Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20.06.2013.
В полном объеме постановление изготовлено 27.06.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.04.2013 по делу N А11-8061/2012, принятое судьей Батраковой Е.Н. по заявлению администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области о признании недействительным постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области от 12.09.2012 N 94.
В судебном заседании приняли участие представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области - Янкова Ю.А. по доверенности от 09.01.2013 N 12 (л.д. 126), администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области - Анисимов С.Б. на основании решения от 31.01.2013 N 17.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
следующее.
04.09.2012 Юрьев-Польским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Отдел, административный орган) на основании плана была проведена плановая выездная проверка в отношении администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области (далее - администрация, муниципальное образование).
В ходе проверки установлено, что муниципальное образование занимает и использует земельный участок под кладбище без оформления правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на землю.
Указанный земельный участок, расположен по адресу: Владимирская область, Юрьев-Польский район, с. Андреевское, ул. Юрьевская, 400 м по направлению на юго-запад от д. 35, занят кладбищем, площадью примерно 18 000 кв. м, состоит на государственном кадастровом учете с кадастровым номером 33:04:120102:105, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под кладбище, сведения о регистрации прав отсутствуют.
По факту выявленных нарушений должностным лицом административного органа 04.09.2012 в присутствии законного представителя администрации составлен протокол об административном правонарушении.
Усматривая в действиях администрации состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ, Кодекс), уполномоченное должностное лицо Отдела 12.09.2012 вынесло постановление о привлечении муниципального образования к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Администрация, не согласившись с постановлением Отдела от 12.09.2012, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 12.04.2013 заявленные требования удовлетворил, постановление от 12.09.2012 признал незаконным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт.
Управление полагает, что при вынесении указанного решения Арбитражным судом Владимирской области неправильно применены нормы материального права.
Заявитель указал, что совокупностью доказательств подтверждается наличие в бездействиях администрации состава вменяемого правонарушения.
По мнению Управления суд при принятии решения необоснованно указал на то, что протокол (акт) осмотра территории земельного участка, занимаемого под кладбище, административным органом в порядке статьи 27.8 Кодекса не составлялся.
Заявитель считает необоснованной ссылку суда на статью 26.8 КоАП РФ.
Управление указывает, что характерные точки границ земельного участка устанавливаются при проведении кадастровых работ. Кадастровые работы административным органом не проводились, обмер объекта недвижимости производился по фактическому занятию земельного участка (имеющимся захоронениям),
В судебном заседании представитель Управления поддержал позицию административного органа.
Администрация, представив возражения на апелляционную жалобу, считает ее не подлежащей удовлетворению, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель муниципального образования поддержал доводы, изложенные в возражениях.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, заслушав в судебном заседании представителей Управления и администрации, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена в статье 7.1 КоАП РФ.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, выступают общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Субъектом правонарушения, предусмотренного данной нормой, является лицо, использующее земельные участки без правоустанавливающих документов или разрешения на ведение хозяйственной деятельности.
Объективная сторона указанного правонарушения характеризуется использованием земельного участка без правоустанавливающих документов или без разрешения на ведение хозяйственной деятельности, то есть производства любых работ, которые в целом или на отдельных этапах требуют получения разрешения.
Под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или уполномоченного им лица, однако сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) вопросы местного значения по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к полномочиям муниципальных образований поселений.
В соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 50 Закона N 131-ФЗ в муниципальной собственности находятся земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Земельный участок с кадастровым номером 33:04:130801:421 площадью 18 000 кв. м, занимаемый кладбищем, расположен на территории муниципального образования Небыловское (Закон Владимирской области от 11.05.2005 N 55-ОЗ "О наделении Юрьев-Польского района и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ").
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Частью 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно решению Совета народных депутатов муниципального образования Небыловское от 22.03.2007 N 6, отвод земельного участка для захоронения и контроль за подготовкой могил на муниципальных кладбищах в населенных пункта муниципального образования Небыловское производится уполномоченным работником администрации данного муниципального образования.
Вышеизложенное свидетельствует об использовании администрацией спорного земельного участка по прямому назначению на законных основаниях, поскольку функции по захоронению возложены на нее в силу законодательных актов.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Пунктом 1 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
Наличие события административного правонарушения подлежит установлению на основании представленных административным органом соответствующих доказательств, полученных в ходе административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 Кодекса.
В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, и мотивированное решение по делу. Однако оспариваемое постановление административного органа в нарушение данных норм не содержит описания объективной стороны вменяемого административного правонарушения. В постановлении не указано на необходимость получения муниципальным образованием правоустанавливающих документов и конкретный их перечень.
В процессуальных документах по делу об административном правонарушении не указано, в силу какого нормативного документа на администрацию возложена обязанность по оформлению правоустанавливающих документов на спорный земельный участок.
В протоколе не зафиксировано событие правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, и не имеется доказательств его совершения.
При таких обстоятельствах имеющее юридическое значение для дела обстоятельства, а именно событие административного правонарушения административным органом не доказано, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование муниципального образования, признав незаконным и отменив оспоренное постановление административного органа.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о недоказанности в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса, является законным и обоснованным.
Первый арбитражный апелляционный суд считает, что в данном случае событие правонарушения отсутствует, поскольку использование спорного земельного участка не сопряжено с невыполнением администрацией предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Следовательно, Арбитражный суд Владимирской области правомерно удовлетворил заявленные администрацией требования, признал незаконным и отменил оспоренное постановление Отдела от 12.09.2012 N 94.
Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.04.2013 по делу N А11-8061/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.06.2013 ПО ДЕЛУ N А11-8061/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2013 г. по делу N А11-8061/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 20.06.2013.
В полном объеме постановление изготовлено 27.06.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.04.2013 по делу N А11-8061/2012, принятое судьей Батраковой Е.Н. по заявлению администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области о признании недействительным постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области от 12.09.2012 N 94.
В судебном заседании приняли участие представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области - Янкова Ю.А. по доверенности от 09.01.2013 N 12 (л.д. 126), администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области - Анисимов С.Б. на основании решения от 31.01.2013 N 17.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:
следующее.
04.09.2012 Юрьев-Польским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Отдел, административный орган) на основании плана была проведена плановая выездная проверка в отношении администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области (далее - администрация, муниципальное образование).
В ходе проверки установлено, что муниципальное образование занимает и использует земельный участок под кладбище без оформления правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на землю.
Указанный земельный участок, расположен по адресу: Владимирская область, Юрьев-Польский район, с. Андреевское, ул. Юрьевская, 400 м по направлению на юго-запад от д. 35, занят кладбищем, площадью примерно 18 000 кв. м, состоит на государственном кадастровом учете с кадастровым номером 33:04:120102:105, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под кладбище, сведения о регистрации прав отсутствуют.
По факту выявленных нарушений должностным лицом административного органа 04.09.2012 в присутствии законного представителя администрации составлен протокол об административном правонарушении.
Усматривая в действиях администрации состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ, Кодекс), уполномоченное должностное лицо Отдела 12.09.2012 вынесло постановление о привлечении муниципального образования к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Администрация, не согласившись с постановлением Отдела от 12.09.2012, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 12.04.2013 заявленные требования удовлетворил, постановление от 12.09.2012 признал незаконным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт.
Управление полагает, что при вынесении указанного решения Арбитражным судом Владимирской области неправильно применены нормы материального права.
Заявитель указал, что совокупностью доказательств подтверждается наличие в бездействиях администрации состава вменяемого правонарушения.
По мнению Управления суд при принятии решения необоснованно указал на то, что протокол (акт) осмотра территории земельного участка, занимаемого под кладбище, административным органом в порядке статьи 27.8 Кодекса не составлялся.
Заявитель считает необоснованной ссылку суда на статью 26.8 КоАП РФ.
Управление указывает, что характерные точки границ земельного участка устанавливаются при проведении кадастровых работ. Кадастровые работы административным органом не проводились, обмер объекта недвижимости производился по фактическому занятию земельного участка (имеющимся захоронениям),
В судебном заседании представитель Управления поддержал позицию административного органа.
Администрация, представив возражения на апелляционную жалобу, считает ее не подлежащей удовлетворению, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель муниципального образования поддержал доводы, изложенные в возражениях.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, заслушав в судебном заседании представителей Управления и администрации, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена в статье 7.1 КоАП РФ.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, выступают общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Субъектом правонарушения, предусмотренного данной нормой, является лицо, использующее земельные участки без правоустанавливающих документов или разрешения на ведение хозяйственной деятельности.
Объективная сторона указанного правонарушения характеризуется использованием земельного участка без правоустанавливающих документов или без разрешения на ведение хозяйственной деятельности, то есть производства любых работ, которые в целом или на отдельных этапах требуют получения разрешения.
Под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или уполномоченного им лица, однако сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) вопросы местного значения по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к полномочиям муниципальных образований поселений.
В соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 50 Закона N 131-ФЗ в муниципальной собственности находятся земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Земельный участок с кадастровым номером 33:04:130801:421 площадью 18 000 кв. м, занимаемый кладбищем, расположен на территории муниципального образования Небыловское (Закон Владимирской области от 11.05.2005 N 55-ОЗ "О наделении Юрьев-Польского района и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ").
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Частью 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно решению Совета народных депутатов муниципального образования Небыловское от 22.03.2007 N 6, отвод земельного участка для захоронения и контроль за подготовкой могил на муниципальных кладбищах в населенных пункта муниципального образования Небыловское производится уполномоченным работником администрации данного муниципального образования.
Вышеизложенное свидетельствует об использовании администрацией спорного земельного участка по прямому назначению на законных основаниях, поскольку функции по захоронению возложены на нее в силу законодательных актов.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Пунктом 1 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
Наличие события административного правонарушения подлежит установлению на основании представленных административным органом соответствующих доказательств, полученных в ходе административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 Кодекса.
В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, и мотивированное решение по делу. Однако оспариваемое постановление административного органа в нарушение данных норм не содержит описания объективной стороны вменяемого административного правонарушения. В постановлении не указано на необходимость получения муниципальным образованием правоустанавливающих документов и конкретный их перечень.
В процессуальных документах по делу об административном правонарушении не указано, в силу какого нормативного документа на администрацию возложена обязанность по оформлению правоустанавливающих документов на спорный земельный участок.
В протоколе не зафиксировано событие правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, и не имеется доказательств его совершения.
При таких обстоятельствах имеющее юридическое значение для дела обстоятельства, а именно событие административного правонарушения административным органом не доказано, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование муниципального образования, признав незаконным и отменив оспоренное постановление административного органа.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о недоказанности в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса, является законным и обоснованным.
Первый арбитражный апелляционный суд считает, что в данном случае событие правонарушения отсутствует, поскольку использование спорного земельного участка не сопряжено с невыполнением администрацией предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Следовательно, Арбитражный суд Владимирской области правомерно удовлетворил заявленные администрацией требования, признал незаконным и отменил оспоренное постановление Отдела от 12.09.2012 N 94.
Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.04.2013 по делу N А11-8061/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
М.Б.БЕЛЫШКОВА
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Судьи
Т.В.МОСКВИЧЕВА
А.М.ГУЩИНА
Т.В.МОСКВИЧЕВА
А.М.ГУЩИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)