Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Алексеев Ю.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Панцевич И.А.,
судей Галановой С.Б., Шевчук Т.В.,
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 марта 2013 года апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства по Московской области на решение Ступинского городского суда Московской области от 21 декабря 2012 года по гражданскому делу по иску Ф. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, Комитету лесного хозяйства Московской области о возложении на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении (координатах) границ земельного участка,
заслушав доклад судьи Галановой С.Б., объяснения Ф.,
Ф. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, Комитету лесного хозяйства Московской области о возложении на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении (координатах) границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010548:4 по адресу: Московская область Ступинский район ОЛХ "Русский лес".
В обоснование требований указала, что является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 6700 кв. м с кадастровым номером 50:33:0010548:0008, расположенного по адресу: Московская область, Ступинский р-н, в районе д. Кошелевка, ЗАО СП "Жилевское".
Границы принадлежащего ей земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Земельный участок стоит на кадастровом учете с 21 ноября 2006 года.
Она обратилась в ФГБУ "Кадастровая палата" по Московской области с заявлением о выдаче ей кадастрового паспорта на земельный участок. Однако ФГБУ "Кадастровая палата" по Московской области отказала ей в выдаче кадастрового паспорта, сославшись на то, что в соответствии с кадастровыми сведениями граница земельного участка, принадлежащего ей, пересекает одну из границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010548:4 (земли лесного фонда), принадлежащего Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москве (в настоящее время Комитет лесного хозяйства Московской области).
Истица полагает, что поскольку запись о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010548:4 была внесена в ГКН позднее, акт согласования границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010548:4 она не подписывала, то у органа кадастрового учета отсутствовали документальные основания для внесения в кадастр сведений о местоположении границы спорного земельного участка.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области иск не признал.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области в заявлении просил о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе Комитет лесного хозяйства по Московской области просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Выслушав объяснения истицы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Ф. является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 6700 кв. м с кадастровым номером 50:33:0010548:0008, расположенного по адресу: Московская область, Ступинский р-н, в районе д. Кошелевка, ЗАО СП "Жилевское", на основании договора купли-продажи земельного участка от 07 ноября 2011 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05 декабря 2011 года, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (N 50-АБ N 480687).
Границы принадлежащего истице земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Земельный участок стоит на кадастровом учете с 21 ноября 2006 г.
Проведенной по делу землеустроительной экспертизы выявлено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010548:0008 по адресу: Московская область, Ступинский район, в районе дер. Кошелевка, ЗАО СП "Жилевское", принадлежащего Ф., с границами земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010548:4 по адресу: Московская область, Ступинский район, ОЛХ "Русский лес" площадью 1486 кв. м.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что на момент постановки на кадастровый учет земельного участка истицы сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010548:4 в ГКН отсутствовали, акт согласования границ данного земельного участка Ф. не подписывала и фактические границы спорного земельного участка не соответствуют сведениям ГКН.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения.
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда.
Согласно ст. 3 ФЗ от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (ст. 67, ч. 3 ст. 23 Кодекса) и землеустройству (п. 3 ст. 69, ст. 92 ЛК, Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве"). Границы земельных участков, смежных с земельными участками, границы которых определяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", устанавливаются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 4.2 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Принимая во внимание нормы указанных Федеральных законов, а также учитывая, что земельный участок истицы частично расположен на землях лесного фонда, однако она не просила о признании за ней права собственности на земельный участок меньшей площади и установлении границ такого земельного участка, с исключением из него площади, входящей в состав земель лесного фонда, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Ступинского городского суда Московской области 21 декабря 2012 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ф. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, Комитету лесного хозяйства Московской области о возложении на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении (координатах) границ земельного участка отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.03.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7270/2013
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 марта 2013 г. по делу N 33-7270/2013
Судья Алексеев Ю.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Панцевич И.А.,
судей Галановой С.Б., Шевчук Т.В.,
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 марта 2013 года апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства по Московской области на решение Ступинского городского суда Московской области от 21 декабря 2012 года по гражданскому делу по иску Ф. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, Комитету лесного хозяйства Московской области о возложении на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении (координатах) границ земельного участка,
заслушав доклад судьи Галановой С.Б., объяснения Ф.,
установила:
Ф. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, Комитету лесного хозяйства Московской области о возложении на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении (координатах) границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010548:4 по адресу: Московская область Ступинский район ОЛХ "Русский лес".
В обоснование требований указала, что является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 6700 кв. м с кадастровым номером 50:33:0010548:0008, расположенного по адресу: Московская область, Ступинский р-н, в районе д. Кошелевка, ЗАО СП "Жилевское".
Границы принадлежащего ей земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Земельный участок стоит на кадастровом учете с 21 ноября 2006 года.
Она обратилась в ФГБУ "Кадастровая палата" по Московской области с заявлением о выдаче ей кадастрового паспорта на земельный участок. Однако ФГБУ "Кадастровая палата" по Московской области отказала ей в выдаче кадастрового паспорта, сославшись на то, что в соответствии с кадастровыми сведениями граница земельного участка, принадлежащего ей, пересекает одну из границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010548:4 (земли лесного фонда), принадлежащего Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москве (в настоящее время Комитет лесного хозяйства Московской области).
Истица полагает, что поскольку запись о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010548:4 была внесена в ГКН позднее, акт согласования границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010548:4 она не подписывала, то у органа кадастрового учета отсутствовали документальные основания для внесения в кадастр сведений о местоположении границы спорного земельного участка.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области иск не признал.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области в заявлении просил о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе Комитет лесного хозяйства по Московской области просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Выслушав объяснения истицы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Ф. является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 6700 кв. м с кадастровым номером 50:33:0010548:0008, расположенного по адресу: Московская область, Ступинский р-н, в районе д. Кошелевка, ЗАО СП "Жилевское", на основании договора купли-продажи земельного участка от 07 ноября 2011 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05 декабря 2011 года, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (N 50-АБ N 480687).
Границы принадлежащего истице земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Земельный участок стоит на кадастровом учете с 21 ноября 2006 г.
Проведенной по делу землеустроительной экспертизы выявлено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010548:0008 по адресу: Московская область, Ступинский район, в районе дер. Кошелевка, ЗАО СП "Жилевское", принадлежащего Ф., с границами земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010548:4 по адресу: Московская область, Ступинский район, ОЛХ "Русский лес" площадью 1486 кв. м.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что на момент постановки на кадастровый учет земельного участка истицы сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010548:4 в ГКН отсутствовали, акт согласования границ данного земельного участка Ф. не подписывала и фактические границы спорного земельного участка не соответствуют сведениям ГКН.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения.
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда.
Согласно ст. 3 ФЗ от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (ст. 67, ч. 3 ст. 23 Кодекса) и землеустройству (п. 3 ст. 69, ст. 92 ЛК, Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве"). Границы земельных участков, смежных с земельными участками, границы которых определяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", устанавливаются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 4.2 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Принимая во внимание нормы указанных Федеральных законов, а также учитывая, что земельный участок истицы частично расположен на землях лесного фонда, однако она не просила о признании за ней права собственности на земельный участок меньшей площади и установлении границ такого земельного участка, с исключением из него площади, входящей в состав земель лесного фонда, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ступинского городского суда Московской области 21 декабря 2012 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ф. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, Комитету лесного хозяйства Московской области о возложении на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении (координатах) границ земельного участка отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)