Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.12.2012 ПО ДЕЛУ N А82-8974/2012

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2012 г. по делу N А82-8974/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Караваевой А.В., Буториной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Смычка"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.09.2012 по делу N А82-8974/2012, принятое судом в составе судьи Сурововой М.В.,
по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Смычка" (ИНН 7621005501, ОГРН 1027601602918)
к администрации Некрасовского муниципального района, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Некрасовского муниципального района (ИНН 7621003399, ОГРН 1027601598573)
о признании незаконным решения,

установил:

сельскохозяйственный производственный кооператив "Смычка" (далее - заявитель, кооператив, СПК "Смычка") обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к администрации Некрасовского муниципального района (далее - Администрация), комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Некрасовского муниципального района (далее - Комитет) о признании незаконным решения Комитета от 28.06.2012 N 01-10/1543 об отказе в предоставлении в собственность СПК "Смычка" земельного участка с кадастровым номером 76:09:140000:2 и обязании Комитета заключить с кооперативом договор купли-продажи земельного участка по цене равной 5% от его кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 12.09.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
СПК "Смычка" указывает на то, что решением Ярославского областного суда 17.01.2012 по делу N 3-4/2012, вступившим в законную силу, установлено, что заявитель является правообладателем земельного участка на правах аренды. По мнению кооператива, при сложившихся фактических обстоятельствах судом сделан неверный вывод о том, что отсутствие договора аренды лишает заявителя права на приобретение земельного участка на условиях п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Администрация и Комитет отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, главой администрации Некрасовского района принято постановление от 25.06.1992 N 73/1, которым утверждены проекты землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемых колхозов, в том числе колхоза "Смычка" и предусмотрено закрепить земли за коллективами после их реорганизации (л.д. 11, 14).
Постановлением главы Некрасовского муниципального округа от 10.06.2003 N 378 "О внесении изменений и дополнений в постановление главы администрации Некрасовского района от 25.06.1992 N 73/1" за СХПК "Смычка" закреплен на праве аренды земельный участок общей площадью 401 га (л.д. 13).
В данное постановление постановлением главы Некрасовского муниципального района от 30.09.2008 N 663 были внесены изменения со ссылкой на статьи 7 и 8 Лесного кодекса Российской Федерации: право аренды на 401 га заменено на право аренды лесного участка 183 га и право аренды сельскохозяйственных угодий 218 га (л.д. 58).
В соответствии с Уставом СПК "Смычка" является правопреемником коллективного сельскохозяйственного предприятия "Смычка", зарегистрированного постановлением главы Некрасовского муниципального округа от 30.12.1992 N 300.
Согласно подпункту 10 приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" выделенный земельный участок с кадастровым номером 76:09:140000:2 площадью 183 га переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
17.01.2012 Ярославским областным судом принято решение по делу N 3-4/2012, которым п/п 10 указанного постановления признан недействующим с момента принятия судебного решения (л.д. 15). Суд установил нарушение Правительством области порядка перевода земель из одной категории в другую, установленного Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", а именно отсутствие согласия правообладателя - СПК "Смычка" на такой перевод.
СПК "Смычка" обратилось в Комитет с заявлениями от 19.03.2012 и от 08.06.2012 о приватизации земельного участка с кадастровым номером 76:09:140000:2 площадью 183 га (л.д. 54, 55).
Письмом от 28.06.2012 N 01-10/1543 Комитет сообщил заявителю о принятом земельной комиссией при администрации Некрасовского муниципального района решении об отказе в предоставлении в собственность кооператива земельного участка с кадастровым номером 76:09:140000:2 в связи с тем, что договор аренды с СПК "Смычка" не заключался и арендная плата им не уплачивалась.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь положениями п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ, статей 5, 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статей 433, 606, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 6<1> Закона Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон ЯО N 55-з) не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решение суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу пункта 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Ярославской области, установлен Законом ЯО N 55-з, в статье 6<1> которого предусмотрено, что переданный в аренду юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка по цене, определяемой в процентном отношении от его кадастровой стоимости в зависимости от срока договора аренды и составляющей:
- 1) по истечении трех лет с момента заключения договора аренды - 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка;
- 2) по истечении пяти лет с момента заключения договора аренды - 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка;
- 3) по истечении десяти лет с момента заключения договора аренды - 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка.
При этом в силу Закона Ярославской области от 02.11.2009 N 60-з юридические лица, у которых до вступления в силу данного Закона возникло право на приобретение земельного участка в соответствии с частью 1 статьи 6<1> Закона ЯО N 55-з, могли до 1 января 2011 года приобрести земельный участок по цене в размере 5 процентов от его кадастровой стоимости.
Из анализа названных норм следует, что для приобретения в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов необходимо соблюдение двух условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет, и данный участок используется в соответствии с его целевым назначением.
В данном случае отказ СПК "Смычка" в приватизации земельного участка обоснован отсутствием заключенного договора аренды земельного участка с кадастровым номером 76:09:140000:2.
Согласно пункту 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено, в частности, земельным законодательством, специальными федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки предоставляются их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.
Из пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статей 28, 29 ЗК РФ следует, что на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, с неразграниченной государственной собственностью может быть приобретено право аренды на основании решения уполномоченного органа.
Приведенные нормы позволяют признать, что заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, имеет сложный юридический состав. При этом требуется издание акта уполномоченного органа в рамках публичных правоотношений и во исполнение указанного акта подписание, а при необходимости и регистрация в установленном порядке, договора аренды земельного участка, свидетельствующего о возникновении гражданско-правовых отношений.
Факт отсутствия оформленных в установленном законом порядке арендных отношений кооперативом не оспаривается. Однако СПК "Смычка" считает, что в силу положений статьи 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные в рамках дела N 3-4/2012, имеют преюдициальное значение при рассмотрении заявленных требований по настоящему делу. Данные доводы заявителя подлежат отклонению на основании следующего.
Решение Ярославского областного суда 17.01.2012 по делу N 3-4/2012, вступившее в законную силу, принято по заявлению кооператива о признании недействующим подпункта 10 постановления Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда".
В соответствии с пунктом 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Обстоятельствами, имеющими значение для правильного рассмотрения настоящего дела, является установление факта использования СПК "Смычка" земельного участка с кадастровым номером 76:09:140000:2 площадью 183 га в течение трех лет на основании заключенного в установленном порядке договора аренды данного земельного участка.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что вывод Ярославского областного суда в решении по делу N 3-4/2012 о том, что кооператив является правообладателем земельного участка на правах аренды относится к правам заявителя, предусмотренным Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и не может быть применен в правоотношениях, возникающих по поводу выкупа земельных участков, возможность которого определяется сроками действия заключенных договоров аренды и надлежащим использованием земельных участков.
Следовательно, правовая оценка судом общей юрисдикции нарушения прав кооператива вследствие перевода используемых им земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение для рассматриваемого спора.
Ссылка заявителя жалобы на судебные акты Арбитражного суда Ярославской области и Второго арбитражного апелляционного суда не подтверждает отсутствие единообразной судебной практики, поскольку они приняты по обстоятельствам и требованиям, не являющимся тождественными настоящему спору.
В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения об отказе в предоставлении в собственность СПК "Смычка" земельного участка с кадастровым номером 76:09:140000:2 незаконным.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом указанного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу СПК "Смычка" - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается госпошлина в размере 1000 руб.
Заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина была оплачена в размере 2000 руб. по чеку-ордеру от 17.10.2012 N 2044506522, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.09.2012 по делу N А82-8974/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Смычка" - без удовлетворения.
Возвратить сельскохозяйственному производственному кооперативу "Смычка" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 17.10.2012 N 2044506522.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
П.И.КОНОНОВ

Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
Г.Г.БУТОРИНОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)