Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 06 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-10059/2012,
на решение от 01.10.2012
судьи Е.В. Кобко
по делу N А51-12468/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению муниципального казенного учреждения "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" (ИНН 2536177331, ОГРН 1062536053788, зарегистрировано в качестве юридического лица 04.10.2006)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931, зарегистрировано в качестве юридического лица 23.12.2004)
3-и лица: Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, администрация г. Владивостока, КГКУ "Приморское лесничество"
о признании незаконным решения, оформленного письмом от 12.03.2012 N 01/020/2012-111, об отказе в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 2405 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Плеханова, 27, "под площадку для загородного отдыха жителей города" и об обязании зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком
при участии в заседании:
- от учреждения: представитель А.Ю. Грачева (удостоверение N 3777, доверенность от 01.11.2012);
- от Росреестра: не явились, уведомлены надлежаще
от администрации г. Владивостока: представитель А.Ю. Грачева (удостоверение N 3777, доверенность от 28.11.2012 N 28/1-6695)
от Управления лесным хозяйством, ТУ Росимущества и КГКУ "Приморское лесничество": не явились, уведомлены надлежаще,
установил:
Муниципальное казенное учреждение "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" (далее по тексту - "заявитель", "учреждение") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее по тексту - "Росреестр") о признании незаконным решения, оформленного письмом от 12.03.2012 N 01/020/2012-111, об отказе в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 2405 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Плеханова, 27, "под площадку для загородного отдыха жителей города" и об обязании зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 01.10.2012 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Обжалуя в апелляционном порядке решение суда от 01.10.2012, Росреестр указывает на неправильное применение норм материального права. Настаивает на отсутствии оснований для регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителя на спорный земельный участок. Считает, что судом первой инстанции необоснованно не принят во внимание довод о том, что спорный земельный участок является частью земель лесного фонда, в категорию земель населенных пунктов не переводился и в силу закона отнесен к федеральной собственности. Полагает, что принятие Генерального плана Владивостокского городского округа само по себе не свидетельствует об изменении категории земельных участков, занятых лесами в г. Владивостоке.
Заявитель и администрация г. Владивостока по тексту представленного в материалы дела отзыва, поддержанного в судебном заседании, возражали против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просили оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ТУ Росимущества, КГКУ "Приморское лесничество" в отзывах на апелляционную жалобу поддержали доводы Росреестра, считают принятое решение незаконным и необоснованным.
В связи с уходом в отпуск судьи Н.Н. Анисимовой на основании распоряжения председателя 3 судебного состава административной коллегии Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2013 в порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Н.Н. Анисимовой на судью С.В. Гуцалюк.
Росреестр, Управление лесным хозяйством, ТУ Росимущества и КГКУ "Приморское лесничество" в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Заслушав доводы учреждения и администрации г. Владивостока, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
Постановлением администрации г. Владивостока от 10.01.2007 N 161 МУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" в постоянное (бессрочное) пользование из земель поселений по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Плеханова, 27 предоставлен земельный участок площадью 2405 кв. м под площадку для загородного отдыха жителей города.
17.01.2012 заявитель обратился в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 2405 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под площадку для загородного отдыха жителей города, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - жилой дом, участок находится примерно в 75 м от ориентира по направлению на север, кадастровый номер земельного участка 25:28:050026:545.
К заявлению были приложены постановление администрации г. Владивостока от 10.01.2007 N 161 и кадастровый паспорт земельного участка.
Письмом от 12.03.2012 г. N 01/020/2012-111 Росреестр отказал заявителю в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования со ссылкой на то, что спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в суд с заявлением о признании его незаконным.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок государственной регистрации прав на земельные участки установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - "Закон N 122-ФЗ").
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В случае, если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
Частью 2 данной статьи предусмотрено приложение к заявлению о государственной регистрации прав документов, необходимых для ее проведения.
Перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрен частью 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ и включает акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Коллегией установлено, что, обращаясь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок общей площадью 2405 кв. м, расположенный в районе ул. Плеханова, д. 27 в г. Владивостоке, учреждение в качестве основания возникновения у него права постоянного (бессрочного) пользования представило постановление администрации г. Владивостока от 10.01.2007 N 161.
Рассмотрев представленные документы, Росреестр пришел к выводу о наличии оснований для отказа в государственной регистрации прав, предусмотренных абзацами 6, 8 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ, указав при этом, что спорный земельный участок входит в состав лесного фонда, является разграниченным в силу абзаца 6 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса РФ" и относится к федеральной собственности.
Согласно абзацам 6 и 8 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества, а также если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЗК РФ") установлено, что все земли для организации их рационального использования и охраны подразделяются на соответствующие категории. Категория земель - это совокупность однородных по своему целевому или функциональному назначению земельных участков, выделенных в качестве особой группы земель в зависимости от их природного, социального и экономического значения.
Кодекс дифференцирует земли в Российской Федерации на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
В силу статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из кадастрового паспорта от 22.12.2011 N 25/00-11-144890, спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов.
Какие-либо иные документы, предусмотренные статьей 8 ЗК РФ и свидетельствующие об отнесении земельного участка к землям лесного фонда, в материалах дела отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЛК РФ"), леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 этого же Кодекса).
Исходя из положений статьи 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Обосновывая правомерность оспариваемого отказа, Росреестр со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 N 318 "О государственной лесном реестре" считает, что все земли в границах Владивостокского лесхоза входят в состав лесного фонда, поскольку в установленном порядке в состав иных земель не переводились.
Между тем пунктом 2 статьи 83 ЗК РФ установлено правило, согласно которому границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
При этом в силу абзаца 4 подпункта 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее по тексту - "Закон N 172-ФЗ") установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Подпунктом 2, 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 172-ФЗ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта; размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту - "Федеральный закон N 191-ФЗ") предусмотрено, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Указанной статьей определен состав и порядок согласования документации, необходимой для включения земельных участков в границы населенных пунктов, порядок принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов или отказа в принятии такого решения.
По смыслу подпункта 3 пункта 19 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ одним из оснований для принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об отказе во включении земельного участка в границу населенного пункта является наличие мотивированного отказа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение лесными участками (если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов и изменение вида разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда) в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта.
Коллегией установлено, что границы населенного пункта г. Владивосток утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы города Владивостока от 15.09.2008 N 119 и Правилами землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, согласованными в установленном порядке, в том числе с Федеральным агентством лесного хозяйства. Кроме того, границы Владивостокского городского округа, границы земель лесного фонда, границы земель обороны и безопасности утверждены постановлением администрации Приморского края от 30.11.2009 N 323-па "Об утверждении схемы территориального планирования Приморского края".
Согласно писем Управления градостроительства и архитектуры г. Владивостока от 23.05.2012 N 7597СП и N 7596СП спорный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), что свидетельствует о его отнесении к землям населенных пунктов. Аналогичная информация содержится и в кадастровом паспорте земельного участка.
При таких обстоятельствах, вывод Росреестра о нахождении земельного участка на территории земель лесного фонда не соответствует фактическим обстоятельствам дела и противоречит представленным по делу доказательствам.
Доказательств регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок, а также незаконности перевода спорного земельного участка в земли населенных пунктов в результате изменения границ населенного пункта в материалы дела не представлено.
Письмо Владивостокского филиала КГКУ "Примлес" от 08.02.2012 N 193 об отнесении спорного участка к землям лесного фонда с приложением выкопировки из планшета Садгородского участкового лесничества Владивостокского лесничества, на основании которого Росреестром было принято оспариваемое решение, не подтверждает отнесение спорного участка к землям лесного фонда и, соответственно, к федеральной собственности.
При этом коллегия учитывает, что сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 ЗК РФ и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В силу положений пункта 3 статьи 4.1, статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункта 7 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установить принадлежность испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда можно только на основании документов государственного кадастрового учета либо плана лесного участка.
Между тем на государственный кадастровый учет как лесной участок в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" спорный земельный участок не поставлен, соответствующих доказательств лицами, участвующими в деле, не представлено.
Таким образом, Росреестр не доказал факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, на которые Российская Федерация обладает исключительным правом собственности.
Поскольку доказательства возникновения прав на спорный земельный участок в материалы дела не представлено, суд первой инстанции правильно классифицировал его как неразграниченный.
По правилам абзаца 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса РФ" (далее по тексту - "Закон N 137-ФЗ") распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Из изложенного следует, что вплоть до 01.02.2007 (до вступления в действие подпункта 21.1 статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае") распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые на территории г. Владивостока не разграничена, осуществлял орган местного самоуправления.
Соответственно, администрация г. Владивостока в пределах предоставленных ей полномочий правомерно распорядилась спорным имуществом - земельным участком общей площадью 2405 кв. м, расположенным в районе ул. Плеханова, д. 27 в г. Владивостоке, предоставив его учреждению в постоянное (бессрочное) пользование.
Иных оснований для отказа в государственной регистрации прав, помимо указанных в письме Росреестра от 12.03.2012 N 01/020/2012-111, в ходе рассмотрения спора установлено не было.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Росреестра в государственной регистрации права заявителя на спорный земельный участок не соответствует закону, и признал данный отказ незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Поскольку отказ Росреестра от 12.03.2012 N 01/020/2012-111 является незаконным, иные основания для отказа в государственной регистрации Росреестром не заявлялись, и в ходе рассмотрения спора не установлены, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно обязал Росреестр зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования учреждения на спорный земельный участок.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 110 АПК РФ коллегия относит на Росреестр расходы по уплате госпошлины за подачу заявления о принятии обеспечительных мер.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.10.2012 по делу N А51-12468/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в пользу муниципального казенного учреждения "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке" судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу заявления о принятии обеспечительных мер в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.08.2013 N 05АП-10059/2012 ПО ДЕЛУ N А51-12468/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2013 г. N 05АП-10059/2012
Дело N А51-12468/2012
Резолютивная часть постановления оглашена 06 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-10059/2012,
на решение от 01.10.2012
судьи Е.В. Кобко
по делу N А51-12468/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению муниципального казенного учреждения "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" (ИНН 2536177331, ОГРН 1062536053788, зарегистрировано в качестве юридического лица 04.10.2006)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931, зарегистрировано в качестве юридического лица 23.12.2004)
3-и лица: Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, администрация г. Владивостока, КГКУ "Приморское лесничество"
о признании незаконным решения, оформленного письмом от 12.03.2012 N 01/020/2012-111, об отказе в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 2405 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Плеханова, 27, "под площадку для загородного отдыха жителей города" и об обязании зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком
при участии в заседании:
- от учреждения: представитель А.Ю. Грачева (удостоверение N 3777, доверенность от 01.11.2012);
- от Росреестра: не явились, уведомлены надлежаще
от администрации г. Владивостока: представитель А.Ю. Грачева (удостоверение N 3777, доверенность от 28.11.2012 N 28/1-6695)
от Управления лесным хозяйством, ТУ Росимущества и КГКУ "Приморское лесничество": не явились, уведомлены надлежаще,
установил:
Муниципальное казенное учреждение "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" (далее по тексту - "заявитель", "учреждение") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее по тексту - "Росреестр") о признании незаконным решения, оформленного письмом от 12.03.2012 N 01/020/2012-111, об отказе в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 2405 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Плеханова, 27, "под площадку для загородного отдыха жителей города" и об обязании зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 01.10.2012 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Обжалуя в апелляционном порядке решение суда от 01.10.2012, Росреестр указывает на неправильное применение норм материального права. Настаивает на отсутствии оснований для регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителя на спорный земельный участок. Считает, что судом первой инстанции необоснованно не принят во внимание довод о том, что спорный земельный участок является частью земель лесного фонда, в категорию земель населенных пунктов не переводился и в силу закона отнесен к федеральной собственности. Полагает, что принятие Генерального плана Владивостокского городского округа само по себе не свидетельствует об изменении категории земельных участков, занятых лесами в г. Владивостоке.
Заявитель и администрация г. Владивостока по тексту представленного в материалы дела отзыва, поддержанного в судебном заседании, возражали против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просили оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ТУ Росимущества, КГКУ "Приморское лесничество" в отзывах на апелляционную жалобу поддержали доводы Росреестра, считают принятое решение незаконным и необоснованным.
В связи с уходом в отпуск судьи Н.Н. Анисимовой на основании распоряжения председателя 3 судебного состава административной коллегии Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2013 в порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Н.Н. Анисимовой на судью С.В. Гуцалюк.
Росреестр, Управление лесным хозяйством, ТУ Росимущества и КГКУ "Приморское лесничество" в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Заслушав доводы учреждения и администрации г. Владивостока, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
Постановлением администрации г. Владивостока от 10.01.2007 N 161 МУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" в постоянное (бессрочное) пользование из земель поселений по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Плеханова, 27 предоставлен земельный участок площадью 2405 кв. м под площадку для загородного отдыха жителей города.
17.01.2012 заявитель обратился в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 2405 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под площадку для загородного отдыха жителей города, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - жилой дом, участок находится примерно в 75 м от ориентира по направлению на север, кадастровый номер земельного участка 25:28:050026:545.
К заявлению были приложены постановление администрации г. Владивостока от 10.01.2007 N 161 и кадастровый паспорт земельного участка.
Письмом от 12.03.2012 г. N 01/020/2012-111 Росреестр отказал заявителю в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования со ссылкой на то, что спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в суд с заявлением о признании его незаконным.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок государственной регистрации прав на земельные участки установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - "Закон N 122-ФЗ").
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В случае, если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
Частью 2 данной статьи предусмотрено приложение к заявлению о государственной регистрации прав документов, необходимых для ее проведения.
Перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрен частью 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ и включает акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Коллегией установлено, что, обращаясь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок общей площадью 2405 кв. м, расположенный в районе ул. Плеханова, д. 27 в г. Владивостоке, учреждение в качестве основания возникновения у него права постоянного (бессрочного) пользования представило постановление администрации г. Владивостока от 10.01.2007 N 161.
Рассмотрев представленные документы, Росреестр пришел к выводу о наличии оснований для отказа в государственной регистрации прав, предусмотренных абзацами 6, 8 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ, указав при этом, что спорный земельный участок входит в состав лесного фонда, является разграниченным в силу абзаца 6 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса РФ" и относится к федеральной собственности.
Согласно абзацам 6 и 8 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества, а также если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЗК РФ") установлено, что все земли для организации их рационального использования и охраны подразделяются на соответствующие категории. Категория земель - это совокупность однородных по своему целевому или функциональному назначению земельных участков, выделенных в качестве особой группы земель в зависимости от их природного, социального и экономического значения.
Кодекс дифференцирует земли в Российской Федерации на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
В силу статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из кадастрового паспорта от 22.12.2011 N 25/00-11-144890, спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов.
Какие-либо иные документы, предусмотренные статьей 8 ЗК РФ и свидетельствующие об отнесении земельного участка к землям лесного фонда, в материалах дела отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЛК РФ"), леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 этого же Кодекса).
Исходя из положений статьи 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Обосновывая правомерность оспариваемого отказа, Росреестр со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 N 318 "О государственной лесном реестре" считает, что все земли в границах Владивостокского лесхоза входят в состав лесного фонда, поскольку в установленном порядке в состав иных земель не переводились.
Между тем пунктом 2 статьи 83 ЗК РФ установлено правило, согласно которому границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
При этом в силу абзаца 4 подпункта 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее по тексту - "Закон N 172-ФЗ") установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Подпунктом 2, 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 172-ФЗ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта; размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту - "Федеральный закон N 191-ФЗ") предусмотрено, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Указанной статьей определен состав и порядок согласования документации, необходимой для включения земельных участков в границы населенных пунктов, порядок принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов или отказа в принятии такого решения.
По смыслу подпункта 3 пункта 19 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ одним из оснований для принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об отказе во включении земельного участка в границу населенного пункта является наличие мотивированного отказа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение лесными участками (если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов и изменение вида разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда) в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта.
Коллегией установлено, что границы населенного пункта г. Владивосток утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы города Владивостока от 15.09.2008 N 119 и Правилами землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, согласованными в установленном порядке, в том числе с Федеральным агентством лесного хозяйства. Кроме того, границы Владивостокского городского округа, границы земель лесного фонда, границы земель обороны и безопасности утверждены постановлением администрации Приморского края от 30.11.2009 N 323-па "Об утверждении схемы территориального планирования Приморского края".
Согласно писем Управления градостроительства и архитектуры г. Владивостока от 23.05.2012 N 7597СП и N 7596СП спорный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), что свидетельствует о его отнесении к землям населенных пунктов. Аналогичная информация содержится и в кадастровом паспорте земельного участка.
При таких обстоятельствах, вывод Росреестра о нахождении земельного участка на территории земель лесного фонда не соответствует фактическим обстоятельствам дела и противоречит представленным по делу доказательствам.
Доказательств регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок, а также незаконности перевода спорного земельного участка в земли населенных пунктов в результате изменения границ населенного пункта в материалы дела не представлено.
Письмо Владивостокского филиала КГКУ "Примлес" от 08.02.2012 N 193 об отнесении спорного участка к землям лесного фонда с приложением выкопировки из планшета Садгородского участкового лесничества Владивостокского лесничества, на основании которого Росреестром было принято оспариваемое решение, не подтверждает отнесение спорного участка к землям лесного фонда и, соответственно, к федеральной собственности.
При этом коллегия учитывает, что сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 ЗК РФ и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В силу положений пункта 3 статьи 4.1, статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункта 7 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установить принадлежность испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда можно только на основании документов государственного кадастрового учета либо плана лесного участка.
Между тем на государственный кадастровый учет как лесной участок в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" спорный земельный участок не поставлен, соответствующих доказательств лицами, участвующими в деле, не представлено.
Таким образом, Росреестр не доказал факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, на которые Российская Федерация обладает исключительным правом собственности.
Поскольку доказательства возникновения прав на спорный земельный участок в материалы дела не представлено, суд первой инстанции правильно классифицировал его как неразграниченный.
По правилам абзаца 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса РФ" (далее по тексту - "Закон N 137-ФЗ") распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Из изложенного следует, что вплоть до 01.02.2007 (до вступления в действие подпункта 21.1 статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае") распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые на территории г. Владивостока не разграничена, осуществлял орган местного самоуправления.
Соответственно, администрация г. Владивостока в пределах предоставленных ей полномочий правомерно распорядилась спорным имуществом - земельным участком общей площадью 2405 кв. м, расположенным в районе ул. Плеханова, д. 27 в г. Владивостоке, предоставив его учреждению в постоянное (бессрочное) пользование.
Иных оснований для отказа в государственной регистрации прав, помимо указанных в письме Росреестра от 12.03.2012 N 01/020/2012-111, в ходе рассмотрения спора установлено не было.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Росреестра в государственной регистрации права заявителя на спорный земельный участок не соответствует закону, и признал данный отказ незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Поскольку отказ Росреестра от 12.03.2012 N 01/020/2012-111 является незаконным, иные основания для отказа в государственной регистрации Росреестром не заявлялись, и в ходе рассмотрения спора не установлены, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно обязал Росреестр зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования учреждения на спорный земельный участок.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 110 АПК РФ коллегия относит на Росреестр расходы по уплате госпошлины за подачу заявления о принятии обеспечительных мер.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.10.2012 по делу N А51-12468/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в пользу муниципального казенного учреждения "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке" судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу заявления о принятии обеспечительных мер в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)