Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.12.2013 N 15АП-19005/2013 ПО ДЕЛУ N А53-11612/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2013 г. N 15АП-19005/2013

Дело N А53-11612/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галова В.В.,
судей Авдониной О.Г., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андриановой И.Б.,
при участии от истца: представитель Токарева Светлана Владимировна (доверенность от 20.12.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области (судья Захарченко О.П.)
от 30 сентября 2013 года по делу N А53-11612/2013
по иску общества с ограниченной ответственностью "Мясоптицекомбинат "Каневской"
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области,
при участии третьих лиц: Правительства Ростовской области, администрации города Ростова-на-Дону,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Мясоптицекомбинат "Каневской" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области (далее - учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:44:0081105: 31 в размере рыночной 38 669 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ростовской области (далее - правительство) и администрация города Ростова-на-Дону (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30 сентября 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Суд пришел к выводу о том, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Требования истца, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
При обращении в суд в обоснование заявленных требований истцом в материалы дела представлен отчет N 0480600735 от 06.06.2013 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:59:0020520:64, выполненный Учреждением Торгово-промышленной палатой Ростовской области фирма "Донэкспертиза" по состоянию на 01.01.2007. В соответствии с указанным отчетом рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 составила 38 669 000 рублей. Согласно заключению эксперта НП "Межрегиональный союз оценщиков" от 28.06.2013 N 488/02-13 на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности отчета N 0480600735 "об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 11125 кв. м с кадастровым номером 61:44:0081105:31, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации административных, складских и производственных помещений, находящегося по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Вавилова, 61/4", отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ требованиям федеральных стандартов оценки.
Оценив указанные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что представленный отчет, а также экспертное заключение соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержат достаточную, достоверную информацию и статистический анализ о стоимости сравнимых и схожих земельных участков. Рыночная стоимость спорного земельного участка определена экспертом по состоянию на 01.01.2007, то есть на дату проведения государственной кадастровой оценки земель.
Не согласившись с принятым судебным актом, правительство обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
В обоснование жалобы апеллянт указал, что исследование представленных в материалы дела отчета и экспертного заключения в качестве единственных доказательств по делу является недостаточным и нецелесообразным. Из экспертного заключения отчета следует, что была осуществлена нормативно-методическая экспертиза отчета, то есть определено его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, вместе с тем, сама сумма рыночной стоимости земельного участка, определенная отчетом, предметом экспертирования не являлась.
Кроме того, апеллянт указал на имеющиеся по его мнению пороки отчета: у оценщика отсутствовали документы, подтверждающие право на земельный участок на дату оценки, применяемых оценщиком в рамках метода сравнения продаж объекты-аналоги существенно отличаются по своим физическим характеристикам (площади) от объекта оценки; представленные в приложении к отчету источники ценовой информации невозможно идентифицировать и проверить.
В отзыве общество возражало против доводов жалобы, просило решение суда оставить без изменения. Истец указал, что суд первой инстанции предоставил возможность правительству задепонировать денежные средства с целью назначения экспертизы, однако, третье лицо денежные средства на депозитный счет суда не внесло, тем самым понесло неблагоприятные последствия несовершения процессуально значимых действий.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы отзыва. Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и места судебного разбирательства, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, в связи с чем, в отношении указанных лиц дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжением Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону от 20.07.2012 N 1552 обществу с ограниченной ответственностью "Мясоптицекомбинат "Каневской" в собственность предоставлен за плату земельный участок площадью 11 125 кв. м с кадастровым номером 61:44:0081105:31, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации административных, складских и производственных помещений, находящийся по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Вавилова, 61/4.
Общество с ограниченной ответственностью "Мясоптицекомбинат "Каневской" является собственником объектов недвижимого имущества - градирня, общей площадью 52,3 кв. м, литер О, складское хранилище, площадью 3 647,9 кв. м, литер Ж, трансформаторная подстанция, площадью 29,8 кв. м, литер Н, расположенных на земельном участке площадью 11 125 кв. м с кадастровым номером 61:44:0081105:31, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации административных, складских и производственных помещений, находящегося по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Вавилова, 61/4.
Изложенное подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 23.07.2010 N 61-АЕ 678682, 678680, 678681.
С 01.01.2009 в связи с вступлением в силу постановления администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области" размер кадастровой стоимости земельного участка составляет 172 020 090 рублей. Изложенные сведения содержатся в кадастровом паспорте земельного участка от 10.10.2011 N 61/001/11-268525.
Истец, указывая на то, что кадастровая стоимость земельного участка значительно завышена, что в свою очередь является нарушением его прав как плательщика земельного налога, обратился в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавший в редакции до принятия Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.5, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 39 от 15.02.2007, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей. Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно пунктам 1, 10, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 (далее - Правила кадастровой оценки земель) организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра"). Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно статье 3 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
В соответствии с пунктами 5.1.3, 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, осуществление полномочий по кадастровому учету и ведению государственного кадастра недвижимости возложено на Росреестр.
В настоящее время в силу приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93 и от 01.09.2011 N П/331 полномочия по кадастровому учету осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", соответственно, именно данное учреждение выступает надлежащим ответчиком при оспаривании кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Как указал Высший Арбитражный суд Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
При обращении в суд в обоснование заявленных требований истцом в материалы дела представлен отчет N 0480600735 от 06.06.2013 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:59:0020520:64, выполненный Учреждением Торгово-промышленной палатой Ростовской области фирма "Донэкспертиза" по состоянию на 01.01.2007. В соответствии с указанным отчетом рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 составила 38 669 000 рублей.
Отчет содержит обоснование выбранного оценщиком метода, описание объектов-аналогов, корректировки, примененные оценщиком, им обоснованы надлежащим образом.
Соответствие отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ требованиям федеральных стандартов оценки, корректность методов и правильность проведения исследования подтверждены заключением эксперта НП "Межрегиональный союз оценщиков" от 28.06.2013 N 488/02-13 на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности отчета N 0480600735 "об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 11125 кв. м с кадастровым номером 61:44:0081105:31, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации административных, складских и производственных помещений, находящегося по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Вавилова, 61/4".
Довод апеллянта о том, что была осуществлена нормативно-методическая экспертиза отчета, то есть определено его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, вместе с тем, сама сумма рыночной стоимости земельного участка, определенная отчетом, предметом экспертирования не являлась, не влияет на правильность принятого судом первой инстанции решения.
Действующее законодательство предусматривает возможность установления соответствия отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценка требованиям законодательства Российской Федерации посредством проведения нормативно-методической экспертизы такого отчета, которая позволяет подтвердить профессионализм проведенной рыночной оценки. Законодательство не содержит требований об обязательном проведении экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки.
Довод правительства о наличии пороков в отчете, а именно: у оценщика отсутствовали документы, подтверждающие право на земельный участок на дату оценки, применяемых оценщиком в рамках метода сравнения продаж объекты-аналоги существенно отличаются по своим физическим характеристикам (площади) от объекта оценки; представленные в приложении к отчету источники ценовой информации невозможно идентифицировать и проверить, также подлежит отклонению по следующим основаниям.
Наличие либо отсутствие права у истца на земельный участок в период, на который определяется стоимость участка, не имеет правового значения. Общество надлежащим образом легитимировано в качестве истца, поскольку является собственником земельного участка.
В отчете оценщик указал, что в результате произведенных расчетов коэффициентов торможения по ценообразующему параметру, четко прослеживаемой зависимости между ценами на земельные участки и площадью земельных участков не выявлено, в связи с чем, корректировка на площадь по объектам-аналогам не вводилась. Таким образом, оценщик обосновал причину, по которой не производилась корректировка.
На страницах 27-28 отчета оценщик при описании объектов аналогов указал источник информации об их характеристиках, в том числе ценовых. Доказательств несоответствия между источниками информации, указанными в отчете, и в приложении к отчету правительством не представлено.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", являясь органом кадастрового учета, не оспаривает как возможность применения к спорным правоотношениям положений части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, так и результаты определения рыночной стоимости земельных участков, изложенные в отчете.
Судебный порядок рассмотрения споров по определению кадастровой стоимости земельных участков направлен на преодоление неточностей ее определения посредством проверки соответствия кадастровой стоимости действительным показателям рыночной стоимости. Результатом такой проверки будет установление судом в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночной стоимости земельного участка.
Права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 30 сентября 2013 года по делу N А53-11612/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавкзского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.

Председательствующий
В.В.ГАЛОВ

Судьи
О.Г.АВДОНИНА
М.Н.МАЛЫХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)