Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Султангалиев Х.К.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Книстяпиной Н.А.
судей: Салдушкиной С.А., Елистратовой Е.В.
при секретаре: Т.
с участием прокурора: Кушнирчук А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации сельского поселения Криволучье-Ивановка муниципального района Красноармейский Самарской области на решение Красноармейского районного суда Самарской области от 23 августа 2011 года, которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора Красноармейского района Самарской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании администрации сельского поселения Криволучье-Ивановка муниципального района Красноармейский Самарской области устранить нарушения требований пожарной безопасности, удовлетворить частично.
Обязать администрацию сельского поселения Криволучье-Ивановка муниципального района Красноармейский Самарской области устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- 1. обеспечить населенные пункты (с.Криволучье-Ивановка, пос.Богусский) с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения переносными пожарныеми мотопомпами;
- 2. определить и утвердить порядок привлечения техники для тушения пожаров расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения;
- 3. установить у водоема (водоисточника), а также по направлению движения к нему соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника;
- 4. устроить у естественных водоисточников с. Криволучье-Ивановка, п. Богусский (пруды Добрынинский, Перфиловский) подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Книстяпиной Н.А., объяснения представителя администрации с.п. Криволучье-Ивановка м.р. Красноармейский Самарской области - Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в поддержание доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Кушнирчук А.И., полагавшей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор Красноармейского района Самарской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Криволучье-Ивановка муниципального района Красноармейский Самарской области о возложении обязанности по проведению необходимых организационно-хозяйственных мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории с.п. Криволучье-Ивановка.
В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки на территории с.п. Криволучье-Ивановка были выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил обязать администрацию сельского поселения Криволучье-Ивановка муниципального района Красноармейский Самарской устранить нарушения требований законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния территории с.п. Криволучье-Ивановка в соответствии с действующим законодательством.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе администрация сельского поселения Криволучье-Ивановка муниципального района Красноармейский Самарской просит решение суда отменить, считает его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.03 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения поселения, в числе других, относится вопрос обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ от 21.12.94 г. "О пожарной безопасности", к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских и городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Правилами пожарной безопасности в РФ, утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.03 г. N 313, устанавливающими требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п. 1 ППБ): сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу (п. 31), у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (п. 90); при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления) (п. 94); при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; места общего пользования должны быть обеспечены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; порядок привлечения техники для тушения пожаров определяется расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения пожаров, утвержденным органом местного самоуправления (п. 106); на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны (п. 114).
Из материалов дела следует, что отделом надзорной деятельности муниципальных районов Пестравский и Красноармейский УНД ГУ МЧС России по Самарской области проведены проверки соблюдения требований пожарной безопасности на территории муниципального района Красноармейский Самарской области, по результатам указанных проверок выявлены нарушения требований пожарной безопасности в границах с.п. Криволучье-Ивановка.
Установлено, что часть выявленных проверкой нарушений ответчиком фактически устранена, однако в полном объеме нарушения требований пожарной безопасности на территории с.п. Криволучье-Ивановка до настоящего времени не устранены, а именно: населенные пункты с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения не имеют переносные пожарные мотопомпы; не определен порядок привлечения техники для тушения пожаров расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения, утвержденным органом местного самоуправления; у водоема (водоисточника), а также по направлению движения к нему не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника; у естественных водоисточников с. Криволучье-Ивановка, п. Богусский (пруды Добрынинский, Перфиловский) не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
При таких обстоятельствах, когда установлено, что администрацией сельского поселения Криволучье-Ивановка муниципального района Красноармейский Самарской области не обеспечено в полной мере соблюдение требований пожарной безопасности на территории с.п. Криволучье-Ивановка, что создает опасные условия для возгораний, суд обоснованно частично удовлетворил требования прокурора и обязал администрацию с.п. Криволучье-Ивановка муниципального района Красноармейский Самарской области провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения территории сельского поселения в соответствие с действующим законодательством.
Доводы кассационной жалобы о том, что обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности нарушены Главой с.п. Криволучье-Ивановка, а не ответчиком, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 43 Устава с.п. Криволучье-Ивановка м. р. Красноармейский Самарской области, глава поселения на принципах единоначалия руководит администрацией, в связи с чем, судебная коллегия полагает, что суд пришел к обоснованно выводу о том, что обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в отношении сельских поселений, входящих в состав округа, в данном случае с.п. Криволучье-Ивановка, следует возложить на администрацию сельского поселения.
Доводы кассационной жалобы о том, что отсутствует документ, подтверждающий наличие нарушений требований противопожарной безопасности на территории с.п. Криволучье-Ивановка, не могут быть приняты во внимание, поскольку в материалах дела находится сообщение МЧС России, отделения надзорной деятельности м. р. Пестравский и Красноармейский N от ДД.ММ.ГГГГ, направленное прокурору Красноармейского району в исполнение поручения прокуратуры Красноармейского района.
Доводы в кассационной жалобе о том, что со стороны администрации проводятся работы с целью соблюдения требований противопожарной безопасности, не могут быть приняты во внимание, поскольку из материалов дела следует, что существующие на территории с.п. Криволучье-Ивановка нарушения требований противопожарной безопасности до настоящего времени не устранены.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Красноармейского районного суда Самарской области от 23 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации сельского поселения Криволучье-Ивановка муниципального района Красноармейский Самарской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-10856
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 октября 2011 г. по делу N 33-10856
Судья: Султангалиев Х.К.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Книстяпиной Н.А.
судей: Салдушкиной С.А., Елистратовой Е.В.
при секретаре: Т.
с участием прокурора: Кушнирчук А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации сельского поселения Криволучье-Ивановка муниципального района Красноармейский Самарской области на решение Красноармейского районного суда Самарской области от 23 августа 2011 года, которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора Красноармейского района Самарской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании администрации сельского поселения Криволучье-Ивановка муниципального района Красноармейский Самарской области устранить нарушения требований пожарной безопасности, удовлетворить частично.
Обязать администрацию сельского поселения Криволучье-Ивановка муниципального района Красноармейский Самарской области устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- 1. обеспечить населенные пункты (с.Криволучье-Ивановка, пос.Богусский) с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения переносными пожарныеми мотопомпами;
- 2. определить и утвердить порядок привлечения техники для тушения пожаров расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения;
- 3. установить у водоема (водоисточника), а также по направлению движения к нему соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника;
- 4. устроить у естественных водоисточников с. Криволучье-Ивановка, п. Богусский (пруды Добрынинский, Перфиловский) подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Книстяпиной Н.А., объяснения представителя администрации с.п. Криволучье-Ивановка м.р. Красноармейский Самарской области - Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в поддержание доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Кушнирчук А.И., полагавшей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор Красноармейского района Самарской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Криволучье-Ивановка муниципального района Красноармейский Самарской области о возложении обязанности по проведению необходимых организационно-хозяйственных мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории с.п. Криволучье-Ивановка.
В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки на территории с.п. Криволучье-Ивановка были выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил обязать администрацию сельского поселения Криволучье-Ивановка муниципального района Красноармейский Самарской устранить нарушения требований законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния территории с.п. Криволучье-Ивановка в соответствии с действующим законодательством.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе администрация сельского поселения Криволучье-Ивановка муниципального района Красноармейский Самарской просит решение суда отменить, считает его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.03 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения поселения, в числе других, относится вопрос обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ от 21.12.94 г. "О пожарной безопасности", к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских и городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Правилами пожарной безопасности в РФ, утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.03 г. N 313, устанавливающими требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п. 1 ППБ): сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу (п. 31), у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (п. 90); при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления) (п. 94); при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; места общего пользования должны быть обеспечены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; порядок привлечения техники для тушения пожаров определяется расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения пожаров, утвержденным органом местного самоуправления (п. 106); на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны (п. 114).
Из материалов дела следует, что отделом надзорной деятельности муниципальных районов Пестравский и Красноармейский УНД ГУ МЧС России по Самарской области проведены проверки соблюдения требований пожарной безопасности на территории муниципального района Красноармейский Самарской области, по результатам указанных проверок выявлены нарушения требований пожарной безопасности в границах с.п. Криволучье-Ивановка.
Установлено, что часть выявленных проверкой нарушений ответчиком фактически устранена, однако в полном объеме нарушения требований пожарной безопасности на территории с.п. Криволучье-Ивановка до настоящего времени не устранены, а именно: населенные пункты с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения не имеют переносные пожарные мотопомпы; не определен порядок привлечения техники для тушения пожаров расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения, утвержденным органом местного самоуправления; у водоема (водоисточника), а также по направлению движения к нему не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника; у естественных водоисточников с. Криволучье-Ивановка, п. Богусский (пруды Добрынинский, Перфиловский) не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
При таких обстоятельствах, когда установлено, что администрацией сельского поселения Криволучье-Ивановка муниципального района Красноармейский Самарской области не обеспечено в полной мере соблюдение требований пожарной безопасности на территории с.п. Криволучье-Ивановка, что создает опасные условия для возгораний, суд обоснованно частично удовлетворил требования прокурора и обязал администрацию с.п. Криволучье-Ивановка муниципального района Красноармейский Самарской области провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения территории сельского поселения в соответствие с действующим законодательством.
Доводы кассационной жалобы о том, что обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности нарушены Главой с.п. Криволучье-Ивановка, а не ответчиком, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 43 Устава с.п. Криволучье-Ивановка м. р. Красноармейский Самарской области, глава поселения на принципах единоначалия руководит администрацией, в связи с чем, судебная коллегия полагает, что суд пришел к обоснованно выводу о том, что обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в отношении сельских поселений, входящих в состав округа, в данном случае с.п. Криволучье-Ивановка, следует возложить на администрацию сельского поселения.
Доводы кассационной жалобы о том, что отсутствует документ, подтверждающий наличие нарушений требований противопожарной безопасности на территории с.п. Криволучье-Ивановка, не могут быть приняты во внимание, поскольку в материалах дела находится сообщение МЧС России, отделения надзорной деятельности м. р. Пестравский и Красноармейский N от ДД.ММ.ГГГГ, направленное прокурору Красноармейского району в исполнение поручения прокуратуры Красноармейского района.
Доводы в кассационной жалобе о том, что со стороны администрации проводятся работы с целью соблюдения требований противопожарной безопасности, не могут быть приняты во внимание, поскольку из материалов дела следует, что существующие на территории с.п. Криволучье-Ивановка нарушения требований противопожарной безопасности до настоящего времени не устранены.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Красноармейского районного суда Самарской области от 23 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации сельского поселения Криволучье-Ивановка муниципального района Красноармейский Самарской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)