Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.04.2013 ПО ДЕЛУ N А55-27613/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2013 г. по делу N А55-27613/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Галимов В.Т., доверенность от 13.10.2012 г.,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 апреля 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2012 года по делу N А55-27613/2012 (судья Стенина А.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОНИС-М" (ОГРН 1066313017176), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ОНИС-М" (далее - заявитель, ООО "ОНИС-М", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка площадью 3938,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22 Партсъезда, 7а; об обязании ответчика по вступлении в законную силу решения суда рассмотреть по существу обращение ООО "ОНИС-М" от 11.03.2008 г. N 12-1/0552/08 и принять по нему мотивированное решение с учетом требований действующего земельного законодательства Российской Федерации.
К участию в дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечен Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - третье лицо, Департамент).
Решением суда первой инстанции от 26 декабря 2013 года требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции не дана должная правовая оценка обстоятельствам, послужившим основанием для принятия Министерством решения от 27.06.2012 г. N 12-1/0552/08.
Считает, что действия Министерства по принятию оспариваемого решения были осуществлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем они не могут быть признаны незаконными. При этом решением Министерства о возврате документом не были нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку отсутствуют препятствия для дальнейшей их реализации в порядке, предусмотренном действующим законодательством, что не было учтено судом первой инстанции при рассмотрении дела.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ОНИС-М", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "ОНИС-М" является собственником объекта недвижимости - производственного корпуса площадью 4343,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. 22 партсъезда, д. 7, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.08.2006 г. серии 63-АВ N 336855 (т. 1 л.д. 22).
11.03.2008 г. ООО "ОНИС-М" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский р-н, ул. 22 Партсъезда, 7а, предполагаемой площадью 4343 кв. м, занимаемого нежилым зданием (производственным корпусом) (т. 1 л.д. 82).
К заявлению Обществом были приложены следующие документы: Устав, выписка из ЕГРЮЛ, прокол общего собрания, свидетельство о государственной регистрации, план границ земельного участка, землеустроительное дело, что подтверждается распиской (т. 1 л.д. 81).
21.11.2009 г. Общество обратилось в Министерство с заявлением об уточнении площади испрашиваемого земельного участка, которую следует считать равной 3 938,30 кв. м, приложив технический паспорт, копию проекта границ земельного участка (т. 1 л.д. 76).
По требованию Министерства Общество 31.08.2010 г. повторно направило в адрес ответчика заявление об уточнении площади испрашиваемого земельного участка, которую следует считать равной 3 938,30 кв. м, приложив схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории в кадастровом квартале 63:01:09 30 001 (т. 1 л.д. 63 - 66).
27.04.2012 г. Департамент направил в адрес Министерства письмо N 15-07-10/17025 "О снятии обращения с рассмотрения", в котором сообщил, что в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и постановлением главы городского округа Самара от 19.09.2006 г. N 2340 Департамент на основании соответствующего заявления с учетом зонирования территории в месячный срок утверждает и выдает схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, однако на Департамент не возложена обязанность по изготовлению указанной схемы. Между тем схема от заявителя в Департамент не поступала. В связи с чем отсутствуют правовые основания для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории либо мотивированного отказа в утверждении указанной схемы (т. 1 л.д. 51 - 53).
14.05.2012 г. Министерство письмом N 12-1/0552/08 вновь обратилось в Департамент об утверждении схемы испрашиваемого ООО "ОНИС-М" земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории (т. 1 л.д. 49 - 50).
29.05.2012 г. Департамент направил в адрес Министерства письмо N 15-07-10/20948 "О снятии обращения с рассмотрения", в котором указал на отсутствие в представленном ответчиком пакете документов схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории. Поскольку вышеуказанная схема Обществом в Департамент не представлена, отсутствуют правовые основания для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории либо мотивированного отказа в утверждении указанной схемы (т. 1 л.д. 47 - 48).
15.06.2012 г. Общество представило в Министерство заявление об уточнении площади испрашиваемого земельного участка, которую следует считать равной 3 938,00 кв. м. К заявлению Обществом была приложена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории в кадастровом квартале 63:01:09 30 001, топографические и ситуационные планы испрашиваемого земельного участка, которые заявитель просил направить в Департамент (т. 1 л.д. 28 - 32).
27.06.2012 г. Министерство письмом N 12-1/0552/08 отказало заявителю в предоставлении в собственность земельного участка и возвратило пакет документов, руководствуясь п. 2.6 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74. При этом Министерство сослалось на письмо Департамента от 29.05.2012 г. N 15-07-10/20948 как на заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории (т. 1 л.д. 26 - 27).
Считая отказ в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент обращения Общества с заявлением от 11.03.2008 г.) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Пунктами 7 и 8 ст. 36 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент обращения Общества с заявлением от 11.03.2008 г.) в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п. 5 настоящей статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка.
На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
В соответствии с Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 г. N 370 и Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 (далее - Порядок) (в редакциях, действующих на момент обращения с заявлением от 11.03.2008 г.), в случае, если на земельном участке располагаются здания, строения, сооружения и испрашиваемый земельный участок не состоит на государственном кадастровом учет юридические лица представляют:
- заверенные в установленном порядке учредительные документы; выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, выданную не ранее чем за 30 дней до даты подачи заявления; документы, подтверждающие полномочия исполнительного органа юридического лица; оформленную в установленном порядке доверенность представителю юридического лица; решение органов управления юридического лица о приобретении земельного участка на определенном праве (в случаях, предусмотренных законодательством).
- заверенные в установленном порядке копии свидетельств о государственной регистрации прав на данные объекты, а также иные документы, подтверждающие возникновение прав заявителя на эти объекты в соответствии с действующим законодательством.
- землеустроительное дело (при его наличии) либо план-схема земельного участка, изготовленный заявителем.
Материалами дела подтверждается, что на момент обращения Общества с заявлением от 11.03.2008 г. о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка им были предоставлены в Министерство все необходимые документы в соответствии с вышеуказанными нормативными актами.
В соответствии с п. 2.4 Порядка (в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого отказа от 27.06.2012 г.) в случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка).
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения Министерства, указанного в п. 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в Министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно п. 2.6 Порядка в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения Министерства, указанного в п. 2.4 настоящего Порядка, направляет в Министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В течение 14 дней с момента получения Министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка Министерство направляет в адрес заявителя уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с приложением заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка.
Доводы Министерства о соответствии оспариваемого отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность Обществу требованиям п. 2.6 Порядка со ссылкой на письмо Департамента от 29.05.2012 г. N 15-07-10/20948 подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии с п. 2.2 Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган не позднее чем в 30-дневный срок с момента поступления обращения Министерства об утверждении схемы расположения земельного участка направляет в Министерство заключение о невозможности ее утверждения, содержащее правовые обоснования невозможности ее утверждения.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 г. N 16-ГД "О Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" уведомление об отказе в утверждении схемы должно содержать причины невозможности ее утверждения со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты.
При этом ст. 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 г. N 16-ГД "О Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в утверждении данной схемы.
Вместе с тем письмо Департамента от 29.05.2012 г. N 15-07-10/20948 не является заключением о невозможности утверждения схемы. Данным письмом Департамент лишь проинформировал Министерство о снятии обращения с рассмотрения в связи с непредставлением ООО "ОНИС-М" схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, указав при этом на отсутствие правовых оснований как для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, так и мотивированного отказа в утверждении указанной схемы.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что вышеприведенные нормативные акты не возлагают на заявителя обязанность по изготовлению и предоставлению ни в Министерство, ни в Департамент схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
Более того, как следует из материалов дела, за 12 дней до вынесения оспариваемого решения Общество предоставило в Министерство схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории в кадастровом квартале 63:01:09 30 001, топографические и ситуационные планы испрашиваемого земельного участка, которые просило направить в Департамент.
Таким образом, оспариваемый отказ Министерства не соответствует требованиям статей 28, 36 ЗК РФ и Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, препятствуя реализации исключительного права Общества на выкуп земельного участка.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, признал отказ в предоставлении в собственность земельного участка площадью 3938,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22 Партсъезда, 7а незаконным.
Доводы, приведенные Министерством в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2012 года по делу N А55-27613/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК

Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)