Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 11.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7943/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2013 г. по делу N 33-7943/2013


Судья: Хамитова Г.Р.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р.,
судей Галиевой А.М., Сальниковой М.М.,
при секретаре судебного заседания А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сальниковой М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Кировского районного суда города Казани от 7 мая 2013 года, которым постановлено:
исковое заявление удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное учреждение "Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" подготовить проект постановления руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани о предоставлении в собственность за плату И. земельного участка площадью 941 кв. м по <адрес>.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования города Казани предоставить в собственность за плату ФИО1 земельный участок площадью 941 кв. м по <адрес>.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя Администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани А.А. в поддержку апелляционной жалобы, возражения И. и его представителя К. относительно апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

И. обратился в суд с иском к Администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о возложении обязанности предоставить земельный участок.
В обоснование заявленных требований И. указал, что является собственником жилого дома общей площадью 50 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> (литер А)
На основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 30 октября 2012 года "Об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес> на кадастровом плане территории" подготовлен межевой план земельного участка.
Однако 21 марта 2013 года в предоставлении земельного участка было отказано в связи с тем, что на данном земельном участке расположен жилой дом под литером Б общей площадью 95,3 кв. м, сведения о зарегистрированных правах на который отсутствуют.
И. с таким отказом не согласен, поскольку жилое строение под литером Б возведено им в 2005-2007 году за счет собственных средств, просит признать отказ незаконным и обязать ответчика передать ему в собственность земельный участок площадью 941 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.
В судебное заседание И. при надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания не явился, его представитель К. поддержала заявленные требования.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, представителей не направили.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани ставит вопрос об отмене решения суда, указывая, что предоставление И. земельного участка может нарушить законные права и интересы иных лиц на оформление прав на земельный участок.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани А.А. поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям. И. и его представитель К. просили оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в суд апелляционной инстанции не явились, представителей не направили.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлена недопустимость отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлен статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 указанной статьи граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Как следует из пункта 5 статьи 36 Кодекса, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок и представляют перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок. При этом указанные органы не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных перечнем.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 475.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Кодекса в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 этой же статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как следует из пункта 7 статьи 36 Кодекса в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу пункта 8 статьи 36 Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Из материалов дела следует, что И. является собственником объекта недвижимости - одноэтажного жилого дома общей площадью 50 кв. м (литер А), расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается вступившим в законную силу решением Кировского районного суда города Казани от 22 декабря 2011 года и свидетельством о государственной регистрации права серии <...> .... от 12 марта 2012 года.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 30 октября 2012 года.... утверждена схема расположения земельного участка по <адрес>, занимаемого жилым домом, на кадастровом плане территории, при этом определена площадь земельного участка 941 кв. м.
Пунктом 2 постановления И. рекомендовано обратиться в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан для проведения кадастрового учета земельного участка, указанного в подпункте 1.1 постановления; после проведения кадастрового учета земельного участка обратиться в Администрацию Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани для подготовки решения о предоставлении земельного участка.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 29 января 2013 года.... данный земельный участок площадью 941 кв. м поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый номер <...>, разрешенное использование - жилой дом.
21 марта 2013 года письмом за.... Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани уведомила И. о том, что рассмотрение вопроса об оформлении права на земельный участок возможно после представления документов, удостоверяющих право на жилой дом под литером П. основанием для принятия такого решения послужил абзац второй пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 4 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Разрешая данный спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что И., являясь собственником жилого <адрес> (литер А) по <адрес>, в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеет право на приобретение в собственность земельного участка в границах фактического землепользования с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Ответчиком не оспаривается тот факт, что заявителем при обращении в орган местного самоуправления приложены необходимые документы для предоставления земельного участка, в том числе технический паспорт здания (строения), в котором содержатся сведения о жилых домах под литером А и литером Б. При этом постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 30 октября 2012 года N 8043 утверждена схема расположения земельного участка по <адрес>, занимаемого жилым домом, на кадастровом плане территории, площадь земельного участка определена в размере 941 кв. м. Данное постановление не было отменено или изменено Исполнительным комитетом, адресованные истцу предписания (пункт 2 постановления) были им исполнены, земельный участок поставлен на кадастровый учет. Следовательно, в силу пункта 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта должно быть принято решение о предоставлении земельного участка.
В обоснование невозможности предоставления земельного участка, ответчик ссылается на необходимость представления документов, предусмотренных пунктом 4 вышеназванного перечня.
Однако пунктом 2 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 475, утвердившего данный перечень, установлено, что документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Следовательно, оснований для отказа в предоставлении земельного участка по мотиву непредставления документов, указанных в пункте 4 Перечня, не имелось. Иных обоснований отказа в письме от 24 марта 2013 года не приводится.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворении иска И. и не находит оснований для отмены решения суда, постановленного при всестороннем и полном исследовании доказательств, установлении фактических обстоятельств и правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о возможном нарушении прав и интересов иных лиц на оформление права на спорный земельный участок не могут быть приняты во внимание, поскольку заявителем апелляционной жалобы не представлено доказательств принадлежности жилого строения под литером Б какому-либо иному лицу, наличия правопритязаний на данное строение.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда города Казани от 7 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)