Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца - Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (ИНН 2308139560, ОГРН 1072308013800) - Мартиросова В.А. и Голуб А.С. (доверенности от 27.12.2012), от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Вартык А.М. (доверенность от 14.09.2012), от третьего лица - Департамента автомобильных дорог Краснодарского края - Чалого С.В. (доверенность от 17.01.2013), в отсутствие третьего лица - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2012 по делу N А32-18456/2012 (судья Гречко О.А.), установил следующее.
Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее - департамент) обратился в арбитражный суд к ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) со следующими требованиями:
- - изъять для краевых нужд путем прекращения права аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202027:1013 площадью 832 кв. м и земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202025:1005 площадью 173 кв. м, образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:199, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, занят железной дорогой, и перечисления Управлением автомобильных дорог Краснодарского края (в настоящее время - Департамент автомобильных дорог Краснодарского края; далее - департамент автомобильных дорог) на счет общества либо на депозит суда 4 284 240 рублей;
- - обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра) произвести государственную регистрацию прекращения права аренды общества на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:199 (23:49:06 02 001:0019).
Иск мотивирован следующим. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:199 (23:49:06 02 001:0019) находится в собственности Российской Федерации и обременен арендой в пользу общества. Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 15.12.2011 N 1038-р образованные при разделе указанного участка земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0202027:1013 (площадью 832 кв. м) и 23:49:0202025:1005 (площадью 173 кв. м) изъяты для государственных (краевых) нужд в целях размещения олимпийского объекта (автомобильная дорога). Соглашение в связи с изъятием земельных участков обществом не подписано, что препятствует передаче участка департаменту автомобильных дорог (осуществляющего строительство объекта). На основании статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 310-ФЗ) земельный участок следует изъять для государственных (краевых) нужд путем прекращения права аренды общества и перечисления департаментом автомобильных дорог 4 284 240 рублей убытков, подлежащих возмещению обществу в связи с изъятием земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент автомобильных дорог.
Определением от 13.08.2012 (л. д. 92) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2012 иск удовлетворен в части. Суд изъял для краевых нужд путем прекращения права аренды общества земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0202027:1013 и 23:49:0202025:1005 посредством перечисления департаментом автомобильных дорог на счет общества либо на депозит суда 4 284 240 рублей. С общества в доход федерального бюджета взыскано 4 тыс. рублей государственной пошлины.
Суд установил, что распоряжением главы администрации Краснодарского края от 15.12.2011 N 1038-р земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0202027:1013 (832 кв. м) и 23:49:0202025:1005 (173 кв. м) изъяты для государственных (краевых) нужд в целях размещения олимпийского объекта (автомобильная дорога). Ответственным исполнителем по строительству указанного объекта является департамент автомобильных дорог. Уполномоченным органом по подготовке Олимпийских зимних игр 2014 года является департамент (постановление от 05.06.2008 N 497). В связи с изъятием участков департаментом подготовлен и направлен обществу проект соглашения, которое последним не подписано. Суд исходил из того, что земельный участок может быть изъят у арендатора для государственных нужд путем прекращения права аренды; решение об изъятии принимается уполномоченным органом; плата за изымаемый участок определяются соглашением с собственником участка; при не достижении согласия может быть предъявлен иск о выкупе участка (статьи 279, 281, 282 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс). Порядок изъятия земельных участков для строительства олимпийских объектов закреплен в статье 15 Закона N 310-ФЗ. Принятие уполномоченным органом решения об изъятии участка, а также соответствие цели изъятия установленным законом основаниям (статья 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Закон N 310-ФЗ) подтверждено документально. Право аренды общества на участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). Поэтому требования департамента в части изъятия земельных участков путем прекращения права аренды общества и перечисления департаментом автомобильных дорог 4 284 240 рублей признаны обоснованными. Доводы общества об отсутствии необходимости в изъятии (возможности передачи участка в субаренду) и потенциальной угрозе таких действий безопасности движения железнодорожного транспорта отклонены. Действующим законодательством не предусмотрена возможность строительства олимпийского объекта на земельном участке, переданном в субаренду. Иные доводы касаются взаимоотношений сторон после изъятия участка и не могут служить основанием для отказа в иске. В удовлетворении требования об обязании управления Росреестра произвести регистрацию прекращения права аренды суд отказал, поскольку оценка действий указанного лица предметом спора не является. Государственная пошлина на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнесена на общество (л. д. 149).
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2012 апелляционная жалоба возвращена обществу в связи с отказом в восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование судебного акта (л. д. 168).
Общество обжаловало решение от 05.10.2012 в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанный акт в части удовлетворения требований отменить, в удовлетворении иска отказать в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие сделанных им выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Решение вынесено судом без учета норм Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", в соответствии с которым земельные участки в границах полосы отвода железных дорог могут быть использованы только для размещения строго определенных объектов. Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 15.12.2011 N 1038-р из полосы отвода железной дороги изъяты для краевых нужд земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0202027:1013 и 23:49:0202025:1005. Участки расположены под железнодорожным путепроводом. Документация по планировке территории, на основании которой изъяты участки, с обществом и уполномоченным органом федеральной власти в области железнодорожного транспорта не согласовывалась и принята без учета проектных решений реконструкции железнодорожного путепровода. Межевание и кадастровый учет спорных участков осуществлены без согласования с обществом, что противоречит Правилам установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611 (далее - Правила). В результате, устои нового моста после реконструкции останутся в полосе отвода, а новые опоры будут построены на изъятых земельных участках. Однако с учетом требований безопасности деятельности железнодорожного транспорта новые несущие конструктивные элементы путепровода должны располагаться на земельном участке полосы отвода железной дороги. Кроме того, на территории грузового двора (часть земельного участка, подпадающего под изъятие) расположен объект недвижимости общества (здание уборной товарного склада). Неправомерными действиями истца по изъятию участка создана реальная угроза утраты указанного объекта, что нарушает право собственности общества (статья 209 Кодекса). По смыслу статьи 239 Кодекса, статей 49 и 55 Земельного кодекса требование об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовлетворению в случае недоказанности невозможности использования земельного участка без прекращения права собственности на недвижимое имущество. Судом не учтено, что на обращение управления автомобильных дорог и генерального подрядчика (ООО НПО "Мостовик") о заключении договора субаренды земельного участка, необходимого для строительства олимпийского объекта, общество ответило согласием. Таким образом, отсутствует необходимость в изъятии спорных участков. Ходатайство общества о привлечении ООО НПО "Мостовик" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом необоснованно не удовлетворено.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобы не поступили.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, просил кассационную инстанцию решение (в обжалуемой части) отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Дополнительно пояснил, что не согласен с размером компенсации (выкупной цены и убытков, причиненных в связи с прекращением права аренды), определенным на основании отчета об оценке.
Представители департамента возражали против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие принятого по делу судебного акта нормам действующего законодательства и представленным доказательствам. Пояснили также, что решение суда исполнено, на изъятых для краевых нужд земельных участках ведутся работы по строительству олимпийского объекта краевого значения (автомобильной дороги).
Представитель департамента автомобильных дорог указал на законность и обоснованность принятого по делу решения. В подтверждение факта выполнения работ на олимпийском объекте краевого значения (автомобильная дорога по улице Гагарина под железнодорожным путепроводом в районе ул. Чайковского) представил на обозрение суда кассационной инстанции фотоматериалы, акты о приемке выполненных работ, а также справки о стоимости выполненных работ (по состоянию на февраль 2013 года).
Территориальное управление, извещенное о времени и месте судебного заседания по правилам статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представителей в суд кассационной инстанции не направило.
В судебном заседании, состоявшемся 12.03.2013, объявлен перерыв до 19.03.2013 14 часов 10 минут. Информация об объявлении перерыва, а также о времени и месте продолжения судебного заседания размещена в сети Интернет на сайте Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон и третьего лица, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как установлено судом и видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:199 площадью 469 390 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район и занятый железной дорогой, находится в собственности Российской Федерации. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.08.2006 (л. д. 122).
4 июня 2008 года территориальное управление (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды N 7700000805, по условиям которого арендатору для использования в целях обеспечения деятельности организаций и для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта на срок 49 лет передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:199 площадью 469 390 кв. м (л. д. 123-127, 129).
Право аренды зарегистрировано в ЕГРП (номер регистрации 23-23-50/043/2008-311 от 11.08.2008), что подтверждается выпиской из ЕГРП от 14.11.2011 (л. д. 4).
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.12.2011 N 1038-р (л. д. 8) изъят для краевых нужд в целях размещения олимпийского объекта краевого значения "Автомобильная дорога по улице Гагарина под железнодорожным путепроводом в районе ул. Чайковского (проектные и изыскательские работы, реконструкция)" путем прекращения права аренды общества земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202027:1013 площадью 832 кв. м и земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202025:1005 площадью 173 кв. м, которые будут образованы путем выдела из земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0000000:199, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район.
Документация по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения указанного олимпийского объекта утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.07.2011 N 106-ОИ (л. д. 40, 41).
Образование земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0202027:1013 (832 кв. м) и 23:49:0202025:1005 (173 кв. м) в результате выдела из участка с кадастровым номером 23:49:0000000:199 подтверждено кадастровыми паспортами земельных участков от 31.10.2011 и от 07.11.2011 (л. д. 22-27). Участкам установлено разрешенное использование "Автомобильная дорога по улице Гагарина под железнодорожным путепроводом в районе ул. Чайковского (проектные и изыскательские работы, реконструкция)".
Департаментом подготовлен проект соглашения (оформлен между департаментом, управлением автомобильных дорог (плательщик) и обществом) в связи с изъятием путем прекращения права аренды на земельные участки в целях размещения олимпийского объекта краевого значения (л. д. 28-32). В соответствии с условиями соглашения право аренды общества на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0202027:1013 и 23:49:0202025:1005 подлежит прекращению в связи с изъятием для краевых нужд в целях размещения олимпийского объекта краевого значения (пункт 1 статьи 1). Плательщик осуществляет оплату обществу выкупной цены и убытков, причиненных в связи с изъятием недвижимого имущества и прекращением права аренды, в размере, определенном на основании отчета об оценке от 23.05.2012 N С-12-033 (пункт 2 статьи 1, пункт 1 статьи 2). Согласно отчету об оценке размер убытков, подлежащих возмещению в связи с прекращением права аренды, составляет 4 284 240 рублей; размер прочих убытков, причиненных в связи с изъятием принадлежащих обществу на праве аренды недвижимого имущества составляет 15 тыс. рублей (пункт 2 статьи 2). Денежная сумма (компенсация) перечисляется плательщиком обществу в безналичном порядке на указанный им банковский счет (пункт 3 статьи 2).
Проект соглашения подписан департаментом и плательщиком; согласно протоколу от 04.06.2012 проект вручен представителю общества для подписания (л. д. 33).
В связи с уклонением общества от подписания соглашения, департамент обратился в арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков для государственных (краевых) нужд путем прекращения права аренды общества и обязании управления Росреестра произвести государственную регистрацию прекращения права аренды общества.
Суд первой инстанции при разрешении спора пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, заявленных к управлению Росреестра.
Решение от 05.10.2012 в части отказа в удовлетворении иска участвующими в деле лицами не обжалуется, поэтому судебный акт в указанной части кассационной инстанцией не проверяется (часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Отношения, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта, урегулированы специальными законодательными нормами (положениями Закона N 310-ФЗ).
В соответствии с пунктом части 1 статьи 15 Закона N 310-ФЗ с 01.01.2008 до 01.01.2014 на территории Краснодарского края допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов.
В статье 15 Закона N 310-ФЗ закреплен порядок (механизм) изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества. Решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов принимается администрацией Краснодарского края. Основаниями для принятия такого решения являются утвержденные проект планировки территории и проект межевания территории для размещения олимпийских объектов. О принятом решении землепользователи, землевладельцы или арендаторы земельных участков уведомляются в течение семи дней со дня принятия указанного решения; для определения рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества после принятия решения об изъятии администрация совместно с ответственным исполнителем строительства заключает договор с оценщиком на проведение оценки земельного участка и (или) иного объекта недвижимости и убытков, причиненных таким изъятием; администрация в течение 20 дней со дня получения отчета об оценке осуществляет подготовку проекта соглашения, заключаемого в связи с изъятием земельного участка и (или) иного объекта недвижимости и обеспечивает возможность ознакомления с ним лиц, у которых изымаются земельные участки; после этого заключается соглашение, содержащее, в том числе, условия о выкупной цене земельного участка и (или) иного объекта недвижимости, размере убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием.
Таким образом, положения Закона N 310-ФЗ предусматривают, что решение об изъятии земельного участка является основанием для проведения оценки и последующего заключения с лицом, у которого изымается недвижимое имущество, соглашения об изъятии земельного участка и (или) иного объекта недвижимости. Фактическое изъятие земельного участка и (или) иного объекта недвижимости производится только после заключения соглашения, а в случае, если соглашение не заключено в установленный срок - в судебном порядке на основании решения (часть 31 статьи 15 Закона N 310-ФЗ).
Удовлетворяя требования департамента, суд руководствовался пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона N 310-ФЗ и исходил из следующих обстоятельств.
Земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0202027:1013 (832 кв. м) и 23:49:0202025:1005 (173 кв. м) образованы в результате выдела из находящегося в собственности Российской Федерации участка с кадастровым номером 23:49:0000000:199 площадью 469 390 кв. м, право федеральной собственности на который подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.08.2006. Следовательно, изымаемые на основании распоряжения от 15.12.2011 N 1038-р земельные участки находятся в федеральной собственности (пункт 2 статьи 11.4 Земельного кодекса). Олимпийский объект государственного (краевого) значения "Автомобильная дорога по улице Гагарина под железнодорожным путепроводом в районе ул. Чайковского (проектные и изыскательские работы, реконструкция)" включен в программу строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 991 (пункт 47 (3) Программы введен постановлением от 23.12.2010 N 1103). Ответственным исполнителем по указанному объекту определена Администрация Краснодарского края. Строительство олимпийского объекта поручено департаменту автомобильных дорог. Уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий по подготовке Олимпийских зимних игр и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края является департамент. Решение об изъятии участков с кадастровыми номерами 23:49:0202027:1013 и 23:49:0202025:1005 для государственных (краевых) принято уполномоченным органом (распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.12.2011 N 1038-р). Цель изъятия соответствует определенным специальным законодательством (Закон N 310-ФЗ).
С учетом приведенных правовых норм и установленных при разрешении спора обстоятельств суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования департамента об изъятии (путем прекращения права аренды общества) указанных земельных участков с компенсацией ответчику 4 284 240 рублей.
В подтверждение обоснованности требования департамента о наличии оснований для изъятия участков суд руководствовался также статьями 279, 281, 282 Кодекса и статьями 49, 57 Земельного кодекса.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2011 N 9987/11 сформулирован следующий правовой подход. Из совокупного толкования положений статей 279 Гражданского кодекса, статей 49, 55 и 63 Земельного кодекса усматривается, что установленные ими правила об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд не подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Изъятие земельного участка, находящегося в федеральной собственности, используемого для общественно-значимых нужд, другим публичным собственником повлекло бы прекращение его использования для соответствующих публичных нужд, что невозможно осуществить в порядке, урегулированном гражданским законодательством. Указанные отношения имеют не гражданско-правовой, а публично-правовой характер. В связи с этим порядок изъятия земельных участков у Российской Федерации для нужд иного публичного собственника гражданским законодательством не предусмотрен.
Данный спор имеет публично-правовой характер. Гражданское законодательство, регулирующее порядок изъятия земельных участков, к отношениям сторон не применимо. Однако ошибочное применение статьей 279, 281, 282 Кодекса и статьей 49, 57 Земельного кодекса не повлекло принятия незаконного решения, поскольку при разрешении спора суд первой инстанции руководствовался также положениями специального закона (нормами Закона N 310-ФЗ). Исходя из этих (специальных) норм и установленных фактических обстоятельств, суд признал правомерным требования истца об изъятии (путем прекращения права аренды) земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0202027:1013 и 23:49:0202025:1005 с компенсацией ответчику 4 284 240 рублей.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы кассационной жалобы заявителя (о необходимости согласования с уполномоченным органом федеральной власти в области железнодорожного транспорта и обществом документации по планировке территории, на основании которой изъяты участки, а также документов по межеванию и кадастровому учету спорных участков) правильности выводов суда первой инстанции не опровергают. При разрешении спора суд правомерно руководствовался положениями специального закона и исходил из того, что порядок изъятия у общества земельных участков, установленный в Законе N 310-ФЗ, департаментом (уполномоченным органом) соблюден.
Довод ответчика о нарушении его прав как собственника объекта недвижимости (здания уборной товарного склада), расположенного на части земельного участка, подпадающего под изъятие (статья 209 Кодекса), кассационной инстанцией отклоняется. Какие-либо документы, подтверждающие право собственности общества на недвижимое имущество, находящееся на изъятых для государственных (краевых) нужд земельных участках, материалы дела не содержат.
Доводы заявителя об отсутствии необходимости в изъятии (возможности передачи части арендуемого обществом участка генеральному подрядчику (ООО НПО "Мостовик") в субаренду) и потенциальной угрозе действий по изъятию спорных участков безопасности движения железнодорожного транспорта, рассмотрены и обоснованно отклонены судом первой инстанции. Нормами специального законодательства не предусмотрена возможность строительства олимпийского объекта на земельном участке, переданном в субаренду. Ссылаясь на нарушение требований безопасности изъятием земельных участков, ответчик не представил доказательств, подтверждающих данный довод (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Не принимается кассационной инстанцией и довод жалобы общества о необоснованном отклонении судом первой инстанции ходатайства о привлечении генерального подрядчика (ООО НПО "Мостовик") к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Рассмотренный судом спор об изъятии для государственных (краевых) нужд на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0202027:1013 и 23:49:0202025:1005 (путем прекращения права аренды общества) прав и (или) обязанностей указанного заявителем лица не затрагивает, поэтому процессуальных оснований для его привлечения к участию в деле не имелось.
Не принимается судом кассационной инстанции и довод заявителя о несогласии с размером компенсации (выкупной цены и убытков, причиненных в связи с прекращением права аренды), определенным на основании отчета об оценке. Этот довод ранее ответчиком не заявлялся, поэтому он не был предметом судебного исследования и оценки, соответствующие доказательства обществом в суд первой инстанции не представлялись, не приложены такие доказательства и к кассационной жалобе. По правилам части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций.
Суд при разрешении спора представленным сторонами доказательствам дал оценку, изложенные в обжалуемом акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина уплачена заявителем в федеральный бюджет при подаче кассационной жалобы (платежное поручение от 24.12.2012 N 75565).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2012 по делу N А32-18456/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ
Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
А.И.МЕЩЕРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 20.03.2013 ПО ДЕЛУ N А32-18456/2012
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2013 г. по делу N А32-18456/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца - Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (ИНН 2308139560, ОГРН 1072308013800) - Мартиросова В.А. и Голуб А.С. (доверенности от 27.12.2012), от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Вартык А.М. (доверенность от 14.09.2012), от третьего лица - Департамента автомобильных дорог Краснодарского края - Чалого С.В. (доверенность от 17.01.2013), в отсутствие третьего лица - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2012 по делу N А32-18456/2012 (судья Гречко О.А.), установил следующее.
Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее - департамент) обратился в арбитражный суд к ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) со следующими требованиями:
- - изъять для краевых нужд путем прекращения права аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202027:1013 площадью 832 кв. м и земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202025:1005 площадью 173 кв. м, образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:199, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, занят железной дорогой, и перечисления Управлением автомобильных дорог Краснодарского края (в настоящее время - Департамент автомобильных дорог Краснодарского края; далее - департамент автомобильных дорог) на счет общества либо на депозит суда 4 284 240 рублей;
- - обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра) произвести государственную регистрацию прекращения права аренды общества на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:199 (23:49:06 02 001:0019).
Иск мотивирован следующим. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:199 (23:49:06 02 001:0019) находится в собственности Российской Федерации и обременен арендой в пользу общества. Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 15.12.2011 N 1038-р образованные при разделе указанного участка земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0202027:1013 (площадью 832 кв. м) и 23:49:0202025:1005 (площадью 173 кв. м) изъяты для государственных (краевых) нужд в целях размещения олимпийского объекта (автомобильная дорога). Соглашение в связи с изъятием земельных участков обществом не подписано, что препятствует передаче участка департаменту автомобильных дорог (осуществляющего строительство объекта). На основании статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 310-ФЗ) земельный участок следует изъять для государственных (краевых) нужд путем прекращения права аренды общества и перечисления департаментом автомобильных дорог 4 284 240 рублей убытков, подлежащих возмещению обществу в связи с изъятием земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент автомобильных дорог.
Определением от 13.08.2012 (л. д. 92) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2012 иск удовлетворен в части. Суд изъял для краевых нужд путем прекращения права аренды общества земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0202027:1013 и 23:49:0202025:1005 посредством перечисления департаментом автомобильных дорог на счет общества либо на депозит суда 4 284 240 рублей. С общества в доход федерального бюджета взыскано 4 тыс. рублей государственной пошлины.
Суд установил, что распоряжением главы администрации Краснодарского края от 15.12.2011 N 1038-р земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0202027:1013 (832 кв. м) и 23:49:0202025:1005 (173 кв. м) изъяты для государственных (краевых) нужд в целях размещения олимпийского объекта (автомобильная дорога). Ответственным исполнителем по строительству указанного объекта является департамент автомобильных дорог. Уполномоченным органом по подготовке Олимпийских зимних игр 2014 года является департамент (постановление от 05.06.2008 N 497). В связи с изъятием участков департаментом подготовлен и направлен обществу проект соглашения, которое последним не подписано. Суд исходил из того, что земельный участок может быть изъят у арендатора для государственных нужд путем прекращения права аренды; решение об изъятии принимается уполномоченным органом; плата за изымаемый участок определяются соглашением с собственником участка; при не достижении согласия может быть предъявлен иск о выкупе участка (статьи 279, 281, 282 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс). Порядок изъятия земельных участков для строительства олимпийских объектов закреплен в статье 15 Закона N 310-ФЗ. Принятие уполномоченным органом решения об изъятии участка, а также соответствие цели изъятия установленным законом основаниям (статья 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Закон N 310-ФЗ) подтверждено документально. Право аренды общества на участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). Поэтому требования департамента в части изъятия земельных участков путем прекращения права аренды общества и перечисления департаментом автомобильных дорог 4 284 240 рублей признаны обоснованными. Доводы общества об отсутствии необходимости в изъятии (возможности передачи участка в субаренду) и потенциальной угрозе таких действий безопасности движения железнодорожного транспорта отклонены. Действующим законодательством не предусмотрена возможность строительства олимпийского объекта на земельном участке, переданном в субаренду. Иные доводы касаются взаимоотношений сторон после изъятия участка и не могут служить основанием для отказа в иске. В удовлетворении требования об обязании управления Росреестра произвести регистрацию прекращения права аренды суд отказал, поскольку оценка действий указанного лица предметом спора не является. Государственная пошлина на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнесена на общество (л. д. 149).
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2012 апелляционная жалоба возвращена обществу в связи с отказом в восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование судебного акта (л. д. 168).
Общество обжаловало решение от 05.10.2012 в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанный акт в части удовлетворения требований отменить, в удовлетворении иска отказать в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие сделанных им выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Решение вынесено судом без учета норм Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", в соответствии с которым земельные участки в границах полосы отвода железных дорог могут быть использованы только для размещения строго определенных объектов. Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 15.12.2011 N 1038-р из полосы отвода железной дороги изъяты для краевых нужд земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0202027:1013 и 23:49:0202025:1005. Участки расположены под железнодорожным путепроводом. Документация по планировке территории, на основании которой изъяты участки, с обществом и уполномоченным органом федеральной власти в области железнодорожного транспорта не согласовывалась и принята без учета проектных решений реконструкции железнодорожного путепровода. Межевание и кадастровый учет спорных участков осуществлены без согласования с обществом, что противоречит Правилам установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611 (далее - Правила). В результате, устои нового моста после реконструкции останутся в полосе отвода, а новые опоры будут построены на изъятых земельных участках. Однако с учетом требований безопасности деятельности железнодорожного транспорта новые несущие конструктивные элементы путепровода должны располагаться на земельном участке полосы отвода железной дороги. Кроме того, на территории грузового двора (часть земельного участка, подпадающего под изъятие) расположен объект недвижимости общества (здание уборной товарного склада). Неправомерными действиями истца по изъятию участка создана реальная угроза утраты указанного объекта, что нарушает право собственности общества (статья 209 Кодекса). По смыслу статьи 239 Кодекса, статей 49 и 55 Земельного кодекса требование об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовлетворению в случае недоказанности невозможности использования земельного участка без прекращения права собственности на недвижимое имущество. Судом не учтено, что на обращение управления автомобильных дорог и генерального подрядчика (ООО НПО "Мостовик") о заключении договора субаренды земельного участка, необходимого для строительства олимпийского объекта, общество ответило согласием. Таким образом, отсутствует необходимость в изъятии спорных участков. Ходатайство общества о привлечении ООО НПО "Мостовик" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом необоснованно не удовлетворено.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобы не поступили.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, просил кассационную инстанцию решение (в обжалуемой части) отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Дополнительно пояснил, что не согласен с размером компенсации (выкупной цены и убытков, причиненных в связи с прекращением права аренды), определенным на основании отчета об оценке.
Представители департамента возражали против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие принятого по делу судебного акта нормам действующего законодательства и представленным доказательствам. Пояснили также, что решение суда исполнено, на изъятых для краевых нужд земельных участках ведутся работы по строительству олимпийского объекта краевого значения (автомобильной дороги).
Представитель департамента автомобильных дорог указал на законность и обоснованность принятого по делу решения. В подтверждение факта выполнения работ на олимпийском объекте краевого значения (автомобильная дорога по улице Гагарина под железнодорожным путепроводом в районе ул. Чайковского) представил на обозрение суда кассационной инстанции фотоматериалы, акты о приемке выполненных работ, а также справки о стоимости выполненных работ (по состоянию на февраль 2013 года).
Территориальное управление, извещенное о времени и месте судебного заседания по правилам статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представителей в суд кассационной инстанции не направило.
В судебном заседании, состоявшемся 12.03.2013, объявлен перерыв до 19.03.2013 14 часов 10 минут. Информация об объявлении перерыва, а также о времени и месте продолжения судебного заседания размещена в сети Интернет на сайте Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон и третьего лица, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как установлено судом и видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:199 площадью 469 390 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район и занятый железной дорогой, находится в собственности Российской Федерации. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.08.2006 (л. д. 122).
4 июня 2008 года территориальное управление (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды N 7700000805, по условиям которого арендатору для использования в целях обеспечения деятельности организаций и для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта на срок 49 лет передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:199 площадью 469 390 кв. м (л. д. 123-127, 129).
Право аренды зарегистрировано в ЕГРП (номер регистрации 23-23-50/043/2008-311 от 11.08.2008), что подтверждается выпиской из ЕГРП от 14.11.2011 (л. д. 4).
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.12.2011 N 1038-р (л. д. 8) изъят для краевых нужд в целях размещения олимпийского объекта краевого значения "Автомобильная дорога по улице Гагарина под железнодорожным путепроводом в районе ул. Чайковского (проектные и изыскательские работы, реконструкция)" путем прекращения права аренды общества земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202027:1013 площадью 832 кв. м и земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202025:1005 площадью 173 кв. м, которые будут образованы путем выдела из земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0000000:199, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район.
Документация по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения указанного олимпийского объекта утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.07.2011 N 106-ОИ (л. д. 40, 41).
Образование земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0202027:1013 (832 кв. м) и 23:49:0202025:1005 (173 кв. м) в результате выдела из участка с кадастровым номером 23:49:0000000:199 подтверждено кадастровыми паспортами земельных участков от 31.10.2011 и от 07.11.2011 (л. д. 22-27). Участкам установлено разрешенное использование "Автомобильная дорога по улице Гагарина под железнодорожным путепроводом в районе ул. Чайковского (проектные и изыскательские работы, реконструкция)".
Департаментом подготовлен проект соглашения (оформлен между департаментом, управлением автомобильных дорог (плательщик) и обществом) в связи с изъятием путем прекращения права аренды на земельные участки в целях размещения олимпийского объекта краевого значения (л. д. 28-32). В соответствии с условиями соглашения право аренды общества на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0202027:1013 и 23:49:0202025:1005 подлежит прекращению в связи с изъятием для краевых нужд в целях размещения олимпийского объекта краевого значения (пункт 1 статьи 1). Плательщик осуществляет оплату обществу выкупной цены и убытков, причиненных в связи с изъятием недвижимого имущества и прекращением права аренды, в размере, определенном на основании отчета об оценке от 23.05.2012 N С-12-033 (пункт 2 статьи 1, пункт 1 статьи 2). Согласно отчету об оценке размер убытков, подлежащих возмещению в связи с прекращением права аренды, составляет 4 284 240 рублей; размер прочих убытков, причиненных в связи с изъятием принадлежащих обществу на праве аренды недвижимого имущества составляет 15 тыс. рублей (пункт 2 статьи 2). Денежная сумма (компенсация) перечисляется плательщиком обществу в безналичном порядке на указанный им банковский счет (пункт 3 статьи 2).
Проект соглашения подписан департаментом и плательщиком; согласно протоколу от 04.06.2012 проект вручен представителю общества для подписания (л. д. 33).
В связи с уклонением общества от подписания соглашения, департамент обратился в арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков для государственных (краевых) нужд путем прекращения права аренды общества и обязании управления Росреестра произвести государственную регистрацию прекращения права аренды общества.
Суд первой инстанции при разрешении спора пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, заявленных к управлению Росреестра.
Решение от 05.10.2012 в части отказа в удовлетворении иска участвующими в деле лицами не обжалуется, поэтому судебный акт в указанной части кассационной инстанцией не проверяется (часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Отношения, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта, урегулированы специальными законодательными нормами (положениями Закона N 310-ФЗ).
В соответствии с пунктом части 1 статьи 15 Закона N 310-ФЗ с 01.01.2008 до 01.01.2014 на территории Краснодарского края допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов.
В статье 15 Закона N 310-ФЗ закреплен порядок (механизм) изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества. Решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов принимается администрацией Краснодарского края. Основаниями для принятия такого решения являются утвержденные проект планировки территории и проект межевания территории для размещения олимпийских объектов. О принятом решении землепользователи, землевладельцы или арендаторы земельных участков уведомляются в течение семи дней со дня принятия указанного решения; для определения рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества после принятия решения об изъятии администрация совместно с ответственным исполнителем строительства заключает договор с оценщиком на проведение оценки земельного участка и (или) иного объекта недвижимости и убытков, причиненных таким изъятием; администрация в течение 20 дней со дня получения отчета об оценке осуществляет подготовку проекта соглашения, заключаемого в связи с изъятием земельного участка и (или) иного объекта недвижимости и обеспечивает возможность ознакомления с ним лиц, у которых изымаются земельные участки; после этого заключается соглашение, содержащее, в том числе, условия о выкупной цене земельного участка и (или) иного объекта недвижимости, размере убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием.
Таким образом, положения Закона N 310-ФЗ предусматривают, что решение об изъятии земельного участка является основанием для проведения оценки и последующего заключения с лицом, у которого изымается недвижимое имущество, соглашения об изъятии земельного участка и (или) иного объекта недвижимости. Фактическое изъятие земельного участка и (или) иного объекта недвижимости производится только после заключения соглашения, а в случае, если соглашение не заключено в установленный срок - в судебном порядке на основании решения (часть 31 статьи 15 Закона N 310-ФЗ).
Удовлетворяя требования департамента, суд руководствовался пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона N 310-ФЗ и исходил из следующих обстоятельств.
Земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0202027:1013 (832 кв. м) и 23:49:0202025:1005 (173 кв. м) образованы в результате выдела из находящегося в собственности Российской Федерации участка с кадастровым номером 23:49:0000000:199 площадью 469 390 кв. м, право федеральной собственности на который подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.08.2006. Следовательно, изымаемые на основании распоряжения от 15.12.2011 N 1038-р земельные участки находятся в федеральной собственности (пункт 2 статьи 11.4 Земельного кодекса). Олимпийский объект государственного (краевого) значения "Автомобильная дорога по улице Гагарина под железнодорожным путепроводом в районе ул. Чайковского (проектные и изыскательские работы, реконструкция)" включен в программу строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 991 (пункт 47 (3) Программы введен постановлением от 23.12.2010 N 1103). Ответственным исполнителем по указанному объекту определена Администрация Краснодарского края. Строительство олимпийского объекта поручено департаменту автомобильных дорог. Уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий по подготовке Олимпийских зимних игр и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края является департамент. Решение об изъятии участков с кадастровыми номерами 23:49:0202027:1013 и 23:49:0202025:1005 для государственных (краевых) принято уполномоченным органом (распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.12.2011 N 1038-р). Цель изъятия соответствует определенным специальным законодательством (Закон N 310-ФЗ).
С учетом приведенных правовых норм и установленных при разрешении спора обстоятельств суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования департамента об изъятии (путем прекращения права аренды общества) указанных земельных участков с компенсацией ответчику 4 284 240 рублей.
В подтверждение обоснованности требования департамента о наличии оснований для изъятия участков суд руководствовался также статьями 279, 281, 282 Кодекса и статьями 49, 57 Земельного кодекса.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2011 N 9987/11 сформулирован следующий правовой подход. Из совокупного толкования положений статей 279 Гражданского кодекса, статей 49, 55 и 63 Земельного кодекса усматривается, что установленные ими правила об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд не подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Изъятие земельного участка, находящегося в федеральной собственности, используемого для общественно-значимых нужд, другим публичным собственником повлекло бы прекращение его использования для соответствующих публичных нужд, что невозможно осуществить в порядке, урегулированном гражданским законодательством. Указанные отношения имеют не гражданско-правовой, а публично-правовой характер. В связи с этим порядок изъятия земельных участков у Российской Федерации для нужд иного публичного собственника гражданским законодательством не предусмотрен.
Данный спор имеет публично-правовой характер. Гражданское законодательство, регулирующее порядок изъятия земельных участков, к отношениям сторон не применимо. Однако ошибочное применение статьей 279, 281, 282 Кодекса и статьей 49, 57 Земельного кодекса не повлекло принятия незаконного решения, поскольку при разрешении спора суд первой инстанции руководствовался также положениями специального закона (нормами Закона N 310-ФЗ). Исходя из этих (специальных) норм и установленных фактических обстоятельств, суд признал правомерным требования истца об изъятии (путем прекращения права аренды) земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0202027:1013 и 23:49:0202025:1005 с компенсацией ответчику 4 284 240 рублей.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы кассационной жалобы заявителя (о необходимости согласования с уполномоченным органом федеральной власти в области железнодорожного транспорта и обществом документации по планировке территории, на основании которой изъяты участки, а также документов по межеванию и кадастровому учету спорных участков) правильности выводов суда первой инстанции не опровергают. При разрешении спора суд правомерно руководствовался положениями специального закона и исходил из того, что порядок изъятия у общества земельных участков, установленный в Законе N 310-ФЗ, департаментом (уполномоченным органом) соблюден.
Довод ответчика о нарушении его прав как собственника объекта недвижимости (здания уборной товарного склада), расположенного на части земельного участка, подпадающего под изъятие (статья 209 Кодекса), кассационной инстанцией отклоняется. Какие-либо документы, подтверждающие право собственности общества на недвижимое имущество, находящееся на изъятых для государственных (краевых) нужд земельных участках, материалы дела не содержат.
Доводы заявителя об отсутствии необходимости в изъятии (возможности передачи части арендуемого обществом участка генеральному подрядчику (ООО НПО "Мостовик") в субаренду) и потенциальной угрозе действий по изъятию спорных участков безопасности движения железнодорожного транспорта, рассмотрены и обоснованно отклонены судом первой инстанции. Нормами специального законодательства не предусмотрена возможность строительства олимпийского объекта на земельном участке, переданном в субаренду. Ссылаясь на нарушение требований безопасности изъятием земельных участков, ответчик не представил доказательств, подтверждающих данный довод (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Не принимается кассационной инстанцией и довод жалобы общества о необоснованном отклонении судом первой инстанции ходатайства о привлечении генерального подрядчика (ООО НПО "Мостовик") к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Рассмотренный судом спор об изъятии для государственных (краевых) нужд на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0202027:1013 и 23:49:0202025:1005 (путем прекращения права аренды общества) прав и (или) обязанностей указанного заявителем лица не затрагивает, поэтому процессуальных оснований для его привлечения к участию в деле не имелось.
Не принимается судом кассационной инстанции и довод заявителя о несогласии с размером компенсации (выкупной цены и убытков, причиненных в связи с прекращением права аренды), определенным на основании отчета об оценке. Этот довод ранее ответчиком не заявлялся, поэтому он не был предметом судебного исследования и оценки, соответствующие доказательства обществом в суд первой инстанции не представлялись, не приложены такие доказательства и к кассационной жалобе. По правилам части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций.
Суд при разрешении спора представленным сторонами доказательствам дал оценку, изложенные в обжалуемом акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина уплачена заявителем в федеральный бюджет при подаче кассационной жалобы (платежное поручение от 24.12.2012 N 75565).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2012 по делу N А32-18456/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ
Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
А.И.МЕЩЕРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)