-Петербург, Разъезжая ул., д. 5, ОГРН 1067847200156 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к субъекту Российской Федерации - Санкт-Петербургу в лице Комитета по развитию транспортной инфраструктуры правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, Караванная ул., д. 9, лит. А, ОГРН 1037843037935 (далее - Комитет), о рассмотрении разногласий по соглашению о выкупе земельного участка, принятии условия о выкупной цене в редакции Общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет финансов Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 16, ОГРН 1027810256352 (далее - Комитет финансов).
Решением от 21.09.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.12.2012, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального и материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит принятые решение и постановление отменить, вынести новый судебный акт, рассмотрев по существу разногласия, возникшие при заключении соглашения о выкупе земельного участка, приняв условие о выкупной цене в редакции истца; либо направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как указывает податель жалобы, суды не привели убедительных доводов о невозможности применения способа защиты права, предусмотренного статьями 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); вывод судов в отношении действий сторон по заключенному в рамках дела N А56-22643/2011 мировому соглашению не учитывает факта уклонения Комитета от согласования технического задания.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить принятые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Комитета и Комитета финансов возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2011 N 1427 принято решение об изъятии путем выкупа для государственных нужд Санкт-Петербурга земельного участка 86 площадью 5371 кв. м с кадастровым номером 78:37:17819Д:9, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Петро-Славянка, территория предприятия "Ленсоветовское", принадлежащего на праве собственности Обществу. Комитету поручено осуществить юридические действия, связанные с изъятием названного земельного участка. Государственная регистрация обременения земельного участка произведена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу 20.10.2011.
В рамках дела N А56-22643/2011 определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.08.2011 утверждено мировое соглашение о порядке совершения Обществом и Комитетом действий, направленных на изъятие указанного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга.
Как следует из материалов дела, 17.04.2012 Общество направило в адрес губернатора Санкт-Петербурга подписанное соглашение о выкупе земельного участка с приложением отчета об оценке его рыночной стоимости, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Эксперт-Сервис", и заключения об оценке убытков, в том числе связанных с упущенной выгодой.
Указывая, что 27.04.2012 Комитет подготовил отказ от акцепта, и он неправомерно уклоняется от заключения договора на условиях, предложенных истцом, а заключение соглашения о выкупе земельного участка обязательно для ответчика, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды отказали в иске, придя к выводу об отсутствии у собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, права требования выкупа земельного участка (в отличие от государственных органов, принявших решение об изъятии земельного участка).
Кассационная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регулируется федеральным законодательством (земельным и гражданским).
Согласно пункту 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях и по основаниям, приведенным в указанной норме права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 ЗК РФ порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
В силу статьи 282 ГК РФ если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 ГК РФ.
Проанализировав приведенные нормы права, суды пришли к выводу, что у собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, отсутствует право требовать выкупить у него земельный участок (в отличие от государственных органов, принявших решение об изъятии земельного участка); собственник земельного участка имеет право на компенсацию убытков, причиненных изъятием земельного участка; Общество избрало ненадлежащий способ защиты права, что является основанием для отказа в иске.
Кассационная инстанция считает эти выводы правильными.
По смыслу статей 281, 282 ГК РФ условия выкупа земельного участка, в том числе условие о выкупной цене, определяются соглашением собственника и уполномоченного органа; в случае несогласия собственника с решением об изъятии у него земельного участка или недостижения названными лицами соглашения об условиях выкупа названные вопросы могут быть разрешены судом по иску уполномоченного органа о выкупе земельного участка. Комитет с таким иском в суд не обращался. Соглашение об изъятии земельного участка не подписано.
Кроме того, из пояснений участвующих в деле лиц следует, что в настоящее время сторонами предпринимаются меры по исполнению условий заключенного в рамках дела N А56-22643/2011 мирового соглашения; техническое задание согласовано Комитетом 04.02.2013 и направлено Обществу.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды, правильно применив нормы материального права, обоснованно отказали в удовлетворении заявления Общества, поэтому принятые судебные акты следует оставить в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 по делу N А56-32270/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецпроект" - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
Г.М.РУДНИЦКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 27.03.2013 ПО ДЕЛУ N А56-32270/2012
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2013 г. по делу N А56-32270/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Спецпроект" Баева А.С. (доверенность от 20.03.2013), от Комитета по развитию транспортной инфраструктуры правительства Санкт-Петербурга Царьковой К.М. (доверенность от 15.01.2013 N 01-10-23/13-0-0), от Комитета финансов Санкт-Петербурга Кузьменкова С.А. (доверенность от 24.12.2012 N 01-02/4410), рассмотрев 20.03.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецпроект" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2012 (судья Преснецова Т.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Жиляева Е.В.) по делу N А56-32270/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Спецпроект", место нахождения: 191002, Санкт-Петербург, Разъезжая ул., д. 5, ОГРН 1067847200156 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к субъекту Российской Федерации - Санкт-Петербургу в лице Комитета по развитию транспортной инфраструктуры правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, Караванная ул., д. 9, лит. А, ОГРН 1037843037935 (далее - Комитет), о рассмотрении разногласий по соглашению о выкупе земельного участка, принятии условия о выкупной цене в редакции Общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет финансов Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 16, ОГРН 1027810256352 (далее - Комитет финансов).
Решением от 21.09.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.12.2012, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального и материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит принятые решение и постановление отменить, вынести новый судебный акт, рассмотрев по существу разногласия, возникшие при заключении соглашения о выкупе земельного участка, приняв условие о выкупной цене в редакции истца; либо направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как указывает податель жалобы, суды не привели убедительных доводов о невозможности применения способа защиты права, предусмотренного статьями 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); вывод судов в отношении действий сторон по заключенному в рамках дела N А56-22643/2011 мировому соглашению не учитывает факта уклонения Комитета от согласования технического задания.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить принятые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Комитета и Комитета финансов возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2011 N 1427 принято решение об изъятии путем выкупа для государственных нужд Санкт-Петербурга земельного участка 86 площадью 5371 кв. м с кадастровым номером 78:37:17819Д:9, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Петро-Славянка, территория предприятия "Ленсоветовское", принадлежащего на праве собственности Обществу. Комитету поручено осуществить юридические действия, связанные с изъятием названного земельного участка. Государственная регистрация обременения земельного участка произведена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу 20.10.2011.
В рамках дела N А56-22643/2011 определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.08.2011 утверждено мировое соглашение о порядке совершения Обществом и Комитетом действий, направленных на изъятие указанного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга.
Как следует из материалов дела, 17.04.2012 Общество направило в адрес губернатора Санкт-Петербурга подписанное соглашение о выкупе земельного участка с приложением отчета об оценке его рыночной стоимости, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Эксперт-Сервис", и заключения об оценке убытков, в том числе связанных с упущенной выгодой.
Указывая, что 27.04.2012 Комитет подготовил отказ от акцепта, и он неправомерно уклоняется от заключения договора на условиях, предложенных истцом, а заключение соглашения о выкупе земельного участка обязательно для ответчика, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды отказали в иске, придя к выводу об отсутствии у собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, права требования выкупа земельного участка (в отличие от государственных органов, принявших решение об изъятии земельного участка).
Кассационная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регулируется федеральным законодательством (земельным и гражданским).
Согласно пункту 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях и по основаниям, приведенным в указанной норме права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 ЗК РФ порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
В силу статьи 282 ГК РФ если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 ГК РФ.
Проанализировав приведенные нормы права, суды пришли к выводу, что у собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, отсутствует право требовать выкупить у него земельный участок (в отличие от государственных органов, принявших решение об изъятии земельного участка); собственник земельного участка имеет право на компенсацию убытков, причиненных изъятием земельного участка; Общество избрало ненадлежащий способ защиты права, что является основанием для отказа в иске.
Кассационная инстанция считает эти выводы правильными.
По смыслу статей 281, 282 ГК РФ условия выкупа земельного участка, в том числе условие о выкупной цене, определяются соглашением собственника и уполномоченного органа; в случае несогласия собственника с решением об изъятии у него земельного участка или недостижения названными лицами соглашения об условиях выкупа названные вопросы могут быть разрешены судом по иску уполномоченного органа о выкупе земельного участка. Комитет с таким иском в суд не обращался. Соглашение об изъятии земельного участка не подписано.
Кроме того, из пояснений участвующих в деле лиц следует, что в настоящее время сторонами предпринимаются меры по исполнению условий заключенного в рамках дела N А56-22643/2011 мирового соглашения; техническое задание согласовано Комитетом 04.02.2013 и направлено Обществу.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды, правильно применив нормы материального права, обоснованно отказали в удовлетворении заявления Общества, поэтому принятые судебные акты следует оставить в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 по делу N А56-32270/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецпроект" - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
Г.М.РУДНИЦКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)