Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 28.03.2013 ПО ДЕЛУ N А32-13740/2012

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2013 г. по делу N А32-13740/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Бекас" (ИНН 2317039057, ОГРН 1042309868105), заинтересованных лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308095506, ОГРН 1032304166377), администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), третьих лиц: муниципального унитарного предприятия "Сочиавтотранс", Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2012 (судья Гречко О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2012 (судьи Галов В.В., Авдонина О.Г., Мисник Н.Н.) по делу N А32-13740/2012, установил следующее.
ООО "Бекас" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации города Сочи (далее - администрация), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) со следующими требованиями:
- - признать незаконными бездействия администрации по вопросу согласования схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402035:141 и бездействия управления по предоставлению обществу на условиях аренды земельного участка площадью 2 210 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Адлерский район, г. Сочи, ул. Энергетиков, 2;
- - обязать администрацию согласовать схему раздела указанного земельного участка;
- - обязать управление предоставить обществу на условиях аренды сроком 49 лет земельный участок и заключить соответствующий договор аренды.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное унитарное предприятие "СПАТП N 6" (правопреемник - муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Сочиавтотранс") и Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года.
Решением от 21.09.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2012, Арбитражный суд Краснодарского края признал не соответствующим статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации бездействие управления, выразившееся в непринятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402035:141, расположенного по адресу: Краснодарский край, Адлерский район, г. Сочи, ул. Энергетиков, 2. Суд обязал управление по заявлению общества принять решение о разделе названного земельного участка с учетом требований Земельного кодекса Российской Федерации. В остальной части заявленных требований и в требованиях к администрации отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принятие решения о разделе спорного земельного участка, находящегося в федеральной собственности, относится к полномочиям управления, которое, не рассмотрев заявление общества, допустило незаконное бездействие и нарушило исключительное право заявителя, предусмотренное статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции отклонил довод управления об установлении сервитута в интересах ФГУ "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства" (далее - учреждение) в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402035:141, поскольку обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Кроме того, при образовании нового земельного участка сервитут продолжает обременять соответствующий участок (его часть).
Управление обжаловало решение от 21.09.2012 и постановление от 29.12.2012 в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, в заявлении - отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заинтересованное лицо полагает, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402035:141 подпадает в границы размещения олимпийского объекта федерального назначения. На указанный земельный участок установлен сервитут в интересах учреждения. Согласно положениям части 1 статьи 16 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ) полномочиями по принятию решений о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории края, за исключением территории Сочинского национального парка, для строительства олимпийских объектов, а также полномочиями по обращению с заявлением о кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки обладает администрация Краснодарского края. Суд первой инстанции не привлек к участию в деле Федеральное дорожное агентство, которое является ответственным исполнителем по строительству олимпийского объекта.
От участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
Участники процесса, извещенные о времени и месте судебного заседания по правилам статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представителей в судебное заседание кассационной инстанции не направили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела видно и судами установлено, что общество является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Сочи, ул. Энергетиков, 2. Объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 66 809 кв. м с кадастровым номером 23:49:0402035:141, находящемся в федеральной собственности.
С целью получения на праве аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости, общество обратилось в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи с заявлением о внесении в градостроительную базу данных и на дежурный план города схему раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402035:141.
В ответ на данное обращение департамент в письме от 02.12.2011 N 21-01-12/29827 указал, что для совершения соответствующего действия обществу необходимо предоставить согласие правообладателя земельного участка о разделе участка.
08 февраля 2012 года общество обратилось в Сочинское представительство управления с заявлением о согласовании схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402035:141.
В ответ на указанное обращение управление сообщило обществу о том, что в случаях предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории обеспечивается органами местного самоуправления.
Указанные обстоятельства послужили причиной обращения общества в арбитражный суд.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание недействительным акта государственного органа.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402035:141 относится к федеральному уровню собственности (т. 2, л.д. 60-61). Полномочиями по распоряжению земельными участками, находящими в собственности Российской Федерации, согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", в Краснодарском крае обладает управление.
Таким образом, законом на управление возложена обязанность по обращению в орган местного самоуправления с целью утверждения и выдачи последним заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Суды пришли к правильному выводу о том, что бездействие управления не соответствует требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества.
В суде первой инстанции управление не заявило, а в суде апелляционной инстанции - документально не подтвердило (не представлена соответствующая планировочная документация) довод о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402035:141 подпадает в границы размещения олимпийского объекта федерального назначения "Федеральная автомобильная дорога М-27 Джубга - Сочи до границы с Абхазией на участке Адлер - Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство)".
Оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 названного Кодекса).
Управление не представило надлежащим образом утвержденную документацию о необходимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402035:141 для размещения олимпийского объекта.
В апелляционной и кассационной жалобах заявитель указал, что распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.05.2011 N 808-р "Об установлении сервитута в целях строительства олимпийского объекта федерального значения" на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402035:141 в интересах учреждения установлен сервитут.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 15.2 Закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускается установление сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов, включенных в Программу строительства, для следующих целей:
- 1) строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации линейных сооружений (в том числе линий электропередачи, линий и сооружений связи, трубопроводов, водопроводов, коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, канатных дорог);
- 2) прохода, проезда, а также провоза строительных и иных материалов через земельный участок для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов;
- 3) строительства временных или вспомогательных сооружений (в том числе ограждений, бытовок, навесов), складирования строительных и иных материалов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов;
- 4) размещения на земельном участке информационных щитов, указателей, предупредительных, геодезических знаков для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов;
- 5) проведения изыскательских, исследовательских и других работ для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов;
- 6) проведения работ по защите территорий, предназначенных для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов, от затопления и подтопления.
Таким образом, установление сервитута не свидетельствует о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402035:141 предназначен для размещения олимпийского объекта и полномочия по его распоряжению переданы Краснодарскому краю в порядке части 1 статьи 16 Закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что положения части 1 статьи 16 Закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ предусматривают полномочия по распоряжению земельными участками, предоставляемыми в целях строительства олимпийских объектов, и не охватывают случаи предоставления земельных участков в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции находит правильным вывод апелляционной коллегии судей о том, что принятым решением права учреждения и Федерального дорожного агентства не затронуты.
В силу пункта 2 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. При образовании нового земельного участка сервитут продолжает обременять соответствующий участок (его часть).
Сервитут, установленный в соответствии с настоящей статьей, сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, в отношении которого установлен сервитут, к другому лицу, а также в случае перехода прав лиц, в интересах которых установлен сервитут, к другим лицам, осуществляющим строительство и (или) эксплуатацию олимпийских объектов. В указанных случаях осуществляется внесение изменений в ранее заключенные соглашения об установлении сервитутов (часть 32 статьи 15.2 Закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ).
Положенные в основу кассационной жалобы управления доводы являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана правильная оценка с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Доводы, изложенные в кассационной жалобе управления, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и доказательств. С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
При разрешении спора суды правильно применили нормы материального права, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в жалобе.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2012 по делу N А32-13740/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Я.Е.ВОЛКОВ
Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
А.И.МЕЩЕРИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)