Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Бородулиной И.И., Музыкантовой М.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аюшевым Д.Н.,
при участии:
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Семьянова Андрея Николаевича (07АП-5501/13)
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 13 мая 2013 года по делу N А45-29748/2012 (судья Рубекина И.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Семьянова Андрея Николаевича (ОГРН ИП 312547621900313 ИНН 540701389257)
к Администрации Новосибирского района Новосибирской области
третье лицо: Администрация Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области
о признании незаконным решения от 27.09.2012 года N 13548/01-12 и обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
индивидуальный предприниматель Семьянов Андрей Николаевич (далее - ИП Семьянов А.Н., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - администрация, заинтересованное лицо), изложенное в письме от 27.09.2012 г. N 13548/01-12, об отказе главе крестьянского (фермерского) хозяйства Семьянову Андрею Николаевичу в предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 15 га, расположенного в границах кадастрового квартала 54:19:142601 в южной его части, имеющего адрес ориентира: Новосибирская область Новосибирский район МО Новолуговской сельсовет, как несоответствующего нормам Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и обязании Администрации Новосибирского района Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов главы крестьянского (фермерского) хозяйства Семьянова Андрея Николаевича путем совершения предусмотренных нормами ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" действий по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Семьянова А.Н. (вх. N 13548 от 29.08.2012 г.) о предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 15 га, расположенного в границах кадастрового квартала 54:19:142601 в южной его части, имеющего адрес ориентира: Новосибирская область Новосибирский район МО Новолуговской сельсовет.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 13 мая 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением, предприниматель в апелляционной жалобе просит его отменить как вынесенное при неправильном применении норм материального права, несоответствии выводов суда, изложенным в решении, фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование подателем указано, что в нарушение норм действующего законодательства сведения государственного кадастрового учета о земельном участке с кадастровым номером 54:19:142601:391 не содержат информацию о его включении в земли населенных пунктов с. Новолуговое и переводе из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Заинтересованное лицо в отзыве доводы апелляционной жалобы отклонило, решение суда просило оставить без изменения как соответствующее законодательству.
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 29.08.2012 г. ИП Семьянов А.Н., обратилось в администрацию с заявлением N 29/08/12 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 15 га из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в составе земельного участка с кадастровым номером 54:19:142601:388, адрес (местоположение): Новосибирская область, Новосибирский район, Новолуговской сельсовет, для осуществления сельскохозяйственного производства (выращивание овощных и зерновых культур).
По результатам рассмотрения заявления заинтересованным лицом было принято решение N 13548/01-12 от 27.09.2012 г. об отказе в предоставлении земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен до пересмотра и утверждения нового генерального плана с. Новолуговое в соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ.
До обращения заявителя в администрацию 29.03.2012 решением совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области четвертого созыва N 3 утвержден генеральный план функционального зонирования территории с. Новолуговое, согласно которому на территории испрашиваемого земельного участка планируется строительство прачечной и бани. Данный участок относится частично к общественной и частично к ландшафтно-рекреационной территории.
Генеральный план утвержден в соответствии с требуемой процедурой, проект генплана и материалы по его обоснованию размещены на официальном сайте Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, направлены для согласования в Правительство Новосибирской области. В газете опубликовано Постановление главы Новолуговского сельсовета N 18 от 10.01.2012 "О назначении публичных слушаний по проекту генерального плана с. Новолуговое Новолуговского сельсовета", проведены публичные слушания 14.03.2012 по рассмотрению проекта генерального плана, о чем также состоялась публикация в местной газете. В газете "Приобская правда" опубликовано сообщение об утверждении решением совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области четвертого созыва N 3 29.03.2012 генерального плана с. Новолуговое Новосибирского района Новосибирской области.
Не согласившись с отказом администрации в предоставлении земельного участка, заявитель обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что утвержденный генеральный план является правовым актом - основанием для установления границ города (села) и одновременно для перевода земель иных категорий, расположенных в черте населенного пункта, в земли населенных пунктов. Поскольку в данном случае спорный земельный участок согласно генеральному плану входит в границы села Новолуговое, дополнительного перевода данного земельного участка из существующей категории в категорию "земли населенных пунктов" в соответствии с действующим законодательством не требуется. Отсутствие сведений об изменении категории в кадастровом учете, своевременное ненаправление администрацией генплана, в данном случае не нарушают прав заявителя, поскольку какого-либо права на спорный участок заявитель не приобрел.
Апелляционный суд не усматривает основания для отмены решения суда, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 3 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Деление земель по целевому назначению на категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов предусмотрено п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст. 77 ЗК РФ).
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (ст. 83 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1, статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке подтверждают факт его существования с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. В соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в состав сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке входит категория земель, к которой отнесен земельный участок.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (абзац 4 подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации под установлением или изменением границ населенных пунктов понимается утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Утверждение решением Совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 29.03.2012 г. N 3 генерального плана с. Новолуговое Новосибирского района является установлением (изменением) границ населенных пунктов поселения, в результате которого может быть произведен перевод земель сельскохозяйственного назначения, включенных в населенный пункт, в земли населенных пунктов.
Перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пп. 3 п. 1 ст. 8 ЗК РФ).
В случаях с переводом земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов в результате установления границ населенного пункта данное правило реализовано в пункте 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно указанной норме проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости (ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"). Кроме того, указанным Законом предусмотрены особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного, водного фонда в случаях установления или изменения границы населенных пунктов (ст. ст. 7, 10, 11, 12 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"). Земельные участки, расположенные в границах населенного пункта, подлежат отнесению к землям населенного пункта, а вне границы населенного пункта - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
По статье 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
- 1) жилым;
- 2) общественно-деловым;
- 3) производственным;
- 4) инженерных и транспортных инфраструктур;
- 5) рекреационным;
- 6) сельскохозяйственного использования;
- 7) специального назначения;
- 8) военных объектов;
- 9) иным территориальным зонам.
Планировка, застройка и использование земельных ресурсов населенных пунктов осуществляется с учетом перечисленных видов территориальных зон.
К территориальным зонам относятся зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. В основе критериев выделения территориальной зоны выступает особый правовой режим использования земельных участков в ее границах.
В статье 85 ЗК РФ определен не только состав земель населенных пунктов, но и виды использования конкретных территориальных зон. Градостроительное зонирование представляет собой территориальную организацию муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Статьей 27 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок совместной подготовки проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Положения о территориальном планировании, содержащиеся в генеральных планах, включают в себя цели и задачи территориального планирования, перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.
Подготовка генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов осуществляется применительно ко всем территориям поселений, городских округов. Генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Проект генерального плана подлежит опубликованию. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, протоколы которых являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа (ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пункт 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" является отсылочной нормой, так как в нем установлено положение, в силу которого сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов (при наличии кадастровых карт (планов) таких земельных участков), в порядке, предусмотренном ст. 5 Федерального закона N 172-ФЗ, направляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для внесения соответствующих изменений в документы государственного земельного кадастра.
А именно, сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов (при наличии кадастровых карт (планов) таких земельных участков), направляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, в течение 10 дней со дня принятия акта о переводе земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, путем установления или изменения границ населенных пунктов, а также включения земельных участков в границы населенных пунктов либо исключения земельных участков из границ населенных пунктов.
В свою очередь орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, в течение 7 дней вносит изменения в документы государственного земельного кадастра (п. 1 ст. 5 Федерального закона N 172-ФЗ), связанные с указанием акта об установлении или изменении границ населенных пунктов, а также включения земельных участков в границы населенных пунктов либо исключения земельных участков из границ населенных пунктов, которые влекут за собой перевод земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо перевод земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Поскольку с утверждением 29.03.2012 генерального плана функционального зонирования территории с. Новолуговое категория испрашиваемого предпринимателем земельного участка была изменена с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов, с учетом изложенных норм законодательства, администрация правомерно отказала в предоставлении в аренду земельного участка площадью 15 га, расположенного в границах кадастрового квартала 54:19:142601 в южной его части, для осуществления сельскохозяйственного производства.
Учитывая изложенное, при отсутствии доказательств того, что имеются основания для отнесения спорного земельного участка к иной категории, апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда о том, что оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований заявителя, а равно для принятия доводов апелляционной жалобы отсутствуют.
Ссылка подателя жалобы на то, что сведения государственного кадастрового учета о земельном участке в государственном кадастре недвижимости в связи с утверждением генерального плана функционального зонирования территории с. Новолуговое не были изменены, апелляционным судом отклоняется.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 28.10.2010 N 5743/10, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом. То обстоятельство, что в государственный земельный кадастр в проверяемом периоде не были внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, не свидетельствует о том, что фактически измененный вид разрешенного использования не был установлен в этом периоде в надлежащем порядке.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 13 мая 2013 года по делу N А45-29748/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Л.И.ЖДАНОВА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.07.2013 ПО ДЕЛУ N А45-29748/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2013 г. по делу N А45-29748/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Бородулиной И.И., Музыкантовой М.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аюшевым Д.Н.,
при участии:
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Семьянова Андрея Николаевича (07АП-5501/13)
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 13 мая 2013 года по делу N А45-29748/2012 (судья Рубекина И.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Семьянова Андрея Николаевича (ОГРН ИП 312547621900313 ИНН 540701389257)
к Администрации Новосибирского района Новосибирской области
третье лицо: Администрация Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области
о признании незаконным решения от 27.09.2012 года N 13548/01-12 и обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
индивидуальный предприниматель Семьянов Андрей Николаевич (далее - ИП Семьянов А.Н., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - администрация, заинтересованное лицо), изложенное в письме от 27.09.2012 г. N 13548/01-12, об отказе главе крестьянского (фермерского) хозяйства Семьянову Андрею Николаевичу в предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 15 га, расположенного в границах кадастрового квартала 54:19:142601 в южной его части, имеющего адрес ориентира: Новосибирская область Новосибирский район МО Новолуговской сельсовет, как несоответствующего нормам Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и обязании Администрации Новосибирского района Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов главы крестьянского (фермерского) хозяйства Семьянова Андрея Николаевича путем совершения предусмотренных нормами ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" действий по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Семьянова А.Н. (вх. N 13548 от 29.08.2012 г.) о предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 15 га, расположенного в границах кадастрового квартала 54:19:142601 в южной его части, имеющего адрес ориентира: Новосибирская область Новосибирский район МО Новолуговской сельсовет.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 13 мая 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением, предприниматель в апелляционной жалобе просит его отменить как вынесенное при неправильном применении норм материального права, несоответствии выводов суда, изложенным в решении, фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование подателем указано, что в нарушение норм действующего законодательства сведения государственного кадастрового учета о земельном участке с кадастровым номером 54:19:142601:391 не содержат информацию о его включении в земли населенных пунктов с. Новолуговое и переводе из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Заинтересованное лицо в отзыве доводы апелляционной жалобы отклонило, решение суда просило оставить без изменения как соответствующее законодательству.
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 29.08.2012 г. ИП Семьянов А.Н., обратилось в администрацию с заявлением N 29/08/12 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 15 га из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в составе земельного участка с кадастровым номером 54:19:142601:388, адрес (местоположение): Новосибирская область, Новосибирский район, Новолуговской сельсовет, для осуществления сельскохозяйственного производства (выращивание овощных и зерновых культур).
По результатам рассмотрения заявления заинтересованным лицом было принято решение N 13548/01-12 от 27.09.2012 г. об отказе в предоставлении земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен до пересмотра и утверждения нового генерального плана с. Новолуговое в соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ.
До обращения заявителя в администрацию 29.03.2012 решением совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области четвертого созыва N 3 утвержден генеральный план функционального зонирования территории с. Новолуговое, согласно которому на территории испрашиваемого земельного участка планируется строительство прачечной и бани. Данный участок относится частично к общественной и частично к ландшафтно-рекреационной территории.
Генеральный план утвержден в соответствии с требуемой процедурой, проект генплана и материалы по его обоснованию размещены на официальном сайте Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, направлены для согласования в Правительство Новосибирской области. В газете опубликовано Постановление главы Новолуговского сельсовета N 18 от 10.01.2012 "О назначении публичных слушаний по проекту генерального плана с. Новолуговое Новолуговского сельсовета", проведены публичные слушания 14.03.2012 по рассмотрению проекта генерального плана, о чем также состоялась публикация в местной газете. В газете "Приобская правда" опубликовано сообщение об утверждении решением совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области четвертого созыва N 3 29.03.2012 генерального плана с. Новолуговое Новосибирского района Новосибирской области.
Не согласившись с отказом администрации в предоставлении земельного участка, заявитель обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что утвержденный генеральный план является правовым актом - основанием для установления границ города (села) и одновременно для перевода земель иных категорий, расположенных в черте населенного пункта, в земли населенных пунктов. Поскольку в данном случае спорный земельный участок согласно генеральному плану входит в границы села Новолуговое, дополнительного перевода данного земельного участка из существующей категории в категорию "земли населенных пунктов" в соответствии с действующим законодательством не требуется. Отсутствие сведений об изменении категории в кадастровом учете, своевременное ненаправление администрацией генплана, в данном случае не нарушают прав заявителя, поскольку какого-либо права на спорный участок заявитель не приобрел.
Апелляционный суд не усматривает основания для отмены решения суда, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 3 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Деление земель по целевому назначению на категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов предусмотрено п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст. 77 ЗК РФ).
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (ст. 83 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1, статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке подтверждают факт его существования с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. В соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в состав сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке входит категория земель, к которой отнесен земельный участок.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (абзац 4 подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации под установлением или изменением границ населенных пунктов понимается утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Утверждение решением Совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 29.03.2012 г. N 3 генерального плана с. Новолуговое Новосибирского района является установлением (изменением) границ населенных пунктов поселения, в результате которого может быть произведен перевод земель сельскохозяйственного назначения, включенных в населенный пункт, в земли населенных пунктов.
Перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пп. 3 п. 1 ст. 8 ЗК РФ).
В случаях с переводом земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов в результате установления границ населенного пункта данное правило реализовано в пункте 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно указанной норме проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости (ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"). Кроме того, указанным Законом предусмотрены особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного, водного фонда в случаях установления или изменения границы населенных пунктов (ст. ст. 7, 10, 11, 12 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"). Земельные участки, расположенные в границах населенного пункта, подлежат отнесению к землям населенного пункта, а вне границы населенного пункта - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
По статье 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
- 1) жилым;
- 2) общественно-деловым;
- 3) производственным;
- 4) инженерных и транспортных инфраструктур;
- 5) рекреационным;
- 6) сельскохозяйственного использования;
- 7) специального назначения;
- 8) военных объектов;
- 9) иным территориальным зонам.
Планировка, застройка и использование земельных ресурсов населенных пунктов осуществляется с учетом перечисленных видов территориальных зон.
К территориальным зонам относятся зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. В основе критериев выделения территориальной зоны выступает особый правовой режим использования земельных участков в ее границах.
В статье 85 ЗК РФ определен не только состав земель населенных пунктов, но и виды использования конкретных территориальных зон. Градостроительное зонирование представляет собой территориальную организацию муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Статьей 27 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок совместной подготовки проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Положения о территориальном планировании, содержащиеся в генеральных планах, включают в себя цели и задачи территориального планирования, перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.
Подготовка генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов осуществляется применительно ко всем территориям поселений, городских округов. Генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Проект генерального плана подлежит опубликованию. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, протоколы которых являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа (ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пункт 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" является отсылочной нормой, так как в нем установлено положение, в силу которого сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов (при наличии кадастровых карт (планов) таких земельных участков), в порядке, предусмотренном ст. 5 Федерального закона N 172-ФЗ, направляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для внесения соответствующих изменений в документы государственного земельного кадастра.
А именно, сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов (при наличии кадастровых карт (планов) таких земельных участков), направляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, в течение 10 дней со дня принятия акта о переводе земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, путем установления или изменения границ населенных пунктов, а также включения земельных участков в границы населенных пунктов либо исключения земельных участков из границ населенных пунктов.
В свою очередь орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, в течение 7 дней вносит изменения в документы государственного земельного кадастра (п. 1 ст. 5 Федерального закона N 172-ФЗ), связанные с указанием акта об установлении или изменении границ населенных пунктов, а также включения земельных участков в границы населенных пунктов либо исключения земельных участков из границ населенных пунктов, которые влекут за собой перевод земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо перевод земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Поскольку с утверждением 29.03.2012 генерального плана функционального зонирования территории с. Новолуговое категория испрашиваемого предпринимателем земельного участка была изменена с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов, с учетом изложенных норм законодательства, администрация правомерно отказала в предоставлении в аренду земельного участка площадью 15 га, расположенного в границах кадастрового квартала 54:19:142601 в южной его части, для осуществления сельскохозяйственного производства.
Учитывая изложенное, при отсутствии доказательств того, что имеются основания для отнесения спорного земельного участка к иной категории, апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда о том, что оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований заявителя, а равно для принятия доводов апелляционной жалобы отсутствуют.
Ссылка подателя жалобы на то, что сведения государственного кадастрового учета о земельном участке в государственном кадастре недвижимости в связи с утверждением генерального плана функционального зонирования территории с. Новолуговое не были изменены, апелляционным судом отклоняется.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 28.10.2010 N 5743/10, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом. То обстоятельство, что в государственный земельный кадастр в проверяемом периоде не были внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, не свидетельствует о том, что фактически измененный вид разрешенного использования не был установлен в этом периоде в надлежащем порядке.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 13 мая 2013 года по делу N А45-29748/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Л.И.ЖДАНОВА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)