Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33А-9931

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2013 г. по делу N 33А-9931


Судья Трубина И.Н.
Докладчик Шалагина О.В.

Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Шалагиной О.В.,
судей Потловой О.М., Евтифеевой О.Э.,
при секретаре Б.А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шалагиной О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Кемеровского муниципального района на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 04 июля 2013 года по делу по заявлению В., О.Э., О.Г., М., З., С., П.В., П.О., О.Е., К. о признании незаконным отказа Администрации Кемеровского муниципального района в предоставлении бесплатно земельных участков,

установила:

Заявители В., О.Э., О.Г., М., З., С., П.В., П.О., О.Е., К. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Кемеровского муниципального района в предоставлении бесплатно земельных участков.
Требования мотивированы тем, что в сентябре 2012 года они, В., О.Э., О.Г., З., С., являясь ветеранами труда, а также М., П.В., П.О., О.Е. и К., являясь работниками бюджетных учреждений образования и здравоохранения, на основании Закона Кемеровской области от 18.07.2002 года N 56-ОЗ "О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области" обратились к Главе Кемеровского муниципального района с заявлениями о предоставлении в собственность по льготе земельных участков под дачное строительство площадью 1500 кв. м. Испрашиваемые участки расположены в границах земельного массива на подъезде к деревне Журавлево, ограниченного с юго-запада кадастровым кварталом N, с северо-запада кадастровым кварталом N, с северо-востока земельным участком с кадастровым номером N, с юго-востока земельным участком с кадастровым номером N.
В октябре 2012 года на указанные заявления каждым из них персонально был получен ответ заместителя главы района по земельно-имущественным отношениям ФИО16 об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков. Мотивацией отказа в удовлетворении заявлений явилось то обстоятельство, что в испрашиваемом месте ранее по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района начато формирование земельного участка площадью 18647 кв. м для дачного строительства с целью дальнейшего предоставления посредством проведения торгов, 09.06.2012 года издано постановление администрации Кемеровского муниципального района об утверждении схемы расположения указанного земельного участка, в связи с чем отсутствуют основания для предоставления испрашиваемых земельных участков в собственность по льготе для дачного строительства. При этом заявителям было разъяснено, что согласно ст. 38 Земельного кодекса РФ они вправе принять участие в торгах, проводимых Комитетом, по продаже земельных участков или права на заключение договора аренды.
Ранее они уже обращались с запросом о предоставлении данных участков, расположенных в указанном земельном массиве, однако на момент их обращения в конце 2010 года - первой половине 2011 года земельный массив был расположен в территориальной зоне РФ2, в связи с чем им было отказано. По информации, полученной из прокуратуры Кемеровской области, к настоящему моменту в карту градостроительного зонирования "Елыкаевского сельского поселения" внесены изменения, согласно которым территориальная зона РФ2, к которой относился вышеназванный земельный массив, изменена на зону Ж2, что снимает препятствия для предоставления им испрашиваемых участков.
Считают, что отказ в предоставлении им испрашиваемых земельных участков не соответствует закону.
При обращении в Администрацию Кемеровского муниципального района с заявлениями о предоставлении земельных участков ими были выполнены все указанные в нормативных актах условия и предоставлены необходимые документы.
Полагают, что правовые основания для отказа им в предоставлении испрашиваемых земельных участков у Администрации Кемеровского муниципального района отсутствовали.
Кроме того, Администрация Кемеровского муниципального района предложила им принять участие в торгах. Но поскольку заявители просят предоставить им земельные участки в собственность бесплатно на основании Закона Кемеровской области N 56-ОЗ "О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области", то с учетом указанных выше правовых норм истребуемые земельные участки должны быть им предоставлены без предварительного согласования мест размещения объектов и без проведения торгов, поскольку реализация принципа бесплатного предоставления земельного участка в рамках торгов (аукциона) невозможна.
Таким образом, предложение Администрации Кемеровского муниципального района о принятии заявителями участия в торгах не основано на требованиях действующего законодательства.
С учетом уточнений просят признать незаконными действия Администрации Кемеровского муниципального района, выразившиеся в отказе в предоставлении бесплатно земельных участков площадью 1500 кв. м, расположенных в земельном массиве на подъезде к деревне Журавлево, ограниченном с юго-запада кадастровым кварталом N, с северо-запада кадастровым кварталом N, с северо-востока земельным участком с кадастровым номером N, с юго-востока земельным участком с кадастровым номером N, в собственность В., О.Э., О.Г., М., З., С., П.В., П.О., О.Е., К., и устранить допущенные нарушения (л.д. 188-189).
В судебное заседание не явились заявители В., О.Г., З., С., М., П.В., П.О., О.Е., К.
О.Э. и его представитель ФИО17, действующий на основании устного ходатайства, требования поддержали.
Представитель заявителя В. адвокат ФИО18, действующая на основании доверенности от 01.11.2013 г., требования поддержала.
Представитель заинтересованных лиц Администрации Кемеровского муниципального района, Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района ФИО19, действующая основании доверенностей соответственно от 20.09.2012 г. и от 28.12.2012 г., требования не признала.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 04 июля 2013 года постановлено:
Заявление В., О.Э., О.Г., М., З., С., П.В., П.О., О.Е., К. удовлетворить.
Признать действия Администрации Кемеровского муниципального района, выразившиеся в отказе в предоставлении бесплатно земельных участков площадью 1500 кв. м, расположенных в земельном массиве на подъезде к деревне Журавлево, ограниченном с юго-запада кадастровым кварталом N, с северо-запада кадастровым кварталом N, с северо-востока земельным участком с кадастровым номером N, с юго-востока земельным участком с кадастровым номером N, в собственность В., О.Э., О.Г., М., З., С., П.В., П.О., О.Е., К. - незаконными.
Обязать Администрацию Кемеровского муниципального района устранить в полном объеме допущенные нарушения в отношении граждан В., О.Э., О.Г., М., З., С., П.В., П.О., О.Е., К.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Кемерово ФИО20, действующий на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ года, просит решение суда отменить, указывая, что в соответствии с п. 1.3 Порядка предоставления земельных участков бесплатное предоставление земельных участков осуществляется при одновременном выполнении определенных условий, в том числе в отношении испрашиваемого земельного участка не должна быть начата процедура предоставления или формирования в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласен с выводом суда о том, что заявителям отказано в предоставлении земельных участков до начала проведения работ по формированию земельного участка, связывая момент начала проведения работ по формированию с поступлением информации от Территориального отдела по Кемеровскому лесничеству об исключении земельного участка из земель лесного фонда, поскольку в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 ЗК РФ, ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Требованиями о подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, изготовление и утверждение схемы расположения земельного участка, являющейся обязательной составной частью межевого плана и содержащей сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, является этапом проведения работ по формированию земельного участка.
Считает, что процедура формирования земельного участка для дачного строительства началась задолго до обращения заявителей за предоставлением земельных участков. Получение сведений об исключении земельного участка из земель лесного фонда проводилось в рамках уже начатой процедуры формирования, т.к. как началом процедуры формирования земельного участка является обращение уполномоченного органа в землеустроительную организацию с заявлением о проведении работ по формированию (определение Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 20.07.2011 по делу N 33-7860). Такое обращение направлено комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района еще 05.04.2012.
Представитель В. - ФИО18 представила возражения относительно апелляционной жалобы.
В заседание суда апелляционной инстанции явился О.Э., представитель Администрации Кемеровского муниципального района и КУМИ Кемеровского муниципального района ФИО20 Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, выслушав представителя Администрации Кемеровского муниципального района и КУМИ Кемеровского муниципального района ФИО20, поддержавшего доводы жалобы, и О.Э. и его представителя ФИО17, просивших решение суда оставить без изменения, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом установлено, что в сентябре 2012 года заявители В., О.Э., О.Г., З., С., являясь ветеранами труда, а также М., П.В., П.О., О.Е. и К., являясь работниками бюджетных учреждений образования и здравоохранения, обратились к Главе Кемеровского муниципального района с заявлениями о предоставлении в собственность на основании Закона Кемеровской области от 18.07.2002 года N 56-ОЗ "О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области" бесплатно земельных участков под дачное строительство, площадью 1500 кв. м. Испрашиваемые участки расположены в границах земельного массива на подъезде к деревне Журавлево, ограниченного с юго-запада кадастровым кварталом N, с северо-запада кадастровым кварталом N, с северо-востока земельным участком с кадастровым номером N, с юго-востока земельным участком с кадастровым номером N (Л.д. 17-45).
На указанные заявления каждому из заявителей были даны ответы от 24.09.2012 г., 25.09.2012 г., 01.10.2012 г. заместителем главы района по земельно-имущественным отношениям ФИО16 об отказе в предоставлении земельных участков со ссылкой на то, что в испрашиваемом месте ранее по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района начато формирование земельного участка площадью 18647 кв. м для дачного строительства с целью дальнейшего предоставления посредством проведения торгов. 09.06.2012 года издано постановление администрации Кемеровского муниципального района об утверждении схемы расположения указанного земельного участка, в связи с чем отсутствуют основания для предоставления испрашиваемых земельных участков в собственность по льготе для дачного строительства. При этом заявителям было разъяснено, что согласно ст. 38 Земельного кодекса РФ они вправе принять участие в торгах, проводимых Комитетом, по продаже земельных участков или права на заключение договора аренды (л.д. 46-65).
В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 18.07.2002 года N 56-ОЗ "О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области" данный Закон регулирует отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - государственная собственность), земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и изъятию земельных участков для нужд Кемеровской области или муниципальных нужд, а также устанавливает случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной собственности, муниципальной собственности.
Подпунктом 2 статьи 5 названного Закона Кемеровской области (в редакции, действующей на момент оспариваемых отказов) установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут однократно бесплатно предоставляться в собственность из земель населенных пунктов для садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства таким категориям граждан как ветераны труда и работники зарегистрированных на территории Кемеровской области бюджетных учреждений здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, культуры и искусства, социального обеспечения.
Статья 5 - 1 указанного Закона предусматривает особенности бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в соответствии с которыми предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, гражданам, указанным в статье 5 настоящего Закона, осуществляется в порядке, установленном Коллегией Администрации Кемеровской области. Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
Разрешая требования заявителей и удовлетворяя их, суд исходил из того, что в силу п. 1.4 Порядка бесплатного предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.05.2010 года N 176, основанием для отказа в бесплатном предоставлении земельных участков является несоблюдение условий, указанных в пункте 1.3. настоящего Порядка, согласно которому бесплатное предоставление земельных участков осуществляется при одновременном выполнении следующих условий:
- - гражданину ранее не предоставлялся земельный участок в собственность бесплатно;
- - гражданином представлены все документы, предусмотренные настоящим Порядком;
- - отсутствует заключение о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства (при предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства);
- - отсутствуют права иных лиц на испрашиваемый земельный участок (при предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства);
- - в отношении испрашиваемого земельного участка не начата процедура предоставления или формирования в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации;
- - предоставление испрашиваемого земельного участка соответствует нормам земельного, градостроительного законодательства, а также документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Суд пришел к выводу о том, что оснований для отказа в предоставлении заявителям бесплатно земельных участков у администрации Кемеровского муниципального района не имелось, поскольку заявителям было отказано в предоставлении земельных участков до проведения кадастровых работ, когда формирование земельного участка еще не началось.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда, поскольку он постановлен при неправильном применении норм материального права и противоречит установленным обстоятельствам.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (ч. 1).
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ч. 2).
В то же время согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В числе принципов земельного законодательства Земельный кодекс РФ установил принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Такие случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной собственности, муниципальной собственности установлены ст. 5 Закона Кемеровской области от 18.07.2002 года N 56-ОЗ "О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области".
Статьей 30 Земельного кодекса РФ определен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В случаях, когда земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для жилищного строительства, положения статьи 30 Земельного кодекса РФ применяются с учетом особенностей, предусмотренных статьей 30.1 Земельного кодекса РФ, согласно пункту 2 которой продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ.
Системный анализ приведенных норм федерального законодательства и законодательства Кемеровской области позволяет сделать вывод о том, что органу местного самоуправления при реализации полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставлено право не только определять порядок распоряжения земельными участками, но и определять, какие земельные участки будут предоставлены за плату, а какие возможно предоставить бесплатно, учитывая в том числе их качественные характеристики, поскольку от этого зависит результат решения вопросов местного значения, касающихся формирования, исполнения бюджета, его наполняемости (ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Кемеровского муниципального района от 09 июня 2012 года N 1404-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка для дачного строительства" в целях формирования земельного участка для предоставления посредством торгов утверждена схема расположения земельного участка площадью 18647 кв. м, относящегося к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, для дачного строительства (л.д. 47 т. 1).
Таким образом, орган местного самоуправления в соответствии с предоставленными ему полномочиями принял решение о том, что данный земельный участок, включающий в себя спорные испрашиваемые заявителями земельные участки, будет реализован за плату на торгах. Заявители подали заявления о предоставлении им земельных участков в собственность бесплатно после принятия указанного решения, которое никем не оспорено и не признано незаконным в установленном порядке.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что 05.04.2012 г. Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района было направлено обращение в МУП "АТиЗ" Кемеровского района о проведении кадастровых работ в связи с образованием земельного участка в районе СНТ "Журавли" предполагаемой площадью 20000 кв. м для дачного строительства. В результате выполнения указанных работ была составлена схема расположения спорного земельного участка, а после ее утверждения были продолжены работы по формированию земельного участка, составлен межевой план, осуществлена постановка земельного участка на кадастровый учет.
Указанные обстоятельства подтверждают, что действия органа местного самоуправления не только юридически, но и фактически были направлены на осуществление возможности продажи спорного земельного участка на торгах.
Наличие у заявителей права на получение в собственность земельных участков бесплатно не может изменить принятое органом местного самоуправления решение о предоставлении земельных участков в ином порядке - на торгах, то есть за плату. Поэтому отказ администрации Кемеровского муниципального района в предоставлении заявителям бесплатно испрашиваемых земельных участков по тому основанию, что ранее по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района начато формирование земельного участка для дачного строительства с целью дальнейшего предоставления посредством проведения торгов, закону не противоречит.
Данный отказ не нарушает право заявителей на получение в собственность бесплатно земельного участка для дачного строительства, поскольку это право может быть реализовано путем предоставления им любого другого земельного участка, в отношении которого отсутствует решение органа местного самоуправления о реализации его на торгах. Если же заявители заинтересованы в предоставлении им именно спорных земельных участков, то они вправе приобрести их на общих основаниях, как указано в оспариваемых ответах, приняв участие в торгах по продаже земельных участков или права на заключение договора аренды в соответствии с положениями ст. 38 Земельного кодекса РФ.
При разрешении спора суд не учел указанных обстоятельств и требований закона. Полагая, что в данном случае имеет значение лишь наличие условия, предусмотренного пунктом 1.3 вышеназванного Порядка, - в отношении испрашиваемого земельного участка не начата процедура предоставления или формирования в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, свои выводы суд связал только с установлением того, начата либо не начата процедура формирования земельного участка, оставив без внимания то, что названное условие связано также с началом процедуры предоставления земельного участка, в рамках которой органом местного самоуправления принято постановление об утверждении схемы расположения земельного участка для дачного строительства в целях формирования земельного участка для предоставления посредством торгов.
При таких данных решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 04 июля 2013 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении требований В., О.Э., О.Г., М., З., С., П.В., П.О., О.Е., К. отказать.

Председательствующий
О.В.ШАЛАГИНА

Судьи
О.М.ПОТЛОВА
О.Э.ЕВТИФЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)