Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Кручининой Н.А., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Менкнасуновой М.Б.,
при участии в заседании:
от заявителя: Якушева Е.Е., доверенность от 24.02.2012 N 1Д-314,
от заинтересованного лица: Матвейчук Д.Г., доверенность от 09.01.2013 N 2-44/12,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Фрязино Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30.11.2012 по делу N А41-11538/12, принятое судьей Нечаевой С.В., по заявлению индивидуального предпринимателя Пластикова Виталия Евгеньевича к администрации города Фрязино Московской области об оспаривании отказа и обязании осуществить определенные действия,
установил:
индивидуальный предприниматель Пластиков Виталий Евгеньевич (далее - предприниматель, заявитель, ИП Пластиков В.Е.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации города Фрязино Московской области об оспаривании (далее - администрация, заинтересованное лицо), в котором просит:
- - признать недействительным отказ администрации, изложенный в письме от 08.02.2012 N П-02, в предоставлении Пластикову В.Е. земельного участка с кадастровым номером 50:44:0010227:5 площадью 3150 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Фрязино, ул. Вокзальная, д. 26, в собственность;
- - обязать администрацию в двухнедельный срок с даты вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении в собственность Пластикову В.Е. земельного участка с кадастровым номером 50:44:0010227:5 площадью 3150 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Фрязино, ул. Вокзальная, д. 26;
- - обязать администрацию в двухнедельный срок с даты вступления судебного акта в законную силу подготовить и направить Пластикову В.Е. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:44:0010227:5 площадью 3150 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Фрязино, ул. Вокзальная, д. 26, отвечающий требованиям законодательства, то есть, в частности, экземпляры договоров должны быть подписаны уполномоченным лицом и скреплены печатью администрации, а также содержать все существенные условия, установленные законодательством для договоров данного вида.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.11.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИП Пластикову В.Е. принадлежит на праве аренды земельный участок с кадастровым номером 50:44:0010227:5 площадью 3150 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Фрязино, ул. Вокзальная, д. 26, в собственность, что подтверждается договором аренды от 27.03.2001 N 936, дополнительными соглашениями к нему и договором переуступки прав от 17.10.2003 (л.д. 47-57).
На указанном земельном участке расположены следующие объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности предпринимателю:
- - открытая автостоянка на 100 машиномест, площадью 2399,4 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.06.2011 серии 50АБ N 842697 (л.д. 42);
- - ограждение, площадью 215 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.11.2010 серии 50АБ N 040584 (л.д. 43);
- - дорога, протяженностью 36 м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.11.2010 серии АБ N 040583 (л.д. 44).
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 28.02.2012 земельный участок с кадастровым номером 50:44:0010227:5 площадью 3150 кв. м, имеет категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для общественно-делового и гражданского строительства (под открытой автостоянкой на 100 м/мест и летним кафе) (л.д. 36-41).
В порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) предприниматель 10.01.2012 обратился с заявлением в администрацию о предоставлении в собственность спорного земельного участка (л.д. 7).
Письмом от 08.02.2012 N П-02 заявителю отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:44:0010227:5 со ссылкой на то, что "Проектом планировки центральной части города Фрязино районе железной дорожной станции "Фрязино - пассажирская" и улицы Вокзальная" часть территории стоянки размещена на землях планируемых под размещение объектов общего пользования (проезд местного значения, гостевая стоянка индивидуального и общественного транспорта). Указанным проектом планировки на месте стоянки, принадлежащей предпринимателю, предусмотрена гостевая автостоянка на расчетное количество машиномест для индивидуального и общественного транспорта по обслуживанию комплекса зданий транспортного узла (л.д. 8).
Не согласившись с отказом администрации, предприниматель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что предпринимателем предоставлены в администрацию все необходимые документы для приобретения спорного земельного участка в собственность. При этом доказательств изъятия, ограничения в обороте спорного земельного участка с кадастровым номером 50:44:0010227:5 суду не представлено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает, что спорный земельный участок в соответствии с Проектом планировки центральной части города Фрязино районе железной дорожной станции "Фрязино - пассажирская" и улицы Вокзальная входит в границы красных линий и частично расположен на землях общего пользования (проезд местного значения, гостевая стоянка индивидуального и общественного транспорта), в связи с чем не может быть предоставлен в собственность ИП Пластикову В.Е.
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации и поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель предпринимателя против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Если иное не установлено федеральным законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретения права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий строений сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, судом первой инстанции правильно установлено, что заявителем представлены в администрацию все необходимые документы, указанные в Перечне, что не оспаривается администрацией. Однако администрацией отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:44:0010227:5 площадью 3150 кв. м со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок выходит за границы красных линий и не подлежит приватизации, в соответствии с Проектом планировки центральной части города Фрязино районе железной дорожной станции "Фрязино - пассажирская" и улицы Вокзальная.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений и раскрыть доказательства. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действии (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Отказ в выкупе земельного участка не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование.
Решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, решение уполномоченным исполнительным органом местного самоуправления о резервировании для муниципальных нужд земельного участка, занятого принадлежащими ИП Пластикову В.Е. объектами недвижимости, не принято. Представитель администрации доказательств резервирования земель для муниципальных нужд, по основаниям и в порядке, установленными действующим законодательством не представил.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Из Проекта планировки центральной части города Фрязино районе железной дорожной станции "Фрязино - пассажирская" и улицы Вокзальная и приложенного к нему фрагмента генерального плана г. Фрязино (л.д. 74-85) не усматривается наличие установленных красных линий на испрашиваемом ИП Пластиковым В.Е. земельном участке. Более того, в месте нахождения принадлежащей предпринимателю стоянки также указано расположение стоянки. Тот факт, что согласно проекту по части стоянки предпринимателя согласовано с Мосавтодором размещение проезда при условии выполнения технических условий, не свидетельствует об ограничении в обороте спорного земельного участка при отсутствии утвержденных красных линий.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красными линиями, являются линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), границы земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги.
Красные линии являются частью проекта планировки территории города (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (части 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документов по планировке территории в соответствии со статьями 41, 42, 43, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Документация подлежит утверждению и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
Пунктом 3.8 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), принятой Постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30 предусмотрено, что красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что границы красных линий в установленном законом порядке не утверждены, в связи, с чем признается необоснованной ссылка администрации на положения статей 23, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции, установив, что предпринимателем представлены в администрацию все необходимые документы, предусмотренные законом, пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого отказа администрации и обязал подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:44:0010227:5 площадью 3150 кв. м в установленный срок.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.11.2012 по делу N А41-11538/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
Н.А.КРУЧИНИНА
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.02.2013 ПО ДЕЛУ N А41-11538/12
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2013 г. по делу N А41-11538/12
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Кручининой Н.А., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Менкнасуновой М.Б.,
при участии в заседании:
от заявителя: Якушева Е.Е., доверенность от 24.02.2012 N 1Д-314,
от заинтересованного лица: Матвейчук Д.Г., доверенность от 09.01.2013 N 2-44/12,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Фрязино Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30.11.2012 по делу N А41-11538/12, принятое судьей Нечаевой С.В., по заявлению индивидуального предпринимателя Пластикова Виталия Евгеньевича к администрации города Фрязино Московской области об оспаривании отказа и обязании осуществить определенные действия,
установил:
индивидуальный предприниматель Пластиков Виталий Евгеньевич (далее - предприниматель, заявитель, ИП Пластиков В.Е.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации города Фрязино Московской области об оспаривании (далее - администрация, заинтересованное лицо), в котором просит:
- - признать недействительным отказ администрации, изложенный в письме от 08.02.2012 N П-02, в предоставлении Пластикову В.Е. земельного участка с кадастровым номером 50:44:0010227:5 площадью 3150 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Фрязино, ул. Вокзальная, д. 26, в собственность;
- - обязать администрацию в двухнедельный срок с даты вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении в собственность Пластикову В.Е. земельного участка с кадастровым номером 50:44:0010227:5 площадью 3150 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Фрязино, ул. Вокзальная, д. 26;
- - обязать администрацию в двухнедельный срок с даты вступления судебного акта в законную силу подготовить и направить Пластикову В.Е. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:44:0010227:5 площадью 3150 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Фрязино, ул. Вокзальная, д. 26, отвечающий требованиям законодательства, то есть, в частности, экземпляры договоров должны быть подписаны уполномоченным лицом и скреплены печатью администрации, а также содержать все существенные условия, установленные законодательством для договоров данного вида.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.11.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИП Пластикову В.Е. принадлежит на праве аренды земельный участок с кадастровым номером 50:44:0010227:5 площадью 3150 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Фрязино, ул. Вокзальная, д. 26, в собственность, что подтверждается договором аренды от 27.03.2001 N 936, дополнительными соглашениями к нему и договором переуступки прав от 17.10.2003 (л.д. 47-57).
На указанном земельном участке расположены следующие объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности предпринимателю:
- - открытая автостоянка на 100 машиномест, площадью 2399,4 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.06.2011 серии 50АБ N 842697 (л.д. 42);
- - ограждение, площадью 215 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.11.2010 серии 50АБ N 040584 (л.д. 43);
- - дорога, протяженностью 36 м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.11.2010 серии АБ N 040583 (л.д. 44).
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 28.02.2012 земельный участок с кадастровым номером 50:44:0010227:5 площадью 3150 кв. м, имеет категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для общественно-делового и гражданского строительства (под открытой автостоянкой на 100 м/мест и летним кафе) (л.д. 36-41).
В порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) предприниматель 10.01.2012 обратился с заявлением в администрацию о предоставлении в собственность спорного земельного участка (л.д. 7).
Письмом от 08.02.2012 N П-02 заявителю отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:44:0010227:5 со ссылкой на то, что "Проектом планировки центральной части города Фрязино районе железной дорожной станции "Фрязино - пассажирская" и улицы Вокзальная" часть территории стоянки размещена на землях планируемых под размещение объектов общего пользования (проезд местного значения, гостевая стоянка индивидуального и общественного транспорта). Указанным проектом планировки на месте стоянки, принадлежащей предпринимателю, предусмотрена гостевая автостоянка на расчетное количество машиномест для индивидуального и общественного транспорта по обслуживанию комплекса зданий транспортного узла (л.д. 8).
Не согласившись с отказом администрации, предприниматель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что предпринимателем предоставлены в администрацию все необходимые документы для приобретения спорного земельного участка в собственность. При этом доказательств изъятия, ограничения в обороте спорного земельного участка с кадастровым номером 50:44:0010227:5 суду не представлено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает, что спорный земельный участок в соответствии с Проектом планировки центральной части города Фрязино районе железной дорожной станции "Фрязино - пассажирская" и улицы Вокзальная входит в границы красных линий и частично расположен на землях общего пользования (проезд местного значения, гостевая стоянка индивидуального и общественного транспорта), в связи с чем не может быть предоставлен в собственность ИП Пластикову В.Е.
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации и поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель предпринимателя против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Если иное не установлено федеральным законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретения права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий строений сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, судом первой инстанции правильно установлено, что заявителем представлены в администрацию все необходимые документы, указанные в Перечне, что не оспаривается администрацией. Однако администрацией отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:44:0010227:5 площадью 3150 кв. м со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок выходит за границы красных линий и не подлежит приватизации, в соответствии с Проектом планировки центральной части города Фрязино районе железной дорожной станции "Фрязино - пассажирская" и улицы Вокзальная.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений и раскрыть доказательства. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действии (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Отказ в выкупе земельного участка не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование.
Решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, решение уполномоченным исполнительным органом местного самоуправления о резервировании для муниципальных нужд земельного участка, занятого принадлежащими ИП Пластикову В.Е. объектами недвижимости, не принято. Представитель администрации доказательств резервирования земель для муниципальных нужд, по основаниям и в порядке, установленными действующим законодательством не представил.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Из Проекта планировки центральной части города Фрязино районе железной дорожной станции "Фрязино - пассажирская" и улицы Вокзальная и приложенного к нему фрагмента генерального плана г. Фрязино (л.д. 74-85) не усматривается наличие установленных красных линий на испрашиваемом ИП Пластиковым В.Е. земельном участке. Более того, в месте нахождения принадлежащей предпринимателю стоянки также указано расположение стоянки. Тот факт, что согласно проекту по части стоянки предпринимателя согласовано с Мосавтодором размещение проезда при условии выполнения технических условий, не свидетельствует об ограничении в обороте спорного земельного участка при отсутствии утвержденных красных линий.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красными линиями, являются линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), границы земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги.
Красные линии являются частью проекта планировки территории города (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (части 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документов по планировке территории в соответствии со статьями 41, 42, 43, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Документация подлежит утверждению и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
Пунктом 3.8 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), принятой Постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30 предусмотрено, что красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что границы красных линий в установленном законом порядке не утверждены, в связи, с чем признается необоснованной ссылка администрации на положения статей 23, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции, установив, что предпринимателем представлены в администрацию все необходимые документы, предусмотренные законом, пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого отказа администрации и обязал подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:44:0010227:5 площадью 3150 кв. м в установленный срок.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.11.2012 по делу N А41-11538/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
Н.А.КРУЧИНИНА
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)