Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Куловой Г.Р.
судей Свистун Т.К., Хакимова А.Р.
при секретаре С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Республики Башкортостан на решение Советского районного суда г. Уфы РБ от 07.12.2012 года, которым постановлено:
Иск Д.А.Д., Д.М.И., О. - удовлетворить.
Возложить на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обязанность подготовить договор купли-продажи 1/2 доли земельного участка с кадастровым номером N ..., расположенного по адресу: адрес, с Д.А.Д., по стоимости, действующей на день подачи заявления, и направить его заявителю для подписания.
Возложить на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обязанность подготовить договор купли-продажи 28/100 доли земельного участка с кадастровым номером N ..., расположенного по адресу: адрес, с Д.М.И., по стоимости, действующей на день подачи заявления, и направить его заявителю для подписания.
Возложить на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обязанность подготовить договор купли-продажи 22/100 доли земельного участка с кадастровым номером N ..., расположенного по адресу: адрес, с О., по стоимости, действующей на день подачи заявления, и направить его заявителю для подписания.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
О., Д.М.И., Д.А.Д. обратились в суд с исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия государственного органа, обязании подготовить договор купли-продажи земельного участка. В обоснование указали, что являются долевыми собственниками домовладения, расположенного по адресу: адрес, в следующих долях:
Д.А.Д. владеет 1/2 доли в праве собственности на жилой дом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 05 АВ N ... от дата
Д.М.И. владеет 28/100 доли в праве собственности на жилой дом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 04 АГ N ... от дата
О.. владеет 22/100 доли в праве собственности на жилой дом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 04 АГ N ... от дата
Домовладение расположено на земельном участке, площадью 1492 кв. м с кадастровым номером N ..., по адресу: адрес.
дата между Д.А.Д. и Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г. Уфа был заключен договор аренды N .... Дополнительным соглашением от дата вторым арендатором по названному договору стала Д.М.И.
Дата истцы обратились в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о расторжении договора аренды и предоставлении земельного участка в собственность за плату, на что получили ответ, в котором указывалось, что земельный участок по адресу: адрес находится в территориальной зоне рекреационного назначения.
В связи с чем, истцы обратились в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с таким же заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в письме от дата N ... сообщило, что согласно кадастровой выписки земельный участок входит в территориальную зону рекреационного назначения. Заявителям предложено обратиться в Администрацию городского округа г. Уфа РБ с предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ, в части изменения границ территориальных зон. Считают, что данный ответ является незаконным и нарушает их права и законные интересы. Указали, что на спорном земельном участке, находящемся в пользовании истцов отсутствуют какие-либо объекты, относящиеся к домам отдыха, пансионатам, туристическим базам, оздоровительным лагерям. Более того, согласно кадастрового паспорта земельный участок имеет категорию земель - земли населенных пунктов. Просят признать незаконным бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии решения по заявлению Д.А.Д., Д.М.И., О. о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N ..., расположенного по адресу: адрес, возложить на Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обязанность подготовить договор купли-продажи 1/2 доли спорного земельного участка с Д.А.Д., договор купли-продажи 22/100 доли спорного земельного участка с Д.М.И., договор купли-продажи 28/100 доли спорного земельного участка с О., - по стоимости, действующей на день подачи заявления и направить его заявителю для подписания.
Впоследствии истцы уточнили исковые требования, просили возложить на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обязанность подготовить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N ..., расположенного по адресу: адрес, по стоимости, действующей на день подачи заявления, и направить его заявителям для подписания.
Определением Советского районного суда г. Уфы от дата к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Правительство Республики Башкортостан.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Правительства Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав возражения представителя истцов Д.А.Д., Д.М.И., О. - Т., судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В п. п. 1, 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из материалов дела усматривается, что истцы являются собственниками домовладения, расположенного по адресу: адрес, в следующих долях: Д.А.Д. владеет 1/2 долей в праве собственности на жилой дом, Д.М.И. владеет 28/100 долей в праве собственности на жилой дом, О. владеет 22/100 долей в праве собственности на жилой дом, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Жилой дом расположен на земельном участке, площадью 1492 кв. м, с кадастровым номером N ..., по адресу: адрес. дата между Д.А.Д. и Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г. Уфа был заключен договор аренды N .... Дополнительным соглашением от дата вторым арендатором по названному договору стала Д.М.И. дата истцы обратились в Администрацию ГО г. Уфы РБ с заявлением о расторжении договора аренды и предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Согласно ответа Администрации ГО г. Уфы РБ от дата N ..., земельный участок по адресу: адрес, находится в территориальной зоне рекреационного назначения и в соответствии со статьей 25.1 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство Республики Башкортостан.
Министерство земельных и имущественных отношений РБ в письме от дата N ... сообщило, что согласно кадастровой выписке земельный участок входит в территориальную зону рекреационного назначения. Заявителям предложено обратиться в Администрацию ГО г. Уфа РБ с предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, в части изменения границ территориальных зон.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился с заявлением о выкупе земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ в Минземимущество РБ и получил решение об отказе в предоставлении земельного участка, которое и обжаловал в рамках настоящего дела.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от дата земельный участок, на котором расположен принадлежащий истцам жилой дом по адресу: адрес, находится на территории рекреационной зоны "Р-1", сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" N ... от дата.
В соответствии с положениями Закона Республики Башкортостан от 05.04.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" распоряжение земельными участками, отнесенными к территориальным зонам рекреационного назначения, отнесено к полномочиям Правительства Республики Башкортостан.
Указанное свидетельствует о том, что органом, уполномоченным в решении вопроса о предоставлении спорного земельного участка, является Правительство Республики Башкортостан.
Постановлением Правительства РБ от 05.04.2004 N 50 утвержден Регламент Правительства РБ (далее - Регламент).
Согласно п. 2 Регламента, Правительство в пределах полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан на территории республики.
Согласно п. 5 Регламента, порядок принятия постановлений и распоряжений Правительства устанавливается настоящим Регламентом и иными актами Правительства в соответствии с законодательством.
Согласно п. 52 Регламента, акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства. Акты по оперативным и текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства.
В силу п. 53 Регламента право внесения в Правительство проектов постановлений, распоряжений и иных актов Правительства имеют члены Правительства, прокурор Республики Башкортостан, Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан, председатель Арбитражного суда Республики Башкортостан, руководители органов исполнительной власти Республики Башкортостан, местных органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководящие органы общественных объединений и политических партий Республики Башкортостан.
В соответствии с пунктом 3.5 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 12.07.2007 N УП-335, на Минземимущество РБ возложена подготовка проектов решений Правительства Республики Башкортостан, в том числе по предоставлению земельных участков в пределах своей компетенции.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.16, 3.25 названного Положения Минземимущество РБ является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества РБ, функции в области землеустройства, в том числе заключение договоров купли-продажи земельных участков.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что порядок принятия Правительством Республики Башкортостан решений (распоряжений), установленный Регламентом Правительства Республики Башкортостан, является способом урегулирования правоотношений между Правительством и Минземимуществом РФ и не должен влиять на право заявителя оформить испрашиваемый земельный участок в собственность в порядке, предусмотренном положениями ст. 36 ЗК РФ. Поскольку истцы обратились в орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РБ на заключение договоров купли-продажи земельных участков, Министерство земельных и имущественных отношений РБ является надлежащим ответчиком по делу, а требования истцов обязать Минземимущество РБ заключить договор купли-продажи земельного участка обоснованными. Вместе с тем, обязание заключить договор купли-продажи не препятствует соблюдению ответчиком порядка, установленного Регламентом Правительства Республики Башкортостан.
В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев установленных федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:
- лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
- зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
- общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
- не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Согласно п. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим рекреационным зонам.
Согласно п. п. 2, 4, 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ, границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
- виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
- их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Согласно п. 10 ст. 85 Земельного кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
Понятие земель особо охраняемых территорий установлено статьей 94 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 данной статьи к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Частью 2 статьи 94 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
- 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- 2) природоохранного назначения;
- 3) рекреационного назначения;
- 4) историко-культурного назначения;
- 5) иные особо ценные земли в соответствии с Кодексом, федеральными законами.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального, регионального, местного значения, а также порядок их использования устанавливается правовыми актами соответствующих органов государственной власти, федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Правовой режим земель рекреационного назначения установлен статьей 98 Земельного кодекса РФ, согласно которой к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан (п. 1 ст. 98).
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (п. 2 ст. 98).
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (п. 5 ст. 98).
Градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В настоящий момент на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан указанные Правила, а также градостроительные регламенты установлены решением Совета городского округа г. Уфа РБ от дата N ... "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Согласно ст. 41 Правил границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Статьей 43.4 Правил установлено назначение рекреационных зон, согласно которым рекреационная зона Р-1 - зона городских парков, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, предназначена для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.
Согласно ст. 43.5 Правил в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Как видно из вышеприведенных норм, земельные участки, предоставленные для рекреационных целей из земель населенных пунктов, не являются землями рекреационного назначения в составе особо охраняемых территорий, имеют различный правовой режим и связанные с ним ограничения хозяйственной деятельности.
Особенностью рекреационных зон в составе земель населенных пунктов является то, что их правовой режим определяется не правовыми нормами ЗК РФ, посвященными землям рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, а градостроительным регламентом территориальной зоны, устанавливаемым правилами землепользования и застройки. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, разрабатываемый индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможностей территориального сочетания различных видов использования земельных участков (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления. В отношении спорных земельных участков такие акты не принимались, поэтому эти участки могут быть отнесены только к землям рекреационного назначения. Однако в отношении подобных участков статьей 27 Земельного кодекса РФ не установлены ограничения в обороте.
Вместе с тем, в кадастровом паспорте от 17.04.2012 года спорного земельного участка указано, что весь земельный участок относится к землям населенных пунктов, отметок, свидетельствующих об отнесении названного земельного участка к землям особо охраняемых территорий и объектов не имеется. Разрешенное использование испрашиваемого земельного участка: "для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек".
Кроме того, в материалах дела имеется письмо Главного управления градостроительства и архитектуры Администрации ГО г. Уфы, согласно которому в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки ГО г. Уфа РБ (решение Совета г. Уфа РБ N ... от дата) земельный участок с кадастровым номером N ... не относится к особо охраняемым территориям.
В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о переводе данного участка из земель населенных пунктов в земли особо охраняемых территорий в установленном законом порядке. Также нет данных и об отнесении участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ населенных пунктов в связи с его особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением.
Следовательно, оснований распространять на земельный участок правовой режим земель особо охраняемых территорий, установленный статьями 94 - 100 Земельного кодекса РФ, не имеется. Сам по себе факт включения спорного участка в территорию рекреационного назначения не свидетельствует о том, что такой участок согласно статье 27 Земельного кодекса РФ является ограниченным в обороте и он не может быть предоставлен в частную собственность.
Согласно ст. 53.4 Правил запрещено размещение всех видов объектов недвижимости, за исключением видов разрешенного использования земельных участков в рекреационных зонах Р-1, с учетом статьи 46 настоящих Правил.
При этом среди видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства по территориальным зонам установленных ст. 44 Правил запрещено размещение объектов индивидуального жилищного строительства в рекреационной зоне Р-1.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 7 Правил земельные участки и объекты капитального строительства, указанные в части 3 статьи 6 настоящих Правил, а также ставшие несоответствующими настоящим Правилам после внесения в них изменений, могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с градостроительными регламентами и настоящими Правилами, за исключением случаев, если существование и использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья людей, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При этом статьей 43.4 Правил предусмотрено, что зоны рекреационного назначения включают в себя существующие территории, предоставленные для ведения садоводства, дачного и подсобного хозяйства, с жилыми строениями, используемыми населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных структур.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность использования земельных участков в зоне рекреационного назначения входящего в категорию земель населенных пунктов с жилыми строениями, размещенными на указанных земельных участках до принятия вышеуказанных Правил. При этом действующее законодательство также не содержит запрета на приватизацию такого земельного участка.
С учетом изложенного, спорный земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте, или к землям, приватизация которых запрещена согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Следовательно, отсутствуют правовые основания к отказу в передаче истцам в общую долевую собственность испрашиваемого земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене постановленного решения, поскольку направлены на иную оценку выводов суда.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Уфы РБ от 07.12.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Р.КУЛОВА
Судьи
Т.К.СВИСТУН
А.Р.ХАКИМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 02.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7224/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2013 г. по делу N 33-7224/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Куловой Г.Р.
судей Свистун Т.К., Хакимова А.Р.
при секретаре С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Республики Башкортостан на решение Советского районного суда г. Уфы РБ от 07.12.2012 года, которым постановлено:
Иск Д.А.Д., Д.М.И., О. - удовлетворить.
Возложить на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обязанность подготовить договор купли-продажи 1/2 доли земельного участка с кадастровым номером N ..., расположенного по адресу: адрес, с Д.А.Д., по стоимости, действующей на день подачи заявления, и направить его заявителю для подписания.
Возложить на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обязанность подготовить договор купли-продажи 28/100 доли земельного участка с кадастровым номером N ..., расположенного по адресу: адрес, с Д.М.И., по стоимости, действующей на день подачи заявления, и направить его заявителю для подписания.
Возложить на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обязанность подготовить договор купли-продажи 22/100 доли земельного участка с кадастровым номером N ..., расположенного по адресу: адрес, с О., по стоимости, действующей на день подачи заявления, и направить его заявителю для подписания.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
О., Д.М.И., Д.А.Д. обратились в суд с исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия государственного органа, обязании подготовить договор купли-продажи земельного участка. В обоснование указали, что являются долевыми собственниками домовладения, расположенного по адресу: адрес, в следующих долях:
Д.А.Д. владеет 1/2 доли в праве собственности на жилой дом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 05 АВ N ... от дата
Д.М.И. владеет 28/100 доли в праве собственности на жилой дом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 04 АГ N ... от дата
О.. владеет 22/100 доли в праве собственности на жилой дом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 04 АГ N ... от дата
Домовладение расположено на земельном участке, площадью 1492 кв. м с кадастровым номером N ..., по адресу: адрес.
дата между Д.А.Д. и Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г. Уфа был заключен договор аренды N .... Дополнительным соглашением от дата вторым арендатором по названному договору стала Д.М.И.
Дата истцы обратились в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о расторжении договора аренды и предоставлении земельного участка в собственность за плату, на что получили ответ, в котором указывалось, что земельный участок по адресу: адрес находится в территориальной зоне рекреационного назначения.
В связи с чем, истцы обратились в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с таким же заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в письме от дата N ... сообщило, что согласно кадастровой выписки земельный участок входит в территориальную зону рекреационного назначения. Заявителям предложено обратиться в Администрацию городского округа г. Уфа РБ с предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ, в части изменения границ территориальных зон. Считают, что данный ответ является незаконным и нарушает их права и законные интересы. Указали, что на спорном земельном участке, находящемся в пользовании истцов отсутствуют какие-либо объекты, относящиеся к домам отдыха, пансионатам, туристическим базам, оздоровительным лагерям. Более того, согласно кадастрового паспорта земельный участок имеет категорию земель - земли населенных пунктов. Просят признать незаконным бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии решения по заявлению Д.А.Д., Д.М.И., О. о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N ..., расположенного по адресу: адрес, возложить на Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обязанность подготовить договор купли-продажи 1/2 доли спорного земельного участка с Д.А.Д., договор купли-продажи 22/100 доли спорного земельного участка с Д.М.И., договор купли-продажи 28/100 доли спорного земельного участка с О., - по стоимости, действующей на день подачи заявления и направить его заявителю для подписания.
Впоследствии истцы уточнили исковые требования, просили возложить на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обязанность подготовить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N ..., расположенного по адресу: адрес, по стоимости, действующей на день подачи заявления, и направить его заявителям для подписания.
Определением Советского районного суда г. Уфы от дата к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Правительство Республики Башкортостан.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Правительства Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав возражения представителя истцов Д.А.Д., Д.М.И., О. - Т., судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В п. п. 1, 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из материалов дела усматривается, что истцы являются собственниками домовладения, расположенного по адресу: адрес, в следующих долях: Д.А.Д. владеет 1/2 долей в праве собственности на жилой дом, Д.М.И. владеет 28/100 долей в праве собственности на жилой дом, О. владеет 22/100 долей в праве собственности на жилой дом, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Жилой дом расположен на земельном участке, площадью 1492 кв. м, с кадастровым номером N ..., по адресу: адрес. дата между Д.А.Д. и Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г. Уфа был заключен договор аренды N .... Дополнительным соглашением от дата вторым арендатором по названному договору стала Д.М.И. дата истцы обратились в Администрацию ГО г. Уфы РБ с заявлением о расторжении договора аренды и предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Согласно ответа Администрации ГО г. Уфы РБ от дата N ..., земельный участок по адресу: адрес, находится в территориальной зоне рекреационного назначения и в соответствии со статьей 25.1 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство Республики Башкортостан.
Министерство земельных и имущественных отношений РБ в письме от дата N ... сообщило, что согласно кадастровой выписке земельный участок входит в территориальную зону рекреационного назначения. Заявителям предложено обратиться в Администрацию ГО г. Уфа РБ с предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, в части изменения границ территориальных зон.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился с заявлением о выкупе земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ в Минземимущество РБ и получил решение об отказе в предоставлении земельного участка, которое и обжаловал в рамках настоящего дела.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от дата земельный участок, на котором расположен принадлежащий истцам жилой дом по адресу: адрес, находится на территории рекреационной зоны "Р-1", сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" N ... от дата.
В соответствии с положениями Закона Республики Башкортостан от 05.04.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" распоряжение земельными участками, отнесенными к территориальным зонам рекреационного назначения, отнесено к полномочиям Правительства Республики Башкортостан.
Указанное свидетельствует о том, что органом, уполномоченным в решении вопроса о предоставлении спорного земельного участка, является Правительство Республики Башкортостан.
Постановлением Правительства РБ от 05.04.2004 N 50 утвержден Регламент Правительства РБ (далее - Регламент).
Согласно п. 2 Регламента, Правительство в пределах полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан на территории республики.
Согласно п. 5 Регламента, порядок принятия постановлений и распоряжений Правительства устанавливается настоящим Регламентом и иными актами Правительства в соответствии с законодательством.
Согласно п. 52 Регламента, акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства. Акты по оперативным и текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства.
В силу п. 53 Регламента право внесения в Правительство проектов постановлений, распоряжений и иных актов Правительства имеют члены Правительства, прокурор Республики Башкортостан, Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан, председатель Арбитражного суда Республики Башкортостан, руководители органов исполнительной власти Республики Башкортостан, местных органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководящие органы общественных объединений и политических партий Республики Башкортостан.
В соответствии с пунктом 3.5 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 12.07.2007 N УП-335, на Минземимущество РБ возложена подготовка проектов решений Правительства Республики Башкортостан, в том числе по предоставлению земельных участков в пределах своей компетенции.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.16, 3.25 названного Положения Минземимущество РБ является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества РБ, функции в области землеустройства, в том числе заключение договоров купли-продажи земельных участков.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что порядок принятия Правительством Республики Башкортостан решений (распоряжений), установленный Регламентом Правительства Республики Башкортостан, является способом урегулирования правоотношений между Правительством и Минземимуществом РФ и не должен влиять на право заявителя оформить испрашиваемый земельный участок в собственность в порядке, предусмотренном положениями ст. 36 ЗК РФ. Поскольку истцы обратились в орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РБ на заключение договоров купли-продажи земельных участков, Министерство земельных и имущественных отношений РБ является надлежащим ответчиком по делу, а требования истцов обязать Минземимущество РБ заключить договор купли-продажи земельного участка обоснованными. Вместе с тем, обязание заключить договор купли-продажи не препятствует соблюдению ответчиком порядка, установленного Регламентом Правительства Республики Башкортостан.
В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев установленных федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:
- лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
- зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
- общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
- не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Согласно п. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим рекреационным зонам.
Согласно п. п. 2, 4, 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ, границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
- виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
- их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Согласно п. 10 ст. 85 Земельного кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
Понятие земель особо охраняемых территорий установлено статьей 94 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 данной статьи к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Частью 2 статьи 94 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
- 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- 2) природоохранного назначения;
- 3) рекреационного назначения;
- 4) историко-культурного назначения;
- 5) иные особо ценные земли в соответствии с Кодексом, федеральными законами.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального, регионального, местного значения, а также порядок их использования устанавливается правовыми актами соответствующих органов государственной власти, федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Правовой режим земель рекреационного назначения установлен статьей 98 Земельного кодекса РФ, согласно которой к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан (п. 1 ст. 98).
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (п. 2 ст. 98).
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (п. 5 ст. 98).
Градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В настоящий момент на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан указанные Правила, а также градостроительные регламенты установлены решением Совета городского округа г. Уфа РБ от дата N ... "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Согласно ст. 41 Правил границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Статьей 43.4 Правил установлено назначение рекреационных зон, согласно которым рекреационная зона Р-1 - зона городских парков, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, предназначена для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.
Согласно ст. 43.5 Правил в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Как видно из вышеприведенных норм, земельные участки, предоставленные для рекреационных целей из земель населенных пунктов, не являются землями рекреационного назначения в составе особо охраняемых территорий, имеют различный правовой режим и связанные с ним ограничения хозяйственной деятельности.
Особенностью рекреационных зон в составе земель населенных пунктов является то, что их правовой режим определяется не правовыми нормами ЗК РФ, посвященными землям рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, а градостроительным регламентом территориальной зоны, устанавливаемым правилами землепользования и застройки. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, разрабатываемый индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможностей территориального сочетания различных видов использования земельных участков (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления. В отношении спорных земельных участков такие акты не принимались, поэтому эти участки могут быть отнесены только к землям рекреационного назначения. Однако в отношении подобных участков статьей 27 Земельного кодекса РФ не установлены ограничения в обороте.
Вместе с тем, в кадастровом паспорте от 17.04.2012 года спорного земельного участка указано, что весь земельный участок относится к землям населенных пунктов, отметок, свидетельствующих об отнесении названного земельного участка к землям особо охраняемых территорий и объектов не имеется. Разрешенное использование испрашиваемого земельного участка: "для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек".
Кроме того, в материалах дела имеется письмо Главного управления градостроительства и архитектуры Администрации ГО г. Уфы, согласно которому в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки ГО г. Уфа РБ (решение Совета г. Уфа РБ N ... от дата) земельный участок с кадастровым номером N ... не относится к особо охраняемым территориям.
В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о переводе данного участка из земель населенных пунктов в земли особо охраняемых территорий в установленном законом порядке. Также нет данных и об отнесении участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ населенных пунктов в связи с его особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением.
Следовательно, оснований распространять на земельный участок правовой режим земель особо охраняемых территорий, установленный статьями 94 - 100 Земельного кодекса РФ, не имеется. Сам по себе факт включения спорного участка в территорию рекреационного назначения не свидетельствует о том, что такой участок согласно статье 27 Земельного кодекса РФ является ограниченным в обороте и он не может быть предоставлен в частную собственность.
Согласно ст. 53.4 Правил запрещено размещение всех видов объектов недвижимости, за исключением видов разрешенного использования земельных участков в рекреационных зонах Р-1, с учетом статьи 46 настоящих Правил.
При этом среди видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства по территориальным зонам установленных ст. 44 Правил запрещено размещение объектов индивидуального жилищного строительства в рекреационной зоне Р-1.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 7 Правил земельные участки и объекты капитального строительства, указанные в части 3 статьи 6 настоящих Правил, а также ставшие несоответствующими настоящим Правилам после внесения в них изменений, могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с градостроительными регламентами и настоящими Правилами, за исключением случаев, если существование и использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья людей, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При этом статьей 43.4 Правил предусмотрено, что зоны рекреационного назначения включают в себя существующие территории, предоставленные для ведения садоводства, дачного и подсобного хозяйства, с жилыми строениями, используемыми населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных структур.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность использования земельных участков в зоне рекреационного назначения входящего в категорию земель населенных пунктов с жилыми строениями, размещенными на указанных земельных участках до принятия вышеуказанных Правил. При этом действующее законодательство также не содержит запрета на приватизацию такого земельного участка.
С учетом изложенного, спорный земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте, или к землям, приватизация которых запрещена согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Следовательно, отсутствуют правовые основания к отказу в передаче истцам в общую долевую собственность испрашиваемого земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене постановленного решения, поскольку направлены на иную оценку выводов суда.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Уфы РБ от 07.12.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Р.КУЛОВА
Судьи
Т.К.СВИСТУН
А.Р.ХАКИМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)