Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 28.11.2013 N Ф05-14475/2013 ПО ДЕЛУ N А40-128406/12-33-185

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2013 г. по делу N А40-128406/12-33-185


Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителей Общества с ограниченной ответственностью "Альфа Транс" Человечкова А.А. по доверенности от 10 августа 2012 года
Открытого акционерного общества "Внешнеэкономический консорциум" Человечкова А.А. по доверенности от 10 августа 2012 года
от ответчика Департамента городского имущества города Москвы Важиной А.Н. по доверенности от 27 февраля 2013 года N ДГИ-Д-134/13
от третьего лица Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Сергеевой О.А. по доверенности от 30 октября 2012 года N 001-03-800/12
рассмотрев 21 ноября 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 08 мая 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Ласкиной С.О.
на постановление от 05 августа 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.
по делу N А40-128406/12-33-185
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Альфа Транс" (ООО "Альфа Транс", ОГРН 1037708045121), Открытого акционерного общества "Внешнеэкономический консорциум" (ОАО "ВК", ОГРН 1027739273726) к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1027739273726) о признании незаконными решений, третьи лица Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура, ОГРН 1027739900836), Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве (Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, ОГРН 1027700485757)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Альфа Транс" (далее - ООО "Альфа Траст") и Открытое акционерное общество "Внешнеэкономический консорциум" (далее - ОАО "ВК") обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решений Департамента городского имущества города Москвы (ранее Департамент земельных ресурсов города Москвы), оформленных письмами от 02.07.2012 N 33-5-19734/12(0)-1 и N 33-5-19735/12(0)-1 об отказе в оформлении договора купли-продажи земельного участка, а также обязании Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент) выпустить и заключить с ООО "Альфа Траст" и ОАО "ВК" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003041:4, расположенного по адресу: г. Москва, Спасский тупик, вл. 2, стр. 1.
В качестве третьих лиц по делу привлечены Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура), Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве (Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве).
Решением от 08.05.2013 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные требования, признав незаконными решения Департамента земельных ресурсов города Москвы оформленные исх. от 02.07.2012 N 33-5-19734/12(0)-1 и N 33-5-19735/12(0)-1 об отказе в оформлении договора купли-продажи земельного участка. Суд первой инстанции также обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав заявителей путем выпуска и заключения с ООО "Альфа Траст" и ОАО "ВК" договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003041:4, расположенного по адресу: г. Москва, Спасский туп., вл. 2, стр. 1, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Постановлением девятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013 решение Арбитражного суда города Москвы от 08.05.2013 изменено. Департамент обязан устранить допущенные нарушения прав ООО "Альфа Траст" и ОАО "ВК" в установленном порядке. В остальной части решение суда оставить без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить принятые по делу судебные акты и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Альфа Траст" и ОАО "ВК" требований. При этом указывается, что судами не были исследованы все доказательства по делу и неправильно применены требования статей 33, 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ). Судами не дана оценка тому, что в соответствии с Генеральным планом города Москвы, утвержденным Законом города Москвы от 05.05.2010 N 17 (в редакции от 26.10.2011) "О Генеральном плане города Москвы" земельный участок частично расположен в границах улично-дорожной сети города Москвы. В соответствии с пунктом 3 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) генеральный план города Москвы является документом территориального планирования субъекта Российской Федерации - города федерального значения, который в силу пункта 3 статьи 9 ГрК РФ является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений. Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
После принятия кассационной жалобы к производству арбитражного суда кассационной инстанции от ООО "Альфа Траст" и ОАО "ВК" поступило ходатайство о возврате и прекращении производства по кассационной жалобе, которое не подлежит удовлетворению как необоснованное.
В судебном заседании представители Департамента и Москомархитектуры поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ООО "Альфа Траст" и ОАО "ВК" просил оставить жалобу без удовлетворения, указывая на правильное применение судами норм права.
Представитель Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве извещенный в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанции норм процессуального и материального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как установлено судами ООО "Альфа Траст" принадлежит нежилое помещение площадью 440,5 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 19.09.2007 серия 77 АД 333161) и нежилое помещение площадью 416,9 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 01.09.2004 77 АВ 318133), ОАО "ВК" принадлежит нежилое помещение площадью 823,1 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 31.10.2009 серия 77 АЖ 569467).
Совокупная площадь принадлежащих заявителям помещений составляет 1680,5 кв. м и равна общей площади здания, установленной кадастровым паспортом.
Земельный участок площадью 1236 кв. м, имеющий адресные ориентиры: г. Москва, Спасский тупик, вл. 2, стр. 1 с кадастровым номером 77:01:0003041:4 предоставлен ОАО "ВК" на основании договора аренды от 28.11.1994 N М-01-001349 для эксплуатации прочих земель административно-управленческих учреждений и общественных организаций. В настоящее время указанный договор является действующим.
ООО "Альфа Траст" и ОАО "ВК" в адрес Департамента направлены заявления от 25.06.2012 N 33-5-9734/12(0)-0 и N 33-5-9735/12(0)-0 об оформлении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: 77:01:0003041:4, имеющего адресный ориентир: г. Москва, Спасский туп., вл. 2, стр. 1, на котором расположено здание, принадлежащее на праве собственности в долях заявителям.
Департаментом 02.07.2012 принято решение N 33-5-9734/12(0)-1 и решение N 33-5-9735/12(0)-1 об отказе в оформлении договора купли-продажи земельного участка. Основанием отказов послужило пересечение границ испрашиваемого земельного участка с границами красных линий существующей улично-дорожной сети по Спасскому тупику.
Удовлетворяя заявленные ООО "Альфа Траст" и ОАО "ВК" требования, признавая оспоренные решения Департамента незаконными суды исходили из того, что в соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Нормой ст. 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 (зарегистрирован в Минюсте РФ 30.09.2011 N 21942).
Согласно п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Основания для отказа в выкупе земельного участка лицу, являющемуся собственником находящихся на земельном участке зданий, строений, сооружений, предусмотрены статьей 27, пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ, статьей 70.1 ЗК РФ. Такими основаниями являются: изъятие земельного участка из оборота; ограничение земельного участка в обороте; резервирование участка в установленном порядке для государственных и муниципальных нужд.
Иных оснований отказа в предоставлении земельного участка в собственность в порядке пункта 1 статьи 36 ЗК РФ законом не предусмотрено.
В рассматриваемом случае доказательств наличия таких обстоятельств Департаментом не представлено.
В деле отсутствуют доказательства резервирования спорного земельного участка для государственных (муниципальных) нужд в порядке Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561.
Перечень существующих земельных участков улично-дорожной сети города Москвы утверждается и содержится в Законе города Москвы от 21.03.2007 N 8 "О Перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы".
Участок УДС с адресным ориентиром Спасский тупик в Перечне отсутствует, равно как и сам спорный участок с кадастровым номером 77:01:0003041:4.
Ссылка Департамента на то, что участок существующей УДС включен в таковую постановлением Правительства Москвы отклонена судом как бездоказательная и противоречащая норме п. 2 ст. 2 Закона города Москвы от 21.03.2007 N 8, согласно которой изменение Перечня земельных участков улично-дорожной сети города Москвы осуществляется не реже одного раза в календарный год путем внесения Мэром Москвы проекта закона города Москвы о внесении изменений в настоящий Закон.
Судом также учитывалось, что заявителями представлена выписка из кадастрового паспорта земельного участка N 77:01:0003041:4 (поставленного на кадастровый учет 01.01.2007) от 22.06.2012, согласно которой не подтверждается ни пересечение указанного земельного участка с другими, ни отсутствие установленных поворотных точек.
Согласно нормам ч. 12, 13 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт ранее учтенного земельного участка не выдается, в том числе, в случае, если одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем. При этом, заявителю выдается решение об отказе в выдаче кадастрового паспорта с приложением вместо последнего кадастровой выписки о земельном участке.
По мнению суда, сам факт выдачи заявителям кадастрового паспорта земельного участка N 77:01:0003041:4 подтверждает отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о пересечении испрашиваемого земельного участка с границами других земельных участков.
Таким образом, признавая незаконными оспоренные решения Департамента суды исходили из того, что при рассмотрении спора последним не было доказано их соответствие требованиям закона или иному нормативному правовому акту, не представлены доказательства подтверждающие его доводы о невозможности оформления требуемого договора в связи с пересечением границ земельного участка с улично-дорожной сетью по Спасскому тупику.
Однако судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела не было учтено, что в соответствии с требованиями статей 71, 170, 271 АПК РФ они вправе принять судебный акт (решение, постановление) только на основании всестороннего, полного и объективного исследования в судебном заседании всех доказательств и доводов лиц, участвующих в деле.
При этом в судебных актах должны быть указаны мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Однако, ни суд первой, ни суд апелляционной инстанции не исследовали и не высказали в судебных актах свое суждения по доводам Департамента о том, что в соответствии с Генеральным планом города Москвы, утвержденным Законом города Москвы от 05.05.2010 N 17 (в редакции от 26.10.2011) "О Генеральном плане города Москвы" испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах улично-дорожной сети города Москвы, не подлежащей в силу закона приватизации.
Судом первой инстанции не были оценены находящиеся в деле доказательства, представленные в подтверждении данного довода, а также аналогичных доводов Москомархитектуры.
Не были они исследованы и судом апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела по апелляционной жалобе Департамента, указывающего на наличие в Генеральном плане города Москвы частичного расположения земельного участка в границах улично-дорожной сети.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства и доводы лиц участвующих в деле, разрешить спор правильно применив нормы процессуального и материального права.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 08 мая 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 августа 2013 года по делу N А40-128406/12-33-185 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)